Институт Философии
Российской Академии Наук




  Курс социальной эпистемологии ГАУГН
Главная страница » » Курс социальной эпистемологии ГАУГН

Курс социальной эпистемологии ГАУГН

Университет Россйской Академии образования

Кафедра философии

 

Социальная теория познания


Презентация курса (PDF)

 

Программа специального лекционного курса

 

Автор - д.ф.н. И.Т.Касавин

 

Рекомендована к печати кафедрой философии УРАО

Утверждена Малым Ученым Советом философского факультета УРАО

Печатается по решению Редакционно-издательского совета УРАО

 

 

Москва

2000

 

Учебный курс «Социальная теория познания» разработан в рамках специальности «Онтология и теория познания» и рассчитан на 64 часа аудиторных занятий (лекции и семинары).

 

Целью курса является ознакомление студентов и аспирантов с влиятельным направлением в современной эпистемологии (социальная теория познания или социальная эпистемология), позволяющим использовать в философской рефлексии о познании широкий круг междисциплинарных исследований, когнитивных и социально-гуманитарных наук. Его теоретическое значение состоит в расширении предмета и методологического арсенала традиционной («классической») эпистемологии при одновременном сохранении специфики философского анализа знания и познания. Прикладное значение курса в том, что он предлагает интегральную методологию социально-культурного анализа когнитивных феноменов и когнитивного анализа социально-культурных феноменов. В этом смысле он выполняет задачу формирования у учащихся навыков рефлексивной деятельности по анализу всего многообразия человеческой культуры и понимания ее когнитивного содержания.

 

Данный курс требует для своего понимания предварительного ознакомления с историей философии и основными проблемами теории познания и философии науки. Его целевой группой, поэтому, являются студенты старших курсов и аспиранты философских и гуманитарных факультетов.

 

Курс построен по принципу флуктуации между систематическим и историческим подходом, причем порядок тем и проблем уточняется применительно к особенностям конкретной аудитории. После первой вводной лекции общего характера следует ряд исторических реконструкций когнитивно-культурных эпох, в процессе чего остенсивно вводятся некоторые основные теоретические термины и тематические пространства дискурса. На этой основе в дальнейшем теоретические понятия прорабатываются систематически с иллюстративным использованием  уже проанализированных исторических «case studies».

          

Курс прошел апробацию в лекциях и семинарах для студентов и аспирантов на биологическом, географическом и химическом факультетах МГУ им. Ломоносова (кафедра философии и методологии науки естественных факультетов) в 1989-1992 гг., на философском факультете Российского Центра гуманитарного образования (сегодня – ГУГН) в 1997-1999 гг., на философском факультете Университета РАО в2000 г. По материалам курса опубликовано две монографии, способные служить учебными пособиями, а также четыре тома антологий переводов, применимых в семинарских занятиях. Преподаватели могут использовать материалы курса при чтении лекций по общей теории познания, философии науки, истории философии и истории культуры. Студенты и аспиранты используют настоящую программу при записи на данный курс, в ходе самостоятельной работы, написании рефератов и курсовых работ и подготовке к экзамену и зачету.

  

Введение

 

Социальная теория познания представляет собой влиятельное направление в современных исследованиях познавательного процесса, представленное в западной философии Д.Блуром (Великобритания), Э.Голдманом и С.Фуллером (США), а также рядом других исследователей, разделяющих некоторые принципы и подходы социально-культурного анализа знания и познания. В российской философии ее сторонниками в той или иной мере являются те, кто подчеркивают социально-культурную природу познания, необходимость вовлечения в эпистемологию результатов и методов гуманитарных наук, важность анализа каналов трансляции смыслов из познавательной в другие сферы и обратно и придают принципиальное значение синтезу феноменологического и трансцендентального подходов к познанию. По отношению к традиционной теории познания социальная эпистемология представляет «науку переднего края», в которой акцент делается не на формирование новой парадигмы, а на тематизацию и проблематизацию новых смысловых пространств.

  

 

Тема 1. Принципы и подходы в анализе науки и вненаучного знания: сходство и различие. 4 ч.


Специфика философии в познании и понимании мира. Теория познания, история науки, социология знания. Эпистемологическое значение социально-гуманитарных наук. Смысл теоретико-познавательного подхода к анализу культуры и социума. Классическая и неклассическая теория познания: современные дискуссии. Сциентизм, антисциентизм, культурный релятивизм. Что такое социальная эпистемология?

Литература

Основная

  • Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983.
  • И.Т.Касавин. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.
  • В.А.Лекторский. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.
  • В.Н.Порус. Парадоксальная рациональность. М., 1999.
  • В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000.

Дополнительная

  • А.С.Богомолов, Т.И.Ойзерман. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983, гл. 2.
  • В.С.Степин. Основания науки и их социокультурная размерность// Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.
  • И.Т.Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
  • И.Т.Касавин. Познание в мире традиций. М., 1990, гл. 2.
  • У.Найссер. Познание и реальность. М., 1981, С.5-33.
  • М.Коул, С.Скрибнер. Культура и мышление. М., 1977, гл. 1-2.
  • М.Малкей. Наука и социология знания. М., 1983, гл. 1-2.
  • П.Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М., 1978.
  • Г.Фоллмер. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов

  1. История науки и социология знания: какова их роль в становлении неклассической эпистемологии?
  2. В чем различие между классическим, натуралистическим и социологизированным типами теоретико-познавательных учений?
  3. «Философия – царица наук». Какой тип теоретико-познавательного учения характеризует этот тезис и такие альтернативы ему вам известны?
  4. «Смерть эпистемологии». Какой тип теоретико-познавательного учения характеризует этот тезис и такие альтернативы ему вам известны?

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  • Эволюционная эпистемология Г.Фоллмера.
  • Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.


Тема 2. Первобытное сознание и его творцы. Вожди и шаманы. 4 ч.


Теории первобытного мышления (Дж. Фрэзер, К. Леви-Брюль, Б. Малиновский и др.) Основные антитезы первобытного сознания: оседлость и миграция;

социум и личность; повседневный и предельный опыт. Сознание в контексте производства, социальной регуляции, творчества и экстремальных ситуаций. Типы лидеров, типы социумов и типы знания.

Литература

Основная

  • И.Т.Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
  • Магический кристалл. М., 1992, Вводная статья; раздел 1.

Дополнительная

  • М.Элиаде. Космос и история. М., 1987.
  • Э.Эванс-Причард. Нуэры. М., 1985.
  • К. Леви-Строс. Структурная антропология. М., 1983, гл. IX-XII.
  • О.Ю.Артемова. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987, С.109-165.
  • И.Т.Касавин. К понятию предельного опыта// Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов.

  1. В чем состоит основное противоречие первобытного сознания?
  2. Какова роль магии в первобытном производстве?
  3. В чем состоит различие функций политического и религиозного лидера в первобытной общине?
  4. Какие эпистемические роли берут на себя вождь и шаман?
  5. Поясните, как деятельность шамана создает возможность для деятельности вождя в экстремальных ситуациях?
  6. Какая связь может быть прослежена между типами государственного устройства и мерой влияния светского и сакрального лидеров?

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  • Образ шамана по К.Леви-Стросу.
  • Типы первобытных лидеров по Э.Эванс-Причарду.


Тема 3. Магия и миф. 4 ч.

 

Некоторые интерпретации магии и мифа: эволюционизм, символизм, функционализм, структурализм. Понятия нумизного и архэ. Противоречия и взаимодополняемость магии и мифа. Греческий миф как синтез исторических культов и фундамент европейской культуры. Герой и власть. Преступление и наказание. Путешественники и пастухи. Маги, ремесленники, мудрецы.

Литература

Основная

  • И.Т.Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
  • К.Хюбнер. Истина мифа. М., 1996.

Дополнительная

  • Софокл. Трагедии. М., 1988.
  • А.Ф.Лосев. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963, часть 1.
  • М.К.Петров. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М., 1995, С.177-235.
  • М.Элиаде. Космос и история. М., 1987.
  • Дж.Фрэзер. Золотая ветвь. М., 1985.
  • Дж.Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.
  • Заблуждающийся разум. М., 1990.
  • Магический кристалл. М., 1992.

Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и  экзаменов.

  1. В чем смысл понятия «архэ»?
  2. Что такое «культурный герой» и каково и его отношение к светской власти?
  3. Поясните понятие «рока» и эпистемологический смысл страдания.
  4. В чем связь путешествия, приключения и скотоводческих аналогий древних греков?
  5. Проанализируйте идейное и эпистемологическое содержание «позднего героизма» и природу творческого труда в понимании древних греков.

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  • Учение о мифических априори К.Хюбнера.
  • Миф как интегральная форма культуры.


ТЕМА 4. Формирование религиозной веры. 4 ч.

 

Возникновение религии как культурологическая и эпистемологическая проблема. Религия как социальная новация по сравнению с магическим культом и мифическим преданием. Греческие герои – предтечи христианских прототипов. «Договор» человека с богом и его социальный смысл. Религиозный закон и природный порядок. Жертва, орудие, жертвователь в системе ритуала. Предпосылки «новозаветной» религии. От этноса к универсуму. Три «открытия» Иова. Гносеологические следствия новой религии: знание, страдание и рефлексия.


Литература

Основная

  • И.Т.Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
  • Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
  • К. Юнг. Ответ Иову. М., 1996.

Дополнительная

  • К.Г.Юнг. Символ и архетип. М., 1991.
  • У.Робертсон-Смит. Лекции о религии семитов // Классики мирового религиоведения. М., 1996.
  • Царь Эдип. Эдип в Колоне // Софокл. Трагедии. М., 1988.
  • Ветхий Завет. Бытие.
  • Новый Завет. Книга Иова.

Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов

  1. В чем смысл понятия «нуминозное»?
  2. Проанализируйте теорию договорного происхождения религиозной веры.
  3. Какова связь понятий «вера», «знание» и «природный порядок»?
  4. Что такое религиозное жертвоприношение и какова его структура?
  5. В чем состоят «открытия Иова» и каков их эпистемологический смысл?

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  • Анализ религиозного опыта по К.Юнгу.
  • Книга Иова как источник новозаветной веры.


ТЕМА 5.  Мир как объект античной науки. Астрономия, астрология, астральная религия. 2 ч.

 

Наука древнего мира и ее предпосылки. Астрономия как первый «синтез чувственности и рассудка»: природа теоретического созерцания. Единство астральной религии, математики, астрологии и практических потребностей земледелия и мореплавания. Мифологические персонажи и классические астрономические ситуации. Этапы развития астрономии древнего мира. Основные астрономические понятия и проблемы. Современная судьба астрологии.

Литература.

Основная

  • И.Т.Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
  • И.Д.Рожанский. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1980.

Дополнительная

  • Герметизм, магия, натурфилософия в интеллектуальных традициях XIII-XIX вв. М., 1999
  • Секст Эмпирик. Против астрологов // Сочинения, т.2., М., 1976.
  • Б.Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука. II. М., 1991.
  • А.А.Гурштейн. Извечные тайны неба. М., 1984.

Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов.

  1. Существовала ли наука в древности, если да, то почему?
  2. В чем особенности античной астрономии как культурного феномена?
  3. Приведите примеры астрономических мифов и поясните их культурный и практический смысл.
  4. Заблуждаются ли астрологи с точки зрения астронома и философа?

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  • Программа Евдокса и ее культурный смысл.
  • Современные дискуссии о возникновении науки.


ТЕМА 6. Предтечи научной революции. Врачи, печатники, моряки. 4 ч.

 

Проблема культурного разрыва в эпоху «темного средневековья» и реальный кризис XIII-XV вв. В.И.Вернадский о практических истоках нового естествознания. Три преднаучные парадигмы отношения к природе. Природа как объект лечения, книга для чтения и пространство путешествия и приключения. Аптека, типография и палуба корабля как культурные лаборатории. Парацельс, Гутенберг и Колумб как культурные архетипы.

Литература

Основная

  • И.Т.Касавин. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000.
  • В.И.Вернадский. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

Дополнительная

  • А.Койре. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века. М., 1994.
  • Ж.А.Кондорсе. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов

  1. Как связан образ человека в эпоху Возрождения с изменениями в понимании природы?
  2. Парацельс как образ врача XV-XVI вв. и его роль в преддверии научной революции.
  3. Феномен «Вселенной слова» и контекст его возникновения.
  4. В чем смысл понятия «преддверие науки» в контексте дискуссий по поводу генезиса науки?

Темы рефератов, курсовых и дипломных работ

  • В.И.Вернадский о предпосылках возникновения науки
  • Учение Парацельса о человеке.