Выдающийся мусульманский историк Ибн Халдун (1332-1406), автор знаменитого сочинения «Введение» (Мукаддима), считается основоположником философии истории. Он был ученым, следовавшим в области исторических исследований научным методам и фактически утверждавшим примат естественных причин над религиозным фактором в развитии общества, в возникновении и гибели государства.
Политические изменения в исламском мире в XV в. (экспансия и апогей Османской империи) привели к появлению нового заказчика продукции мусульманских историков – османской элиты. Поэтому в мусульманском мире интерес к творчеству Ибн Халдуна в действительности никогда не исчезал, а с XVII в. стал усиливаться. В Османской империи турецкие историки читали его труды и, отталкиваясь от его идей, развивали свои исторические и политические воззрения.
Объективной причиной усиления интереса к его наследию среди османских историков в XVII в. стали кризис и начавшийся упадок некогда могущественной Османской империи. Влияние Ибн Халдуна на османских историков прослеживается вплоть до XX в., поэтому современные турецкие историки обозначают эту многовековую традицию «Ибн Халдунизмом» (Ибн Халдунчулук). К заслугам османских историков относится, во-первых, обеспечение непрерывности в изучении его трудов вплоть до того времени, когда Запад в XIX в. открыл для себя Ибн Халдуна, во-вторых, осуществление первого перевода его «Мукаддимы» на другой (староосманский) язык в XVIII в., и в-третьих, переосмысление и развитие некоторых положений его учения о государстве. |
|||||
|