Институт Философии
Российской Академии Наук




  Заседание 7. (Гутнер Г.Б.)
Главная страница » » Архив » Заседание 7. (Гутнер Г.Б.)

Заседание 7. (Гутнер Г.Б.)

Заседание 7.

5 мая 2011

 

 

тема доклада:

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЕГО ВЫРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ

 

докладчик:

 

Гутнер Григорий Борисович

доктор философских наук, ведущий научный сотрудник

Центра методологии и этики науки Института философии РАН

 


Существует два представления об идеальном предмете. Первое можно условно назвать эйдетическим. Оно предполагает схватывание предмета в едином акте созерцания, интеллектуальную интуицию, дающую непосредственное знание о предмете. Второе представление я бы назвал конструктивным. Согласно ему, идеальный предмет есть результат интеллектуального конструирования, синтеза элементов по определенной схеме.

 

В докладе будут подробно описаны оба эти представления и показано, что язык опосредует их. Эйдетический акт, схватывающий идеальный объект как целое, может приобрести интерсубъективный смысл только с помощью языка. Но языковое выражение, само будучи конструкцией, способно передать только схему. Поэтому в нем передается не эйдос, не интуитивно представленный идеальный предмет, а конструкция. Язык с неизбежностью схематизирует наши понятия. Интерсубъективность возможна лишь благодаря воспроизведению. Непосредственное постижение, схватывание сущности оказывается, поэтому, субъективным актом, который каждый должен произвести самостоятельно.

 

Эйдетическое представление связано с солидной традицией, идущей от Платона до Гуссерля. Однако возникает серьезное подозрение, что, коль скоро акт усмотрения идеального предмета (сущности или эйдоса) невозможно интерсубъективно верифицировать, оно связано лишь с субъективным переживанием и не имеет отношения к реальности. Иными словами, когнитивное значение имеет лишь конструктивное представление идеального предмета. Но согласившись с таким утверждением, мы, по-видимому, будем вынуждены отказаться от всякой онтологии. Окажется, что единственная реальность, с которой мы имеем дело, есть реальность языковых и/или интеллектуальных конструкций. Только в эйдетических актах может быть схвачено многообразие целостных форм реального мира. Поэтому необходимо признать за непосредственным усмотрением сущности когнитивное значение, несмотря на то, что такое усмотрение субъективно и его воспроизведение нельзя гарантировать.

 

 

Главная страница Семинара