Институт Философии
Российской Академии Наук




  Общение – сторона человеческой витальности
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики » Сотрудники » Чеснов Ян Вениаминович » Персональный сайт Я. В. Чеснова » Список публикаций » Общение – сторона человеческой витальности

Общение – сторона человеческой витальности

Я. В. Чеснов

 

Общение – сторона человеческой витальности


Общение в начале всего. В Библии Бог, создавая подругу Адаму, говорит: «Ибо нехорошо человеку быть одному». Общение со Всевышним относится к религии. Общение людей друг с другом – к антропологии. Но, заметим вот что: само возникновение человеческого рода, его витальность (жизнеспособность) и развитие культуры обязано общению: общающиеся люди – это общество. В обществе люди находят средства к существованию, к лечению, к образованию семьи, рода… Можно было бы сказать, что и народа, но тут дело сложнее. В этимологии этого последнего слова скрыто значение родильного наполнения чего-то. Л.Н. Гумилев  прямо отвечал, что ландшафта. Мне дело представляется сложнее. Природа выделяет уже индивида: дает ему тот или другой пол, из ребенка делает взрослого. Иначе говоря, природа указывает на конкретного человека и выделяет его безотносительно к его богатству, социальному статусу. Вот также и с родовым телом  народа, которое ментально состоит из ныне живущих людей, из умерших предков и еще из не родившихся поколений. Народ (этнос), таким образом, это тоже результат общения не только между его членами, но, прежде всего, с природой. Характер общения с природой влияет на жизнеспособность народа.

 

В средневековье латынь давала широкую возможность общаться. Зная латынь, студенты кочевали по разным странам от университета к университету в поисках нужного учителя. Интернет  сейчас выступает не только в роли латыни, но  и берёт на себя функцию университета.  Через Интернет в принципе можно получить университетское знание. Но целевое профессиональное знание  теперь перестраивается  за 5-7 лет. В Интернете его можно  получить быстрее, чем на институтской скамье. Профессиональное знание – не только факты, а способ их организации, проще – способ  думания. Какое думание в антропологии?

 

Тут нужен совет или пример специалиста. Антрополог - он всегда «практикующий», работающий «в поле». Выражение пришло от старинных естествоиспытателей и закрепилось, ибо основой антропологии была этнография с ее вниманием к пространственным размещениям культур. Первоначально этнография была географической наукой. Первая кафедра ее в Росси была основана на географическом факультете Московского университета. Еще недавно антропологи основное внимание обращали на  проблемы коммуникации с другими культурами. Сейчас все более важной проблемой становится еще вовсе неясная проблема коммуникации с природой, как внешней, так и своей собственной, человеческой.

 

В связи с тем, что «в поле» особенно велико значение личностных коммуникативных и адаптивных качеств исследователя, им тоже  надо учиться.  Антрополог вроде кочевника: он сам приходит  к людям и от них в дар получает знание. За даром  должен следовать отдарок. Что  может отдать человек вроде меня, всю жизнь  занимавшийся антропологией?

 

Опыт моих учителей и мой собственный: он состоит в  особом  антропологическом мышлении: от частного к частному (в философской логике это трансдукция). В принципе, это умеют делать все люди, когда  они просто беседуют, рассказывают что-то друг другу. Они тогда понимают сами себя. Когда общение людей изучается  как устои жизни, миропонимания, цивилизации, тогда  начинает звучать голос антропологии.  Эти устои – философские основания  антропологии, ядро науки.    Его тоже хранит специалист.

 

 Еще одна тайна профессии – владение  методами описания культуры. Описание  в антропологии занимает такое же место, как в естественных науках эксперимент. Понять здесь – значит: как можно точнее описать. Но как описать истину? Можно только коснуться ее с краю, через деталь, фрагмент. Недаром, Б. Л. Пастернак говорил о том, что народ – фанатик частностей. Да и про детали тоже в одном известном стихотворении. В антропологии через единичное и частное постигается  универсальное и общее. Это антропологический герменевтический круг. Войти в него не так просто, иногда не пускают.

 

Наконец, вопрос: «А для чего?». Даже точное описание может  нарушать интересы людей. Антрополог  касается тонких вещей, поэтому «не навредить» у него такой же этический принцип, как  и у врача. Задача медицины вернуть здоровье. Задача антропологии  предупредить общество от сползания к вражде, вернуть людей к общению.

 

Ну, что? Скажем  друг другу: «Здравствуйте!».