Институт Философии
Российской Академии Наук




  Е.А.Фролова. «Х.Ханафи и М.А.аль-Джабири: два видения современной арабской культуры»
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » Е.А.Фролова. «Х.Ханафи и М.А.аль-Джабири: два видения современной арабской культуры»

Е.А.Фролова. «Х.Ханафи и М.А.аль-Джабири: два видения современной арабской культуры»

1.  Популярный лозунг 60-х годов: «Развитие науки и техники – залог успеха». Ориентация на образование, в том числе естественно-научное и техническое. Приоритет роли сознания в развитии общества.

 

2.  Развитие – за счет чего? Заимствование достижений у развитых стран или собственное развитие? Если опора на собственные силы, то это включает не только обретение формальных знаний, но и воспитание нового типа свободной  творческой личности. Распространение идей экзистенциализма, персонализма, неопозитивизма.

 

3.  В области религии – нацеленность на «модернизацию» ислама, влияние идей «возрождения» (М.Абдо, аль-Кавакиби).

 

4.  Аль-Джабири и Х.Ханафи представляют две позиции относительно роли разума в возрождении арабской культуты и (или) ее модернизации.

 

5.  Концепцией «эпистемологического разрыва» Джабири сразу обозначает особенность «магрибинского» подхода к видению проблемы. Это, прежде всего, отказ от возрожденческих идей, касающихся ислама, и опора на разум, ориентированный на науку. И здесь Джабири интересует не наука в целом (о развитии науки в арабских странах в наши дни говорить сомнительно, возможно лишь использование достигнутого другими), а структура организации науки, методологии, которыми она пользуется, логика, котрой оперирует сознание.  При определении разума Джабири различает разум (‘акл) и интеллигибелии (ма‘акулат), смыслы, ценности, содержание мысли (фикр, content). Он не отождествляет «арабский разум» с ментальностью арабов, которая нагружена «смыслами». Джабири выделяет в разуме его эпистемологическую компоненту, хотя и выходит на рассмотрение содержания, то есть культуры.

 

6.  Ханафи, занимающейся философией культуры, напротив, обращает внимание на «смыслы», в которых живет араб, и на вещи, которые выражаются этими «смыслами», на их ценность. Поэтому он обращается к содержанию сознания («арабского разума» - термин Джабири), исследует, чем живет араб, содержание его менталитета и с этих позиций критикует это сознание. Он не эпистемолог, а скорее просветитель-моралист.

 

      В последние десятилетия предыдущего века его внимание было направлено на состояние ислама и его роль. Защитник самобытности культуры, он выступил против привнесения в исламскую культуру и в сам ислам заимствований из культуры западной и, в частности, связанной с марксизмом.

 

Вывод: И та, и другая позиция предполагают развитие культуры через изменение сознания.