Институт Философии
Российской Академии Наук




  Е.А.Фролова. «Понимание революции арабскими интеллектуалами».
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » Е.А.Фролова. «Понимание революции арабскими интеллектуалами».

Е.А.Фролова. «Понимание революции арабскими интеллектуалами».

Е.А.Фролова. «Понимание революции арабскими интеллектуалами».

Тезисы выступления.

 

      1. Революция как социально-политическое движение. «Революция» 1952 г. в Египте и режим насеризма представляли собой не слом предшествующей социальной структуры, а ее развитие через осуществление ряда преобразований: экономическое развитие, аграрные реформы, бесплатные образование и медицина. Такое понимание революции как  организованной, инициированной ускоренной эволюции типично для арабской мысли периода 50 – 60-х годов (Х.Ханафи назвал его «героической эрой деколонизации»). Отношение к нему и оценка его арабскими философами (М.А. аль-Алим, Осман Амин).
     Поражение политики и идеологии насеризма стало свидетельством невозможности быстрых радикальных преобразований, поскольку реформы означают не единовременный акт, а длительный процесс всесторонних органичных для экономики, общества и культуры изменений. 
     Осознанием этого был период контрреволюций (70 – 80-е годы). 
     Крах «зеленых революций», «народных движений» начала ХХI века, т.е. по сути дела бунтов, стихийных восстаний говорит опять же о бесперспективности таких движений и необходимости ориентации на так называемую «консервативную» политику и идеологию постепенных, эволюционных преобразований.

      2. Обращение к идеологии «возрождения» (нахда), культурной революции, тесно связанной с видением роли религии как непременной составляющей сознания мусульманина. Постановка проблемы возможности модернизации религии и понимания модернизации вообще.

      3. Перспективы развития арабских стран – реальные основания. Понятие прогресса.