Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора социальной эпистемологии 2012
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Научные результаты » Научный отчет сектора социальной эпистемологии 2012

Научный отчет сектора социальной эпистемологии 2012

Научный отчет за 2012 год

Сектор социальной эпистемологии

Зав. сектором – член-корреспондент РАН,
доктор филос. наук И.Т. Касавин

 

Исследованы существенные характеристики социальных технологий, механизмы взаимодействия социально-гуманитарного знания с различными социальными практиками, коммуникативные особенности социальных технологий в системе наука–общество, их функция посредника между индивидом и социумом. Проведен категориальный анализ понятий, находящихся в смысловой связи с социальными технологиями. Построена типология «жестких» и «мягких», научных и вненаучных социальных технологий. Проанализированы формы функционирования социальных технологий в российском социокультурном контексте с учетом взаимодействия в нем традиционных ценностей и жизненных смыслов. Разработаны рекомендации к последующему использованию полученных результатов в сфере образования, научной деятельности и экономики. Применение полученных результатов в области принятия политических решений будет способствовать формированию кооперативных картин мира социальных субъектов (Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий / Под ред. И.Т.Касавина. М., 2012).

Обоснована ограниченность онтологической трактовки сознания и необходимость дополнения ее эпистемологическим подходом. Показано, что трудности, с которыми сталкиваются эволюционно-эпистемологические, эпифеноменалистские, дуалистические, репрезенционистские решения проблемы сознания более успешно разрешаются с позиции культурно-исторической эпистемологии, выводящей сознание за пределы мозга и одновременно перебрасывающей мост между сознанием и психикой (Касавин И.Т. Что значит быть лондонской цветочницей? О Прометее, Пигмалионе и других специалистах по сознанию // Вопр. философии. 2012. № 7. С. 76–84).

Прослежены флуктуации понятия «опыт» между полюсами онтологии и эпистемологии. Выявлены неустранимые предпосылки его анализа. Опыт так противостоит мышлению, как непосредственное – выводному, чувственность – языку, данное – конструкции, вероятное – достоверному, содержательное – формальному, локальное – универсальному, многообразное – единому, габитус – рефлексии, традиция – рациональности. Однако эти положения обладают столь же неустранимой амбивалентностью, одновременно представляя собой и в определенном смысле феноменологию, и в определенном смысле логику мышления. Единство опыта дано лишь через многообразие. Но последнее лишь частично можно «выразить в понятиях», иначе опыт утрачивает собственный статус (Касавин И.Т. Идея опыта: реабилитация или тризна? // Эпистемология и философия науки. 2012. № 3. C. 32–42).

Реконструирован комплекс средств философской теории познания: логико-семантические (прагматико-ориентированные) методы анализа значений и смыслов; критико-рефлексивные методы исследования процессов обмена информации, возникновения и закрепления системы эпистемических ценностей. Разработано понятие коммуникативной рациональности, подводящее к пониманию необходимости реформирования понятийного аппарата эпистемологии и теории рациональности (Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации / Под ред. В.Н.Поруса, И.Т.Касавина. М., 2012).

Исследованы понятия, нейтральные и к субъект-предметным и к субъект-субъектным отношениям, такие как смысл, жизненное пространство, наблюдатель, контекст, сетевые отношения (Мышление ученого вчера и сегодня / Под ред. Л.А.Марковой. М., 2012).

 

 

 

Основные публикации сотрудников за 2012 год

 

Монографии

 

  1. Дэвид Юм и современная эпистемология / Под ред. Е.В.Востриковой, И.Т.Касавина. М.: Альфа-М, 2012. 480 с. (36 а.л.).
  2. Коммуникативная рациональность и рациональные коммуникации / Под ред. И.Т.Касавина, В.Н.Поруса. М.: Альфа-М, 2012. 464 с. (34 а.л.).
  3. Никифоров А.Л. Структура и смысл жизненного мира. М.: Альфа-М, 2012. 278 с. (18 а.л.).
  4. Сафронов П.А. Случайный порядок. М.: Акад. проект, 2012. 160 с. (7,5 а.л.).
  5. Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011) / Отв. ред. А.Ю.Антоновский. М.: ИФ РАН, 2012. 207 с. (10,21 а.л.).

 

Статьи


  1. Антоновский А.Ю. К коммуникативным технологиям в России: теория, практика, полевое исследование // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. C. 172–183.
  2. Антоновский А.Ю. Какова коммуникация, такова и рациональность // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 42–49.
  3. Антоновский А.Ю. Коммуникация и понимание. Возможности и разрывы // Философия науки. Вып. 17: Эпистемол. анализ коммуникации. М., 2012. С. 174–189.
  4. Антоновский А.Ю. Массмедиа – трансцендентальная иллюзия реальности? // Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2012. С. 208–233.
  5. Антоновский А.Ю. О социальной технологии ненйтрализации письменного знания в системно-коммуникативной перспективе // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. C. 153–171.
  6. Антоновский А.Ю. Пространство, время, личность: три условия коммуникативной рациональности // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 146–195.
  7. Антоновский А.Ю. Эпистемография – отстуствующая дисциплина // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 2–3.
  8. Антоновский А.Ю., Вострикова Е.В., Куслий П.С. Англоязычная эпистемология в первой декаде XXI века // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 7–36.
  9. Антоновский А.Ю. Немецкоязычная теория познания и эпистемология в первой декаде XXI века // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 37–64.
  10. Антоновский А.Ю. Фантазия – ключ к интерсубъективному единству. Размышление о книге В.Ю.Кузнецова «Мир единства» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 187–196.
  11. Антоновский А.Ю., Вострикова Е.В., Игнатенко А.С., Куслий П.С. Франкоязычная эпистемология в первой декаде XXI века // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 65–88.
  12. Вострикова Е.В. «Знание-как»: между лингвистикой и эпистемологией // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 177–186.
  13. Вострикова Е.В. Как нам следует понимать значения? Рецензия на книгу П.Богоссиана «Содержание и обновление» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 166–172.
  14. Вострикова Е.В. Реальность значения. Рецензия на книгу В.А.Ладова «Иллюзия значения. Проблема следования правилу в аналитической философии» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 197–206.
  15. Вострикова Е.В. Коммуникативная рациональность и релятивизм //Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 50–54.
  16. Вострикова Е.В. Феминизм и образование в США: роль гуманитарной экспертизы в изменении образовательных практик // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 181–300.
  17. Вострикова Е.В., Касавин И.Т. Вперед к Юму? // Дэвид Юм и современная философия. М., 2012. С. 5–13.
  18. Игнатенко А.С. Делёз и Юм: конец истории философии // Дэвид Юм и современная философия. М., 2012. С. 123–132.
  19. Игнатенко А.С. Гетеротропия. Рецензия на книгу И.Т.Касавина «Текст. Дискурс. Контекст. Введение в эпистмеологию языка» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 139–148.
  20. Игнатенко А.С. Фуко, Автономова и рационализм. Рецензия на книгу Н.С.Автономовой «Познание и перевод» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 149–159.
  21. Касавин И.Т. Теория как образ и понятие. Размышления о книге В.С.Стёпина «Теоретическое знание» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 99–111.
  22. Касавин И.Т. Абстракция именования: нет, индивидуальных объектов не существует! // Эпистемология и философия науки. 2012. № 2. C. 23–27.
  23. Касавин И.Т. Введение // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 2–15.
  24. Касавин И.Т. Введение. Социальные технологии и социальные практики // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. C. 10–13.
  25. Касавин И.Т. Идея опыта: реабилитация или тризна? // Эпистемология и философия науки. М., 2012. № 3. C. 32–42.
  26. Касавин И.Т. К дискурс-типологии институтов: узкая и широкая рациональность // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 57–72.
  27. Касавин И.Т. Коммуникация и творчество // Философия науки. Вып. 17: Эпистемологический анализ коммуникации. М., 2012. С. 7–23.
  28. Касавин И.Т. Креативность смысла // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 432–436.
  29. Касавин И.Т. Критерии знания: собственно эпистемические или социальные? // Эпистемология: перспективы развития. М., 2012. С. 50–61.
  30. Касавин И.Т. Подходы к теории дискурса: М.Бахтин и Ю.Лотман // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 225–250.
  31. Касавин И.Т. Предисловие // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. C. 3–10.
  32. Касавин И.Т. С чего начать? // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 36–62.
  33. Касавин И.Т. Сознание: между Хиггинсом и Франкенштейном // Эпистемология и философия науки. 2012. № 1. С. 2–8.
  34. Касавин И.Т. Социальная онтология, конструирование знания и междисциплинарные исследования // Онтологии артефактов. М., 2012. С. 162–176.
  35. Касавин И.Т. Социальные технологии. От идеи к теории // Общественные науки и современность. М., 2012. C. 25–37.
  36. Касавин И.Т. Субъект интерпретирующий: синтез когнитивных практик // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 119–128.
  37. Касавин И.Т., Касавина Н.А. Теория социальных технологий: возможности и границы // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 14–47.
  38. Касавин И.Т. Философский дискурс: проблема, контекст, смысл // Человек в мире знания: К 80-летию В.А.Лекторского. М., 2012. C. 29–37.
  39. Касавин И.Т. Формирование социальной технологии. Этапы и примеры // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. C. 96–113.
  40. Касавин И.Т. Что значит быть лондонской цветочницей? О Прометее, Пигмалионе и других специалистах по сознанию // Вопр. философии. 2012. № 7. C. 76–84.
  41. Касавин И.Т. Язык и сознание как элементы социокода. Истоки современного дискурс-анализа // Методология и история психологии. М., 2012. C. 78–88.
  42. Федотова В.Г., Колпаков В.А. Капитализм не оставался неизменным на протяжении своей истории в разных странах // Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. С. 84–86.
  43. Федотова В.Г., Колпаков В.А. Факторы становления и изменения капитализма: общество или человек? // Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. С. 80–83.
  44. Колпаков В.А. Ощущение знания и социально-историческая эпистемология. Рецензия на двухтомник М.Шульмана «Ощущение знания» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 173–176.
  45. Колпаков В.А. Интерсубъективные основания рациональной коммуникации // Коммуникативная рациональность и социальная коммуникация. М., 2012. С. 311–329.
  46. Колпаков В.А. Когнитивный сдвиг: от эпистемологии к социальной онтологии и конструирования социальной реальности; Будущее капитализма // Меняющаяся социальность: контуры будущего. Гл. I, III / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. (2 а.л.).
  47. Колпаков В.А. Методология социального знания О.Хелмера: ее прошлое и настоящее // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 114–129.
  48. Колпаков В.А. От программы «научного миропонимания» к идее «контроля над будущим» // Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. С. 13–16.
  49. Колпаков В.А. Социальное знание и социальная практика // Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. С. 12–13.
  50. Колпаков В.А. Социальные технологии или меняющаяся социальность // Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. С. 22–26.
  51. Колпаков В.А. Социальные технологии как инструмент управления будущим // Меняющаяся социальность: контуры будущего / Отв. ред. В.Г.Федотова. М., 2012. С. 16–22.
  52. Куслий П.С. (KusliyP.). Substitutivity of Proper Names in Propositional Attitude Contexts // Studia Humana. 2012. Vol. 1:1. P. 24–2.
  53. Куслий П.С. Априорность и семантическое содержание // Философия науки. Вып. 17: Эпистемологический анализ коммуникации. М., 2012. С. 190–202.
  54. Куслий П.С. Социальные технологии в реформе образования на примере ETS // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 455–477.
  55. Куслий П.С. У.Куайн и семантика контекстов пропозициональных установок // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXIII. № 4. С. 207–212.
  56. Куслий П.С. Философия обобщенных кванторов // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXIV. № 4. С. 156–162.
  57. Куслий П.С. Формальная семантика и онтология // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXIII. № 3. С. 62–67.
  58. Куслий П.С. Новые публикации по феноменологии на русском языке. Ч. 2 // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXI. № 1. С. 246–248.
  59. Маркова Л.А. Артефакт как элемент науки // Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира. М., 2012. С. 176–196.
  60. Маркова Л.А. В социологических исследованиях науки понятие истины под сомнением // Мышление учёного вчера и сегодня / Под. ред. Л.А.Марковой. М., 2012. С. 27–35.
  61. Маркова Л.А. Введение // Мышление учёного вчера и сегодня / Под ред. Л.А.Марковой. М., 2012. С. 7–25.
  62. Маркова Л.А. Коммуникация без субъекта как результат исследований в области полисубъектного общения // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 103–125.
  63. Маркова Л.А. Наблюдатель как субъект научной деятельности // Мышление учёного вчера и сегодня / Под. ред. Л.А.Марковой. М., 2012. С. 51–70.
  64. Маркова Л.А. Полисубъектность как основа общения // Философия науки. Вып. 17: Эпистемологический анализ коммуникации. М., 2012. С. 55–69.
  65. Маркова Л.А. Смена базовых оснований философии науки // Эпистемология: перспективы развития / Отв. ред. В.А.Лекторский. М., 2012. С. 296–315.
  66. Маркова Л.А. Смысл безразличен к хорошему–плохому, индивидуальному–общему и прочим противоположностям // Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 442–446.
  67. Маркова Л.А. Смысл – альтернатива истине? // Мышление учёного вчера и сегодня / Под ред. Л.А.Марковой. М., 2012. С. 70–81.
  68. Маркова Л.А. Социальные технологии в проекте «Сколково» // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 443–454.
  69. Маркова Л.А. Технологии в социальных и технических системах: социально-гуманитарный анализ // Эпистемология и философия науки. Т. XXXI. № 1. 2012. С. 64–73.
  70. Маркова Л.А. Технологии социальных и технических систем, их осмысление общественными науками // Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. М., 2012. С. 63–75.
  71. Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека // Мышление учёного вчера и сегодня / Под ред. Л.А.Марковой. М., 2012. С. 290–311.
  72. Маркова Л.А. Проблема эмпиризма у Д.Юма и в наши дни // Дэвид Юм и современная философия. М., 2012. C. 56–65.
  73. Никифоров А.Л. Объективность или релятивизм? Размышления о книге Е.А.Мамчур «Объективность науки и релятивизм» // Эпистемология в XXI веке: Новые кн., справ. материалы, рец. и обзоры (2000–2011). М., 2012. С. 129–131.
  74. Никифоров А.Л. Онтологический статус имен собственных» // Эпистемология и философия науки. 2012. № 2. С. 55–58.
  75. Никифоров А.Л. Язык как средство построения индивидуального жизненного мира// Философия науки. Вып. 17: Эпистемологический анализ коммуникации. М., 2012. С. 156–173. 


Переводы

 

  1. Антоновский А.Ю., пер. с нем.: Беккер Д. Тексты системной теории: коммуникация и эмпирическое исследование //Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. М., 2012. С. 146–195.


Материалы конференций

 

  1. [Касавин И.Т.] Кругл. стол «Познание в современной культуре» // Вопр. философии. 2012. № 9. C. 5–27.
  2. Касавин И.Т. Наука в структуре социальной технологии // Гуманитарные и естественные науки: проблемы синтеза. Материалы конф. М., 2012. C. 65–76.
  3. Касавин И.Т. Философия и литература: диалог дискурсивных культур // XII Международн. Лихачев. научн. чтения. М., 2012. C. 57–78.
  4. Касавин И.Т. Эпистемологические парадоксы Дэвида Юма // Дэвид Юм и современная эпистемология. М., 2012. С. 22–35.
  5. Колпаков В.А. Кризис экономической науки и пути его преодоления // Региональные проблемы преобразования экономики: междисциплинарный подход к формированию механизма стимулирования развития. Материалы III Всерос. научно-практ. конф. Махачкала, 2012. С. 73–87. (1 а.л.).
  6. Куслий П.С. Номинальная теория дескрипций и семантика имен собственных // Тез. докл. на Всерос. конф. с международн. участием «Аналитическая философия: проблемы и перспективы развития в России» (СПбГУ, 29–31 мая 2012 г.). СПб., 2012. C. 89–93.