I. Общие положения
Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения учёной степени кандидата наук по научной специальности 5.7.4. Этика (философские науки).
II. Правила допуска к кандидатскому экзамену
Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен: 1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен; 2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности. В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и её предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.
III. Содержание кандидатского экзамена
Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам этики (по одному из каждого ниже приведенного блока). Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утверждённых на заседании сектора, к которому он прикреплен. Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час. Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.
Вопросы кандидатского экзамена: 1 часть 1.01. Основные этапы развития античной этики. 1.02. Природа и критерий морали в учении софистов. 1.03. Этический рационализм Сократа. 1.04. Учение о нравственном возвышении в философии Платона. 1.05. Тематическая структура «Никомаховой этики» Аристотеля и место в ней учения о высшем благе. Методология аристотелевского анализа высшего блага – ее значение для исследования морали. 1.06. Учение Аристотеля о добродетелях. 1.07. Эвдемонизм Эпикура. 1.08. Раннестоическая этика. 1.09. Проблема жизненного предназначения человека в поздне-стоической этике. 1.10. Этические вопросы в текстах Ветхого Завета. 1.11. Христианская этика (по библейским текстам). 1.12. Средневековая этика. Общая характеристика, этапы развития, основные представители. 1.13. Учение Августина о благодати. 1.14. Учение Фомы Аквинского о достоинстве человеческих действий. 1.15. Этические проблемы в философии Декарта. 1.16. Проблема моральности человека в философии Т. Гоббса. 1.17. Идея общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо. 1.18. Спиноза о свободе человека. 1.19. Основные этические идеи Просвещения. 1.20. Б. Мандевиль о природе добродетели. 1.21. Понятие долга в практической философии И. Канта. 1.22. Учение И. Канта о категорическом императиве. 1.23. Понятия автономии и гетерономии в этике И. Канта. 1.24. Понятия морали и нравственности в философии Г.В.Ф. Гегеля.
2 часть 2.01. Утилитаризм И. Бентама и Дж.С. Милля. 2.02. Историко-материалистическая концепция морали в марксизме. 2.03. Критика А. Шопенгауэром этики И. Канта. 2.04. А. Шопенгауэр об основе морали. 2.05. Ф. Ницше о происхождении и природе моральных понятий (на примере долга и совести). 2.06. Учение Ницше о двух типах морали. 2.07. Понятие ресентимента в философии Ф. Ницше и М. Шелера. 2.08. Учение об «открытой морали» в философии А. Бергсона. 2.09. В.С. Соловьев об основаниях нравственности и задачах этики. 2.10. В.С. Соловьев о смысле любви. 2.11. Н.А. Бердяев о трех типах нравственности (этики). 2.12. Полемика И.А. Ильина с Л.Н. Толстым по вопросу о борьбе со злом. 2.13. Понятие «хозяйственная этика» в социологии М. Вебера. Основные характеристики «протестантской этики». 2.14. Критика Дж. Муром «натуралистической ошибки» в традиционных этических учениях. 2.15. Основные теоретические идеи аналитической этики. 2.16. Основные теоретические идеи эволюционной этики. 2.17. Онтология совести в философии М. Хайдеггера. 2.18. Гуманистическая этика Э. Фромма. 2.19. Проблема смысла человеческого бытия в экзистенциализме. 2.20. Теория справедливости Дж. Ролза. 2.21. Критика Г. Энском современной ей моральной философии. 2.23. Основные теоретические идеи этики добродетели. 2.24. Основные теоретические идеи этики феминизма.
3 часть 3.01. Структура этического знания и задачи этических исследований. 3.02. Историческая эволюция предмета этики. 3.03. Соотношение нормативно-ценностных и познавательных компонентов этики. 3.04. Нормативная этика. Источники и характерные проявления морализирования. 3.05. Проблема происхождения морали. 3.06. Талион, Золотое правило и Заповедь любви: сравнительные нормативно-этические и культурно-исторические характеристики. 3.07. Сущность и специфика морали. Основные подходы в современной литературе. 3.08. Структура морали. Основные подходы в современной литературе. 3.09. Проблема универсальности в морали. 3.10. Проблема должного и сущего. 3.11. Проблема нравственной свободы. 3.12. Проблема ответственности в моральной философии и нормативной этике. 3.13. Проблема абсолютного и относительного в этике. 3.14. Основные характеристики морального сознания (мышления). 3.15. Мораль как сфера индивидуально-ответственного поведения. 3.16. Сравнительный анализ обычая, права и морали как способов нормативной регуляции. 3.17. Оппозиция кантианства и утилитаризма в этике. 3.18. Понятия добра и зла в этике. 3.19. Добродетель и счастье. Проблема наслаждения и страдания. 3.20. Проблема справедливости в этике. Различные концепции справедливости. 3.21. «Зло во благо»: практические и теоретические аспекты проблемы. 3.22. Понятие морального совершенства. Этические парадоксы совершенствования. 3.23. Прикладная этика. Основные подходы. 3.24. Дилемма антропоцентризма и нонантропоцентризма в экологической этике.
IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене
Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:
V. Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
Дополнительная литература
|
|||||||||||||||
|