Институт Философии
Российской Академии Наук




  2006 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Научные результаты » 2006 год

2006 год

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова


Основные итоги работы за 2006 год


1. В 2006 г. закончено немецко-русское издание Сочине­ний Иммануила Канта (4 тома, 5 книг), выполненное в рамках совместного с Марбургским университетом исследовательского проекта. Это единственное в мире, уни­кальное двуязычное издание основных работ великого немец­кого философа. Оно является результатом исследовательской работы обширного объема, чрезвычайной трудности и большой научной, академической значимости. В 2006 г. издано главное сочинение И.Канта – «Критика чистого разума» (М.: Наука), в качестве 2-го тома собрания сочинений (в двух книгах объемом более 2000 страниц).


Закончено и вышло в свет исследование «Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология» (СПб.: РХГА), се­рия «Русский путь». Это исследование является завер­шением многолетней работы В.А.Жучкова (совместно с В.Ф.Пустарнаковым, М.А.Абрамовым и др.) по подготовке серии книг, посвященных исследованию русско-немецких философских связей, начиная с конца XVIII в. до начала ХХ в.: «Философия Шеллинга в России» (1998), «Философия Фихте в России» (2000), «Христиан Вольф и философия в России» (2001) и др. В отечественной историко-философской литера­туре столь панорамное, последовательное и систематическое исследование влияния указанных мыслителей на философскую, научную мысль в России, равно как и анализ специфики их ре­цепции русскими философами, было предпринято впервые и может рассматриваться как новаторское.

 

Благодаря данным работам сектор осуществил на уровне совре­менных мировых требований масштабную фундаментальную работу по изучению наследия Канта, которая включает академическое издание оригинальных кантовских текстов, исследование ис­тории отечественного кантоведения и новейших кантоведческих дискуссий.

 

2. Закончено изучение работ виднейших представителей французского Просвещения Вольтера, Монтескьё и Руссо в свя­зи с анализом основных характеристик гражданского общест­ва и правового государства. Роль народа как суверена, прини­мающего законы, значение при этом общей воли выделяются в качестве главных особенностей гражданского общества; послед­нее же рассматривается как осуществившийся общественный договор. Анализ сочинений Руссо увязан с мнением о развитии гражданского общества таких видных его исследователей, как Ю.Хабермас и В.Библер. Анализ проводился в ориентации на современное состояние России. Принцип разделения властей изучается как важнейшая черта правового государства, иссле­довано его обоснование в работах Монтескьё. Объясняется, почему Вольтер склонялся в пользу просвещенной монархии; представлена и логическая нить, соединяющая взгляды Вольтера, Монтескьё и Руссо (Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Про­свещения. Вольтер. Монтескьё. Руссо (от концепции просве­щенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: ИФ РАН.

 

3. Доказано, что цивилизации санкционируют известные образцы должного поступания, работы и речи. Существенны­ми компонентами новоевропейской цивилизации оказываются такие новые типы универсальных обязательств, как трудо­вая этика (паттерн самопринуждения к полезной работе), про­фессиональная этика (паттерн специализации и призвания), предпринимательская этика (паттерн рентабельного хозяйст­вования), правовая этика (паттерн уважения к правам челове­ка). Именно эти паттерны образуют деонтологический базис, над которым надстраивается индустриальное общество с его экономизмом и техногенным производством. Данные паттер­ны являются обязательной («неминуемой») историчес­кой предпосылкой последующего перехода к «постиндустри­альному» общественному порядку (СоловьевЭ.Ю. Основные паттерны новоевропейской цивилизации // Интернет-сайт «Этика: информационный ресурс»).

 

4. В результате анализа структуры религиозно-символи­ческого знания, представленного в святоотеческой литерату­ре и средневековых философско-теологических доктринах, обоснован вывод о радикальном различии понятий знака и символа. Если знак просто указывает на некий предмет, то символ сверхпредметен: он указывает на сакральный предмет, открывающийся сознанию человека лишь в момент выполне­ния определенного акта, а именно акта веры, побуждая чело­века к изменению естественной установки сознания, к выпол­нению актов, ведущих к преобразованию его внутреннего мира. Предметное значение символа неотделимо от его экзи­стенциального смысла – символ одновременно устремлен вверх, в сакральную сферу, и обращен к человеку (Гайденко В.П. Предметная и аскетическая составляющие средневе­кового символизма // Историко-философский ежегодник, 2006. М.: Наука, 2006 – в соавт.)

 

Публикации

Книги

  1. Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках: В 4 т. / Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe: 4 Bde. Том 2 (кн. 1–2): Критика чистого разума / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова, Б.Тушлинг. М.: Наука, 2006. 1081 с. (70,7 а.л.).
  2. Историко-философский ежегодник'2006 / Отв. ред. М.А.Солопова. М.: Наука, 2006. 420 с. (30,0 а.л.).
  3. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения: Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: ИФ РАН, 2006. 251 с. (11,5 а.л.).
  4. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика. Культурная революция, 2006. 477 с. (31,2 а.л.).
  5. Ойзерман Т.И. Проблемы: социально-политические и философские очерки. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 653 с. (41,0 а.л.).

 

 Статьи, рецензии, тезисы

  1. Гайденко В.П. Предметная и аскетическая составляющие средневекового символизма (в соавт. с Г.А.Смирновым) // Историко-философский ежегодник'2006. М., 2006 (1,5 а.л.).
  2. Длугач Т.Б. О некоторых принципах теоретической философии Германа Когена // Историко-философский ежегодник'2006. М., 2006 (1,5 а.л.).
  3. Жучков В.А. Вещь в себе у Канта как «явление» для философии // Кантовский сборник. Вып. 23. Калининград: Изд-во КГУ, 2006 (1 а.л.).
  4. Жучков В.А. Знание, вера и свобода у Канта // Материалы Международной конференции «Отношение веры и знания в классической немецкой философии». СПб., 2006 (0,3 а.л.).
  5. Жучков В.А. Рецензия на книгу В.В.Соколова «Проблема субъекта и объекта в истории философии» // Вопр. философии. 2006. № 3 (0,2 а.л.).
  6. Лебедев А.В. Возможность и действительность // Большая Рос. энцикл. (БРЭ). Т. 5. М., 2006 (0,14 а.л.).
  7. Лебедев А.В. Статьи: Гален, Гармония сфер, Гераклит Понтийский, Гераклит // БРЭ. Т. 6. М., 2006 (0,44 а.л.).
  8. Мотрошилова Н.В. Книга Г. Шпета «Явление и смысл» – веха в развитии российской феноменологии // Историко-философский ежегодник 2006. М.., 2006 (1 а.л.).
  9. Мотрошилова Н.В. Метафизика ландшафта против ландшафта метафизики // Синий диван. М., 2006.
  10. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности // Вопр. философии. 2006. № 1. (1,3 а.л.).
  11. Ойзерман Т.И. Социально-политические воззрения Канта и Гегеля // Кантовский сборник. Вып. 23. Калиниград: Изд-во КГУ, 2006 (1 а.л.)
  12. Синеокая Ю. Summing up and moving on: On Bernice Glatzer Rosenthal. New Myth, New World: From Nitzsche to Stalinism // New Nitzsche Stadies. № 6. 2006. Р. 265–268.
  13. Соловьев Э.Ю. Историко-философское исследование как пример транскультурной коммуникации (рецензия на книгу: Рыскельдиева Л.Т. Деонтология в истории философии) // Альманах «Totallogy». Вып. 13. Киев, 2006 (0,6 а.л.).
  14. Соловьев Э.Ю. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Справедливость и ненасилие: российский контекст. Великий Новгород: Изд-во НГУ, 2006 (2,5 а.л.).
  15. Соловьев Э.Ю. Основные паттерны новоевропейской цивилизации // Интернет-сайт «Этика: информационный ресурс» (ethicscenter.ru/solov-1). 2006 (1,5 а.л.).
  16. Столяров А.А. Воля // Большая Рос. энцикл. (БРЭ). Т. 5. М., 2006 (0,25 а.л.).