Институт Философии
Российской Академии Наук




  История сектора. Воспоминания сотрудников сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной философии » Мемориально-исторический раздел » История сектора. Воспоминания сотрудников сектора

История сектора. Воспоминания сотрудников сектора

 

Из истории Сектора социальной философии ИФ РАН. (1966 – н.в.)[1]

 

     В 1966 существовавший в Институте философии сектор исторического материализма (рук. Ц.А. Степанян) разделился на два самостоятельных сектора – сектор научного коммунизма (его руководителем остался Ц.А. Степанян) и сектор исторического материализма, заведующим которого стал доктор философских наук В.Ж. Келле. При директорах Института философии П.В. Копнине (март 1968 – июнь 1971) и Б.М. Кедрове (ноябрь 1973 – февраль 1974) сектор работал при постоянной поддержке дирекции. С момента возникновения сектора в нём работали Н.В. Мотрошилова, Ю.М. Бородай, Э.Ю. Соловьёв, Е.Г. Плимак, А.В. Гулыга, Ю.А. Левада, Н.И. Новиков, Б.А. Грушин, В.Г. Подмарков, В.В. Денисов, защитившие кандидатские диссертации аспирантки сектора В.Б. Власова, И.Н. Сиземская, а чуть позже – В.М. Межуев, О.Н. Крутова, В.И. Толстых, Т.В. Керимова, М.А. Виткин и др. сотрудники. Многие из них уже были известны своими работами, но всех объединяло новое исследовательское направление – разработка методологии материалистической интерпретации исторического процесса, свободной от зашоренности устоявшихся, точнее узаконенных, стандартов, уходящих истоками в 4-ю главу «Краткого курса ВКПб».

     За время руководства Келле в секторе были подготовлены и изданы в различных издательствах несколько работ, обративших на себя внимание философской общественности новизной исследовательских подходов: «Философские проблемы исторической науки» (1969), подготовленная к 100-летию юбилея Ленина книга «Ленинизм и диалектика общественного развития» (1970), «Принцип историзма в познании социальных явлений» (1972); книга Ю.М. Бородая, В.Ж. Келле, Е.Г. Плимака «Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации» (1974); в научный аппарат были введены новые категории («отчуждение», «самоотчуждение», «вещные отношения», «трёхчленка», «азиатская формация»). Книги были приняты неоднозначно, что объяснимо: во власти все ещё оставались «авторитеты» сталинской выучки. Никаких «обновлений» по объяснению исторического процесса, дополняющих формационный принцип его периодизации, никаких интерпретаций ранних работ Маркса и обращений к нему за пределами канонизированных представлений и оценок они не воспринимали. Однако сектор продолжал работать, утверждая новый взгляд на актуальные проблемы материалистического понимания истории на волне общего научного подъёма того времени и возникшего интереса к Марксу как историку-методологу.

     «Знаковыми» книгами того времени стали: «Историческая наука и некоторые проблемы современности» (1969), «Запретная мысль обретает свободу» (1966) Ю.Ф. Карякина и Е.Г. Плимака, «Проблема человека в современной философии» (1969), «Философия и наука» (1972), «Восток в философско-исторической концепции Маркса» (1972) М.А. Виткина, «Массовая культура» (1975). Получили известность статьи Г.С. Батищева, Э.Ю. Соловьёва, Н.В. Мотрошиловой. Сектор численно расширился, приобрёл большой научный авторитет в Институте, а публикации членов сектора сразу становились предметом обсуждения внутри институтского коллектива и за его пределами.

     Но 1960-е вытеснялись 1970-ыми – цензура ужесточалась, диктат идеологии в философских исследованиях усиливался, и в 1975 сектор исторического материализма приказом директора Института Украинцева был расформирован, поводом чему послужил вынесенный В.Ж. Келле строгий партийный выговор за «потерю бдительности» при подборе кадров (отъезд М.А. Виткина за рубеж). В.Ж. Келле вынудили уйти из Института.

     С 1975 года к обязанностям руководителя сектором Исторического материализма, преобразованным в Отдел актуальных проблем исторического материализма, приступил доктор философских наук Юрий Константинович Плетников. До прихода в Институт философии Юрий Константинович имел опыт преподавательской работы в МВТУ им. Н.Э. Баумана и на кафедре Исторического материализма философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Его заслуги в области социальной философии были отмечены премией имени М.В. Ломоносова 1971 года за монографию «О природе социальной формы движения...».

     По приглашению нового руководителя к В.В. Денисову, В.М. Межуеву, В.И. Толстых, И.Н. Сиземской, Т.В. Керимовой и В.Б. Власовой, уже работавшим на тот момент в подразделении, присоединились новые сотрудники – кандидаты философских наук Л.И. Новикова, Ю.Е. Еремин, С.М. Брайович, Е.Н. Лысманки, А.С. Айзикович (все фронтовики), Э.М. Ткачев, В.Г. Федотова и младшие научные сотрудники В.П. Перевалов, Н.Н. Козлова, Ю.В. Олейников, Н.В. Клягин, которые в начале 1980-х годов подготовили кандидатские диссертации. В последующем некоторые из них, вслед за В.М. Межуевым и Е.Н. Лысманкиным, защитят и докторские диссертации.

     Отдел исторического материализма в разные годы претерпевал значительные структурные трансформации: в его состав включали другие подразделения, сокращали, реструктурировали. В своём самом расширенном составе Отдел состоял из трёх секторов: Сектора общих проблем исторического материализма (зав. Ю.К. Плетников), Сектора методологии социального познания (зав. В.В. Денисов) и Сектора личности (зав. Л.П. Буева). Тогда Отдел исторического материализма был самым крупным структурным подразделением Института философии. Несмотря на непостоянство внешней структуры, Отдел предоставлял возможность пройти через хорошую школу творческой работы молодым учёным, через активное включение в исследовательскую работу регулярного методологического семинара под руководством В.Б. Власовой для аспирантов. Все они впоследствии реализовали себя в отечественном философском пространстве – А. Разин, А. Кулинченко, А. Барбасов, С. Кузнецова и др. 

     Сотрудники всех секторов участвовали в подготовке основных трудов. Среди наиболее значимых и ставших заметными событиями не только в философской среде, но и нашедших одобрительные отзывы в сообществе гуманитариев, можно отметить: «Духовное производство: социальный аспект духовной деятельности» (Отв. ред. Толстых В.И., 1981), «НТР как социальный процесс» (Отв. ред. Керимова Т.В., 1982), совместный советско-вьетнамский труд «НТР и строительство социализма во Вьетнаме» (Отв. ред. Ю.К. Плетников, 1981), Денисов В.В. «Социология насилия (Критика современных буржуазных концепций» (1975), Межуев В.М. «Культура и история» (1977), Сиземская И.Г. «Человек и труд: условия гармонии и развития» (1981), «Цивилизация и культура в историческом процессе» (1983), Козлова Н.Н. «Социализм и сознание масс: социально-философские проблемы» (1989), Клягин Н.В. «От доистории к истории: палеосоциология и социальная философия» (1992), Олейников Ю.В. «Экологические альтернативы НТР» (1987), Федотова В.Г. «Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии: сциентизм и антисциентизм» (1981), «Невостребованные возможности русского духа» (Отв. ред. В.Б. Власова, 1995),  Новикова Л.И., Сиземская И.Н. «Очерк русской философии истории» (1997)  и многие другие.

     Работа Отдела не ограничивалась только подготовкой публикаций. В это время было налажено тесное сотрудничество с Отделами и Секторами социальной философии большинства академических Институтов стран социалистического содружества: Кубы, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Китая, Монголии, Вьетнама. Отдел организовывал ежегодные Координационные совещания по актуальным проблемам исторического материализма, результаты которых находили отражение в совместных публикациях сектора: «Капитал К. Маркса и проблемы становления коммунистической формации» (1987), «История, как объект философского знания» (1991). Словом, существовало тесное сотрудничество с философскими сообществами союзных республик и зарубежных стран. В Отделе учились и защищались не только аспиранты, стажеры и докторанты из разных регионов СССР, но и из многих стран-членов СЭВ.

Встречи в рамках научного сотрудничества во Вьетнаме. 1985 г.


    Основные силы Отдела в течение почти десяти лет были сосредоточены на подготовке фундаментального трехтомного издания «Марксистско-ленинская теория исторического процесса», некоторые тома которого были переведены и изданы на немецком, китайском, вьетнамском, чешском, английском, испанском, болгарском и украинском языках. Все они в разные годы были победителями конкурсов за лучшие работы ИФ АН СССР. Проблематика трехтомника была чрезвычайно широкой — от основополагающих проблем теории исторического процесса до актуальных вопросов эволюции различных социальных систем и организмов. Спектр тем исследования отражают подзаголовки томов: «Действительность, материальная основа, первичное и вторичное» (1981), «Целостность, единство и многообразие, формационные ступени» (1983), «Диалектика современной эпохи» (1987).

     Подготовка этого труда аккумулировала исследовательские разработки очень многих сотрудников Отдела. Его написанию во многом способствовал созданный в целях консолидации усилий и «притирки» авторских позиций секторский методологический семинар, которым руководила Л.И. Новикова. В работу над книгой были включены все сотрудники, включая и младший научный персонал. Это в действительности была общая работа всего коллектива, авторское участие в которой приняли В.М. Межуев, В.Б. Власова, Ю.В. Олейников, И.Н. Сиземская, А.С. Айзикович, В.В. Денисов, Ю.Е. Ерёмин, Е.Г. Лысманкин, Л.И. Новикова, Л.П. Буева, В.И. Толстых, В.В. Платковский, приглашённые участники – В.С. Барулин, Г.С. Арефьева, Б.Т. Григорьян, С.И. Гончарук, М.П. Мчедлов, В.М. Семёнов, Г.Г. Водолазов, В.Н. Шевченко, А.К. Уледов и др.

     Исследование было сразу замечено философской общественностью. Главная причина внимания к нему связана с тем, что оно явилось по сути первым системным изложением теории исторического процесса в рамках материалистического понимания истории в парадигме деятельностного подхода. Предложенная методология, ориентированная на целостное представление об историческом процессе, ставила одновременно цель обоснования места материалистического понимания истории во всей системе социального знания, выявления диалектики связи социальной философии как общей теории с другими видами знания. Авторами было дано решение этой проблемы, сохраняющее позитивное значение и сегодня.

     Структура и организация научной работы Отдела способствовали продуктивному научному творчеству, включению в исследовательскую деятельность молодых учёных и появлению того, что можно было бы назвать научной школой или, точнее, научным сообществом. Многие из соискателей и стажёров, которых в Отделе обычно было не менее 6-7, и после защит диссертаций не порывали своих связей и дружеских контактов с Отделом. Научно-организационным центром Отдела был Учёный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Социальная философия», председателем которого в течение 30 лет был Ю.К. Плетников. За это время в Совете защитили диссертации 125 человек. Более 50 человек на соискание учёной степени доктора философских наук. Основными направлениями, по которым защищались диссертации, были:

 

- проблематика, связанная с анализом современности (модернизация, НТР, экологические вопросы, происходящие в стране социокультурные сдвиги, проблемы идентичности);

- человек и общество («новое варварство», целостное развитие личности, теория и практика гендерного равенства);

- методологические проблемы социального знания;

- проблемы развития современного государства (становление правового государства, тоталитаризм, структурные реформы, либеральный социальный порядок и его альтернативы).

 

     Как видно из представленного тематического перечня основных направлений исследований Отдела, философская мысль в стеснённых условиях оставалась достаточно свободной. Творческий и исследовательский пафос не подавлялся идеологией. Именно поэтому научные разработки сектора стали точками дальнейшего роста социально-философского знания, а многие из разрабатывавшихся идей сохранили свою научную значимость и сегодня, войдя на общепризнанных правах в проблематику социально-философского знания. Например, идеи духовного производства; общественного производства, как производства социальности; проблема общественного богатства; культуры, как сферы самосозидания и творчества человека. Был актуализирован исследовательский потенциал понятий «цивилизация», «ценности», «традиция», «общественное богатство», «самоуправление», «обыденное сознание», «свободное время», «всеобщий труд».


    Сотрудники сектора (Ирина Николаевна Сиземская, Юрий Константинович Плетников) с кубинскими коллегами в Гаване. Слева от Плетникова Ю.К. директор Института философии Академии наук Республики Куба Талия Фунг Риверон. 1985 г.


      Процессы Перестройки, распада СССР и сопровождавшая их глубокая трансформация всей социально-экономической жизни общества существенно изменили не только направленность и методы работы Отдела, но и его кадровый состав. Из-за низкого уровня заработной платы многие молодые научные сотрудники стали переходить на работу в вузы и другие организации. Текучесть кадров была обусловлена и идеологическими соображениями, поскольку многие люди резко поменяли свою политическую и мировоззренческую ориентацию. Социальная философия в форме исторического материализма столкнулась с кризисом идентичности. Этот период совпал и с тяжелыми потерями сотрудников старшего поколения. Отдел постепенно был реорганизован в Сектор философии истории. В этот период были практически свернуты программы сотрудничества с большинством европейских стран социалистического лагеря и бывших союзных республик. Ряд уже написанных, отредактированных и набранных в типографиях трудов в большинстве стран соисполнителей не вышли в свет. Перестали созываться Координационные совещания. Прекратилась работа над коллективными монографиями.

     Однако трудное время глубоких социальных преобразований поставило перед социальными философами массу новых теоретических проблем, требовавших переосмысления устоявшихся мировоззренческих представлений, выработки новых теоретических концепций, разработки иных методов и методологии исследования социальной жизнедеятельности и эволюции социоприродного бытия в целом. Практические проблемы актуальной трансформации российского социума и научные интересы сотрудников существенно повлияли на тематику исследований. В это время они активно публиковались в периодических философских и научно-публицистических изданиях разной социальной и идеологической направленности – в журналах: «Москва», «Свободная мысль», «Диалог», «Власть», «Общественные науки и современность», «Социум» и др., где анализировались не только философские проблемы, но и злободневные для того времени проблемы собственности, отчуждения, цивилизационной и формационной ориентации России.

    В этот период в соответствии с духом эпохи и потребностью восстановления утраченного, активно осмысливалось наследие социально-философской мысли дореволюционного периода и философские работы представителей русского зарубежья. Результаты этой интенсивной и глубоко творческой работы нашли отражение в публикациях: Новикова Л.И., Сиземская И.Н. «Интеллигенция. Власть. Народ. Антология» (1993), «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология» (1993), «Мир России — Евразия. Антология» (1995), Панарин А.С. «Стиль “ретро” в идеологии и политике (критические очерки французского неоконсерватизма)» (1989), Федотова В.Г. «Практическое и духовное освоение действительности» (1991).

     Ю.К. Плетников руководил Отделом исторического материализма до 1995 года. Как отмечает Ирина Николаевна Сиземская, много лет проработавшая под его руководством: «Главным его качеством, как руководителя, было умение даже в непростых ситуациях, которых в то время бывало достаточно, оставаясь на своих позициях, сохранять уважительное отношение к оппонентам, быть открытым для восприятия другой точки зрения. Поэтому атмосфера в Отделе была рабочей и дружеской одновременно». В середине 1990-х завершился начавшийся в Перестройку переходный период переориентации работы научного подразделения от Сектора исторического материализма через Сектор философии истории к Сектору социальной философии, который возглавил Александр Сергеевич Панарин[2].

     В политике своего руководства А.С. Панарин сделал ставку на стимулирование индивидуальных исследований сотрудников сектора, при этом всячески оказывая помощь, как в их проведении, так и в публикации полученных результатов, что в 1990-е представляло особенную сложность. Результатами такого подхода стал выход ряда интересных и важных для становления интеллектуального пространства новой России монографий, заполнявших существующие пробелы в области философского знания: «Русская философия истории» (1999); «Философия истории. Под ред. д.ф.н., проф. А.С. Панарина» (2001). Александр Сергеевич рано ушёл из жизни, но период его руководства Сектором оставил светлую память у сотрудников, а вместе с ней и важные для философии книги, не появившиеся бы без его участия.

     Сектор принимал участие и в социально-значимых проектах по помощи в разработке стратегий развития и предоставлению экспертных оценок. В 1990 по приглашению Фонда социальных инициатив (ФСИ) ряд ученых сектора методологии социального познания (заведующий сектором д.ф.н. В.В. Денисов) совместно с приглашенными сектором учеными других организаций получили предложение подготовить проект «Новые лидеры для России», который ФСИ делал под руководством американского Фонда исследования лидерства. Группа ученых во главе с В.Г. Федотовой организовали исследования по проблеме «Новые лидеры для России». В исследовательскую группу входили тогда члены Сектора методологии социального познания к.ф.н. Н.Н. Козлова, к.ф.н. Н.М. Смирнова, к.ф.н. В.Б. Власова, м.н.с. Н.Н Лебедева, аспиранты О. Н. Назарова, А.А. Мяделец, к.ф.н. Г. Нурзалиева из РАГС (теперь – РАНХиГС), к.ф.н. Л. Марасинова (из Рыбинска), к.ф.н. И.А. Желенина (МГУ им. М.В. Ломоносова). Были представлены инициативы обсуждения интеллектуальных и культурных инноваций в учебных заведениях. Проект был одобрен ФСИ, который впоследствии использовал его, опираясь на финансирование Фонда лидерства. Усилия группы были отмечены по телевидению представителем Фонда лидерства.

     После смерти А.С. Панарина Сектор социальной философии был объединён с Центром методологии социального познания, но сохранил своё название, отвечавшее новым задачам, и продолжил работу под руководством Валентины Гавриловны Федотовой. Сектор социальной философии больше не работал исключительно в марксистской парадигме интерпретации истории (историческом материализме). Социальная философия рассматривалась в новом понимании – как изучение социальной обусловленности и взаимодействия с обществом всех сфер деятельности и познания, включая многообразные социальные теории различных направлений, а также познавательный процесс в целом, в том числе общественные, естественные и технические науки и их междисциплинарные связи.

Сиземская Ирина Николаевна и Юрий Константинович Плетников на заседании Учёного совета. 1994 г.


     В.Г. Федотова была зачислена на работу в ИФ РАН 1 сентября 1977 на должность старшего научного сотрудника в сектор философских и методологических проблем общественных наук (зав. сектором д.ф.н. В.В. Денисов) отдела актуальных проблем исторического материализма (зав. отделом д.ф.н. Ю.К. Плетников). 1 июля 1983 она была избрана по конкурсу ведущим научным сотрудником, заведующим сектором философских и методологических проблем общественных наук. 1 октября 1992 года ее избрали по конкурсу заведующей лабораторией методологии социального познания Отдела социальной и философской антропологии. А в декабре 2003 года – перевели в Сектор социальной философии, руководителем которого она была назначена в 2004 году.

     В соответствии с пониманием того, что старое определение социальной философии как раздела философии, отвечавшего на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек, устарело, Сектор начал работать в рамках другого исследовательского подхода. Социальная философия акцентирует влияние социальных обусловленностей на все сферы человеческой деятельности и познания в качестве методологии, подчеркивающей междисциплинарность. К примеру, до определённого времени теория познания не обращалась к своим социально-культурным корням, но сегодня эпистемология строится на базе фундаментальной значимости общества в формировании парадигм познания. В междисциплинарном поле политология, теория познания, этика, эстетика глубоко связаны с социально-культурной обусловленностью и методологической значимостью социально-философских идей и влияний.

     В это время Сектор социальной философии активно работал в междисциплинарных проектах с историками, социологами, культурологами, демографами, политологами, специалистами по философским проблемам естествознания, историками философии, специалистами по системному анализу. Проводились совместные круглые столы с журналом «Полис», с экономическим журналом «Мир перемен», с журналом «Проблемы культурологии». Сектор принимал неоднократное участие в Московском экономическом Форуме, а также – в Родосском Форуме на протяжении десяти лет.

     Параллельно коллектив Сектора также участвовал в международных проектах: сотрудники сектора выступали на Всемирных философских конгрессах в качестве докладчиков (доклад Н.Н. Козловой и В.Г. Федотовой был опубликован в Канаде). На философском конгрессе в Греции в 2013 году В.Г. Федотова руководила секцией 51 «Философия глобализации» и выступала с докладом «Глобализация как мегатренд и локальные тренды модернизации». М.Г. Алиев сделал доклады на этой секции «Глобализация и международный терроризм». В.Г. Федотова выступала с докладами в университетах Будапешта, Осло, Берлина, Варшавы, Гаваны, Пекина, Улан-Батора, Вьетнама, с которым был многолетний проект под руководством сотрудника ИФ РАН И.К. Лисеева. В настоящее время ведутся переговоры о продолжении вьетнамского проекта под руководством В.Г. Федотовой и с вьетнамской стороны бывшего докторанта сектора социальной философии, заместителя директора института философии в Ханое, которым будет сформирована вьетнамская команда.

     В течение более десяти лет работа Сектора проходила в русле как глубокого теоретического анализа, так и акцентуации фокуса исследования на происходящих социокультурных изменениях в мире и в России, что видно по монографиям, вышедшим из печати в последние годы и оказавшим влияние на социально-философскую мысль страны: «Новые идеи в социальной философии» (Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2006), «Человек в экономике и других социальных средах» (Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2008), «Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса» (Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2010) «Меняющаяся социальность: контуры будущего» (Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2012), Коллективная монография «Социально-философский анализ модернизации: теории, модели, опыт» (Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: ИФ РАН, 2013), «История модернизации как предмет социально-философского исследования» (Отв. ред. В.Г. Федотова, В.А. Колпаков. М.: ИФ РАН, 2014). Уже несколько лет Сектор организует международные конференции совместно с университетом Дубны. Так в апреле 2014 года была проведена совместная конференция «Россия в глобальных сценариях XXI века» и выпущен сборник с одноименным названием под общей редакцией д.ф.н., проф. Н.Г. Багдасарьян и д.ф.н. проф. В.Г Федотовой (М.: Дубна. Материалы международной конференции. 2014), в котором опубликованы доклады сотрудников сектора социальной философии: В.П. Веряскиной, В.Б. Власовой, Г.Ю. Канарша, В.А. Колпакова, Д.А. Кузнецова, Ю.В. Олейникова, И.Н. Сиземской, В.Г. Федотовой (пленарный доклад). В апреле 2015 года там же состоялась международная конференция «Социальные тренды XXI века и меняющиеся картины мира». С 2016 года данная проблема стала темой Сектора. Ежегодная конференция в Дубне проводится до сих пор при активном участии коллектива Сектора под руководством заведующего Сектором А.В. Павлова. 

     Валентина Гавриловна работала на должности руководителя Сектора до 2014 года. Затем она продолжила свою работу в должности главного научного сотрудника Института. На посту руководителя её сменил д.ф.н. Владимир Алеексеевич Колпаков, скончавшийся в 2016 году. В своем руководстве В.А. Колпаков преимущественно продолжал направление исследований В.Г. Федотовой. С конца 2016 года Сектором социальной философии руководит д.ф.н. Александр Владимирович Павлов.



[1] Текст подготовлен на основе материалов и воспоминаний Федотовой В.Г., Сиземской И.Н., Олейникова Ю.В.
[2] Для более подробного ознакомления с работой Отдела социальной философии в этот период см. книгу: Жизнь, отданная науке. Теоретическое наследие. Воспоминания. Документы. К 90-летию Ю.К. Плетникова. М: Канон+, 2017.