ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ В. И. ЛЕНИНА НА СУЩНОСТЬ И ПРИРОДУ НЭПА
"Теперь… мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм".
В. И. Ленин "О кооперации".
Начиная главу о нэпе, мы отмечали, что взгляды вождя Октября претерпели глубокую эволюцию на существо этой политики и привели в итоге к призыву "коренной перемены" точки зрения на социализм. В марте 1922 года на XI съезде РКП (б) Ленин говорил то, что маловероятно было услышать от него, например, за год до этого. Он как бы призывал настроенных в духе "военного коммунизма" товарищей по партии осознать тот очевидный факт, что "...в народной массе мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает" [3, т. 45, с. 112]. В частности, "...необходимо дело поставить так, чтобы обычный ход капиталистического хозяйства и капиталистического оборота был возможен, ибо это нужно народу, без этого жить нельзя" [3, т. 45, с. 86].
Столь кардинальному повороту от политики "военного коммунизма" должна была предшествовать глубокая эволюция. Происходила она с марта 1921 года и до написания В. И. Лениным своих последних писем и статей.
Итоги первого года нэпа, по оценке Ленина, были неутешительны. Этот год показал: "...мы хозяйничать не умеем" [3, т. 45, с. 80]. И дело, очевидно, было не только в отсутствии опыта нормального, экономического, а не экстремального, "военно-коммунистического" хозяйствования. Положение для работников партийно-государственного и хозяйственного аппаратов осложнялось и тем, что содержание нэпа, в частности вопрос о "пределах" допущения капитализма в основу начавшего строиться коммунистического здания, решался на ходу. Взгляды на нэп, казавшиеся истинными вчера, выглядели отсталыми сегодня и часто совершенно отбрасывались спустя еще день. Лучше всего изменение взглядов на нэп можно наблюдать по текстам Ленина 1921—1923 годов.
После Октября был период, когда В. И. Ленин считал благом для страны установление государственного капитализма. Это было нужно для "доразвития" тех потенций товарного хозяйства, которых пока не было в реальности и которые должны были появиться в силу логики развития капиталистической формации. Впрочем, времени на это в 1918 году планировалось отвести немного. В брошюре того периода Ленин писал: "Если бы примерно через полгода у нас установился государственный капитализм, это было бы громадным успехом и вернейшей гарантией того, что через год у нас окончательно упрочится и непобедимым станет социализм" [3, т. 43, с. 206]. Обстоятельства интервенции и гражданской войны, а также революционное нетерпение, распространявшееся от вождей к массам и обратно с надеждой "перепрыгнуть" ряд промежуточных ступеней между капитализмом и коммунизмом, обусловили в то время введение "военного коммунизма".
К началу 1921 года этот курс себя изжил. Как быть? – ставил Ленин вопрос в специально написанной для этого момента брошюре "О продовольственном налоге". "Либо пытаться запретить, запереть совершенно всякое развитие частного, негосударственного обмена, т. е. торговли, т. е. капитализма, неизбежное при существовании миллионов мелких производителей. Такая политика была бы глупостью и самоубийством той партии, которая испробовала бы ее. Глупостью, ибо эта политика экономически невозможна; самоубийством, ибо партии, пробующие подобную политику, терпят неминуемо крах. Нечего греха таить, кое-кто из коммунистов "помышлением, словом и делом" грешил, впадая именно в такую политику. Постараемся от этих ошибок исправиться. Непременно надо от них исправиться, иначе совсем плохо будет" [3, т. 43, с. 222].
Нэп в трактовке Ленина весной 1921 года представлял собой фактическое "сожительство" Советской власти с "мелкими капиталистами" [3, т. 43, с. 226]. Причина, которая обусловила эту политику прежде всего, заключалась в невозможности посредством разверстки собрать нужных городу и промышленности 400 миллионов пудов зерна. Сделать это, кроме как через экономическую заинтересованность крестьянина, уже было нельзя. Но и одна заинтересованность в условиях разрушенной промышленности, по мнению Ленина, сработала бы слабо. Поэтому, подчеркивал Ленин, "...мы аппарат сохраняем, усиливаем и быстро будем требовать взимания продналога" [3, т. 43, с. 311, 339]. Речь, таким образом, шла о том, чтобы, несмотря на возрастающую опасность усиления в фундаменте социализма капиталистических элементов, допустить их подконтрольный рост ради получения продовольствия.
Высоко оценивая степень угрозы для социализма со стороны "мелкобуржуазной стихии", Ленин призывал активизировать защитные меры со стороны бедноты: "Либо мы подчиним своему контролю и учету этого мелкого буржуа (мы сможем это сделать, если сорганизуем бедноту, т. е. большинство населения[1], или полупролетариев, вокруг сознательного пролетарского авангарда), либо он скинет нашу, рабочую, власть неизбежно и неминуемо, как скидывали революцию Наполеоны и Кавеньяки, именно на этой мелкособственнической почве и произрастающие. Так стоит вопрос. Только так стоит вопрос..." [3, т. 43, с. 208].
К государственному крупному капитализму и социализму, считает Ленин, ведет одна и та же дорога — через "общенародный учет и контроль над производством и распределением продуктов". И для того, чтобы локомотив русской истории не свернул в сторону или вовсе не сошел с рельсов, в борьбе против "мелкобуржуазной стихии", в том, чтобы "ускорить... перенимание западничества варварской Русью", ни в коем случае нельзя "жалеть диктаторских приемов", нельзя останавливаться "...перед варварскими средствами борьбы против варварства" [3, т. 43, с. 212, 211]. Если переложить этот призыв на язык политической практики, расстановки классовых сил в деревне, то станет ясен адресат: бедняцкие и пролетарские слои.
Этим слоям для проведения нэпа в деревне, как он виделся весной 1921 года, не пришлось бы делать ничего принципиально нового. В самой сути продналог впечатал в себя "частицу прежней разверстки", то есть "...того порядка, который один только представляется правильным, именно: обмен продуктов крупных социалистических фабрик на продукты крестьянского хозяйства через продовольственные органы государственной власти, принадлежащей рабочему классу, через кооперацию рабочих и крестьян" [3, т. 43, с. 149]. На эти слои, как и прежде, могла быть возложена функция помощи государственной власти в получении продовольственного налога с тех крестьян, с кого этот налог можно было получить. "Налог, — разъяснял Ленин, — это значит то, что государство берет с населения без всякого вознаграждения... Этот налог определен приблизительно в половину того, как была определена разверстка в прошлом году" [3, т. 43, с. 149]. Но все равно "...взимание налога добровольно не пройдет, без принуждения мы не обойдемся, взимание налога ставит ряд стеснений для крестьянского хозяйства" [3, т. 43, с. 313].
По социалистическому идеалу, который виделся В. И. Ленину весной—летом 1921 года, это по-прежнему был прямой безденежный обмен продуктов города на продукты села[2]. Вот почему вторая "частица" продналога, по которой допускалась свободная торговля крестьян, хотя и в рамках местного оборота, рассматривалась Лениным как уступка капитализму. "Получается, — говорил он, — на основе известной (хотя бы только местной) свободы торговли возрождение мелкой буржуазии и капитализма. Это несомненно. Закрывать глаза на это смешно" [3,т. 43, с. 221].
Причину вынужденного допущения государственного капитализма и сопутствующей ему опасности для дела социалистического созидания В. И. Ленин видел в отсутствии крупной машинной промышленности, которая бы позволила создать фундамент собственно социалистического хозяйства, в том числе в деревне. "А если у нас при тех условиях отсталости, при которых мы вошли в революцию, сейчас нужного нам промышленного развития нет, то что же мы — откажемся? упадем духом? Нет. Мы перейдем к тяжелой работе, потому что верен путь, на котором мы стоим. ...И для того, чтобы осуществить это в нашей обстановке, необходима та экономическая связь, которая является единственно возможной, — связь через хозяйство.
Вот причина нашего отступления, вот почему мы должны были отступить к государственному капитализму, отступить к концессиям, отступить к торговле. Без этого на почве того разорения, в котором мы оказались, надлежащей связи с крестьянством нам не восстановить. Без этого нам грозит опасность, что передовой отряд революции забежит так далеко вперед, что от массы крестьянской оторвется. Смычки между ним и крестьянской массой не будет, а это было бы гибелью революции" [3, т. 44, с. 310].
Напротив, для развитых капиталистических стран Ленин считал вполне реальной возможность быстрого перехода к коммунизму в ходе начавшегося процесса мировой революции. "Поскольку крупная промышленность в мировом масштабе есть, — говорил он делегатам IX Всероссийского съезда Советов, — постольку, бесспорно, возможен непосредственный переход к социализму — и никто не опровергнет этого факта..." [3, т. 44, с. 310].
Еще более серьезные опасения Ленина с точки зрения возможности возрождения и укрепления в стране капитализма вызывала кооперация мелкотоварных крестьянских хозяйств. "Кооперация есть тоже вид государственного капитализма, но менее простой, менее отчетливо очерченный, более запутанный и потому ставящий перед нашей властью на практике большие трудности. Кооперация мелких товаропроизводителей (о ней, а не о рабочей кооперации идет здесь речь, как о преобладающем, о типичном в мелкокрестьянской стране) неизбежно порождает мелкобуржуазные, капиталистические отношения, содействует их развитию, выдвигает на первый план капиталистиков, им дает наибольшую выгоду. Это не может быть иначе, раз есть налицо преобладание мелких хозяйчиков и возможность, а равно необходимость обмена. Свобода и права кооперации, при данных условиях России, означают свободу и права капитализму. Закрывать глаза на эту очевидную истину было бы глупостью или преступлением" [3, т. 43, с. 225].
Кооперация, как вид государственного капитализма, допускается и выгодна пролетарскому государству в сравнении с частной торговлей потому, что "...облегчает учет, контроль, надзор, договорные отношения" [3, т. 43, с. 226]. Она позволяет объединить широкие массы населения, целенаправленнее ориентировать их от досоциалистических общественных отношений к социалистическим. Кооперация позволит в перспективе осуществить в сельском хозяйстве переход от мелкого производства к крупному. В объединении мелкого обособленного крестьянского хозяйства и его превращении в крупное земледельческое хозяйство — магистральный путь к коммунизму. "Так представляли себе все это социалисты всегда. Именно так смотрит и наша коммунистическая партия" [4, т. 43, с. 148].
Государственный капитализм, формулировал далее свои представления о нэпе Ленин, может и должен быть развит также в форме концессий и привлечения в торговлю капиталистов. В концессиях государство допускает иностранный капитализм на русскую почву. Концессионер получает сверхприбыль. Советская власть получает выгоду в виде развития производительных сил. В случае привлечения капиталиста в мелкую торговлю государство имеет ту выгоду, что пополняет потребительский рынок в счет продукции массы мелких хозяйств. Капиталист-торговец получает, в свою очередь, определенный комиссионный процент.
Наконец, еще один вид государственного капитализма, который должен быть допущен нэпом, - аренда. По нему государство предоставляет на определенный срок и за определенную плату предпринимателю-капиталисту принадлежащее государству заведение, промысел, участок земли или леса и т. п.
Все это, считал Ленин весной и летом 1921 года, позволит оживить экономику, "развить оборот". Меру "допущения" капитализма нельзя предвидеть заранее. Ее установит практика. Но уже теперь ясно, что вводить нэп надо "всерьез и надолго". Сколько же это лет? Я не такой пессимист, как товарищ Осинский, говорит Ленин на X Всероссийской конференции РКП (б), и потому со сроком в 25 лет не согласен. Но "мне думается, что тут надо 10 лет положить" [3, т. 43, с. 329, 331]. А если соотнести введение нэпа с реальными задачами социалистического строительства, то этой политики следует придерживаться до тех пор, "пока мы не восстановим крупной промышленности полностью" [3, т. 43, с. 357]. Нэп, подчеркивает вновь Ленин в декабре 1921 года, "...мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда. Она вызвана нашим состоянием нищеты и разорения и величайшим ослаблением нашей крупной промышленности" [3, т. 44, с. 311].
Ориентация при определении практической линии не на умозрительные сроки, а на реальные проблемы, стоящие перед страной, была, несомненно, надежнее и реалистичнее. Уже опыт Советской власти показал, что если в одни периоды страна проходит за несколько лет то, на что в другое время требуются десятилетия (по оценке Ленина, например, период с 1917 по 1921 год по своему содержанию больше, чем с 70-х годов XIX века до 1903 года), то бывают времена, когда качественных изменений происходит меньше, чем рассчитывали (оценка Лениным первого года нэпа однозначна: сделали значительно меньше, чем предполагали).
По мере накопления практического опыта, разработки теоретических представлений о периоде перехода от капитализма к социализму взгляды Ленина на нэп меняются. В общем виде эти изменения можно представить через изменения акцентов в характеристиках нэпа. Согласно первой, нэп вынужденное, "временное отступление", тактический шаг с целью накопить силы для нового штурма. Согласно второй, необходимый (вне зависимости от давления внешних обстоятельств - крестьянских восстаний и рабочих забастовок) значительный этап капиталистической выучки, повышения "культурности" как всей массы населения, так и, в особенности, управляющего партийно-государственного аппарата. Эти две характеристики до конца жизни Ленина не вытесняли друг друга, а сосуществовали. Но если в первый период эволюции взглядов на нэп преобладала характеристика "временного отступления", то во второй период Ленин больший акцент делал на характеристике длительного повышения "культурности".
Такое смещение акцента не было случайным. Еще в дооктябрьский период формулировки и активного обсуждения принципов и задач социалистического переустройства общества В. И. Ленин, как отмечалось, главным после победы революции считал вопросы об обобществлении (национализации) средств производства и демократизации всех общественных отношений. Кризисная ситуация весной 1921 года показала вред попыток тотальной национализации, торможения развития производительных сил, все большего сужения демократии, перехода власти к непомерно разрастающемуся аппарату.
Подавить тенденцию аппарата к всевластию аппаратными же методами не удавалось. Аппарат стремился к расширению власти. В русле этой тенденции наблюдался все усиливающийся рост рядов партии. Множество людей, стремившихся вступить в РКП (б), желали приобщиться к власти. Но это неминуемо снижало и без того низкий общий уровень "культурности" управляющих. Так, в конце 1921 - начале 1922 годов Ленин решительно ставит вопрос о сильном сокращении роста рядов членов РКП (б) за счет удлинения стажа для приема новых членов: "Если у нас имеется в партии 300—400 тысяч членов, то и это количество чрезмерно, ибо решительно все данные указывают на недостаточно подготовленный уровень теперешних членов партии" [3, т. 45, с. 18] .И еще: "Я бы нисколько не возражал против облегчения приема в партию настоящим рабочим, но если не поставить чрезвычайно строгих условий, определяющих, кто может считаться рабочим крупной промышленности, то в эту дыру немедленно пролезет опять масса швали" [3, т. 44, с. 285]. 142
В цитированных отрывках главным пунктом, который вызвал реакцию Ленина на "чрезмерность" количества членов РКП (б), был пункт о классовом составе желающих вступить в партию. Но, как нам представляется, мотив недостаточной культурности, настойчиво повторяемый Лениным в этот период, в том числе и по отношению к членам партии, вполне мог присутствовать и при формулировке приведенной позиции Ленина по вопросу о численности.
В развитие этого требования Ленин говорит о "безраздельном авторитете" "тончайшего слоя" старой партийной гвардии, который определяет пролетарский характер партийной политики. Авторитет этот, как известно, определялся не только дореволюционным стажем, высотой занимаемого поста или опытностью, но в немалой степени и культурностью. Ленин был против намечающегося процесса "растворения" этого тонкого слоя культурных партийцев в массе членов партии, имеющих низкий уровень культуры.
Этот чрезвычайной важности вопрос Ленин заключал прямым требованием изыскать "какие-либо средства фактической чистки партии" [3, т. 45, с. 21]. Такие меры, естественно, неминуемо сказались бы на росте могущества набирающей силу административно-бюрократической системы управления производственной и общественной жизнью. Вот почему административно-бюрократическая система всеми мерами противилась этой политике. После смерти Ленина, в условиях разгоревшейся борьбы за власть в руководстве партией и страной, эта политика была отвергнута.
Важным периодом в углублении взглядов Ленина на нэп - в плане перенесения акцента с понимания нэпа как "временного" тактического шага на его понимание как сравнительно длительного необходимого периода (до создания крупной промышленности) - была осень 1921 года. Во многих районах страны, в особенности в Поволжье, свирепствовал голод. Отчасти центральные, а в основном местные власти изо всех сил противились отказу от методов "военного коммунизма". Все более глубокое понимание возможностей нэпа и того, что иного пути выйти из кризиса нет, заставляло Ленина критичнее оценивать политику "преувеличения революционности", все активнее настаивать на переходе к политике "реформизма" [3, т. 44, с. 222, 223]. Среди работ этого периода, в которых можно наблюдать эволюцию взглядов Ленина на существо нэпа, прежде всего нужно назвать "Новую экономическую политику и задачи политпросветов" и "О значении золота теперь и после полной победы социализма".
В 1918—1920 годах (еще раз повторим уже приведенные ранее, но имеющие принципиальное значение мысли В. И. Ленина) "...мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, — и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение..." [3, т. 44, с. 157]. Более того: "...мы говорили тогда гораздо осторожнее и осмотрительнее, чем поступали" [3, т. 44, с. 156][3]*. В итоге "...мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.
Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года" [3, т. 44, с 159].
В приведенных отрывках, в отличие от дававшихся ранее оценок политики "военного коммунизма", имеются два существенных момента.
Во-первых, Ленин развернуто говорил о существе ошибки "революционной мечты" — попытке совершить скачок от капитализма к коммунизму без промежуточных ступеней. Причина политики "военного коммунизма" — гражданская война, которая прежде называлась основной, теперь не предлагается в таком качестве. Теперь основной называется ошибочность самого теоретического "построения", которое стремились перенести на действительность. Причем по тексту получается, что это теоретическое построение возникло как бы под влиянием момента, как попытка "а вдруг получится?", в противоположность проведенным до революции теоретическим изысканиям, в которых переход от капитализма к социализму определялся как тем более длительный, чем менее развито общество.
Во-вторых, в этих отрывках Ленин раскрывает мотивы политики скачка. Они, как представляются, видны из фразы: "Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе..." Город должен был немедленно восстановить крупное производство и дать продукт деревне. Для этого у деревни немедленно, авансом нужно было взять продукт для города. Ни внешние обстоятельства (война, аппарат и прочее), ни состояние самого "человеческого материала" (отдать свое, часто совсем не лишнее, под честное слово, что в недалеком будущем получишь взамен сторицей) не позволили эту мечту реализовать. Реальные производственные отношения в своем состоянии были несказанно далеки от этого замысла. Попытка использовать слабость русской революции: недостаточный уровень развития капитализма, огромное количество мелкотоварных и патриархальных хозяйств — и превратить эту особенность в силу (активизировав инициативу мелкого крестьянина, сдвинуть с места главное — крупное производство) — эта попытка не удалась. И то, что Ленин осенью 1921 года откровенно раскрывает существо замысла, бывшего недавно генеральным, показывает, на наш взгляд, что во многом этот замысел уже был отброшен, преодолен если не на практике, то в собственном сознании вождя, теоретика и практика.
Какое-то время элементы этого замысла встречаются в более поздних текстах, очевидно, потому, что то, что понял он, еще не поняли другие. Вождь, ведущий за собой партию и массы, должен был дать им время не такое понимание. Впрочем, судить о том, что говорил Ленин по вопросу о смене политики "военного коммунизма" на нэп в соответствии с прежними, еще не преодоленными убеждениями, а что в "педагогических" целях, судить об этом без исторического анализа сложно. Важный практический вопрос при этом — насколько эти идеи могли быть восприняты соратниками и спущенными с цепи "люмпен - активом".
Очевидно другое: Ленин решительно требует политического поворота. Вместо "преувеличения революционности"[4] — "реформистский подход".
Как известно, "революционный подход" к задаче в смысле прямой и полной ломки старого для замены его новым общественно-экономическим укладом состоял в совершенно четкой программе: "Восстановим крупную промышленность и наладим непосредственный продуктообмен ее с мелким крестьянским земледелием, помогая его обобществлению. Для восстановления крупной промышленности возьмем с крестьян в долг известное количество продовольствия и сырья посредством разверстки. Вот какой план (или метод, систему) проводили мы свыше трех лет, до весны 1921 года" [3, т. 44, с. 222]. Теперь ситуация радикально меняется. Вместо "полной ломки старого" общественно-экономического уклада и замены его новым — "...не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а оживлять торговлю, мелкое предпринимательство, капитализм, осторожно и постепенно овладевая ими или получая возможность подвергать их государственному регулированию лишь в меру их оживления" [3, т. 44, с. 223].
Конечно, Ленин вновь подтверждает, что нэп очень далек от "революционной мечты". Об этом нужно постоянно помнить. Поэтому "...задача нашей партии развить сознание, что враг среди нас есть анархический капитализм и анархический товарообмен" [3, т. 44, с. 163]. Но вместе с тем призывает он: "Не дадим себя во власть "социализму чувства" или старорусскому, полубарскому, полумужицкому, патриархальному настроению, коим свойственно безотчетное пренебрежение к торговле. Всеми и всякими экономически-переходными формами позволительно пользоваться и надо уметь пользоваться, раз является в том надобность, для укрепления связи крестьянства с пролетариатом, для немедленного оживления народного хозяйства в разоренной и измученной стране, для подъема промышленности, для обеспечения дальнейших, более широких и глубоких мер, как-то: электрификации" [3, т. 44, с. 227-228].
Величайшей опасностью для коммунистов России в этот исторический период Ленин считает "преувеличение революционности", в том числе перенесение на хозяйственные задачи опыта, усвоенного в военный период. В этом смысле Ленин развивает тему превращения достоинства человека при новых условиях в его недостатки, когда недостатки становятся продолжением достоинств. В период войны, говорит Ленин в выступлении перед делегатами IX Всероссийского съезда Советов, мы достигли политического и военного успеха с помощью энтузиазма, натиска, героизма. И эти достоинства становятся теперь "...самым опасным нашим недостатком. Мы смотрим назад и думаем, что так же можно решить и хозяйственные задачи. Но в этом-то и ошибка: когда обстановка изменилась и мы должны решать задачи другого рода, то здесь нельзя смотреть назад и пытаться решить вчерашним приемом. Не пытайтесь — не решите! И эту ошибочность нам надо сознать" [3, т. 44, с. 324].
Кичащиеся своими прошлыми заслугами работники, говорит Ленин, напоминают гусей, которые "Рим спасли", на что им крестьянин ответил хворостиной: "Оставьте предков вы в покое, а вы что сделали такое?" "Либо научитесь работать иным темпом, считая работу десятилетиями, а не месяцами, зацепляясь за ту массу, которая измучилась и которая не может работать революционно-героическим темпом в повседневной работе, — либо научитесь этому, либо вас назовут по справедливости гусями" [3, т. 44, с. 325].
В том числе, и Ленин считает нужным сказать об этом особо, нуждается в "переориентации" работа ВЧК. "... Та обстановка, которая у нас создалась, повелительно требует ограничить это учреждение сферой чисто политической" [3, т. 44, с. 328]. С этой целью "мы определенно говорим, что необходимо подвергнуть ВЧК реформе, определить ее функции и компетенцию и ограничить ее работу задачами политическими" [3, т. 44, с. 328]. Теперь, когда мы все больше внедряем новые условия хозяйствования, "...необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности, и тем уже становится сфера учреждения, которое ответным ударом отвечает на всякий удар заговорщиков" [3, т. 44, с. 329]. Однако, несмотря на отдельные предостережения В. И. Ленина в отношении абсолютизации мер "революционного" нажима и перенесения методов и способов "решать" экономические проблемы из времен "военного коммунизма" в новые общественные условия, революционная законность (подчас трактуемая произвольно-волюнтаристски, с позиции силы и остроты момента) продолжала насаждаться и после призывов отказаться от политики "революционного нажима". Подлинную законность нужно было долго и трудно прививать, воспитывать, для ее существования нужно было постоянно повышать "культурность" как народа, так и блюстителей закона. Однако слой членов партии, которые были способны и, главное, хотели это делать, очевидно, был незначителен. Очень многие оставались "военными коммунистами", как это подчеркивал В. И. Ленин, и были заражены вирусом "комчванства" или просто отвергали намечающийся поворот.
Характер этого недовольства имел самое глубокое из возможных оснований - экономическое. Речь шла о "прокормлении" разрастающегося аппарата. Мы уже приводили данные о численности служащих одного только народного комиссариата продовольствия - 145 тысяч сотрудников в 1921 году. В современных публикациях относительно численности чиновников госаппарата называется цифра 4 миллиона. Ленин в это время постоянно настаивал: сокращать служащих аппаратов. Кроме того - сокращать "свирепо" число тех, кого государство снабжает продовольствием. "Если мы считали в 1920 г. на содержании государству 38 млн. человек, то теперь мы эту цифру, - говорил он в декабре 1921 года, - сократили до 8 миллионов. Вот какое мы в этом отношении провели сокращение" [3, т. 44, с. 315].
Для понимания воззрений В. И. Ленина на сущность и природу нэпа осенью-зимой 1921 года помимо общего изменения отношения (нэп как "временное", "тактическое отступление" и нэп как длительный необходимый этап строительства социализма) требуется уяснение ряда названных ранее принципиально важных идей. Все они входят в то, что может быть названо концептуальным багажом разрабатываемой "на десятилетия" экономической политики. Не имея 148 возможности говорить обо всех, отметим одну, на наш взгляд, существенную.
Речь идет о неоднократно повторяемом Лениным тезисе, что "после великих политических и военных переворотов нужно длительное их переваривание в смысле культурном и хозяйственном. Nous у sommes[5]" [3, т. 44, с. 472].
Основой существования Советской власти и залогом успешного строительства социализма В. И. Ленин считал союз рабочего класса и крестьянства. Теперь, когда за четыре года жизни без помещиков и царя крестьянство в основной массе "осереднячилось", когда отпали военные задачи, в текстах Ленина все реже встречается акцентирование различий середняка и бедноты. По отношению к массе крестьян все чаще употребляется термин "старательный" крестьянин. В чем же состояло "переваривание" политических достижений Октября в деревне, на что требовался длительный период?
Ленин дает определенный ответ. Раньше "...мы шли недостаточно поддержанные крестьянством экономически: прочности военного и политического союза рабочих с крестьянами не соответствовала недостаточная прочность их экономического союза" [3, т. 44, с. 487] . Свобода экономического хозяйствования, повышение "экономической культурности" крестьянина как производителя товара, развитие товарооборота города с деревней на основе эквивалентных отношений, подъем промышленности, которая даст технику селу, развитие науки, которая повысит уровень профессиональной подготовленности крестьянина, ликвидация неграмотности и т. д. — вот то, чем нужно заниматься в новых условиях. В контексте этой политической линии были приняты и соответствующие юридические акты.
Эти меры по "перевариванию" деревней достижений политики Октября Ленин суммировал следующим образом: мы отказываемся от политики "лобовой атаки", выявляя то, что было в ней ошибочного [3, т. 44, с. 476]. "Мы теперь совершаем стратегическое отступление, которое даст нам более широкий фронт наступления в ближайшем будущем, даст экономическую, прочнейшую смычку с миллионами мелких крестьян, с массой крестьянства, сделает наш союз, союз рабочих и крестьян, основу всей нашей советской революции, всей нашей советской республики, непобедимым" [3, т. 44, с. 487] .
Итак, в трактовке нэпа в декабре 1921 года мы можем увидеть новое его понимание. Старый тезис об "отступлении" получает такую интерпретацию, при которой "отступление" оказывается желательной перспективой и, больше того, называется "основой" развития революции, гарантом ее непобедимости.
Такое понимание, как представляется, в тот период уже сужало толкование нэпа как "хитрости" с целью выиграть время, подсобрать силы, а потом снова, посредством революционного нажима принудить крестьянина "прыгать" в коммунизм.
Конечно, речь не шла об отказе от идеи крупного коллективного хозяйства. Нэп, говорил Ленин весной 1922 года, таит в себе громадную опасность, связанную с мелкобуржуазной крестьянской стихией. Он есть "отступление", после которого "в сто раз медленнее, но твердо и неуклонно" [3, т. 45, с. 78] надо идти к крупному обобществленному машинному земледелию, ибо оно есть база социализма в деревне. Но никаких "прыжков" через промежуточные ступени и "нажима" на крестьянина быть не должно. Суть "переваривания" политических достижений Октября в отношении деревни состоит в предоставлении крестьянину возможности свободного хозяйствования.
В отношении государственных промышленных предприятий в плане "переваривания" политических результатов революции Ленин настаивает на ряде мер, приближающихся к тому, что сегодня называется элементами хозрасчета. Так, предприятиям предлагалось предоставить свободу "в области производства", правда, "в пределах утвержденных программ", значительные права "в деле реализации собственной продукции", критикуется "жесткий формалистский сметно-бюджетный порядок", который приводит к "произволу советских чиновников над промышленностью". "Выход же заключается в поощрении и развитии инициативы и самостоятельности руководителей государственной индустрии" [3, т. 44, с. 477]. Ленин призывает создать условия для "...строго-хозяйственного ведения предприятий, точного учета всех элементов производства и рационализации управления (беспощадное сокращение разбухших аппаратов, лучшая оплата остающейся части, отказ от чиновничьего порядка работы и т. д.)" [3, т. 44, с. 478] .
Изменение "революционно-нажимного" отношения к действительности, замена его "свободно-реформистским" требовала от "передового отряда пролетариата" и его руководителей, наряду с прочим, изменения сложившихся в период борьбы за власть и в гражданскую войну подходов к проблеме политики и морали. Как ни странно это звучит, но нэп с его свободой хозяйствующего субъекта давал гораздо большие основания для восстановления общественной морали, чем "военный коммунизм". Принцип последнего — принуждение, с помощью которого можно выполнить моральный акт классовой справедливости: например, взять хлеб у сытого и отдать голодному. Но будучи порожден принуждением, а не свободой, этот моральный импульс, привнесенный извне, по завершении акта умирал. Ни отдавший, ни получивший в результате моральнее не становились. Для роста моральности того и другого нужно было свободное действие. Нэп не создавал ситуацию, когда один добровольно, с улыбкой на лице, отдавал хлеб другому. Но нэп стирал с этих лиц гримасы ненависти и страха. Один свободно продавал произведенный им хлеб, а другой столь же свободно покупал его. Эта ситуация не разрушала достоинства человека, не взрывала ту основу, на которой существует мораль.
Свобода как основа хозяйственной жизни родственна свободе как базе нравственного поступка. Сущность нравственности — отсутствие в моральном акте внешней детерминации, самозаконодательство. Если субъект обусловлен чем-то внешним и у него нет возможности выбора, он делается звеном причинно-следственной связи, как бы переходит в мир, независимый от него. В этом случае он ни за что не отвечает, он не свободен и значит здесь нет места морали.
Так вот, несовместимость политики и морали, внеморальность политики — положение, ставшее неизбежным в ситуации войны, отчего, кстати, по-настоящему моральные люди глубоко страдают, — это положение неминуемо вело к моральным катастрофам в мирное время. Морально ли было, например, неравенство рабочего класса и крестьянства в избирательном праве, когда нормы представительства от крестьян были неизмеримо меньше, чем от рабочих? В 1919 году на VIII съезде РКП (б) Ленин отмечал, что положение неравенства крестьян и рабочих существовало реально до того, как было зафиксировано в конституции. Причина этого, по Ленину, состояла в том, что "...организация пролетариата шла гораздо быстрее, чем организация крестьянства, что делало рабочих опорой революции и давало им фактически преимущество. Дальше стоит задача: от этих преимуществ переходить постепенно к их уравнению... В программе партия обязуется систематически работать над уничтожением этого неравенства более организованного пролетариата с крестьянством" [3, т. 38, с. 172].
Итак, через полтора года после революции Ленин в своем докладе среди немногих тем счел необходимым выделить этот вопрос, подчеркнуть несправедливость существующего положения, объяснить причины его возникновения и дать обещание его исправления.
Ничего этого мы не видим через семь с лишним лет после Октября, например, у Н. И. Бухарина. Возьмем вопрос о политическом неравенстве между рабочим классом и крестьянством, писал Н. И. Бухарин в 1925 году - в период успехов нэпа. "Здесь люди очень часто подменяют трезвые рассуждения моральными, которые ничего общего с политикой не имеют, Говорят, например: разве крестьянин не трудится иногда больше, чем рабочий? Где же справедливость, когда вы ему даете меньше политических прав, чем городскому рабочему?.. Не есть ли это отступление от заветов равенства среди трудящихся, на которых только и можно строить настоящий мост к социализму?
Такого рода рассуждения, кажущиеся иногда убедительными, страдают, однако, тем основным пороком, что они, вместо трезвого учета сил и вместо трезвого обсуждения вопроса, говорят лишь жаркие слова. Если уже зашла речь о справедливости, то вопрос нужно поставить таким образом:
Справедливо или несправедливо было бы, если бы мы проворонили все дело социализма? Справедливо или несправедливо было бы, если бы мы дали возможность буржуазии околпачить нас и возвратить старый порядок вещей? Стоит только таким образом поставить вопрос, чтобы получить на этот вопрос сразу же отрицательный ответ" [17, с. 92-93]. Равенство может быть установлено тогда, когда крестьянство "станет сознательным", "переделается", избавится от своей "темноты" и "некультурности". Впрочем, тогда общество достигнет такой ступени, что "политика заменится одним лишь научным управлением и научным руководством общественным хозяйством" [17, с. 95]. Крестьянству, таким образом, предлагалось "подождать" окончательной победы пролетариата над всеми врагами и достижения обществом высочайшей ступени развития. В этом вопросе — вопросе о диктатуре пролетариата и "вспомогательной" роли крестьянства после победы революции и укрепления социалистической власти в стране — "правые" (по терминологии тех лет) были единодушны с "левыми", и это же, естественно, приветствовалось, так сказать, "центром" — Сталиным и его группой. Время работало на последних.
Мысли Бухарина не только не развивают приведенную позицию Ленина, но в чем-то звучат как оправдание существующего. В реальной действительности не было сколько-нибудь заметных движений в направлении демократизации политической жизни, расширения функций власти Советов. Диктатура пролетариата, осуществляющаяся не через представленный в Советах рабочий класс, а через партию (что было, по Ленину, вынужденной мерой в условиях военных и экономических кризисов, гражданской войны, прекращения правильных взаимоотношений города и деревни, деклассирования пролетариата и разгула мелкобуржуазной стихии), после смерти Ленина чем дальше, тем больше стала проводиться даже не через партию, а через руководство центральных и местных парторганизаций, со временем составивших кастовую систему номенклатурных работников, отгороженных от масс и не подконтрольных рядовым коммунистам. Руководство, в свою очередь, формировалось и управлялось даже не ЦК, а сталинским аппаратом. Вопрос о власти советских и профсоюзных организаций постепенно приобретал пропагандистский характер. Для того чтобы в любой момент можно было перейти от "оружия критики" к "критике оружием", соответствующим кадровым преобразованиям и политико-идеологическим обработкам подвергся аппарат ЧК - НКВД.
Свободное сбалансированное экономическое развитие сельского хозяйства и промышленности неизбежно бы потребовало равноправного политико-правового состояния производителей, пересмотра концепции диктатуры пролетариата после победы социалистической революции и мирного развития страны. Вряд ли можно считать, что при экономическом равноправии, а во многих отношениях и определяющем положении аграрного производства в структуре народного хозяйства, крестьянство длительное время согласилось бы быть в положении "политического недоросля" с урезанными гражданскими правами.
Таким образом, не продолжая дальше анализ намечаемых перемен в других сферах производственной и общественной жизни, в которых В. И. Ленин предвидел меры переходного характера от "военного коммунизма" к нэпу, можно понять смысл и направленность выдвинутого им тезиса о длительном "реформистском" периоде культурно-экономического "переваривания" политических достижений Октябрьской революции. На наш взгляд, этот смысл состоял в достижении обществом того экономического и демократического состояния, возможности для которого открылись бы с реальным переходом власти в руки пролетариата и крестьянства. Насколько авангард сумеет выражать интересы трудящихся, насколько рабочий класс сумеет согласовать свои интересы с интересами абсолютного большинства народа — крестьянством, от этого зависело качество жизни, открываемое новым общественным строем.
Новый этап эволюции взглядов В. И. Ленина на сущность и природу нэпа в плане развития идей "смычки, связи, экономического союза государства с мелкокрестьянской массой через торговлю" [3, т. 44, с. 487] может быть, на наш взгляд, отмечен весной 1922 года. Новой политике исполнился год. Можно было подвести итоги. Причем не только первого года нэпа. В некоторых отношениях Ленин делает новые акценты в оценках всего предшествующего периода "военного коммунизма". Оценки эти, если сравнивать их с оценками 1921 года, более жесткие, решительные, беспощадно-однозначные. Сравним некоторые из них. Например, о политике "непосредственного" социалистического строительства. Так, в октябре 1921 года Ленин писал о "военном коммунизме": "... о наших задачах экономического строительства мы говорили тогда гораздо осторожнее и осмотрительнее, чем поступали во вторую половину 1918 года и в течение всего 1919 и всего 1920 годов" [3, т. 44, с. 156].
В марте 1922 года однозначно констатирует: "Прямого коммунистического распределения мы ввести не могли. Для этого не хватало фабрик и оборудования для них". Это также не удалось сделать "по условиям культурным" [3, т. 45, с. 112,118].
В проект резолюции "О работе в деревне" для XI съезда РКП (б) Ленин в апреле 1922 года вносит: "2. Съезд считает ошибочными меры разгона (или поспешной переделки?) учреждений сельскохозяйственной кооперации, рекомендуя наибольшую осторожность в этом отношении.
3. По вопросу об условиях применения наемного труда в сельском хозяйстве и аренды земли партсъезд рекомендует всем работникам в данной области не стеснять излишними формальностями ни того ни другого явления" [3, т. 45, с. 133].
Не было ли это в какой-то мере очевидно в период "лобовой атаки"? В какой мере в недавнем "натиске" на "мелкобуржуазную стихию" сказались "революционное нетерпение" и "революционная мечта"? Оценки, данные Лениным, делают такие вопросы уместными.
Еще более решительно вождь Октября высказывается о предшествующем периоде осенью 1922 года: "... Тогда мы предпринимали каждый день с величайшей поспешностью — вероятно, с излишней поспешностью — различные новые хозяйственные мероприятия, которые нельзя назвать иначе, как социалистическими" [3, т. 45, с. 279].
В январе 1923 года в "Страничках из дневника" — одной из последних ленинских работ — читаем: "Никоим образом нельзя понимать это (речь идет о распространении коммунистических идей в деревне. — С. Н.) так, будто мы должны нести сразу чисто и узкокоммунистические идеи в деревню. До тех пор, пока у нас в деревне нет материальной основы для коммунизма, до тех пор это будет, можно сказать, вредно, это будет, можно сказать, гибельно для коммунизма.
Нет. Начать следует с того, чтобы установить общение между городом и деревней, отнюдь не задаваясь предвзятой целью внедрить в деревню коммунизм. Такая цель не может быть сейчас достигнута. Такая цель несвоевременна. Постановка такой цели принесет вред делу вместо пользы" [3, т. 45, с. 367].
Очевидно, что "общение" между городом и деревней понималось Лениным не только в смысле идеологических связей. Это, безусловно, относится главным образом и прежде всего к налаживаемой системе экономических отношений.
Изменение взглядов В. И. Ленина не могло не коснуться и его понимания роли партии и партийной политики в новом экономическом курсе. Раньше мы уже приводили слова современника тех лет историка Н. М. Покровского о том, что в период "военного коммунизма" экономика плясала под дудку политики. Теперь, по мере развертывания нэпа, положение в корне должно было измениться. "Политика, —подчеркивает Ленин, - это концентрированная экономика" [3, т. 45, с. 123], то есть "музыкант" и "танцор" должны поменяться ролями.
В этой связи "главный недостаток партии в области работы в деревне" Ленин определяет как "...неизучение практического опыта. Это корень всех бед и всего бюрократизма" [3, т. 45, с. 47] .
В этой же работе — письме о тезисах Е. А. Преображенского "Основные принципы политики РКП в современной деревне" — Ленин считает нужным развеять один из "военно-коммунистических" мифов: о совхозах. В тезисах рабочие совхозов высокопарно названы Преображенским "кадрами сельскохозяйственного пролетариата". Это неверно, пишет Ленин. Это "комчванство". (То есть, в данном случае, по нашему мнению, это ложь в политико-бюрократических целях. Ложь во имя "замысла" скачка в коммунизм.- С. Н.) Рабочие эти, продолжает Ленин, "...чаще... не пролетариат, а и "пауперы", и мелкие буржуа, и все что хотите. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно. Это — главный источник нашего бюрократизма. И это зря дразнит крестьян, обижает их. О "кадрах сельскохозяйственного пролетариата" в наших совхозах пока умнее помолчать будет" [3, т. 45, с. 45-46].
Вообще, в новых условиях хозяйствования, в ситуации нормализации экономической и общественной жизни, когда исчезли жесткие императивы войны, когда опыт показал бесплодность и вред попыток немедленной материализации утопий, полезным оказывается помнить, что жизнь, в которой существенное место занимают интересы людей, сложнее и мудрее самых дерзновенных и кое для кого чрезвычайно приятных мечтаний. Но если эта очевидная истина не имела смысла для чересчур горячих голов, то для них должны были прозвучать предостережением слова вождя: "Больше всего на свете надо теперь бояться, по-моему, именно неумелого вмешательства, пока еще мы не изучили основательно действительных потребностей местной сельскохозяйственной жизни и действительных способностей нашего местного аппарата власти (способностей не причинять зла во имя благочестивого желания делать добро)" [3, т. 45, с. 133].
Дело было, конечно, не только в местном аппарате. В центре также имелось достаточно людей, чьи фантазии "летали за триллион километров". В заключительном слове на XI съезде РКП (б) Ленин много внимания уделил "фантазиям" тов. Ю.Ларина, которые проявлялись достаточно часто, начиная с победы Октября. "Маленький избыток" фантазий Ларина, которых бы при желании, по словам Ленина, хватило на всех членов РКП, проявлялся, например, "...в старом ВСНХ, когда тов. Рыков еще не выздоровел, а работал и подписывался "Ю. Ларин" от имени всего Высовнархоза; было плохо не потому, что тов. Ларин проявлял только свои худшие свойства, а наоборот, - лучшие способности, ибо в его преданности и знании дела и тени ни у кого нет сомнения, а дело было поставлено все же неправильно!" [3, т. 45, с. 125]. Ленин приводит пример одной из "фантазий-путаниц" Ларина: "Сегодня Ларин мимоходом, потому что он увлекся, его собственная речь его подогнала, договорился, что сдают в аренду ¾ железнодорожного транспорта, и ЦК исправил. Кржижановский говорит, что ничего подобного — ЦК не исправил и Ларин напутал. Так бывает постоянно".
"Мы не умеем за четыре года, — продолжает Ленин, - научиться такому делу, чтобы приставить полезного работника Ларина к настоящей полезной работе и отставить от той работы, в которой он против своей воли приносит вред" [3, т. 45, с. 127].
Склонность "к фантазиям", "мечтаниям", незнание действительности, потребностей и чаяний рядовых тружеников, упоенность возможностью творить историю, не останавливаясь, если надо, перед насилием, все это входило в то многогранное понятие "бюрократизма", которым все чаще пользовался Ленин в последние месяцы жизни.
"Замысел превыше всего!" - таков был лозунг твердокаменных "военных коммунистов". "...Преображенский, - говорит Ленин, - вынимает программу и говорит: никаких политических уступок этому слою (речь в данном случае шла о "буржуазных специалистах". — С. И.), иначе это - нарушение программы.
Если так начать управлять партией, то это приведет нас наверное к гибели. Не потому, что тов. Преображенский неправильно понимает политику вообще, а потому, что он подходит ко всему с тем, что составляет его сильную сторону: он теоретик, устремленный на определенные рамки, привычные и обычные, пропагандист, который занят разными мерами, направленными к тому, чтобы пропагандировать. Все знают и ценят эту сильную сторону, а когда он подходит с точки зрения политической и административной, выходит нечто чудовищное" [3, т. 45, с. 121].
Новая экономическая политика должна была умерить политические фантазии, научить людей согласовывать замыслы с тенденциями развития реальной жизни. Лозунг Ленина этого периода — "учиться торговать!" — был лозунгом учиться у жизни, так как главной особенностью переживаемого периода был переход от военных и административно-бюрократических методов развития общества к нормально-экономическим, товарно-денежным, рыночным отношениям. Нужно было искать пути создания государственно-капиталистического регулируемого рынка, иных способов воздействия на экономику.
Вчерашние "военные коммунисты", как показал первый год нэпа, к этому готовы не были. Но нэп набирал силу. Те, кто мог и хотел учиться, делали это. Многому учился у жизни и сам Ленин. Это видно по той эволюции, которую претерпели его взгляды от весны 1921 до весны 1923 годов. Чему и в какой мере научились его соратники? Вопрос этот нуждается в прояснении. Пока ясно другое. Учеба для многих из них шла трудно. В ушах все еще звучал звон клинков, сознание продолжали туманить "сны Веры Павловны". Мораль для них — как помеха решительной политике — была смешна и нелепа. Глубины сознания были сцементированы идеологией "военного коммунизма".
* *
*
"Одно успокаивало и возбуждало Чепурного: есть далекое тайное место, где-то близ Москвы или на Валдайских горах, как определил по карте Прокофий, называемое Кремлем, где сидит Ленин при лампе, думает, не спит и пишет. Что он сейчас там пишет? Ведь уже есть Чевенгур, и Ленину пора не писать, а влиться обратно в пролетариат и жить... Ленин, наверное, пишет Чепурному письмо, чтобы он не спал, сторожил коммунизм в Чевенгуре и привлекал к себе чувство и жизнь всего низового безымянного народа, — чтобы Чепурный ничего не боялся, потому что долгое время истории кончилось и бедность и горе размножились настолько, что, кроме них, ничего не осталось, — чтобы Чепурный со всеми товарищами ожидал к себе в коммунизм его, Ленина, в гости, дабы обнять в Чевенгуре всех мучеников земли и положить конец движению несчастья в жизни. А затем Ленин шлет поклон и приказывает упрочиться коммунизму в Чевенгуре навеки".
А. П. Платонов. "Чевенгур". [1] Выражение "большинство" нам кажется неточным, т.к. Ленин и сам говорил об "осереднячивании" большинства населения деревни, и об этом же свидетельствуют статистические данные. Середняк же, составляющий больше половины населения деревни в 1921 году, был, по этой терминологии, именно "мелким буржуа" [3, т. 43, с. 208]. [2] "Мы боремся за самое трудное: за фундамент действительно социалистической экономики, за правильный товарообмен (вернее: продуктообмен) промышленности с земледелием. Враг еще гораздо сильнее нас; анархический, мешочнический, индивидуальный товарообмен срывает нашу работу на каждом шагу. Мы ясно видим трудности и систематически, упорно будем преодолевать их" [3, т. 44, с. 109]. [3] Это замечание, на наш взгляд, является прямым подтверждением очевидного предположения о том, что судить сегодня о реальных действиях тех лет по документам, содержащим нормативность предпринимаемых мер, значит во многом приукрашивать действительность. В документах центральная власть старалась сообщить массам "должное", в том числе с учетом соблюдения определенного уровня законности (без этого власть не была бы властью). Но практика была менее законна, упорядочена и осмотрительна. К примеру, несправедливость в жизни могла быть на порядок выше несправедливости, отмечаемой нами сегодня в документе. Вряд ли будет правильным часто предполагать обратное, – то есть бóльшую справедливость в жизни, чем в документе. "Низовая власть", как правило, была значительно "революционнее" центральной. Это видно из некоторых приведенных ранее примеров. [4] "Для настоящего революционера, – предостерегал Ленин, – самой большой опасностью, – может быть, даже единственной опасностью, – является преувеличение революционности, забвение граней и условий уместного и успешного применения революционных приемов. Настоящие революционеры на этом больше всего ломали себе шею, когда начали писать "революцию" с большой буквы, возводить "революцию" в нечто почти божественное, терять голову, терять способность самым хладнокровным и трезвым образом соображать, взвешивать, проверять, в какой момент, при каких обстоятельствах , в какой области действия надо уметь действовать по-революционному и в какой момент, при каких обстоятельствах, в какой области действия надо уметь перейти к действию реформистскому. Настоящие революционеры погибнут (в смысле не внешнего поражения, а внутреннего провала их дела) лишь в том случае, – но погибнут наверняка в том случае, – если потеряют трезвость и вздумают, будто "великая, победоносна, мировая" революция обязательно все и всякие задачи при всяких обстоятельствах во всех областях действия может и должна решать по-революционному" [3, т. 44, с. 223]. [5] – Мы к тому подошли. |
|||||
|