Я. В. Чеснов
Общение – сторона человеческой витальности Общение в начале всего. В Библии Бог, создавая подругу Адаму, говорит: «Ибо нехорошо человеку быть одному». Общение со Всевышним относится к религии. Общение людей друг с другом – к антропологии. Но, заметим вот что: само возникновение человеческого рода, его витальность (жизнеспособность) и развитие культуры обязано общению: общающиеся люди – это общество. В обществе люди находят средства к существованию, к лечению, к образованию семьи, рода… Можно было бы сказать, что и народа, но тут дело сложнее. В этимологии этого последнего слова скрыто значение родильного наполнения чего-то. Л.Н. Гумилев прямо отвечал, что ландшафта. Мне дело представляется сложнее. Природа выделяет уже индивида: дает ему тот или другой пол, из ребенка делает взрослого. Иначе говоря, природа указывает на конкретного человека и выделяет его безотносительно к его богатству, социальному статусу. Вот также и с родовым телом народа, которое ментально состоит из ныне живущих людей, из умерших предков и еще из не родившихся поколений. Народ (этнос), таким образом, это тоже результат общения не только между его членами, но, прежде всего, с природой. Характер общения с природой влияет на жизнеспособность народа.
В средневековье латынь давала широкую возможность общаться. Зная латынь, студенты кочевали по разным странам от университета к университету в поисках нужного учителя. Интернет сейчас выступает не только в роли латыни, но и берёт на себя функцию университета. Через Интернет в принципе можно получить университетское знание. Но целевое профессиональное знание теперь перестраивается за 5-7 лет. В Интернете его можно получить быстрее, чем на институтской скамье. Профессиональное знание – не только факты, а способ их организации, проще – способ думания. Какое думание в антропологии?
Тут нужен совет или пример специалиста. Антрополог - он всегда «практикующий», работающий «в поле». Выражение пришло от старинных естествоиспытателей и закрепилось, ибо основой антропологии была этнография с ее вниманием к пространственным размещениям культур. Первоначально этнография была географической наукой. Первая кафедра ее в Росси была основана на географическом факультете Московского университета. Еще недавно антропологи основное внимание обращали на проблемы коммуникации с другими культурами. Сейчас все более важной проблемой становится еще вовсе неясная проблема коммуникации с природой, как внешней, так и своей собственной, человеческой.
В связи с тем, что «в поле» особенно велико значение личностных коммуникативных и адаптивных качеств исследователя, им тоже надо учиться. Антрополог вроде кочевника: он сам приходит к людям и от них в дар получает знание. За даром должен следовать отдарок. Что может отдать человек вроде меня, всю жизнь занимавшийся антропологией?
Опыт моих учителей и мой собственный: он состоит в особом антропологическом мышлении: от частного к частному (в философской логике это трансдукция). В принципе, это умеют делать все люди, когда они просто беседуют, рассказывают что-то друг другу. Они тогда понимают сами себя. Когда общение людей изучается как устои жизни, миропонимания, цивилизации, тогда начинает звучать голос антропологии. Эти устои – философские основания антропологии, ядро науки. Его тоже хранит специалист.
Еще одна тайна профессии – владение методами описания культуры. Описание в антропологии занимает такое же место, как в естественных науках эксперимент. Понять здесь – значит: как можно точнее описать. Но как описать истину? Можно только коснуться ее с краю, через деталь, фрагмент. Недаром, Б. Л. Пастернак говорил о том, что народ – фанатик частностей. Да и про детали тоже в одном известном стихотворении. В антропологии через единичное и частное постигается универсальное и общее. Это антропологический герменевтический круг. Войти в него не так просто, иногда не пускают.
Наконец, вопрос: «А для чего?». Даже точное описание может нарушать интересы людей. Антрополог касается тонких вещей, поэтому «не навредить» у него такой же этический принцип, как и у врача. Задача медицины вернуть здоровье. Задача антропологии предупредить общество от сползания к вражде, вернуть людей к общению.
Ну, что? Скажем друг другу: «Здравствуйте!». |
|||||
|