Источник публикации: От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сборник статей). М., 1998. С. 108-119 Я В. Чеснов Институт антропологии и этнографии РАН (Москва) КОЛДУНЫ И ТИНЭЙДЖЕРЫ В ГИПЕРТЕКСТЕ ДЕВИАНТНОСТИ
Страх девиантности, или девиантностъ как прохождение опасности?
Есть странное обстоятельство: человек очень рано стал осознавать себя властителем вселенной, но никак толком не разберется в самом себе, в своих состояниях. Что представляет собой нормальный человек и ненормальный? Мишель Фуко показал нам, что человечество так и не нашло объективных критериев безумия. На его оценку влияет уровень развития науки и принятое мнение профессионалов-врачей. Довольно близкая ситуация связана с понятием детства и юности как состояний, допускающих девиантное поведение.
Наша задача сейчас состоит в попытке осмыслить девиантные аспекты поведения молодежи через этнологический опыт. В условиях современности, когда мы наблюдаем выплески ар-хетипического сознания, подобные выходам вулканической лавы, этот опыт может быть полезен. В традиционных обществах, изучаемых этнологией, хорошо знают и пограничные психические состояния, и девиантное поведение. Более того, в этих обществах девиантность оказывается носителем культурогенного потенциала, противостоящего рутине и штампу заурядной социальной жизни. Достаточно сослаться на демиургическую роль трикстеров-обманщиков, давших благо достижений культуры. Собственно таким же трикстером, обманувшим богов, был Прометей. Напомним, что он подарил людям не только преимущество обладания стихией огня, но одновременно лишил их бессмертия. Деяния трикстеров-обманщиков всегда амбивалентны, Хотелось бы в ниже следующем тексте соблюсти если не объективность в этнологическом подходе к поколению тинейджеров, то хотя бы отметить амбивалентность их состояния этих асоциальных изгоев, пугающих нас своей девиантностью. Но не боимся ли мы здесь сами себя, своей юности, потому что и мы в годы своего тинэйджерства плавали на весенних льдинах, цеплялись за трамваи и автомобили, пробовали сильный алкоголь, может быть, производили детей в 16 лет. Из моих друзей-мужчин несколько поделились тем, что вспоминают с ужасом свое тинэйджерство и удивляются, как остались живы. Кому из нас, взрослых, не нахамили эти тринадцати-девятнадцатилетние юнцы? Но они — дети. В войну 1994—1996 гг. в Чечне во время боев в Грозном 19-летний российский солдат, стоя ночью на посту, спрашивал меня: «Дяденька, а долго ли мне тут служить?» Другой такой же мальчишка на блок-посту на границе Ингушетии с Чечней написал в моем блокноте этнографа письмо матери, чтобы я его опустил в Москве: «Мама, пришли что-нибудь поесть». Чеченские сверстники этих мальчишек были взрослее тем, что в ритуально-этнологическом смысле они уже были отделены от матерей. В годы той войны многие чеченки отправляли сыновей воевать, принимая на себя «харам» — то есть все самое тяжелое, что может случиться с чадами. Этот обычай известен в этнологии как возрастная инициация, включающая резкое и суровое отделение юношей от их матерей, вступление в состояние ритуальной смерти и возвращение в общество в качестве нормальных мужчин (трехчастная основа инициации, открытая Арнольдом Ван Геннепом).
Где же пролегают границы детства и юности?
Мораторий Эриксона
Американский психолог Эрик Эриксон, близкий к психоанализу, тем не менее отошел в одном существенном пункте от классической концепции Фрейда. Вместо фрейдовской борьбы с остатками детства, он увидел в современном обществе позицию терпимости подростковой девиантности, которую он назвал мораторием
Мораторий, — пишет он, — это отсрочка, предоставляемая кому-либо, кто еще не готов принять ответственность, или хотел бы дать себе время на подготовку. Под психосоциальным мораторием мы понимаем запаздывание в принятии на себя взрослых обязанностей, но не только это. Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности, и все же он часто ведет к значительным, хотя нередко и преходящим достижениям и завершается более или менее формальным подтверждением достижения со стороны общества [1, с. 167].
Психосоциальный мораторий, по Эриксону, — это период, в течение которого молодые люди имеют право на свободное ролевое экспериментирование, чтобы найти соответствующую им нишу в обществе. Позиция Эриксона, отличающаяся мудростью и терпимостью, заслуживает быть изложенной максимально аутентично.
Каждое общество и каждая культура, — отмечает он, — устанавливают определенный мораторий для своих молодых граждан. Для большинства их них эти моратории совпадают с периодом учения и тех достижений данного этапа жизни, которые соответствуют ценностям общества. Мораторий может стать периодом краж и видений, временем путешествий или работы, временем потерянной «юности» или академической жизни, временем самопожертвования или веселых шуток, а сегодня это зачастую время терпения или проступков. Большую часть юношеской преступности, особенно в ее организованной форме, можно рассматривать как попытку создания психосоциального моратория. Я согласен с тем, что какая-то часть преступлений в течение длительного времени являлась в нашем обществе относительно узаконенным мораторием, и сейчас она увеличивается, ибо оказывается слишком привлекательной и притягательной для многих молодых людей. Кроме того, наше общество, по-видимому, находится в процессе признания психиатрического лечения одним из видов моратория для молодых людей, которые в противном случае были бы раздавлены стандартизацией и механизацией. Такое предположение следует делать весьма осторожно, поскольку клеймо или диагноз, полученные кем-либо в период психосоциального моратория, оказывают существенное влияние на процесс формирования идентичности [1. с 167- 168]
Точка зрения Э. Эриксона симпатична нам тем, что преодолевает примитивный антропоморфизм просвещенчества, когда на все окружающее — на природу и на людей распространяется проекция идеального субъекта. Это социальное насилие как миф Просвещения был отмечен Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно в их знаменитой «Диалектике Просвещения» [2, с. 20). Действительно, в Просвещении, детьми которого мы остаемся и по сию пору, все рассматривается как отображение человека и тем самым редуцируется к субъекту, даже еще уже к его формальной логике.
Общества без возрастных кризисов
Когда молодая Маргарет Мид отправлялась в 1920-е годы в первый раз на обследование океанийцев, ее взгляды находились под воздействием психоаналитической теории возрастных кризисов И антагонизма между младшими и старшими поколениями. Но на островах Самоа она не обнаружила этих кризисов. Ее исследования на долгие годы поколебали существовавшие взгляды. Правды, в 1980-е годы на Самоа работал мужчина, новозеландец Дерек Фримэн, и он обнаружил кризисы. Изменилась ли жизнь, или это результат того, что исследование проводил мужчина, мы не знаем. Но, тем не менее, механизмы сглаживания возрастных кризисов в традиционных культурах существуют совершенно определенно.
Самым архаическим обществом на земле считается общество австралийских аборигенов. У них дети с раннего возраста овладевают всеми навыками взрослой жизни. Уже в 8-10 лет ребенок может себя прокормить. К 9-11 годам они не дети, они строят свои социальные и гендерные отношения как взрослые. К этому возрасту они являются носителями всей суммы житейских знаний. Они все знают о сексе, относясь к этому занятию взрослых с юмором — посмеиваются, когда какая-нибудь супружеская пара удаляется в кусты. Но только после инициационных обрядов человек у аборигенов узнает основную массу, девять десятых тайных, эзотерических знаний племени [3, с. 43-53).
Более развитые традиционные общества имеют свои схемы взросления. Так, на Северном Кавказе в старину мальчик в 10-12 лет обладал уже полной ответственностью, в 14—15 лет он был практически готов к самостоятельной жизни. Возможно, на раннее взросление повлияло законодательство Шамиля, который требовал ранних браков с целью пополнения человеческих ресурсов. В районах западного Кавказа взросление в конце прошлого — начале текущего века в сравнении с этими сроками запаздывало. Так, по моим материалам, собранным в 1980-е годы в Абхазии, молодежь обоих полов в начале века купалась в селах нагой чуть ли не до 25 лет. Браки заключались при достижении мужчинами возраста около 35 лет. Эти примеры говорят о том, что в традиционных обществах разделяется социальная и биологическая зрелость. Заключение брака и начало деторождения обычно кладут естественный конец собственно детству. Как видим, здесь пропадает тот мораторий юности, существование которого в современности установил Эрик Эриксон.
Вот другой этнографический факт, действие которого сглаживает возрастной кризис, — ранняя хозяйственная деятельность. Даже первые шаги ребенка были ритуальным вхождением в хозяйственную деятельность. Так, у многих народов Кавказа перед ребенком, делающим первые шаги, клали разные предметы и инструменты хозяйственного обихода. По тому предмету, к которому ребенок потянется, гадали о его будущих наклонностях. На островах Океании не только ранняя хозяйственная жизнь, но и ранняя сексуальная жизнь действует в направлении сглаживания возрастного кризиса.
При типологическом рассмотрении традиционных обществ можно сделать один важный вывод, остро касающийся современности. Состояние юности четче обозначено гам, где необходимо длительное время для обучения. Это относится к воинскому искусству, к ремеслу и освоению ученых знаний. В качестве примера первого общества можно взять древнегреческое. Там юность была периодом освоения атлетических и воинских навыков. Молодой воин находился под постоянным попечительством своего старшего друга. Эти отношения часто переходили в интимные. Сила древнегреческой фаланги состояла во взаимной спаянности молодых и пожилых бойцов, отдававших свою жизнь ради спасения своего друга. Примером второго типа обществ являются средневековые европейские цеха. Там люди проводили многие годы в состоянии подмастерья, иногда чуть ли не до седых волос, осваивая секреты мастерства. Конец ученичества венчался изготовлением шедевра— эталонной вещи, свидетельствующей о переходе в разряд мастеров. В качестве примера третьего общества возьмем старинный Китай, где каждый, претендующий на чиновничью должность, должен был готовиться целыми годами для прохождения экзаменов. Это состояние юности и ученичества красочно описано в средневековых китайских романах, повествующих о всяческих, включая амурные, похождениях студентов. О состоянии ученичества повествует одна старинная китайская поговорка: «Не выходи замуж за ученого, он будет интересоваться только письменными принадлежностями и смотреться в зеркало». Кажется, в ней точно уловлено состояние юношеского нарциссизма.
Магический выход из герменевтического круга
Возрастная инициация первобытных народов структурно соответствует описанным периодам научения воинскому делу, ремеслу и наукам. Все эти факты говорят о том, что в традиционных обществах человеку не запрещено заходить за свои собственные пределы: для становления полноценного человека он должен пройти состояния постижения некого эзотерического знания. В религиозных системах речь идет о постижении идеи Бога. Но ведь необходимость той же самой сосредоточенной изоляции отметил Эрик Эриксон в своей концепции психосоциального моратория. Современная молодежь в психосоциальном моратории осуществляет свой эмоциональный и рефлексивный выход из герменевтического круга данной культуры.
В герменевтическом круге всегда имеется два концентра, объединяющих либо всеобщее, либо единичное. Сообщество тинэйджеров осуществляет выход в обособленность, т. е. в единичность. На этом пути человек предъявляет себя не как познающий, но как действующий субъект. Сообщество тинэйджеров ориентировано на действие и событие. Событийна каждая их встреча, каждое соприкосновение с действительными или мнимыми ценностями жизни. Сейчас нам не нужно морализировать, но нужно понять, что открытость новому опыту в сообществе тинэйджеров воспринимается как доказательство подлинности и достоинства. Лишь бы это не превратилось в ложное достоинство — нарциссизм. Новый опыт ведет к фасцинирующей возгонке психики тинэйджеров. Психическое это и есть действующее начало у тинэйджера. Нет, они не поклоняются ни золотому тельцу (языческая опора, находящаяся вне себя), ни кумиру мудрости и власти. Они находятся в автокоммуникации с самими собой. Знаки их культуры означают самих себя. Их вещи — это магические средства воздействовать на события. И это воздействие тотально-целевое. Такая уверенность возможности овладения всем миром лежит, как это было показано З. Фрейдом в работе «Тотем и табу», в основе колдовства. Развернем этот тезис.
Любая крестьянская община не есть мир социальной и идейной гармонии. Силовые поля общинной напряженности завязаны в такие ячеи, в центре которых находятся маргинальные личности. В русской деревне это печники, плотники, пастухи, кузнецы, лекари, калики перехожие и просто бродяги. Все эти маргинальные личности носители не общинного, а универсального человеческого знания. Глинобитная русская печь восходит чуть ли не к вавилонским временам. Плотники еще тысячу лет назад сруб делали только как жилище «мертвых», а не живых. В Киевской Руси жили в полуземлянках. Срубное жилище появилось только с X века на Ладоге у финно-угров, потому что они восприняли сруб как удобный технический прием без его магической коннотации с тем светом. Но плотницкое искусство осталось делом подозрительным. В пастушеских знаниях заключено также много премудрости, пастух он же кудесник, колдун и музыкант, общается с нечистой силой, с демонами, имеющими далекое, в том числе и переднеазиатское происхождение. Кузница и вовсе была местом козней. Лекари — это люди, читавшие «Аристотелевы врата», книгу Киприана и другие тайные сочинения. Через них до самой глухой русской деревни доходили отголоски античных учений Гиппократа и Галена. Калики перехожие исполняли духовные стихи, они тоже носители особого необщинного знания. Все перечисленные персонажи всегда подозревались в колдовстве — т. е. в способности влиять на естественный ход событий.
Агенты колдовства — прежде всего переносчики и распределители необщинного блага. Свою деятельность они могут развернуть и в местном масштабе, например, забрать молоко от одной коровы и передать к другой. Но в принципе истоки их знания лежат далеко за пределами общины. Поэтому неслучайно у литовцев везучего человека, например, в пчеловодстве, называют «ромулюс» (т. е. римлянин). Носители колдовства — это ритуальные перераспределители блага. Они девианты, но их девиантность необходима людям. Благо, владельцами которого являются девианты-колдуны, сокрыто и окружено страхом.
Колдуны русской деревни подобны демиургам культуры — передатчикам блага в условиях карнавальности и даже опасности. Клоду Леви-Стросу мы обязаны тем, что он показал, что демиурги приносят благо откуда-то с порубежья между культурой и природой. Так, у племени виннибаго все ценности появляются из экскрементов обманщика-трикстера.
Блага, привносимые в общину маргиналами-колдунами, это их знаки достоверности, они же — знаки необщинного мира, т. е. знаки нереальности. История культурогенеза полна многочисленными примерами того, что самое необходимое и нужное для жизни, — это «знаки нереальности», т. е. такие символы, которые разрушают стереотипизированную реальность и выводят общество на «курс вселенной». Эрик Эриксон как раз подчеркивает, что сообщество молодежи как раз ориентировано на этот «курс вселенной».
Магическое мироощущение тинэйджеров проецирует собственные страхи внутрь себя, рождая иллюзию тотальной значимости своего существования. Конечно, это невроз, точнее общечеловеческая невротическая активность. Значение этой невротичности как мировоззренческой основы культурогенных явлений и интеллектуальных выражений разных эпох было подчеркнуто А. М. Эткиндом, который развил теорию дефекта и декомпенсации Л. С. Выготского. Гипертрофированный культурный активизм невротичен, ему свойственна навязчивость и насильственность при общей неустойчивости данной мотивации. Ее результаты настолько внедрены в культуру, насколько оторваны от природы [4, с. 40].
Трикстерная девиантность
В поведении тинэйджеров при их невротичности, (т. е. когда рациональное отделяется от иррационального), обнаруживает также архаическое, («примитивность» по Э. Эриксону, когда дорациональное мышление интегрируется с рациональностью) [5, с. 264]. В своей книге о юности Э. Эриксон прекрасно охарактеризовал это дорациональное как моторную девиантность. Он пишет:
Наиболее широко распространенное выражение неудовлетворенных поисков юности, так же как ее природной плодовитости, — это странная тяга к передвижению, выражаемая или в генерализированном «существовании в движении» «нестись сломя голову», «бегать по кругу», — или в реальном движении, таком, как энергичная работа, азартные спортивные соревнования, танцы, беспомощный Wanderschaft (странствование, путешествие), а также езда — по правилам и без них — на лошадях, машинах и т. п. Но это выражается также через участие в сегодняшних общественных движениях (бунтах местного значения, парадах и кампаниях основных идеологических сил), если только они обращаются к потребности ощущать себя «движущемся по направлению к открытому будущему». Ясно, что общества предлагают любое количество ритуальных комбинаций идеологических перспектив и энергичных движений (танцы, спортивные состязания, парады, демонстрации, мятежи), чтобы запрячь молодость на службу своим историческим целям, и что там, где обществам это не удается, молодежь будет искать свои собственные комбинации в малых группах, занятых серьезными играми, добродушными безрассудствами, жестокими проказами и делинквентными стычками. Кроме того, ни на какой другой стадии жизненного цикла ошибки в нахождении себя и угроза потери себя так тесно не объединены [1, с. 257].
Телесная подвижность тинэйджеров карнавальна. Это не всегда бахтинское переворачивание низа и верха, заголение и бесстыжесть. В самой демонстративности накаченных мышц, владении роликами или скейтинговой доской, в самой «тусовке» молодых тел есть некая гротескность и насмешка над теми, кто этим не владеет. Недаром жест «молодой человек» у некоторых народов складывается из двух знаков: «сильный человек» и «довольный собой человек». Было бы преувеличением считать такую телесную насмешку социальной, хотя она многих раздражает. Эта насмешка тинэйджеров не протест, но витальность, существование на грани возможного. И еще, эта насмешка — средство идентичности.
Впрочем, и для социальной насмешки у тинэйджеров находится достаточно места. Иногда это выглядит безобидной ложью, иногда выступает явной ложью во спасение. Однажды недоросль в совсем безысходной для себя ситуации на экзамене попросил меня: «Поставьте, пожалуйста, тройку. Я ухожу из этого института». Тонкий обманщик остался и продолжал мозолить глаза, доказывая мне, что девиантность может быть окрашена не только стыдом, но и торжествующей наглостью. Оставалось только утешаться тем, что этот тинэйджер лишь только подобие скандинавского Локи, древнегреческих Гермеса и Пана, египетского Бэса, индийских Кришну и Вишну. Как трудно бедняге студенту идентифицироваться в трикстерской виртуальной реальности! Но с другой стороны, подлинность трикстера мерцательна, кратковременна...
И как же быть тогда с идентичностью, понимаемой как ощущение гармонии с миром и самим собой, как чувство своей уникальности, как солидарность с идеалами группы? В подобных ситуациях на первое место выступает идентичность как бессознательное стремление к непрерывности психического опыта. В этом смысле снова прав Эрик Эриксон, который считает, что затягивание времени юности, времени идентичности способствует творческому росту человека [1, с. 175]. Поэтому процесс идентификации — это не замер «чем Вы отличаетесь от других людей и чем Вы похожи», как настаивает Гарольд А. Маслоу [6, с. 199]. Процесс идентификации — это открытость к историческому сознанию. Все остальное в поведении тинэйджеров — это защитный пояс их психики, пусть наивный, но для них необходимый.
Витальность как гипертекст
Сообщество тинэйджеров — специфическая неформальная группа, но не толпа и не фрагмент массовой культуры. Конечно, ему свойственна событийность массового сознания, эффективность, эмоциональный экстремизм, но здесь нет полной формализации вторичных символов. Здесь есть представление о событии как о процессе, на который можно влиять своим состоянием и своей деятельностью, т. е. магическим путем. Это ритуально-мифологический элемент мышления, когда одно событие равно другому и само себя тем самым объясняет (принцип имманентности). И здесь есть архетипический поиск противника для поединка — это элемент эпического сознания. Витальность надежды у тинэйджеров — это мифологическое «вечное возвращение», приходящее время и приходящее благо. Конечно, тинэйджеры — не мифологические перераспределители блага, они сами для себя благо, «счастье», наполненность витальностью. Они полагают, что пол и секс только их атрибуты. Они делают тем самым свою витальность знаком своего существования. Можно сказать, что бессодержательность их сообщества не структурируется, но тематизируется. По-принципу такой топической* организации строится народная культура. В качестве знаков-тематизмов тинэйджерами используются вещи. Существенно, что эти вещи не образуют конкретного текста с определенным смыслом, а это некий гипертекст, сумма знаков группы, знаков «курса вселенной». Тем самым их культура избегает тотальности стиля. Каждая вещь, появившаяся в их сообществе, не предмет моды, но событие.
Самым подходящим определением для культуры тинэйджеров будет определение ее как гипертекста, основное свойство которого топическая организованность при максимальной внутренней свободе.
Жан Пиаже показал научно, что ребенок — это не недоразвитый взрослый, что у него есть свои законы его внутреннего опыта. Истина, кажется, известная миру с библейских времен. Иначе откуда бы взяться в древнееврейском веровании представлению о «царстве детей»? И словам Христа о младенце, которому принадлежит царство Бога? То же самое утверждал Мартин Лютер, когда говорил: «Мы, старые дураки, едим с детьми, а не они с нами»*.
Но мудрой старости есть чем поделиться с витальной юностью. И тогда магическая тотальность последней превращается в человеческую всеобщность.
Литература
1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
2. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб.: Медиум-Ювента, 1997.
3. Этнография детства. М., 1992.
4. Эткинд А. М, Еще раз о Л. С. Выготском: забытые тексты и не найденные контексты // Вопросы психологии. 1993. № 4.
5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.
6. Маслоу Г. А. Дальние пределы человеческой психики. М . 1997 |
|||||
|