ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перестройка идет медленно. Перестройка идет быстро. Медленно в экономике. Быстрее - в социально-политической и духовной сферах. Но еще быстрее, как представляется, иссякает отпущенный кредит надежды на скорое улучшение жизни для всех. Впрочем, здесь правомерен и контрвопрос: а в какой мере оправданы подобные ожидания при переменах столь грандиозного масштаба? Не согласиться ли с тем, что быстрых изменений ждать вообще нельзя? Подумаем об этом.
Из недавних событий, значимых для жизни деревни, прежде всего вспоминается IV Всесоюзный съезд колхозников (март 1988 года). Через год — Пленум ЦК партии по аграрным вопросам. Совсем недавно - в мае—июне и декабре 1989 года - Съезды народных депутатов СССР.
Накануне и в ходе их работы выдвигались предложения, программы по радикальному оздоровлению экономики села. В печати с ними выступали ведущие экономисты-аграрники — академики ВАСХНИЛ В. А. Тихонов и А. М. Емельянов, профессор В. Ф. Башмачников. Вопрос подъема деревни был в центре выступлений на Съезде народных депутатов известных экономистов Г. X. Попова и Н. П. Шмелева. И что же? Последовало согласие или решительное возражение? В развернувшейся дискуссии победила более обоснованная программа? Нет. Все произошло как обычно: кое-что принято, кое-что не замечено, кое-что отметено без аргументов. В итоге на Съезде решительных мер, адекватных переживаемому моменту, намечено не было.
Глубоко прав народный депутат СССР, писатель Ю. Д. Черниченко, точно сказавший в своем выступлении: "...причины нищеты людей и умирания пашни — только и исключительно политические причины" (41, с. 10). То, насколько определяющим для нашей страны после Октября были политико-идеологические детерминанты, мы старались показать всем текстом книги.
Идеология сама по себе бестелесна. Она нуждается в материальных носителях — провозглашающих, внимающих, действующих. Поскольку практическое строительство социализма с первых дней после Октября было неразрывно связано с доминированием идеологии над экономикой, постольку члены партии в качестве носителей "единственно научного" мировоззрения как бы естественно взяли на себя функции управления и контроля. Монополия власти стала реализовываться через вытеснение, а впоследствии и устранение любого инакомыслия.
Бороться с этим положением уже в период "военного коммунизма" призывал известный и высоко ценимый В. И. Лениным русский революционер П. А. Кропоткин. После встреч с вождем Октября и обсуждения хода революции в стране в 1919—1920 годах он писал: "...нужно, необходимо местное строительство, местными силами, а его нет. Нет ни в чем. Вместо этого на каждом шагу людьми, никогда не знавшими действительной жизни, совершаются самые грубые ошибки, за которые приходится расплачиваться тысячами жизней и разорением целых округов.
... Казалось бы, что именно такое строительство снизу должны были бы выполнять Советы. Но Россия уже стала Советской Республикой лишь по имени. Наплыв и верховодство людей "партии" ...уже уничтожили влияние и построительную силу этого много обещавшего учреждения — Советов. Теперь правят в России не Советы, а партийные комитеты. И их строительство страдает недостатками чиновничьего строительства" [63, с. 29].
Не просто паразитирование на жизни с помощью "чуда", "тайны" и "авторитета", что было характерно для "классической" бюрократии, а втискивание жизни в прокрустово ложе теоретических догматов и схем — вот тот идеологический по своему основанию бюрократизм, который был порожден специфическими условиями первого опыта утверждения социализма в 1918—1921 годах и который, претерпев множество модификаций, все еще не изжит до сих пор.
Начатый В. И. Лениным поворот от установки "подверстывания" жизни под теорию к установке развития теории в соответствии с запросами жизни создал в условиях нэпа предпосылки, но не разрушил теоретико-практический монолит "военного коммунизма". Заинтересованность значительных, активно действующих и возрастающих в своей массе по существу антинародных общественных сил, совпадение интересов этих сил с интересами боровшейся за власть сталинской группы, догматическое следование ведущих теоретиков партии футурологическим схемам марксизма в аграрной теории, наличие накопленного и легко воспроизводимого опыта и практики "военно-коммунистической" партийно-государственной и хозяйственной политики — эти факторы главным образом и помешали в тех условиях критически преодолеть ошибки 1918-1921 годов. Более того, сталинизм сделал все, чтобы вывести на передний план именно эту часть учения Маркса и Ленина, заслонить ею едва ли не все его содержание.
В идеологии марксизма-ленинизма имеется и все еще сильна сегодня "военно-коммунистическая" составляющая. Ее изживание — неизбежный и трудный процесс, начатый новым мышлением. Поддерживать и развивать его — дело не только политиков, но и теоретиков. Совершенно очевидно, что без уничтожения в сознании людей "военно-коммунистических" представлений перестройка не пойдет.
Эти представления, включающие в себя грубое уравнительство, утопические мечтания, допускающие паразитическое существование одних за счет других, моральный террор или даже физическое насилие с "благой" целью "переделки" человека по "образу и подобию" фигуры или умозрительной схемы, бесспорно, прочно вплетены в контекст нашей реальной истории в прошлом и дают о себе знать сегодня[1]. Вот почему работа именно историков, как никогда, важна для оздоровления общества, как никогда, значима их гражданская позиция.
К сожалению, на наш взгляд, за годы, прошедшие с начала перестройки, несмотря на публикацию целого ряда честных работ о неизвестных или слабоизученных исторических явлениях, таких исследований все еще недостаточно. Но при этом довольно часто появляются работы, очевидная цель которых — апологетика созданной исторической картины. Даже теперь, когда стало известно множество новых фактов, в таких исследованиях по-прежнему отсутствует критико-аналитический настрой по отношению к прежним подходам. Изучение исторического процесса в них, как и раньше, строится по "школьному" принципу: предлагаемая задача разрешается так, чтобы "сойтись" с ответом в конце книжки. Такое исследование неизбежно сужает историческое явление до одного или нескольких фактов, причем подобранных и поданных с позиций защищаемых исторических персонажей.
И еще один широко распространенный недостаток многих современных исторических работ. Их авторы равнодушны к мировоззрению своих героев. Однако именно идейно-теоретические воззрения, как мы старались показать, позволяют лучше понять и оценить происходящее. Кажется правильной мысль, что правдивость и полнота истории во многом зависят от ее способности быть не только "историей фактов", но и "историей идеи". И на этом пути неизбежен ее тесный контакт с социальной философией, в результате чего возникает такая история, которая действительно способна чему-то научить человека, ведь люди повторяют совершенные в прошлом ошибки не потому, что складываются такие же, как в прошлом, обстоятельства, что "автоматически" ведет к повторению людьми ошибочных действий. Ошибки в значительной мере повторяются потому, что повторяются заблуждения людей, их ошибочные идеи, влекущие к неверным действиям и "повторению" истории, хотя и в новых обстоятельствах.
Однако никакое историческое знание само по себе не способно сделать неизбежными те или иные преобразования в действительности. Только реальные субъекты хозяйствования могут перестроить старую организацию производства, в том числе устранить паразитирующий бюрократический слой, ликвидировать формы организации крестьянского труда, возникшие в иррациональной хозяйственной системе. Состояние системы на сегодняшний день таково: в четверти колхозов и совхозов ежегодно сосредоточивается три четверти прибыли. Более половины хозяйств обременены непомерными долгами (в значительной степени безнадежными), измеряемыми сотнями миллиардов рублей[2].
Конечно, известно много примеров, когда в отдельных местах и даже в масштабе целых районов отдельные лидеры, опираясь на невытравленный до конца хозяйский интерес, организуют достаточно эффективное производство. Но не они создают общую картину.
Напомним, что критическое положение сложилось не просто в нескольких отраслях народного хозяйства, но в такой его "части", в которой вместе с предприятиями по обслуживанию и переработке занято около 40 миллионов человек, сосредоточена треть производственных фондов и национального дохода страны.
Положение нижних звеньев системы, как известно, зависит от состояния ее верхних этажей. А они, несмотря на перестроечные акции, пока и не думают хиреть. По состоянию на 1989 год, управленцы реорганизованных или упраздненных всесоюзных и республиканских министерств и ведомств благополучно перекочевали на соседнюю, чуть ниже расположенную ступеньку иерархической лестницы, увеличив управленческий персонал подчиненных предприятий. 151 тысячу показателей отчетности для предприятий АПК "испускали" 4600 служащих Госагропрома СССР до 1 ноября 1989 года — момента расформирования центрального аппарата[3]. Сможет ли созданная вместо него Госкомиссия по продовольствию и закупкам способствовать изменению ситуации коренным образом?
Впрочем, такой вопрос, подразумевающий ответственность какой-либо одной, даже высшей организационной структуры, за состояние всего аграрного сектора народного хозяйства, неправомерен. В известном утверждении о том, что народ достоин тех правителей, которых "он имеет, есть значительная доля истины. Существующая сегодня производственная система порождена не только административными структурами, но и работниками определенного качества, в свою очередь выработавшими поведение, адекватное обстоятельствам.
Ответы на одну из анкет, предложенных недавно сельским жителям, показали, что две трети опрошенных в руководителе превыше всего ценят "умение заставить работать". Это наряду с прочим означает, что в общественном производстве отсутствует собственный интерес рядового работника и активность возникает лишь под воздействием административного кнута и пряника.
К сожалению, "сны Веры Павловны" насильственно превращены в реальность, которая почти уже шесть десятилетий производит "нового человека". Понимают это и сами крестьяне. "... Против аренды и фермерства, — пишет колхозник К. В. Кудряшов, — будут те, кто привык с малых лет есть незаработанное. А таких миллионы. Мало зато стало других, как я, скажем, кто более-менее знает сельское хозяйство и желает еще поработать от души"[4]. Такие люди не хотят больше терпеть порождаемую административно-бюрократической системой эксплуатацию трудящихся чиновничеством. В этом же письме есть и грозные ноты: "Вы, конторские, за что и зачем взяли себе всю премию? А тот, кто на поле прел, с шишом остался!"
Между тем сегодня более типичны иные речи. "Не зовите меня на хутор. Мне и в колхозе хорошо", — завершает свое письмо другой колхозник. — Н. Авдеев[5]. В его письме, на наш взгляд, много демагогии: "... изобилие в наших магазинах будет, когда общественный сектор производства поднимем на должную высоту"; "если в колхозе лодырь, он и на хуторе останется лодырем. Зато трудовому человеку в коллективе живется и работается лучше"; "к сожалению, не все ладится (в колхозной жизни. — С. Н.), и совесть неспокойна". Есть в нем завуалированная и откровенная неправда: "если честно сказать, то полно желающих отдать кому-нибудь свои приусадебные тридцать соток. Продукты покупать бы в магазине". Много в этом письме просто заблуждений: "... в конечном счете, насколько я понимаю, главное ведь не в том, кто владеет участком земли, а как построены экономические отношения". Интересна, однако, другая часть письма, в которой говорится о том, что надо бы сделать для таких (не слабых, очевидно) хозяйств, каким является колхоз "Великий Октябрь", в котором работает сам Н. Авдеев. Он поднимает вопросы о свободном рынке и свободных ценах, которые невозможно решить без свободы хозяйствования. Перейти к новым экономическим отношениям автор считает возможным "практически всему сельскому хозяйству" в течение пятилетки! Сам того не подозревая, Н. Авдеев предлагает программу столь радикальную, что таковая не могла бы пригрезиться всем "разрушителям колхозов".
Став независимой хозяйственной единицей, соревнующейся с другими такими же, колхоз "Великий Октябрь" очень скоро должен был бы начать изыскивать все неиспользованные возможности, чтобы победить в этой свободной экономической борьбе. Колхозникам пришлось бы думать о снижении издержек производства и увеличении прибыли. Идиллия "коллективной жизни трудового человека" в ее современном понимании очень скоро бы исчезла. Н. Авдееву вместе с работящими соседями пришлось бы подумать об отделении своего труда и его результатов от труда и результатов тех, кто желал бы отдать свои "тридцать соток" и покупать продукты в магазине, подумать о "конторских", которых в "Великом Октябре" наверняка не меньше, чем в других хозяйствах; об отделении от лодырей, которым ни одна система хозяйствования нехороша, кроме той, что содержит их за счет работающего.
И вот здесь-то Н. Авдееву очень скоро пришлось бы понять, что построить эффективные производственные отношения на негодном фундаменте, когда неважно, кто владеет участком земли, нельзя. А придя к этому выводу, работящим крестьянам пришлось бы, например, группой отделиться от работников иного сорта. А там, глядишь, особенности почв, природные условия, рыночная конъюнктура и многие другие обстоятельства заставили бы выходить на новые организационно-хозяйственные решения, в том числе искать оптимальные размеры хозяйств и способы их кооперирования, совсем не обязательно производственного. В итоге вышло бы то же самое (или подобное) кооперативное фермерство, которое существует во всех развитых аграрных странах и обслуживается огромной системой агробизнеса, что усиленно, но ошибочно постоянно выдается у нас за "крупное коллективное производство"[6]. Впрочем, конкретная ситуация, безусловно, намного сложнее, хотя в принципе именно такова.
В связи с вопросами, поднятыми в письме Н. Авдеева, важно понять еще одно: зачем и кому нужны повторяемые в нем расхожие передержки? Не менее существенно дать ответ на вопрос: заработает ли "вдруг" личный интерес крестьянина, если система производственных отношений, в том числе и основной ее пункт — вопрос о владельце земли, останутся неизменными и дело снова, в который раз, сведется к ресурсно-финансовым инъекциям и подъему соцкультбыта?
Что же должно произойти, чтобы, наконец, последовали радикальные решения и материальный интерес работника, как и во времена нэпа, вновь обрел силу?
Июль 1989 года дал нам практически неизвестный опыт: произошли шахтерские забастовки. Объединенные не только одинаково тяжелыми условиями жизни, но и, главное, равно бесправные перед ведомствами в своей деятельности и возможностях распоряжаться ее результатами шахтеры потребовали основного: хозяйственной самостоятельности, то есть свободы. Прекратив выполнять свою функцию, обеспечивающую известную долю жизнеспособности всего общественного организма, они тем самым запустили механизм генерации энергии общественного недовольства, которое очень скоро и, возможно, разрушительным образом ударило бы по административно-бюрократической системе. Инстинкт самосохранения системы заставил ее поступиться малой частью своих прав ради сохранения остальных.
Не будем говорить о допустимых пределах изменения системы управления таким способом. Заранее ясно, что, если бы к нему при определенных условиях прибегло крестьянство, последствия были бы катастрофическими. Этого пока нет. Напротив, незадолго до времени шахтерских забастовок крестьянство продемонстрировало иной способ достижения желаемых целей. На I Съезде народных депутатов избранные деревней представители обратились к съезду с просьбой: вернуть селу долги, сделать так, чтобы деревенский труженик стал жить если и не подобно горожанину, то все же получше прежнего и, главное, получил возможность свободно хозяйствовать на земле.
Откликнулось в данном случае так же, как и аукнулось: в отличие от шахтерской забастовки реакция была принципиально иной — неспешной. Даже подготовленный для парламентской дискуссии Закон о земле не был включен в повестку дня II Съезда народных депутатов. Прошедшие с того времени месяцы подтвердили худшие прогнозы радикальных решений по селу, адекватных катастрофически быстро ухудшающемуся положению дел в аграрном секторе и продовольственном положении, нет. Еще раз подтвердилось известное прежде: административно-бюрократическая система без борьбы позиций не сдает.
В каких же формах должна вестись эта борьба? Не пытаясь предсказывать, отметим лишь наиболее очевидное. В рамках создаваемого гражданского общества и правового государства нашим парламентариям предстоит освоить метод "взаимного представительства" то есть научиться представлять интересы не только своих избирателей. Возглавляемый А. Ф. Вепревым Комитет Верховного Совета СССР по аграрным вопросам и продовольствию, на две трети состоящий из руководителей передовых коллективных и государственных хозяйств, во время работы над проектом Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле уже доказал свою способность заботиться не только о наших традиционных хозяйственных формах: он решительно высказался в пользу плюрализма форм хозяйствования.
Сумеют ли депутаты представлять интересы возрождаемых свободных хозяев в рамках колхозов, кооперативов, крестьянских хозяйств? Очевидно, другого пути для законного наиболее безболезненного способа решения вопроса нет. Власть, однажды уничтожившая производителя высокого качества, должна позаботиться о его возрождении. Лишь осознав это, согласовав со своими собственными интересами, взяв на себя ответственность отстаивать интересы крестьянина всеми доступными средствами, рабочий класс, интеллигенция, все социальные слои реально ускорят процесс перемен. Возрождение деревни, как показывает наш собственный и мировой опыт, — всегда первый и самый существенный шаг к возрождению всего общественного и производственного организма.
Не страшно, что сегодня мы мало видим крестьян, из которых может родиться свободный хозяин, активно отзывающийся на передовые (с точки зрения мирового опыта) формы хозяйствования. Не страшно, что значительная часть населения деревни "перекована" нашим общественным и хозяйственным строем, и для него, к сожалению, равнодушие к своему труду стало не только привычкой, но и нормой жизни. По-иному быть не могло.
Плохо будет, если в очередной раз подчинившись воле административно-бюрократической системы, мы создадим "равные возможности" для крупного хозяйства, встроенного в давно функционирующую систему, и для вновь возникающих хозяйственных форм, которым в этой системе нет места по определению. Плохо будет, если, провозгласив право владения землей и свободу распоряжения продуктами своего труда для производителя, мы на самом деле оставим это право и свободу за административными структурами. Плохо будет, если в очередной раз обманем крестьянство. В этом случае мы потеряем последних работников земли — и К. Кудряшова, и Н. Авдеева. Тогда те, кто поселятся на их месте, будут равнодушны ко всему. Им не будут нужны ни власть, ни земля. [1] 0 недавней трагедии в деревне Хмелевка Томской области рассказала газета "Известия". Пожелав поживиться за счет трудолюбивых арендаторов, совхозное начальство (директор Н. Андреев, главный экономист И. Осипова) с помощью совета трудового коллектива пересмотрело договор с арендаторами, снизило им расчетную цену, довело дело до расторжения соглашения. Не отставало и совхозное "трудовое" население, сидящее в долгах, как в шелках, на шее государства: травило арендаторов — "хапуги, кулаки!" Один из крестьян не выдержал — покончил с собой. Смерть эта не первая, комментирует заметку отдел сельского хозяйства "Известий". Начался счет трагедий деколлективизации деревни. См.: "Известия". 5 января 1990 года, № 6. [2] См.: "Управлять экономическими методами". Интервью с председателем Государственной комиссии по продовольствию и закупкам В.В.Никитиным. "Сельская жизнь". 16 сентября 1989. № 213. [3] См.: Беккер А. Самосохранение аппарата // Московские новости. 1989. №33. [4] "Сельская жизнь". 9 декабря 1989. № 282. [5] "Правда". 13 ноября 1989. № 317. [6] По поводу мифа о смерти западного фермерства см., например, статью И. И. Ершовой в книге "Сельскохозяйственная практика: противоречия перестройки". М., 1989.
|
|||||
|