Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора философии культуры за 2011 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Научные результаты » Научный отчет сектора философии культуры за 2011 год

Научный отчет сектора философии культуры за 2011 год

Научный отчет сектора философии культуры за 2011 год

 

 

Предпринята попытка дать представление о российском миро- и самосознании с помощью анализа наследия А.П.Чехова (Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: 7-я Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.) / Под общ. ред. С.А.Никольского), показано, что вклад Чехова в интегральное мировоззрение предстает как синтез науки с философией, религией и литературным творчеством в поле между крайностями богословия и атеизма (Симуш П.И. Россия и Чехов: стяжание правды).

Прояснены основные проблемы взаимоотношения и эволюции понятий «народ», «интеллигенция», «власть» в контексте исторического развития России (Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.) / Отв. ред. С.А.Никольский). Изучены вопросы развития российской интеллигенции в современных условиях, двойственности ее социальной позиции, сознания и поведения (Наумова Т.В. Два лика интеллигенции).

В процессе анализа эволюции смыслов и ценностей русского мировоззрения, выраженного в классической литературе ХIХ в., возникло понимание того, что предметом анализа выступают смыслы и ценности не сами по себе, а в контексте того или иного образа человека – создаваемого автором главного героя (Никольский С.А. Достоевский и явление «подпольного» человека).

Дана характеристика национальной культуры в эпоху глобализации, приведены сценарии взаимоотношений культуры и государства. Проанализированы перспективы России в поиске своей цивилизационной идентичности, возможности межкультурного диалога России и Европы, феномен «русской идеи», культурные факторы российской модернизации, проблемы и трудности продвижения России по пути к универсальной цивилизации (Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования).

Проанализирована трансформация и социальные и дискурсивные основания появления новых феминистских концепций, основными чертами которых являются отказ от теории, ценностей и массовых политических действий феминизма второй волны; индивидуализм; гедонизм; принятие идеи гибкой или гибридной идентичности личности (Воронина О.А. Проблема идентичности в феминизме постмодернити).

 

Книги

  • Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова. Материалы 7-й Всерос. конф. 12–16 окт. 2010 г., Москва–Ростов н/Дону / Отв. ред. С.А.Никольский.М.: ИФ РАН, 2011. 190 с. (9,67 а.л.).
  • Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть / Отв. ред. С.А.Никольский. Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 гг.). Уфа: Изд-во БашГУ, 2011. 420 с. (30,13 а.л.).
  • Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт филос. истолкования. СПб.: СПбГУП, 2011. 440 с. (27,5 а.л.).
  • Симуш П.И. Россия и Чехов: стяжание правды. М.: АСМО-Синтез, 2011. 240 с. (15,5 а.л.).

 

Статьи

  • Воронина О.А. Защита прав женщин – одна из важнейших социальных задач // Вестн. РАН. 2011. № 11. С. 4–9.
  • Домников С. Д. Аграрная обрядность и языковая культура // Философия и культура. 2011. № 8(44). С. 112–126.
  • Домников С. Д. «Вещи», «тела», «слова»: экзистенциальная тема А.П.Чехова // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 50–64.
  • Домников С. Д. Миф. Знак. Культура: паремии как тексты повседневности // Моя малая родина. Вып. 8. Пенза. 2011. С. 91–117.
  • Киященко Н.И. Проблема соотношения культуры и власти в информационной цивилизации // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 326–329.
  • Киященко Н.И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. 2011. № 4(13). С. 12–25.
  • Киященко Н.И. Синергетические проблемы образовательного процесса в современном мире // Полигнозис. 2011. № 2. С. 118–130.
  • Киященко Н.И. Современен ли Чехов? // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 173–178.
  •  Кознова И.Е. Аграрная революция в памяти крестьянства (по док. 1920-х гг.) // На крутых поворотах истории: Материалы конф. «Актуал. пробл. методологии отеч. истории». Сб. научн. тр. М., 2011. С. 90–120.
  • Кознова И.Е. Народ. Власть. Прошлое // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 126–137.
  • Кознова И.Е. Наследие крепостной эпохи: крестьянский взгляд (по док. первой трети XX в.) // Государственная власть и крестьянство в XIX – начале XXI века. Коломна, 2011. С. 155–159 (работа выполнена по гранту).
  • Кознова И.Е. Образы прошлого в крестьянской памяти (на материалах XX века) // Проблемы российской и социальной истории: сб. научн. ст. Самара, 2011. С. 58–65.
  • Кознова И.Е. После десятилетий молчания: память российской деревни о коллективизации (по устным свидетельствам конца 1980-х – 2000-х гг.) // История в подробностях. 2011. № 10(16). С. 86–93.
  • Кознова И.Е. Представления о власти в крестьянской памяти (на материалах 1990–2000-х гг.) // Крестьянство и власть в истории России XX в. М., 2011.  С.213–223 (0,5 а.л.).
  • Кознова И.Е. Сталинизм в памяти российских крестьян // История сталинизма: Крестьянство и власть: Материалы междунар. научн. конф. (Екатеринбург, 29 сент.–2 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 395–402.
  • Кузьмина Т.А. Нельзя, потому что нельзя… // О праве лгать… М., 2011. С. 371–388.
  • Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире // Вопр. философии. 2011. № 9. С. 65–73.
  • Межуев В.М. Есть ли кризис левой идеи? // Альтернативы. 2011. № 3. С. 64–66.
  • Межуев В.М. Идея всемирной истории в учении Карла Маркса // Логос. 2011. № 2. С. 3–36.
  • Межуев В.М. Ответ моим оппонентам // Логос. 2011. № 2. С. 54–61.
  • Межуев В.М. Российская модернизация и культура // Культура информационного общества и проблемы модернизации России: Материалы конф. М., 2011. С. 3–15.
  • Межуев В.М. Российская модернизация и культура // Филос. науки. 2011. № 1. С. 18–31.
  • Межуев В.М. «Русская идея» в европейском контексте // Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинар. диалогов. М., 2011. С. 427–497.
  • Межуев В.М. «Русская идея» и цивилизационные особенности Русского мира // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 9–49 (работа выполнена по гранту).
  • Межуев В.М. Теория культурной революции как будущее // Ленин online: 13 профессоров о В.И.Ульянове-Ленине. М., 2011. С. 149–165.
  • Межуев В.М. Эвальд Ильенков и Мераб Мамардашвили: от философии периода «оттепели» к философии периода «застоя» // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...»: Материалы Междунар. конф. «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры» (Москва, 9–11 дек. 2010 г.). М., 2011. С. 73–85.
  • Наумова Т.В. Взаимоотношения государства и науки в России // Полигнозис. 2011. № 1. С. 45–55.
  • Наумова Т.В. Два лика интеллигенции // «Вехи» – 2009. М., 2011. С. 152–160.
  • Наумова Т.В. Интеграция интеллигенции во власть в эпоху перемен в России: плюсы и минусы // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 160–167.
  • Наумова Т.В. Проблема русской интеллигенции в творчестве А.П.Чехова // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 95–103.
  • Наумова Т.В. Современники Ивана Тимофеевича Фролова о его книге «Генетика и диалектика» // Человек в единстве социальных и биологических качеств. М., 2011. С. 177–183.
  • Никольский С.А. Русская интеллигенция, власть, народ: историческая роль и воображаемая миссия // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 7–16 (работа выполнена по гранту).
  • Никольский С.А. Русский вклад в европейскую цивилизацию: взгляд через призму философствующей литературы // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 196–218.
  • Никольский С.А. Феномен «подпольного» человека в творчестве Ф.М.Достоевского // Русская литература и искусство. 2011. № 3 (на кит. яз.) (работа выполнена по гранту).
  • Никольский С.А.  Человек «несчастный» в творчестве А.П.Чехова // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 3–13.
  • Симуш П.И. Таинственность российского пути: как постигается? // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 207–218.
  • Симуш П.И. Чеховская мудрость: на чем основана? // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Росто-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 141–150.
  •  Шмелева Н.Д. Особенности пространства социального партнерства // VIII Румянцев. чтения. Экономика, государство и общество в XXI веке: Сб. материалов конф. Ч. III. М., 2010. С. 329–337 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Шмелева Н.Д. Социальные коммуникации: субъективное и объективное // Философия культуры. 2011. № 11. С. 66–72 (0,7 а.л.).