Источник публикации: Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Вып. VI. Под. ред. В. С. Собкина. М. 1998 с. 37-63 Я. В. Чеснов, Т. И. Селина
ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ
Российская ситуация и актуальность этнологии. Два года назад американские учителя посетили московскую мультинациональную школу. Они побывали на уроках. Они увидели концерт ассирийских, корейских, чеченских, армянских и татарских детей. Руководитель делегации сказал учителям: "Мы вам завидуем". Наверное, он это сказал не только потому что, дети очаровали американцев танцами и песенками на экзотических языках. Он обращался к нам, взрослым гражданам России, как к хранителям этноментального достояния огромной страны. В США сейчас уже отказались от концепции "плавильного котла", в котором сливаются этнические традиции населения страны. Становится более популярным образ "салата", который подчёркивает сохранение этнического "вкуса" каждого компонента национальной жизни Америки.
Современные цивилизации всё больше предъявляют себя миру в качестве этноментальных общностей. Своими традициями: праздниками, легендами, кухней, музыкой, постройками и одеждой — не только гордятся. Сейчас этнографический облик страны становится такой же её важной характеристикой как показатель её экономического роста. Этнография не изолирует, а сплачивает людей. Вспомним, что великий русский писатель и гуманист Л. Н. Толстой высоко оценил усилия Н. Н. Миклухо-Маклая за то, что тот показал, что "человек везде человек". Творчество этих двух людей само по себе было выражением истинного духа российской цивилизации, открытой миру, как любая другая цивилизация. Толстой, кстати как Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский глубоко изучал этнографию народов Кавказа. Ему принадлежит заслуга в том, что он первым записал на чеченском языке две песни этого народа. Наследие Миклухо-Маклая тщательно изучается в России, Австралии, Германии и в других странах. Образ человека — вот что больше всего интересовало перечисленных авторов. И образ молодого человека в том числе. Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" — выдающееся произведение, возникшее на основе огромного интереса к иному образу человека, к иной культуре воспитания.
Сегодня Россия как страна, стоящая перед выбором новой модели межкультурного, политического и экономического взаимодействия регионов, оказалась не готовой к созданию демократических институтов регулирования этих отношений. Впервые возникла практическая необходимость в создании нового типа знаний, имеющего междисциплинарную природу. Новые управленческие задачи, стоящие перед обществом, обращены непосредственно к самому человеку. Это не только вопросы, связанные с управлением человеческими коллективами и регионами, но и проблемы саморазвития общества, нахождения новых ресурсов активности, заложенных в человеке. И это уже не знание чисто управленческого назначения, а знание, обращенное непосредственно к развитию личности человека.
Поэтому организация коммуникации и взаимопонимания становится одной из первейших задач. Но вопрос о коммуникативной роли таких идеологем как народный кaпитализм, здоровье нации, подлинные права человека и право собственности, интересы нации, а не плутократии и т. д., хотя и поставлен, но совсем не изучен. И нет сомнения, что он тесно связан с вопросом о воспитании гражданина общества. Отсутствие подлинной "народной идеологии" ведет к замене ее прагматикой узкого меркантилизма. Беда в том, что эта подмена ценностей извращает представление об успехе активного действия общественного субъекта, ставит на место всеобщего интереса частный и корыстный. В нашей общественной жизни не разведены позиции собственника и несобственника, что ведет к коррумпированности власти. Отметим, что сложение американской нации, в ходе которого был четче, чем где бы то ни было обозначен принцип собственности, не привело к расколу общества, национальное единство ощущалось как поле равных возможностей стать полноправным собственником и в этом смысле гражданином. Как бы не отличалась эта идеологема от реальности, но она работает. Главное, что человек не благодаря только сознанию, но деятельности и активности может ускорить или замедлить ход исторического движения [1].
Деятельность и активность — каждый раз это выход из проблемной ситуации. Это преодоление кризиса, пусть даже минимального. Тем более это касается перестроечных ситуаций, голода, страха, психологических потрясений. Активно-деятельностное отношение к ситуациям кризиса означает то, что витально-личностное начало обретает смысл исторического. Вот здесь и оправдывается провидческая мысль Михаила Бахтина, что культура познает себя на границе. Для современной России речь идет о границе-черте, шаг за пределы которой витально рискован и личностно ответственнен. За пределами этой черты еще нет социо-нормативных аллей с ухоженными дорожками. Россия находится в предельной исторической ситуации, с избытком снабжающей нас качественно разными маркерами нашего витально-личностного бытия. Эти маркеры ведут борьбу друг с другом за то, чтобы стать признаками цивилизации.
Уникальность положения состоит в том, что все это картина, аналогичная той, что известна этнологической науке: в каждой этнической культуре есть блок скрытых эталонов, который реализует себя ситуативно. У грузина, живущего сейчас в Тбилиси, такой же дефицит "грузинства", как и у его собрата, живущего в Москве. Но этот скрытый блок культуры непременно себя проявит в витальной жизненной перипетии, чтобы "грузинство" продолжало существовать. Полезную для науки специфику этнических культур мы видим в том, что воспроизводство "грузинства", "русскости" или "баскости" имеет отлаженный механизм востребования. Цивилизация и этническая культура это не жесткие скорлупки, а вопрошание и ответы на него. В них есть элемент футурологического эксперимента.
Социологизация этнологии. В настоящей работе выдвигается подход к этническим культурам воспитания как особому виду образовательной деятепьности. С этой позиции становится видно, что образование стоит перед собственным самоопределением. Мы хотели бы обратить внимание на то, что этнология, взявшая на себя познание этнических способов организации жизни, дает возможность подойти к скрытому и всем нам необходимому секрету — в традиционной культуре воспитания на первом месте стоят не средства манипулирования человеком, хотя бы в виде подготовки к профессиональной деятельности, а средства к решению проблемных ситуаций, которые вкладываются в руки самостоятельных членов общества. Этническая культура предоставляет людям средства для обращения с coцио-нормативными компонентами культуры. Эти средства — не просто средства "второго этажа". Существенно то, что они находятся в разрыве с обыденной социально-нормативной культурой и могут быть уловлены только этнологически в соединении с социологией образования. Как было отмечено Владимиром Собкиным и Петром Писарским "система образования живет и существует в ценностном поле культуры. Вне этого ценностного контекста невозможно подойти к пониманию реалий образовательного процесса" [2]. Мы целиком поддерживаем мнение этих авторов, что социология актуально нуждается в выявлении ценностного поля культуры. Этнология должна помочь социологической программе опроса выступить в качестве своеобразной "машины", проявляющей и собирающей разрозненные ценностные реакции обыденного сознания на некоторое целое [3].
Предлагаемое в свое время Джоном Дьюи понимание теории образования "как управляемой ведомой практики" [4] позволило ему ввести категорию опыта, жестко фиксировавшего факт практического, экспериментального единства субъекта познания и среды, инструментального характера их отношения. Опыт связан с рефлексией. В своей жизненной форме он экспериментален, связан с активностью, действием субъекта в мире, его связью с будущим [5]. В социологическом смысле интеллект связан с опытом. Именно в опыте заключены способности человека к приспособлению и преобразованию среды. В образовательной ситуации мысль есть инструмент разрешения ситуации в допустимых пределах адаптации к среде. В естественных типах сообществ ценность имеет культурно-историческое содержание, удерживая целостность коллективности сообщества. В образовательной ситуации ценность обладает свойством быть самодостаточной, будучи независимой данностью, которая имеет значение факта. Объективированность делает мир ценностей внешним, не интериоризованным. Образовательная проблемная ситуация и состоит в том, чтобы включить мир ценностей в инструментальную поддержку активности. Опыт же развивает способности к быстрой и точной идентификации ситуации и поиску адекватных средств ее разрешения.
Специфика этнологического подхода к культуре заключается в том, что ментальные фрагменты культуры, существуя в определенных временных рамках, несут в себе устойчивый идеальный конструкт, который проявляется в композиционной жанровости. Таковы в этнологии всем хорошо известные "жанры": культура жилища, пищи, одежды, обряды и обычаи, отдельные социальные институты, жанры устного поэтического творчества.
Как над уровнем такого рода жанровых композиций построить этнометодологический план педагогической образовательной деятельности? Ясно, что она должна рассматриваться полипозиционно: как пошагово разворачиваемая организация межкультурной коммуникации с использованием в качестве основного инструмента речи-языка, текста-мысли. Реконструкция сгустков коллективной мысли, организующих коммуникацию, означает не что иное как понимание мыслекоммуникации, происходящей внутри порождаемого сообщества. Проблемная ситуация, возникающая в образовательной деятельности, связана с задачами не только чисто социологического конфигурирования разных по содержанию и смыслу образцов (паттернов) культуры. С этнологической точки зрения такая типология культуры играет прагматическую функцию. Без типологии невозможна операциональная работа с фрагментами культуры. Сами же выбираемые фрагменты культуры будут зависеть от того, каковы цели образовательной деятельности. А вот здесь социология и этнология совместно выходят в ценностное поле культуры.
Этнология обращена к взаимодействию целостных, смысловых эталонов витально-личностного пространства с поведенческими образцами (паттернами). Вместо замера интенсивности и частотности того или иного отношения к нормативно-ценностным установкам, мы получаем этнологическое инструментальное прописывание внутреннего экрана культуры, актуализированного в данной, искусственно созданной образовательной ситуации.
Этнологический подход к образовательной деятельности означает выбор в качестве специального объекта изучения представлений о мире и человеке, служащих ориентиром поведения в повседневности. Надо сказать, что представления о человеке пронизывают каждую образовательную ситуацию дважды. Вначале на выходе из образовательной ситуации. Второй раз уже как опыт (средство) повседневной жизни. Поскольку опыт, полученный в образовательной ситуации, требует дополнительных средств для своего адекватного применения в ситуациях повседневности, то этот опыт обывателя — особый предмет этносоциологических исследований. Без удержания пошаговой развертки образовательной ситуации — сначала как реальной образовательной ситуации в рамках школы (искусственной ситуации), а затем как образовательной ситуации в пространстве повседневности (естественная ситуации), нельзя говорить об образовательной ситуации как таковой. Эти две институциональные рамки: 1) школа — родители (семья) — внешняя рамка и 2) ребенок в рамках школьного сообщества. Они удерживаются за счет целостного пони мания социокультурной ситуации в обществе.
Роль гипотезы на предварительном этапе особенно важна. Без нее мы не сможем построить целостной ментальной картины образовательной деятельности как гомогенного ментального поля, господствующего в обществе. Парадигмы образовательной деятельности, пожалуй, основная цель этносоциологического исследования.
Цивилизация — категория этносоциологического исследования. Цивилизационная рамка в социологическом исследовании имеет принципиальное значение. Только она позволяет выделить биполярные фокусы в мотивах поведения, лежащих в основании господствующей нормативной культуры. Нормативные аспекты саморегуляции и самоконтроля социального поведения могут оцениваться с объектной и субъектной позиции. Проведенные кросс-культурные исследования показывают, что в разных типах цивилизации нормативность имеет два репера — субъектный и объектный. В зависимости от этого особое значение имеет или внешне нормативная ориентация поведения на внешнюю среду и внешние формы контроля, или внyrренненормативная ориентация поведения на создание собственных личностно значимых эталонов [6].
Этнологическое знание, если рассматривать его с позиции этноментальных парадигм как одну из когнитивных моделей поведения человека, имеет особое значение для понимания архетипического в ментальности современного человека. Традиционная культура представляет собой в рамках современной цивилизации особый стиль, который выглядит самостоятельным культурным дрифтом. Эта культура обнаруживает себя в особых исторических ситуациях — как правило, в условиях выживания человека, когда общепринятые поведенческие парадигмы не спасают человека. В условиях постоянной нестабильности социокультурной ситуации и инерционной поведенческой динамики, мы можем видеть две различные модели поведения, которые как бы накладываются друг на друга, а точнее поочередно используются. Если не срабатывает привычная поведенческая парадигма, выработанная в иной социокультурной ситуации, то на помощь приходит архетипическая модель поведения. Есть и второй способ — создания новых парадигм поведения, адекватных будущей социокультурной ситуации. Так мы подходим к самому важному моменту — к созданию идеальной поведенческой модели, ориентированной на будущую социокультурную ситуацию. Если не иметь этих двух моделей поведения — архетипической и современной, то мы не сможем заложить в программу исследования необходимого набора параметров, по которым мы могли бы отслеживать динамику изменений в образовательной деятельности.
В таком контексте образовательная деятельность обретает смысл сложноорганизованной процессуальной структуры по созданию новых парадигм поведения, которые задаются через идеальный план — через эталоны и образцы поведения, аналогов которым нет. Так впервые перед человеком возникает план антропоценоза как внутреннего экрана культуры. Субъективация на внутренний экран антропоценоза и составляет суть образовательного процесса в рамках возникающей цивилизации.
Образовательная деятельность имеет дело со сложным "популятивным" объектом. Разграничение разных типов знаний, в том числе различение "естественных" и "искусственных", исключительно важны как для теории знаний, так и для методологии прикладных этносоциологических исследований сложных "популятивных" объектов. Оппозиция "естественного — искусственного" указывает на то, что мы полагаем как реально существующее, естественное для данного "популятивного" объекта, а что относим к разряду идеального, "искусственного" знания, закладываемого в образовательную деятельность. Под образовательной деятельностью принято понимать такой тип деятельности, который создает условия для освоения родовых структур человеческого мышления и деятельности (например, таких, как рефлексия, понимание, целеполагание и т. д.), которые лежат в основе изменении духовного потенциала человека и связывают его через историко-культурный процесс с жизнью предшествующих поколений. "Популятивный" объект относится к естественному типу объектов. Само понятие первоначально возникло в биологии при создании биологической теории популяций, в то время как региональный субъект — это искусственный объект. Образование как процесс межпоколенной коммуникации знаково символично. Традиционное общество, ориентированное в основном на взаимодействие с природой, лишено порой развитой культуры общения (так, в нем отсутствуют способы общения между разными социальными и профессиональными стратами и т. д.), но имеет развитую биовитальную культуру, которую можно оценить сегодня как рафинированную "игру в биовитальность". Индустриальная цивилизация открыла новые возможности приложения энергии машин к массовому производству товаров. Человек в порождаемом им мире искусственного занял место человека, играющего с искусственной природой. В постиндустриальном обществе контроль над информацией, способы получения информации становятся ведущими типами деятельности. Новая историческая ситуация порождения технологий поставили человека в позицию эксперимента над самим собой. Виртуальная реальность ставит эксперимент над человеком, подчиняя его любому типу деятельности. Поскольку господствующая культура (нормативно-ценностная) является содержанием образования, ее форма, структура, современный облик и перспектива развития должны быть положены в основу образовательной нормативно-ценностной программы этносоциологических исследований. Вся сложность проблемы состоит в том, что ни один из дрифтов культуры сегодня не является самодостаточным. Современный стиль жизни заставляет искать индивидуальные способы выживания и выхода из проблемной ситуации. Искусственный разрыв связей с ценностями, лежащими в основе воспитания и социализации, как отмечает Алвин Тоффлер, приводит к "культурошоку" — К фрагментации жизни и поведения человека. "Сейчас жизненный стиль стал способом, с помощью которого индивид идентифицирует себя стой или иной субкультурой…" [7]. Стиль жизни становится способом социальной адаптации человека к современным условиям цивилизации. Распад традиционной культуры означает сегодня социокультурную разъятость общества, иначе говоря, его субкультурацию. Операционально социокультурная разъятость общества может быть эмпирически представлена через категорию стиля жизни. В структуре стиля жизни всегда существует некоторый набор постоянных признаков сознания и поведения индивида, которые могут быть измерены.
Доиндустриальное общество — это прежде всего система отношений между человеком и природой, индустриальное общество — между человеком и "второй" (искусственно созданной природой). Традиционная культура, которая готовила человека к повседневности, имела собственные представления о способах социализации ребенка. Культура повседневности имела собственный поэтический язык, ритуально-обрядовое содержание, которое оберегало человека, психосоматически готовя его к смене своих жизненных ролей, функций и обязанностей. Мультипликативная культура повседневности оказалась вне контекста современного школьного образования. В традиционном же обществе она является как бы основным содержанием образовательного процесса. Современная семья уже потеряла свои когда-то целостные образовательные функции. Человек поделен между различными институтами, наделенными противоречащими друг другу ценностно-нормативными представлениями. Человеческая деятельность как бы выводится за пределы адаптации. С точки зрения Даниела Белла, подлинно общественными отношения становятся лишь в постиндустриальном обществе. Они совпадают по форме и по содержанию: это прежде всего отношения между людьми [8]. В этом смысле содержанием образовательной деятельности становятся прежде всего знания о человеке и о различных типах человеческой деятельности.
Традиционная и современная культура обычно противопоставляются как "старое и новое". При самой положительной оценке национальной традиции (по их органичности в системе человек-природа-общество) считается неизбежным активное и часто разрушительное воздействие на них инноваций. Национальные и коммунные модели показывают возможности сочетания традиций и новаций, образец современных, но не "осовремененых" традиций.
Если культура — средство деятельности, то традиционная культура — средства деятельности, которые обеспечивают самобытность этнической общности или сообщества. При этом этническая самобытность является не внешней характеристикой культуры (ее причудливости и эзотеризма), а процессом гармоничного (естественно-искусственного) взаимодействия человека с природным окружением, общения людей посредством особой знаковой системы. Культурная специфика — это и особое мастерство в традиционной сфере деятельности, основание "самобытности" человека. В самом общем виде стиль жизни человека складывается из хозяйственной (система человек-природа), социальной (взамодействие человека с обществом, или сообществом) и собственно биовитальной сферы (культура тела и здоровья). С позиции повседневности в основе хозяйственной деятельности лежит стиль мышления экологической и материальной культуры, средством социальной — стиль мышления нормативной и духовной культуры. В отношении человек — природа стиль мышления экологической культуры представляет собой знание и понимание природных условий деятельности, а стиль мышления материальной культуры реализуется в созданных человеком вещественных средств этой деятельности. В отношении человек — сообщество стиль мышления нормативно-ценностной культуры — это сложившиеся коммуникативные каналы общения, стереотипы мышления, стиль мышления в духовной культуре — средство самореализации личности.
Деление культуры на субъективные (материальная и духовная) и объективные (экологическая, нормативная), как и разделение их на природообусловленные (экологическая и материальная) и общественно обусловленные (нормативная, духовная) инструментальное и необходимо для соорганизации представлений об огромном фонде средств деятельности. В действительности этих "четырех" "культур" нет. Есть четыре отношения: человек — природа, природа — человек, человек — сообщество, сообщество — человек, в которых разворачивается жизнедеятельность человека — носителя целостной культуры.
В этносоциологическом типе исследований особую роль при обретает визуальная (не вербальная) коммуникация (жест, поза), знаки коммуникации, принятые в традиционной культуре повседневности. Исследовательская техника во многом зависит от того, каким мастерством владеет исследователь при организации коммуникации с информантом. Внешне — это интервью, а по существу — общение сквозь завуалированную форму вопросов. Метод экспертных оценок имеет огромную роль при формировании ментального образа информанта. В этносоциологии самая сложная задача — вывести из уникальной информации представление о некотором ментальном экземплификате культуры. Уникальное — проявление всеобщего. В этом смысле этносоциологическое исследование обращено к голосу эпохи. В том числе и к "немому" голосу эпохи. Региональность здесь важна как внешняя рамка, удерживающая круг особых проблемных ситуаций региона, в которые поставлены люди. Образовательная деятельность помимо чистого табло сознания имеет еще собственную повседневную рациональность. Всегда существует разрыв между поступком и суждением. Действия людей и знания личности о мире взаимодополнительны. Без этих составляющих нельзя построить внутренний и внешний экран культуры, в рамках которого разворачивается образовательная деятельность.
Обычаи часто трактуются как содержание традиции. Это верно, если рассматривать последнюю как "живую традицию", что в русском языке раньше обозначалось как "предание". Обычаи тоже сконцентрированы вокруг личности. Если говорить, языком американского методолога Майкла Полани, то обычай — это личностное и периферийное по отношению к ядерному (фокальному) знанию социума. Поэтому обычай способен представлять культуроценоз в социуме.
Сам же социум контролируется нормами. Они транслируются как эталоны и образцы. Личность не имеет практически возможности вмешиваться в нормы.
Стиль цивилизации и культурный дрифт. Стиль одна из категорий, имеющая региональные черты. Правда, во времена становления науки о стиле в русле эстетики ( в трудах Генриха Вельфлина и его последователей) стиль скорее при надлежал эпохе: например, ренессансу или борокко. Поскольку в стиле всегда подчеркивалась определенная целостность, то уже этим оказалось возможным перенести его на этнографический материал. Приоритет здесь принадлежит Альфреду Креберу, поставившему вопрос теоретически, а также проанализировавшему практически историю стилей одежды на материале США. Им была подчеркнута идея, что наряду с зависимостью от эпохи в стиле есть саморазвивающиеся черты, которые часто проявляют себя по оппозиции (например, короткая одежда вместо длинной).
Естественно, что отмеченная оппозиционность входит в жизнь эмоционально-образным путем. Стиль — это внешняя, выразительная форма, дающая явлению целостность. Очень точно сущность стиля была отмечена Ролланом Бартом: стиль — это не форма, а субстанция, находящаяся под угрозой формализации. Это делает анализ стиля важным и интересным для историко-этнологической герменевтики.
Мы можем говорить о стиле, когда есть ряд однофункциональных вещей. Как бы ни были импозантны трезубец Посейдона, львиная шкура Геракла и щит Ахилла, это еще достилевые вещи. И вообще, может ли быть стиль у личных вещей, у вещей, изготовленных в единственном числе или только для себя? Стиль появляется там, где есть образец и тиражирование. Очень ярко стиль проявляется в ситуации восприятия внешнего влияния, что было отмечено Францем Боасом в его книге о первобытном искусстве. Но не только там себя проявляет действие образца. Оно сказывается еще в таком мало изученном явлении как культурный дрифт.
Под понятие культурный дрифт подходят факты перенесения ядерного герменевтического круга (традиции) на объекты большого круга, охватывающего среду и условия. Тогда признаки-условия предмета культуры или института делаются традицией, т. е. становятся ценностью и наполняются пониманием. Обратимся к нескольким примерам. У эскимосских групп мы обнаруживаем утонченно развитую технику, которая выше адаптивных требований. У другого северного народа — алеутов — невероятно высоко развита анатомия, связанная с обычаем бальзамирования трупов. Бушмены, обитающие в полупустынях Африки, специалисты по ядам и к тому же изготовители великолепных красок и живописцы. Древний Египет и Тибет дают примеры более сложных специализаций в той части материальной культуры, которая зависит от развитой мистической техники. Все это культурные дрифты, ставшие традицией.
С культурным дрифтом связана, очевидно, престижность того или иного вида хозяйства. Так, у народа десана на северо-западе Амазонии в их экономике земледелие и охота играют равную роль, но они себя считают только охотниками. Всегда огромен престиж кочевничества у тюркских, монгольских и арабских народов, хотя у многих таких групп большую роль играет земледелие. Но к нему относятся без должного внимания: например, в старину туркмен, засевая приречные земли, освобождавшиеся после паводка, даже не слезал с коня.
Стилевой культурный дрифт может получить эстетическую окраску. Ее носит чайная церемония или праздник любования сакурой у японцев, бразильский карнавал или испанская коррида. Как в технической, так и в эстетической форме дрифта мы видим его наполнение этническим содержанием. Примечательно, что в архаике, в эпоху становления производящего хозяйства на Ближнем Востоке у соседских общин наблюдался явный технический вариант культурного дрифта: они разводили разные виды растений и животных. В одной общине обнаружено захоронение, где тело умершего усыпано цветами. Можно предположить, что здесь культурный дрифт шел параллельно в технической и эстетической форме и способствовал прорыву рутины охотничье-собирательского хозяйства в сторону производительной экономики. Насельники ближневосточных предгорий смогли вырваться из ядерного герменевтического круга и освоить большой, перенеся на него силу традиции — предания.
Важнейший этнологический аспект стиля состоит в том, что он имеет огромный распределительный потенциал, перенося ядерные явления на весь ареал стиля. В стиле нет периферии. Особенно полезной категория стиля оказывается для анализа региональных организованностей вроде этнографических типов как таковых и этноментальных аспектов трансляции культуры, особенно такой ее части как воспитание. В сущности европейская сложившаяся система воспитания несет стилевые черты. Она основана на возрожденческом представлении, что познание античной (гpeко-римской) традиции в литературе и искусстве дает для личности основное направление развития и освобождает ее от бремени ошибок и заблуждений. Как известно, мощный стимул этому направлению дали Эразм Роттердамский и деятельность иезуитского ордена. В школах, основанных иезуитами, считалось, что первая задача учителя состоит в подготовке материала для осмысления учеником, роль учителя тем самым считалась определяющей. Школьная дисциплина ассоциировалась с дисциплиной ума и с дисциплиной как наукой. Это классическое гуманистическое направление в культуре воспитания в настоящее время подвергается научной критике. Но тем не менее оно господствует на практике. Актуальна задача рассмотреть этнические культуры воспитания сквозь призму стиля.
Стиль, картина мира и культура воспитания. Стиль — важнейший показатель культуры воспитания. На это уже обратили внимание Маргарет Мид и Эрик Эриксон. Для М. Мид в период изучения ею на месте океанийских обществ стиль охватывал прежде всего биовитальное поведение людей. Сюда она относила невербальные аспекты поведения (позы и жесты) [9] и поведение полов [10]. Несмотря на это суженное понимание стиля, можно сделать вывод, что М. Мид через стиль была склонна интерпретировать локально-этническую автоматически передаваемую, слабо рефлексируемую и слабо вербализованную и притом чрезвычайно важную для групповой солидарности модель поведения.
Более разработанное представление о стиле в культуре воспитания было предложено Э. Эриксоном. Для него стиль складывается в результате взаимной ассимиляции соматических (биовитальных), ментальных и социальных, слабо отрефлексированных моделей (паттернов), которые усиливают друг друга и порождают эффективный "культурный план жизни" [11]. Интересная интерпретация такого пони мания стиля была предложена Э. Эриксоном в его очерках культуры воспитания у двух североамериканских племен.
Изученные им племена (сиу — дакота), расселенные в прериях и юроки, живущие на морском побережьи в Калифорнии, чуть ли не противоположны по образу жизни. Если сиу вели подвижную охоту на бизонов и долго боролись против экспансии белых колонистов, то для юроков был характерен стабильный образ жизни оседлых рыболовов: пропитание им давала река Кламат, в которую устремлялись для нереста лососи. Юроки никогда не помышляли ни о каких военных действиях. Если идеалом общества сиу был образ сурового охотника и воина, то юроки выработали идеал мирного накопителя денег (первоначально ракушечных), который вечно беспокоится о своей ритуальной "чистоте" и погружен в галлюцинации.
Разными путями у сиу и юроков вырабатывается этническая идентичность ребенка. Мы должны обратить внимание на то, что у сиу девиантное поведение с детства гасится в обществе путем отведения агрессивных побуждений на внешних врагов (других индейцев или белых). У замкнутых юроков девиантность гасится внутри самого индивида с целью получения ритуальной "чистоты". "Чистота" у них состоит в постоянном очищении от возможного ритуального загрязнения. Опасна близость женщины, после случившегося рыбак должен побывать в "доме потения", где находится священный огонь. Очищение завершается чуть ли ни ежедневным купанием в реке. Собственно ритуал очищения известен также сиу, но у них он превратился в самоистязание (танец солнца), на котором воины наносят себе ранение ради искупления. Для Э. Эриксона подобные обычаи сиу и юроков являются видом племенной магии, которая позволяет им контролировать самих себя, свои орудия, имеющихся в их распоряжении сегментов природы [12]. Оба племени Э. Эриксон считает высоко этноцентричными [13].
Э. Эриксон собирал свои материалы по культуре детства среди двух североамериканских племен в 1920-1930-ые гг. при содействии выдающихся этнографов, одним из которых был Альфред Кребер, специалист экстраординарного класса. Это обеспечивало Э. Эриксону убедительность его интерпретаций. Современная этнографическая наука может только подтвердить эффективность иррациональных моментов в поддержании психического гомеостаза как группы, так и индивидуума. Аналогичные данные можно привести по народам различного происхождения, живущих в разной экологической среде, практикующим разные хозяйственные отрасли.
Возьмем народ коми, расселенных в зоне таиги на северо-востоке Европейской равнины. Они знают земледелие и животноводство, но рыбная ловля и охота традиционно занимают большое место в их хозяйстве. Представление коми о том, что охотник, ведя свой промысел, проходит мимо деревьев, ручьев и оставляет там недуги, набираясь здоровья, — не только магическое. Это мифо-поэтическая концепция, рациональная по своим последствиям. Можно сказать, что в названном представлении коми реализуется иной тип рациональности, нежели принятый в научном мировоззрении. Или другой пример: абхазы, расселенные на восточном берегу Черного моря в субтропическом климате. Они практиковали иной тип земледелия. Вместо оленя, которого на севере держат коми, мы можем увидеть в абхазском селе буйволов, от жары спасающихся в водоеме. Но и в этом благодатном краю человек также проходит через кризисы: болеет, боится пропажи животных, неурожая, неудачной охоты в горах и т. п. Психологическая напряженность в абхазском обществе разряжается с помощью целой системы семейных и общинных жертвоприношений, молений и гаданий. Все это входит в мифо-поэтический мир абхазской культуры.
Мифо-поэтическая реальность — это сфера традиционно передаваемых приемов контролирования любых отклонений в поведении человека. Эта система контроля девиантности включается тогда, когда что-то случается с человеком: заболел ли он, не может найти себе брачного партнера, или он не видит результатов своих трудовых усилий. Э. Эриксон, будучи сторонником психоанализа и работая с архаическими обществами, сузил мифо-поэтическую реальность до магии, которая, по его мнению, управляет отверстиями тела, маршрутами поставок пищи и выделениями [14].
Наше предложение заключается в рассмотрении концепции Э. Эриксона об иррациональном контроле девиантности как частном случае более общей мифо-поэтической картины мира. Обращение к последней требует того, чтобы хотя бы вкратце коснуться проблемы ритуала. Сама суть ритуала состоит в том, что он маркирует начало или завершение какого-то действия. Так, по мысли Арнольда ван Геннепа, обряды детского цикла направлены на отделение ребенка от мира природы, мира мертвых, от сферы асексуальных отношений и от матери [15]. Мифо-поэтическая реальность в целом и есть пространство начал и завершения входов и выходов. На эту специфику ритуалов обратил свое внимание Карл-Густав Юнг, видевший в них механизм "настроения-воления", он прямо ссылается на "обряды входа и выхода" [16].
Витально-личностное пространство. Нам теперь надо обозначить то пространство, которое является хранилищем мифо-поэтических мотиваций, личностных действий, создающих особую виртуальную реальность. Описать эту реальность более конкретно и точно очень трудно, потому что она то существует, то исчезает. Возникает она тогда, когда люди покидают места в системе социально-нормативных отношений и когда их отношения определяются их личностными качествами: полом, возрастом, харизмой. Это пространство неформальных отношений, которые возникают не в производстве, не в потреблении и не в социо-нормативной культуре, но по поводу перечисленных блоков общественной жизни. Здесь человек существует в своем качественном своеобразии, как особая целостность, как личность сама по себе, наделенная максимумом свободы. Структура личности в этом пространстве не ограничена законами функционирования, она ограничена полом и возрастными ступенями прохождения жизненного пути. Для более подробного ознакомления с концепцией жизненого пути индивида мы отсылаем читателя к соответствующему разделу книги Игоря Кона "Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива)" [17]. Нам же сейчас надо обратить особое внимание на то, что рамкой мифо-поэтической реальности, в которую ведут ритуальные входы и выходы, является витально-личностное пространство.
Человек не идентифицируется в витально-личностном пространстве, как это имеет место в социально-нормативном пространстве. Здесь не стоит проблема идентификации с полом, возрастом или состоянием здоровья. В эти идентификации человек может только входить, а выходит, как правило, только с кончиной. В случае же витально-личностного пространства речь идет не об идентификации, а о включенности в него.
Магическая практика представляет собой нерефлексивные входы и выходы из витально-личностного простанства. Но имеется и рефлексивный способ пребывания в нем — самоограничения и ответственность. Эти рефлексивные состояния самоограничения и ответственности оказываются важнейшими для характеристики той или иной культуры воспитания. Все нам известные общества дают доказательства того, что культура воспитания направлена всегда на обуздание в ребенке вседозволенности. Ответственность — пределы его детства. Возьмем классические труды М. Мид. И мы увидим, что послушание у самоанцев идеал детского поведения до 4-5 лет. Что девочка 6-7-летнего возраста несет ответственность за младшего ребенка семьи. Она становится, по словам М. Мид, "главной нянькой" [18]. Обратившись к древнеегипетской цивилизации, мы увидим суровое обращение с детьми, которые ходили босиком и даже голыми [19]. В современных буддийских странах, где господствует мягкий климат человеческих отношений, мы обнаруживаем суровую муштру детей в монастыре, как например, у лаотянцев [20].
Самоограничениями и ответственностью характеризуются взросление детей у народов Северного Кавказа. А суровость и аскетизм английской школы уже многие десятилетия является предметом обсуждения в педагогике. Все это хорошо известные факты. Их можно бесконечно увеличивать. Но их суть будет всегда одна и та же. Витально-личностное пространство структурировано не нормами, а этическими установками. Эти установки в отличие от норм-образцов мы предпочитаем называть эталонами. Эталоны не являются раз заданными предписаниями, они проявляются ситуативно при входе в витально-личностное пространство. Разъясним это на реальном примере. По строгим законам абхазского этикета после долгого пути по жаре первым на месте прибытия выпить стакан воды положено человеку самого старшего возраста. Это норма-образец. Но этот человек, носитель традиционных ценностей, в нашем случае этого не сделал, а передал стакан подростку, который во время пути нес довольно увесистую ношу. Здесь прозвучала эталонная нота из свода абхазских этических правил ("аламыса") [21].
Топическая педагогика. Итак, витально-личностное пространство идентифицирует личность по отношению к тем или иным социо-нормативным параметрам, но этически ее интегрирует через систему самоограничений. Подобная гомогенизация личности в эзотерическом мифо-поэтическом содержательном поле и есть этническое самоопределение человека.
В этом случае в традиционно-этническом обществе осуществляется не нормативная педагогика, а топически-стилевая. Это значит, что ребенок в этом обществе усваивает не столько нормы, обладающие императивным диктатом, сколько проходит, как бы играя, по топическим местам, на которые расчерчено культурное достояние общества. Он продвигается вперед в случае удачи как в детской игре в классики, где на земле изображена система мест-квадратов. Вот красочный пример из культуры воспитания племени манус, сообщаемого нам М. Мид. "Взрослые не скучают, когда имеют дело с несколькими словами, которые может пролепетать младенец. Наоборот, именно эти с трудом усваиваемые им слова служат великолепным предлогом для взрослого отдаться своей собственной страсти к повторам. Так, младенец говорит "я", и взрослый говорит "я", младенец говорит "я", и взрослый говорит "я" и т. д., и т. д., в той же самой тональности. Я насчитывала до шестидесяти повторов одного и того же слова либо просто слога, лишенного смысла. И в конце шестидесятого повтора ни младенцу, ни взрослому не было скучно. Ребенок со словарным запасом в десять слов ассоциирует такое слово, как "я" или "дом", с кем-нибудь из взрослых, с которым он был занят этой игрой в слова, и, когда его дядя или тетка проплывают мимо его дома в каноэ, он с надеждою кричит им "я", "дом". Он не будет разочарован: обязательный взрослый, столь же довольный, как и ребенок, крикнет в ответ "я" или "дом". И эта перекличка будет длиться до тех пор, пока каноэ не отплывает за пределы слышимости голоса" [22].
Топический принцип "делай как я" проходит через все этнические культуры воспитания. Пожалуй, он характеризует традиционное общество в большей степени, чем принцип устной трансляции культуры.
На топическом принципе основаны довольно распространенные у разных народов системы определения будущей профессии младенцев. У народов Кавказа при первых шагах ребенка около него кладут разные предметы хозяйственного быта. Если мальчик пойдет к топору или другим предметам крестьянского быта, он будет хорошим хозяином. Девочка должна пойти к ножницам или к предметам утвари — она станет хорошей швеей или стряпухой.
У кабардинцев мальчик должен идти направо, девочка — налево. В традиционном немецком быту существует обычай давать в руки младенцу что-то написанное или книгу, — чтобы был умный и хорошо учился. Девочке дают веретено.
К топическому принципу восходят прогностические системы гадания по детскому поведению. Повсюду распространено представление, что если дети играют в солдаты, то будет война. В Германии считают, что когда дети строят крышу или громко кричат, то будет дождь.
В народных представлениях чрезвычайно значимы первые шаги ребенка. Эти шаги должны нести благополучие обществу. Это своеобразная топическая магия. У кабардинцев, когда малыш делал первый шаг, между его ног проносили хлеб и халву. У чеченцев между ног прокатывали бублик и монеты — отдавали их детям. У абхазов начинающий ходить ребенок должен был поставить ножку на хлеб. У осетин на празднике в честь детей малыши ставят правую ногу на кашу из пшеничной муки и свежего сыра. Потом эту кашу ели женщины — участницы праздника.
Пример одной этнической культуры воспитания: абхазы. Работа этнографа в Абхазии включает его в сеть этических принципов местной культуры: зачем бы ты ни пришел к людям, с какими бы вопросами ни обращался — все это потом, потому что прежде всего ты гость. А раз в доме гость, то все теперь определяется этим. Срочно готовят гостю свежее мясо. Сажают за стол и потчуют. А ты видишь как за дверью пробегают еще не накормленные детишки. Те же кто постарше тебе прислуживают: держат кувшин с водой и полотенце для мытья рук, обслуживают стол. Они оставили свои дела. И с точки зрения ситуации не имеет значения успели они сами пообедать или нет. Сесть за стол вместе со старшими им не положено. Такая детская аскеза определена витально-личностным пространством абхазской культуры, ее нравственными эталонами. Не следует думать, что абхазские дети в обыденной ситуации находятся в подобной ритуальной жескости. Но появление гостя — это включение витально-личностной реальности, где знаками становится регулирование потребностей индивида вплоть до их подавления. Люди стремятся, чтобы это происходило как можно чаще, чтобы в доме постоянно были гости. Абхазы говорят: "Гость приносит с собой семь счастий. Шесть оставляет в доме, а одно уносит дальше".
Изложенный ниже материал собран в Абхазии в 1980-е годы в ее разных этнографических зонах, как в северной части, где большинство населения считается исповедующим ислам, так и в южной части, где издавна, а точнее чуть ли не с VI века, исповедовалось христианство. Большую помощь в сборе материала оказал почтенный Гусар Барцыц из села Блабурхва. Очевидно, не случайно еще в начале нашего столетия один русский автор сообщал, что в этом селе живут люди, бережно хранящие старинные абхазские обычаи.
Есть важный аспект абхазского отношения к жизни и смерти. Он выражен в таких, однажды услышанных словах: "Как, он умер? Совсем?" "Нет, — ответили, — корень остался!" Примечательно, что старик может сказать по отношению к своему разбаловавшемуся внучку: "Ах ты, мозг моих голеней". Редукции к образам телесной анатомии вообще очень характерны для абхазской культуры.
Глубоким уважением проникнуто отношение к женщине, продолжительнице жизни. Особенно к женщине-матери. В старину бытовала легенда о том, что кукуруза, кормилица людей, выросла из капель молока, оброненных кормящей матерью. Почитание матери и ребенка всегда составляло основу абхазских ориентаций в мире. До сих пор это так. Но надо стараться, чтобы в будущем сохранились не просто чувства любви, но и вся абхазская культура охраны материнства и детства.
Грудной ребенок восприимчив ко всему. Его по-абхазски называют "апшка" — "мягкий" значит. Он на все реагирует. Материнское молоко для него важнее всего. Оно ум ему дает и крепость. Кормили раньше грудью до двухлетнего возраста.
Когда укладывали ребенка в первый раз в люльку, говорили: "Чтобы ты был светлым, чтобы ты был мягким". Поэтому первый выход матери с ребенком из дома во двор был приурочен к ясной солнечной погоде — считалось, что тогда у ребенка будет светлый и жизнерадостный характер. Гусар неодобрительно относится к тугому пеленанию в люльке. Он считает что дыхательные органы младенца должны быть открыты. Его телу нужна свобода. От этого он легкий будет на подъем, шустрый.
Действительно, по старинным обычаям абхазов ребенку старались не позволять ползать на коленях. Очень рано, уже с 7-8 месяцев его учили ходить. Гусар умеет по походке и осанке ребенка определить его будущий характер. Играют ли дети, идут ли из школы, — все он примечает. Ребенок, бережно относящийся к учебникам, вырастает хорошим, рачительным хозяином на земле. О ребенке, который при испорожнении имеет привычку, оставив маленькую кучку, пересаживаться с одного места на другое, говорят, что это, будет умный человек (очевидно, суждение прямо противоположное немецкому народному представлению о том, что если у ребенка часты запоры, то из него вырастит умный человек).
Интересны такие суждения Гусара. Молчаливый ребенок умным будет. Но пассивный таким и взрослым останется. Кстати, у такого ребенка походка качающаяся, из стороны в сторону, как у утки. Палец в рот ребенок кладет — испорчен уже чем-то. А вот отгоняющий людей от люльки не иначе как начальником будет, — смеется Гусар.
В абхазском быту распространены шутки, когда взрослый родственник или друг семьи делает движения, будто он хочет схватить мальчика за пенис. Часто говорят: "Сейчас отберу твой пистолет (или кинжал)". Очень интересен пару раз наблюдавшийся обычай, когда дальние родственники целуют полутора-двухлетнего младенца в разные места его тельца со словами: "Дай я тебя поцелую в душу мамы, в душу папы (в другое место), в душу бабаушки, дедушки" и т. д. Возможно этот обычай связан с тем, что душа человека в течение суток движется по его телу: утром находится под ногтями рук, а к вечеру переходит под ногти ног.
Как бы ни трактовали психоаналитики описанные обычаи, относящиеся к гениталиям или душе, с нашей точки зрения акцентирование этих моментов является введением ребенка в витально-личностное пространство через маркировку "отделяемых органов", которыми являются гениталии и душа.
К проблеме архетипа ребенка. Карл Кереньи и Карл-Густав Юнг в своих исследованиях уделили большое внимание мифологеме Божественного Дитя. Это образ ребенка, который за считанные дни становится взрослым и совершает подвиги. Таков Гермес у древних греков, Тот и Анубис у древних египтян. Подобные образы широко известны фольклористам на материале самых разнообразных традиций. Мифологическая функция Божественного Дитя быть предвестником или носителем блага. Для Юнга — это архетип дитя, архетип ребенка.
Большой этнологический материал, собранный нами в разных регионах России и Кавказа, показывает эмбрионально-мифологическую подоплеку такого образа. В народном мышлении каждый родившийся младенец несет на своем теле знаки пола будущего ребенка, своего брата или сестры, которые eщe даже не зачаты. В качестве таких примет рассматриваются складочки под ягодицами ребенка, форма волос на затылке, синеватые пятна в области крестица (такие пегментные пятна у младенца бывают у монголоидной популяции и с возрастом исчезают). Большинство подобных при знаков размещено в задней части тела младенца и они свидетельствуют как бы о том, что за его спиной стоит уже новый представитель человеческого рода, следовательно, младенцы находятся в эмбриональной цепи. Новорожденный как бы первое звено этой цепи. В идеальном случае зародыши мальчика и девочки в такой цепи размещены попеременно. У народов с очень архаической культурой, как у нганасан на Таймыре, эмбриональная цепь находится в очаге: зародыши выходят из этого места. Как бы то ни было представление об эмбриональной цепи характеризует мысль о том, что дети рождаются сами собой, а родители лишь этому способствуют. Божественное Дитя и есть в этом смысле предвестник блага — рождения следующего ребенка.
У архетипа ребенка есть культурогенная функция. Это деяние описывается во многих развитых мифологиях. Не менее ярко эта роль обнаруживается в этнографических обрядах. Вот, например, у осетин в селах на Новый год в дом приходит соседский ребенок и произносит такое пожелание: чтобы у вас было столько счастья, сколько волос у меня (или сколько цветов в букете). Та же роль видна в популярных у славян новогодних колядках. Детские новогодние поздравления популярны в Германии. Как и во многих других европейских странах, начало какому-нибудь действию, например, вязанию снопов, должны были положить дети.
Во многих традициях чрезвычайно важна ритуальная роль ребенка первенца. Так у черкесов, если на кур набросить нижнюю рубашку первенца, то, считают, те куры, которых она каснется, станут квочками (то есть сядут на яйца).
У карачаевцев, балкарцев, чеченцев и некоторых других народов Кавказа нам удалось записать предание о ребенке-счастье. Старик из одной семьи, где дела обстояли неладно и все ссорились, зимой пошел в лес за дровами. Он увидел совершенно голого ребенка, сидящего на камне. Старик спросил: "Кто ты?" Ребенок ответил: "Я счастье вашей семьи". Старик стал упрашивать ребенка вернуться домой. Ребенок-счастье согласился это сделать только ради молодой невестки, недавно приведенной в дом. В этом предании ярко характеризуется кавказская этика жизни — молодая женщина непременно должна родить ребенка, это и есть счастье семьи. Этика жизни структурирует отношения взрослых — надо думать, что после появления в доме ребенка-счастья отношения взрослых должны нормализоваться.
Но поэтика легенды нам вскрывает еще одну истину. Выход ребенка-счастья из витально-личностного пространства является мифо-поэтическим стержнем всей истории. Иначе говоря, архетип ребенка проявляется в момент его ухода или прихода. Как мы отметили выше, витально-личностное пространство структурируется входом и выходом, включением и отключением.
Уход ребенка-счастья или быстрое взросление ребенка героя — это архетипическая мысль распоряжения ребенком самим собой, базирующаяся на представлении об эмбриональной автономности. Поэтому феноменологическая позиция психоанализа о взрослении ребенка на основе распоряжения своими экскрементами, представленная Э. Эриксоном в очерках о сиу и юроках, — чистый натурализм. Хотя в народной практике, как мы видели, эта позиция учитывается для определении будущих черт личности у ребенка.
Нам думается, что распространенная в этнических культурах внесемейность, принадлежность ребенка всем — архетипична. Потому что младенец манифестирует свой архетип только тогда, когда он отчужден от матери или семьи в пользу общества, когда он включен в коллективное бессознательное. Такая регрессия ребенка культурологически выражается разными средствами. Сюда относится:
1) непременное первое кормление ребенка кормилецей — не матерью (во многих архаических культурах типа океанийских), отмечено нами у народов Кавказа;
2) взятие ребенка на воспитание родственниками. Уже М. Мид обратила внимание на этот обычай на Самоа. На Новой Гвинее в 1950-ых гг. 1/3 детей воспитывалась не у своих родителей. На осторове Нукуоро 61% детей поменял семью, некоторые из них 3 или даже 4 раза [23]. В более развитых обществах мы находим то же самое. Так у бирманцев дети часто растут не у родителей [24].
3) У лаотянцев старшие братья и сестры практически являются вторыми родителями.
4) В ряду этих же фактов следует упомянуть огромную роль брата матери в воспитании ребенка. Это всемирное явление. Брат матери — самый близкий мужчина для ребенка, ближе, чем отец. Он его защитник. Он устраивает брак племянника или племянницы. Свидетельства об этом многочисленны. От горного народа лушей в Бирме до народов Европы.
5) Наконец, в сумме этих фактов мы должны упомянуть обычай "аталычества" (обычай, имеющий глубокие корни на Кавказе, получил название от тюркского слова "ата" — отец). Прекрасное описание этого обычая мы находим у Ярославы Смирновой: "Воспитание ребенка в семье аталыка в принципе не отличалось от воспитания в родительском доме. Разница была лишь в том, что, по обычаю, аталык должен был воспитывать ребенка еще более тщательно, чем собственных детей. Впоследствии обоим предстоял своего рода экзамен: воспитанник должен был публично показать все, чему его научили. Происходило это уже в родительском доме, куда у адыгов юноша обычно возвращался, по одним данным, с наступлением совершеннолетия, по другим — ко времени женитьбы. У части адыгских групп и других народов, у которых аталычество было выражено слабее, в частности у осетин, ребенка могли вернуть значительно раньше.
За все эти годы ребенок виделся с родителями не более одного-двух раз. При этом родители, следуя обычаям избегания, при свидании никак не проявляли своих чувств и даже делали вид, будто не узнают сына. Тот, со своей стороны, зачастую даже не знал, к кому его привезли показывать. Поэтому воспитывающийся у аталыка юноша возвращался в родительский дом как в чужую семью, и должны были пройти годы, прежде чем он привыкал к родне. Между братьями, которые всегда воспитывались у разных аталыков, сокранялась отчужденность. Напротив, с семьей аталыка у воспитанников устанавливалась близость, приравнивающаяся адатами к кровной, если не большей" [25].
К вопросу о программе исследований. Выше мы дали анализ общественной и сугубо научной ситуации, связанной с культурой воспитания, ради конечной цели — формулирования социоэтнологического подхода. Болевые точки как социологии, так и этнологии равным образом размещены в ценностном поле культуры. Поэтому не очень перспективным было бы делом делить это поле дисциплинарно. Гораздо плодотворнее сотрудничество методик и углов зрения. Вот конкретный пример. Кросскультурный анализ жизненных ценностей и отношения к образованию, проведенный на материале Москвы и Амстердама, показал, что витально-личностные ориентиры молодежи Москвы менее дифференцированы и структурированы, чем соответствующие параметры у молодежи Амстердама. Это этнологический аспект. У молодежи Москвы эти ориентиры еще четко не отлились в социально-нормативные формы. А это уже аспект социологический. Уловить развитие ситуации для молодежи Москвы можно только объединением совместных усилий социологии и этнологии. Последняя обладает возможностью обозначить появление ментальных экранов, скрытых до того в виде "паттернов" самого широкого спектра: архетипа ребенка, возрастного сообщества, самоограничительной аскезы при казалось бы все захлестывающей тяги к острым ощущениям, необходимых уровней самоидентификации и т. д. Все это возможные этнологические ответы на непременно возникающее вопрошание времени. Наша задача быть к этому подготовленными. В программе будущих исследований должен учитываться не только набор формально-морфологических признаков (набор функциональных мест), характеризующих социализацию, но и способы маркировки витально-личностных состояний человека.
Литература
1. Баразгова Е. С. Американская социология. Традиция и современность (курс лекций). Екатеринбург: изд-во "Деловая книга" — Бишкек: изд-во "Одиссей", 1997. С. 29.
2. Собкин В. С., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва — Амстердам (По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей). Москва: Центр социологии РАО, 1994. С. 150.
3. Там же
4. Dewey J. Democracy And Education. N. Y.,192З. Р. 387.
5. Dewey J. Democracy And Education. N. Y.,192З. Р. 4, 7, 8.
6. Собкин В. С., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва — Амстердам. Москва, 1994. С. 69-70.
7. Futuгe Shock. Ву A. Toffler. N. Y., 1970. Р. 306.
8. Баразгова Е. С. Указ. соч. С. 161.
9. Мид. М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. С. 50.
10. Мид. М. Указ. соч. С. 57, 71.
11. Эриксон Эрик Г. Детство и общество. Изд. 2-е перераб. и доп. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996. С. 227.
12. Эриксон Эрик Г. Указ. соч. С. 258.
13. Эриксон Эрик Г. Указ. соч. С. 257.
14. Эриксон Эрик Г. Указ. соч. С. 261.
15. Gennep A. van. The Rites Of Passage. L., 1960. p. 50-64.
16. Юнг К.-Г. Архетипы и символы. М., 1993. С. 89.
17. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М.: Главная ред. восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. С. 69-79.
18. Мид. М. Указ. соч. С. 100-101.
19. Шмидт К. История педагогики. Спб., 1877. С. 133.
20. Этнография детства. М., 1988. С. 95.
21. Чеснов Я. В. Нравственные ценности в менталитете абхазов // Полевые исследования Института этнографии. М., 1982; Размышления об абхазской культуре // Советская этнография, 1989, N1.
22. Мид М. Указ. соч. С. 186-187.
23. Бутинов Н. А. Детство в условиях общинно-родового строя // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М.: Наука. Изд. фирма "Восточная литература", 1992. С. 6.
24. Этнография детства. М., 1988. С. 100.
25. Смирнова Я. C. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX вв. М., 1983. С. 78-79. |
|||||
|