Источник публикации: Мифы и религии мира. Учебное пособие. М., 2004. С. 182-186 Я. В. Чеснов
Мон-кхмерские народы
Народы этой языковой семьи расселены в Индокитае и в прилегащих частях китайской про винции ньнань. Есть теория, объединяющая эту семью вместе с мундаской в Индии в одну аустроазиатскую семью. Как в Индии, так и в Индокитае носители этих языков считаются древнейшим населением. Отсюда наш интерес к мифологии и религии мон-кхмерских народов. Тем более что в их число включаются народы, находящиеся на таких ступенях общественного развития, когда еще люди не знали производящего хозяйства. Речь идет о семангах и сеноях полуострова Малакка и о некоторых других. Упомянутые архаические народы и в расовом отношении отличаются от окружающего южномонголоидного населения. Так, семанги относятся к низкорослому негритосскому типу, сенои - к веддоидному.
По своим историческим судьбам мон-кхмерские народы очень несхожи. С одной стороны, это упомянутые охотники и собиратели Малакки, живущие разобщенными группами, долго сохранявшие обычаи охоты за головами, мотыжные земледельцы ва, а с другой - моны и кхмеры, создавшие первые государства в Индокитае. Что обо всем этом могут сказать мифология и исконные религиозные верования?
Характеризуя в целом мон-кхмерскую метафизику, можно сказать, что она довольно равнодушна к космосу. Сюжеты космологии, конечно, здесь представлены, но они как бы приземлены, еще точнее, приводнены. Вот соответствующие мифы семангов.
Существовала Манои (Ланинг, Куунг) - первоначальное женское существо. Одно из имен этой первоначальной женщины - Куунг - означает именно «вода». Манои - создательница мира. Иногда она изображается черепахой. Среди Мирового океана с помощью своих внуков Манои водрузила ветвь дерева рамбутана на спину подводного зверя. Земля появилась около дерева позднее, принесенная навозным жуком. В других версиях мифа Манои становится женой Та Педна, небесного бога. Последний путешествовал со своим братом по образовавшейся земле. Ловили рыбу в море. Из их сломанного удилища образовались две горы. Одна из них - Бату Рибн, стоящая в центре мироздания. В одном из вариантов гора появляется без всякого вмешательства Та Педна, в результате деятельности двух внуков Манои. Выуживание земли - естественный сюжет океанийской мифологии, и ее влияние на семангов не исключено.
Та Педн (Кета, Мольтек, Англай, Пле) - это высшее небесное божество. Он обитает среди других духов на небе. Иногда говорят, что он живет в солнечном свете или что Та Педн и есть солнце. Иногда образ Та Педна сливается с образом Карея, бога грома. По некоторым представлениям, Та Педн живет на востоке, его младший брат - на западе. У Та Педна есть жена Манои. В мифах семангов заметна тенденция перенятия функций создателя мира Та Педна от женщины Манои.
Особых ритуалов в честь Манои и Та Педна нам обнаружить не удалось, что подтверждает предположение о заимствовании основ или деталей этих мифов. Зато совсем иначе обстоит дело с Кареем. Это бог грома у негритосских племен джахай, ланох и кента на полуострове Малакка. Хотя представления о нем не отличаются ясностью: Карей рассматривается и как то же лицо, что и Та Педн, и как старший брат последнего или даже отец. Карей и Та Педн имеют разобщенные функции в мифе. Карей обитает в пещере и олицетворяет гром как природное явление. Он выступает как грозное и злое божество. Его особенно боятся женщины. Для умилостивления Карея при громе семанги пускали свою кровь из раны, нанесенной в икру ноги.
Миф о Карее трудно назвать космологическим, он не раскрывает космогенеза, т. е. происхождения, строения и развития Вселенной. Но важная метафизическая мысль в нем присутствует - истекающая кровь уносит опасность.
В мифологии развитых мон-кхмерских народов сотворению мира все же уделено внимание. Но это больше вариации на темы известных индуистских или буддийских сюжетов. Вот средневековый камбоджийский Махешвара. Его деятельная сила проявлялась в том, что он непрерывно спускался с неба на гору Мотан, порождая на земле все формы жизни. Его культ процветал при королевском дворе. Культ Махешвара имел явное шиваитское происхождение (Махешвара - это Шива), но, по некоторым данным, в его образе очень рано сказалось влияние буддизма (Махешвара считался бодхисаттвой, спускающимся к людям на землю).
Для кхмеров, создателей древнейших камбоджийских государств, типичен миф о промах - небесных существах, ставших родоначальниками людей. По древнекхмерской космогонии вокруг горы Сомеру (Меру) находятся в океане четыре острова, один из которых, Чумпуйтвип, населен людьми. Над горой Сомеру находится райский мир красивых долгоживущих существ тевода. Еще выше них меньший по размеру мир более совершенных существ-промов. Наконец, последний - двадцать седьмой - небесный мир Нипеау (Нирвана), где живет только Будда. Земной мир уже был населен людьми, но их из-за грехов погубили тевода. Землю сначала жгло семь солнц, потом все залил потоп. Когда вода стала убывать, нa землю были посланы в качестве стражей восемь промов. Они попробовали на вкус морскую пену, захотели есть и ели землю, а когда появились растения, то перешли на них. По другой версии они ели сначала грибы, затем плоды лианы и, наконец, рис. От последнего их животы наполнились экскрементами, и в их телах открылись по два отверстия. Когда это произошло, промы стали существами, имеющими пол. Они начали строить жилища, возделывать рис и превратились в людей.
Представление о существовании некогда нескольких солнц, характерное для всего Востока Азии, очевидно, было также у всех мон-кхмеров. По крайней мере, у ва в Северном Таиланде есть обряд, имитирующий стрельбу кузнеца из лука в солнце.
Более интимны у мон-кхмеров отношения с водой. Если в Индии и в Индокитае у многих народов наги (змеевидные существа) опасны, то у кхмеров это благодетельные существа, даже партнеры по браку. Наги обитают под землей и в водных источниках. Могут превращаться в красивых женщин. По одному из мифов основатель кхмерского государства Прах Тхон смог проникнуть в мир нагов, сидя на дереве, которое каждую ночь опускал ось под землю. Там он женился на дочери царя нагов, который дал ему са.мпот (поясную одежду) с изображением нагов. В память этого в Камбодже в старину жених должен был дарить невесте такой сампот. С нагами у камбоджийцев связаны очень древние представления тотемического характера. Наги выступают как первопредки, в которых могут превращаться люди в переломные моменты жизни. Например, прежде во время брачной церемонии жениху и невесте спиливали немного передние зубы, «чтобы они не смогли превратиться в нагов». Женщина-нага - центральный образ кхмерских династийных мифов. Существует сообщение XIII в. о том, что кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой нагой, и от этого зависело благосостояние страны.
Изображения наги часты на барельефах Ангкора, ими оформлены перила и балюстрады. До сих пор рукояти крестьянских серпов делают в форме змеи-наги. В камбоджийском буддизме к нагам двойственное отношение: по одному из мифов нагу Мучилинде принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, по другому - один из нагов обманом стал учеником Будды и был разоблачен. Теперь при приеме в послушники неофит должен ответить, не является ли он нагом.
Монский вариант связей между нагами и людьми выглядит так. Зингьяик - мифический холм у монов (Нижняя Бирма). Это место, где вступили в брачный союз пришедший из Индии «чародей солнечной расы» и нага, хтоническое божество. Монские короли рассматривались как их потомки. Наследование по материнской линии у монских правителей связывалось с происхождением от нагов как хозяев земли. Культ же небесных духов у монов оформлен сравнительно поздно.
У мон-кхмеров в сюжетах о происхождении риса отражены гармонично-женственные отношения к земле. Рис не был послан с неба богами, а попал к людям из-под земли (или даже из-под воды). Вот миф о Пейсрап - душе риса у кхмеров. Это женщина. Иногда ее называют Преас Ме («святая мать риса»). Некогда люди не беспокоились о выращивании риса, он сам прилетал в амбары. Но одна женщина ударила рис коромыслом. Рис убежал и спрятался в трещине камня. Рыба проникла туда и упросила рис вернуться. Но с тех пор людям приходится очень заботливо относиться к рису и его возделывать.
У банаров и других народов Центрального Вьетнама рис был принесен людям муравьем Хмоч-Кенту. Событие связано с потопом, вызванным тем, что ворон (или коршун) обидел краба. В барабане спаслись брат и сестра. У них был только вареный рис. После потопа муравей принес два зерна (или колоса). Рис, выросший из них на следующий день, был огромного размера. Одного зерна хватало на обед. Растения не возделывали, зерна, созрев, сами мчались в амбары. Так было до тех пор, пока женщина по имени Со Крок не прогнала рис в поле.
Интересен цикл мифов ма, срэ, банаров и других народов Центрального и Южного Вьетнама о Иду. Это верховное божество-демиург. Часто он выступает в образе красной птицы. В подземном мире Брах Тинге Иду создал огонь, а также каменные орудия, которыми люди начали пользоваться. Там же появились буйвол, свинья и куры. С подземным миром связано и само происхождение людей, которые вышли через отверстие в земле. Его уже не существует. Вышел мужчина, но его жена с ребенком там остались, так как в проходе застрял буйвол с двумя головами. Показывают скалу, в которую этот буйвол превратился. Мир, созданный Иду, отличался от современного. Человек не нуждался в доме, а жил под деревьями, листву которых Иду сделал непроницаемой для дождя. Люди получали все без труда. У них всегда под рукой были плоды, мясо и рыба. Рис рос сам, а мотыга сама для него подготавливала почву. Человек только указывал, где ей работать. Топор сам рубил лес. Но мотыга была слишком усердна и без конца требовала новой работы. Ленивые люди забросили ее далеко.
Примечательно, что локальные кадастрово-земельные духи в монкхмерской мифологии оказываются связанными с водной стихией. Таковы неак та, духи - хранители местности у кхмеров. Живут неак та на возвышенных местах в деревнях и в водоемах. С каждым из неак та связывается местный цикл мифов. Культ неак та весьма популярен в Камбодже и носит выраженный аграрно-магический характер. В древности почитание неак та дало почву королевским культам горы. Современный же камбоджийский буддизм включил в себя культ неак та.
Кадастровые духи у монов - антагонисты водных, но это явный результат религиозной политики, проводившейся государством. Деватау сотапан - «духи, победившие водный потоп». Они рассматриваются как мужские по природе в противоположность хтоническим божествамнагам, женским. Деватау сотапан числом 36 были канонизированы в XV в. правителем монского государства в Пегу. Это число связано с делением ~ средневекового государства Раманадесы на 32 округа, объединенных четырьмя провинциями. В каждом округе, а также в провинциях были свои духи-хранители деватау сотапан. Их культу были посвящены ступы. Представление о деватау сотапан было включено в систему монского буддизма. Деватау сотапан часто рассматриваются как пример кадастроовых (земельных) божеств.
На хтоническом и явно пассивном фоне мон-кхмерской мифологии неожиданным образом про является культ небесного огненного меча. Этот сюжет вообще распространен на всем Востоке Азии, будучи часто атрибутом шаманского обряда. У мон-кхмеров культ такого меча сосредоточен в Камбодже, на юге Лаоса и в соседних районах Вьетнама. Причем сюжет мифа о мече характерен для разных этнических групп.
Вот камбоджийский вариант о Прах Кхане - священном мече королей Камбоджи. Считалось, что взятый без специальных ритуалов, он уничтожит страну огнем. За хранением меча следила каста камбоджийских брахмано-баку. Согласно хроникам он был завещан потомкам ангкорским королем Джайяварманом II (IX в.). По версии горцев Камбоджи, мифический небесный герой Прах Писнокар изготовил два волшебных меча с изображением Брахмы. Один был отдан лаотянцам, его ножны – тай (сиамцам). Другой Прах Кхан был передан кхмерам, его ножны - горцам Камбоджи. По одной из версий рукоять Прах Кхана хранилась у касты охотников на слонов. В другом варианте Преа Ен, верховный дух кхмеров, дал ножны вьетнамскому королю, рукоять--сиамскому, клинок - камбоджийскому. Прах Кхан был не только палладиумом, священным символом безопасности государства. С ним связана и космогоническая символика: лезвие - символ огня, ножны- воды. До конца XIX в. в Камбодже проводились раз в год ритуалы с Прах Кханом. При французах меч этот пропал.
Миф о мече нарушает структуру мон-кхмерского мифологического мышления, и поэтому он способен к сюжетным развитиям. Такое можно видеть в версии мыонгов Южного Вьетнама. Пранг и Янг - мифические герои. Янг - младший брат, был изгнан старшим братом-вождем. Янг нашел камень, обладающий способностью через все проникать. Чудовища сковали ему меч. Янг с его помощью отрубил голову Наге, спас дочь китайского императора и женился на ней. Перед смертью оставил ножны меча в Камбодже, рукоять - в Сиаме (Таиланде), клинок – у джараев. |
|||||
|