Институт Философии
Российской Академии Наук




  Учебные материалы
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Солопова Мария Анатольевна » Учебные материалы

Учебные материалы

М.А. Солопова. Материалы по истории античной философии. М.: ИФ РАН, 2000. – 68 с.



ПРОГРАММА КУРСА ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

текст программы с исправлениями и дополнениями

 

 

—  ВВЕДЕНИЕ  —

 

i. Хронологические рамки курса. Источники изучения античной философии. Общая характе­ристика доксографической традиции.

ii. Обзор главнейших трудов в области истории античной философии. Общие рекомендации по использованию спра­вочно-библиографической литературы и ресурсов Internet.

 

Некоторые справочно-библиографические издания

Воронков А.И. Древняя Греция и Древний Рим. Библиографический указатель изданий 1895–1959. М., 1961.
Борщ Е. Советская наука об античных авторах (1960–1975). М., 1980.
Историко-философский ежегодник 1986–2012, см. библиографический раздел.
L’Année philologique. Bibliographie critique et analytique de l’antiquité gréco-latine (fondée par J.Marouzeau). T.LXI (1990)–LXXXIX (2015), Paris, 1992–2015.
Bell A.A., Resources in Ancient Philosophy: An Annotated Bibliography of Scholarship in English, 1965–1989, Metuchen—N.J., 1991.

Ресурсы Internet

Stanford Encyclopedia of Philosophy, https://plato.stanford.edu/
http://callimac.vjf.cnrs.fr (разнообразная информация по классической античности, в т.ч. последние выпуски справочника Марузо);
http://www.gnomon.ku-eichstaett.de/Gnomon (библиографии работ по античной культуре и философии);
http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr (Bryn Mawr Classical Review — обзоры новейшей литературы по античности).
http://www.perseus.tufts.edu (Perseus Digital Library: классические тексты в оригинале и переводе на англ.).

Словари и энциклопедии

Античная философия: Энциклопедический словарь / Отв. ред. М.А. Солопова, предс. редколлегии: П.П. Гайденко. М., 2008.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000–2001;
Goulet R. (ed.), Dictionnaire des philosophers antiques, vols. 1-5, Paris, 1989-2012.
Paulys’ Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, beg. von G.Wissowa, hrsg. von W.Kroll. Bd. 1–83. Stuttgart, 1894–1980.
Der Neue Pauly. Enzyklopädie der Antike. Das klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Bdn., hrsg. v. H.Cancik und H.Schneider, Stuttgart, 1996–2000.
Philosophen der Antike, Bd. I–II, hrsg. Friedo Ricken, Stuttg. B.—Köln, 1996.
Zeyl D.J. (ed.), Encyclopedia of Classical Philosophy, Westport: Greenwood Press, 1997.

 

iii. Философия как феномен древнегреческой цивилизации. Вопрос о самобытности греческой философии: Греция и Восток. Периодизация античной философии.

Литература

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988 (пер. с франц.). В Послесловии см. статью Ф.Х.Кессиди. К проблеме происхождения греческой философии. С. 172–219.
Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–VI вв. до н.э. Л., 1985.

 —  РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI-V вв. до н.э.)  —

 

Общая характеристика периода. — Термин «досократики»: его происхождение и критика. — Появление новых форм письменности в VI в. и их значение для становления философской мысли в Древней Греции. — Значение слова «философия» и древний контекст его употребления: мудрецы, ученые и философы. — Проблема начала в историко-философском и философском аспектах.

1. Древние ионийские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гекатей. Начало географических, этнографических, астрономических и математических исследований. Возникновение и эволюция понятия начала сущего у представителей т.н. Милетской школы: вода (Фалес), беспредельное (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).

2.  Пифагор и пифагорейцы. Личность и учение Пифагора: исторические сведения и легенды. Особенности пифагорейского союза как философско-политического объединения.

Мудрость-софия и философия пифагорейцев: новое понятие в сопоставлении с эпической традицией. Разработка метода аллегорического толкования. Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о переселении душ. «Математики» и «акусматики»: оценка достоверности традиции.

Пифагорейская математика: теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Новые направления исследования у Алкмеона Кротонского и Гиппаса.

3. Ксенофан из Колофона. Сатирическая критика традиционной религии у Ксенофана, отрицание антропоморфизма, попытка сопоставления религиозных верований разных народов. Учение о едином божестве и его обоснование. Ксенофан как первый исторический свидетель о Пифагоре.

4. Гераклит Эфесский. Особенности философского языка Гераклита. Учение о космосе как самобытном огне; циклы космической жизни; учение о Логосе как управителе, мере, законе и судьбе космоса. Гераклит о борьбе противоположных сил и их гармонии; о текучей природе чувственного мира и круговороте вещей в нем. Представления о душе как начале ощущения и мысли в человеке. Противопосталение ума и многознания в ходе критики Гераклитом пифагорейцев.

5. Элейская школа: Парменид, Зенон, Мелисс. Образ универсума в поэме Парменида «О природе». Путь истины и открытие понятия бытия; смысл тезиса «бытие есть, а небытия нет»; тезис о тождестве мысли и бытия; образ бытия как бесконечной световой сферы. Критика учений, допускающих изменчивость мира. Проблема соотношения мысли и языка у Парменида. Путь мнения согласно второй части поэмы.

Зенон. Апории Зенона как доказательства «от обратного» учения Парменида. Постановка проблем прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, времени и места в апориях понятия движения: «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий». Апории понятия множества: «О просяном зернышке» и «О месте места».

Мелисс. Аргументы в пользу беспредельности бытия в трактате «О природе, или О сущем».

6. Эмпедокл. Жизнь и сочинения Эмпедокла; "Страсбургский фрагмент". Космический цикл у Эмпедокла и принцип сохранения бытия: учение о возникновении и уничтожении вещей как о соединении и разделении элементов под действием сил  Дружбы и Вражды; представления и генезисе живых существ. Тезис «подобное познается подобным» как основа гносеологии Эмпедокла.

Мистицизм в мироощущении Эмпедокла: проповедь переселения душ и собственного вознесения на небеса в поэме «Очищения», занятия целительством и магией.

7. Анаксагор. История жизни Анаксагора из Клазомен, традиционные и новаторские элементы в его учении. Основные положения философии Анаксагора: Космологические и естественнонаучные построения Анаксагора: тезис «все во всем»; представление о всеобщем смешении семян вещей и «несмешанный» Ум как внешняя причина космогенеза. Теория происхождения живых существ из первичной тины. Изгнание Анаксагора из Афин по обвинению в нечестии за учение о Солнце как раскаленном камне.

8. Левкипп и Демокрит. Жизнь и сочинения Демокрита. Демокрит и Левкипп. Атомизм в свете проблем предшествующей философской традиции: представления о сохранении бытия («из ничего ничего не бывает»), пустота как небытие, объяснение движения через понятие пустоты, учения об элементарной структуре вещества, гносеологический принцип «подобное познается подобным». Атомизм и алфавитный принцип (дискуссии современных ученых). Учение об атомах и пустоте как началах сущих вещей; свойства атомов, различия между атомами и характер их взаимодействия. Космогония согласно Демокриту. Постулат о вечном движении атомов; учение о причинности. Уче­ние о познании: теория истечения «образов» от вещей и механизм чувственного познания; качества (вкус, цвет, запах) как субъективные характеристики вещей. Объяснение неодинаковости чувственного опыта у разных людей.

Демокрит о развитии человеческой культуры, возникновении языка, искусств и ремесел. Этические воззрения: представление о человеке как микрокосмосе. Эвтюмия («доброе здравие духа») как идеал счастливой жизни; совет Демокрита придерживаться середины, трудиться в меру сил и радоваться жизни.


Литература

Тексты

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.I. От теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил А.В.Лебедев. М., 1989.
Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О.Маковельского. Ч. I-III. Казань, 1914-1919.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 19862.
Древнегреческие атомисты. Пер. А.О.Маковельского. Баку, 1949.
Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
Diels H. Die Fragmente der Vorsokratiker (griechisch und deutsch). Hrg. von W.Kranz. Bd. I-III. B., 1951-19526. repr. 198512.

Учебные пособия

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Том 1. Философия древности и средневековья. М., 1995.
Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 1. Досократики. С. 3-96).
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Целлер Э. Очерк истории греческой философии, М.: Канон, 1996 (= СПб.: Алетейя, 1996).
Curd, P. and D. H. Graham (eds.). The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy, New York: Oxford University Press, 2009.
Runia D. The Sources for Presocratic Philosophy (Ibid., pp. 27–50).
Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts, with Notes and Explanations. Vol.I. Thales to Plato. 2-nd ed. Leiden, 1963.

Интернет-ресурсы

Jaap Mansfeld. Doxography of Ancient Philosophy // https://plato.stanford.edu/entries/doxography-ancient/ (First published Thu Mar 18, 2004; substantive revision Wed Dec 7, 2016)
Carl Huffman. Pythagoras // https://plato.stanford.edu/entries/pythagoras/ (First published Wed Feb 23, 2005; substantive revision Wed May 28, 2014)
Daniel W. Graham. Heraclitus // https://plato.stanford.edu/entries/heraclitus/ (First published Thu Feb 8, 2007; substantive revision Tue Jun 23, 2015)
John Palmer. Parmenides // https://plato.stanford.edu/entries/parmenides/ (First published Fri Feb 8, 2008; substantive revision Tue Aug 2, 2016)
John Palmer. Zeno of Elea // https://plato.stanford.edu/entries/zeno-elea/ (First published Wed Jan 9, 2008; substantive revision Thu Jan 5, 2017)
Richard Parry. Empedocles // https://plato.stanford.edu/entries/empedocles/ (First published Fri Mar 4, 2005; substantive revision Tue Sep 11, 2012)
Patricia Curd. Anaxagoras // https://plato.stanford.edu/entries/anaxagoras/ (First published Wed Aug 22, 2007; substantive revision Thu Oct 1, 2015)
Sylvia Berryman. Democritus // https://plato.stanford.edu/entries/democritus/ (First published Sun Aug 15, 2004; substantive revision Fri Dec 2, 2016)

Исследования

Ахутин А.В. Античные начала философии. М., 2007.
Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982.
Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.
Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
Жмудь Л.Я. Переписывая доксографию: Герман Дильс и его критики // Историко-философский ежегодник. 2003. № 2002. С. 5–34.
Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: Фонд содействия образованию и науке, 2012.
Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: Попытка реконструкции системы аргумен­тов.Л., 1988.
Лебедев А.В. AΡΧΗ и TO ΠΕΡΙΕΧΟΝ у досократиков // Античная балканистика 3. М., 1978.
Лебедев А.В. TO ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории, 1978, 1, с. 39–54; 2, с. 43–58.
Лебедев А.В. Фалес и Ксенофан //Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981, с. 1–16.
Лебедев А.В. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100–124.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.
Мандес М.И. Элеаты. Филологические разыскания в области истории греческой философии. Одесса, 1911.
Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972.
Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.
Тахо-Годи А.А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним. Эллинистическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопр. Классической филологии II. М., 1969, с. 107–157.
Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра (пер. с нем. Т.В.Васильевой) // М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991, с. 28-68.
Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Киев, 1994.
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambr. Vol. 1. The Earlier Presocratics and the Pythagoreans, 1962.
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambr. Vol. 2. The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus, 1965.
Kirk G.S., Raven J.E., Schofield M. The Presocratic Philosophers. A Critical History with a Selection of Texts. 3 ed. Cambr., 1983.
Long A.A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
Mourelatos A.P.D. (ed.). The Presocratics. A Collection of Critical Essays. N.Y., 1974.

 

—  СОКРАТ И СОФИСТЫ (V в.)  —

 

9. Софисты. История софистики в связи с политической историей Греции V в. до н.э. Поворот от натурфилософии к антропологии. Софисты как политические деятели и наставники в добродетели и красноречии; отсутствие единой софистической школы. Протагор как родоначальник софистики, его воспитательная программа, тезис о человеке как «мере всех вещей» и отказ от безусловного признания бытия богов. Осуждение Протагора афинянами за безбожие. Гор­гий и проблема соотношения бытия, мышления и речи в трактате «О природе, или О не-сущем»; историко-философские основания релятивизма софистов в трактовке человека и познания.

Разработка техники ораторского искусства и начала языкознания у Протагора, Горгия, Гиппия и Продика; изучение роли связки «есть» в языке и проблем предикации у Ликофрона; искусство вести спор и разработка софистами метода двойных речей.

Социально-политические воззрения: софисты о равенстве всех людей, произвольности законодательства, власти как праве сильнейшего.

10. Сократ. Жизнь и философия Сократа в контексте "проблемы Сократа". Сократ и софисты: сходство и различие их философских учений и педагогических методов. Особенности диалога и диалектики Сократа. Утверждение о «незнании» и его значение для «майевтического» метода. Разработка общих определений в ходе бесед. Отождествление знания нравственного и логического, трактовка добродетели как знания. «Демоний» Сократа, понимание философии как служения богу. Представления Сократа о душе как сути человека, его интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя».

11. Сократики. Общая характеристика сократических школ. Мегарская школа: Евклид о статусе единого идеального бытия, о тождестве мысли и бытия и тождестве бытия возможного и действительного; аргументы Диодора Крона о несуществовании возможности; мегарские парадоксы как доказательства от противного («Лжец», «Рогатый», «Покрытый» и проч.). Киренская школа: Аристипп о превосходстве чувств над мыслью, практическая ориентация философии; гедонизм этики киренаиков. Киническая школа: Антисфен о презрении к учености, знание как знание единичных вещей, насмешки над теорией идей Платона; понимание блага как добродетели и учение об отсутствии потребностей у мудреца; отрицание семьи и брака; нищенство как стиль жизни у Диогена Синопского.

Тексты

Софисты / Под ред. А.О.Маковельского. Баку, Ч.I, 1940; Ч.II, 1941.
Горгий. О природе, или О не-сущем // Секст Эмпирик. Сочинения в 2 т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева. М., 1975-1976. Том 1, с. 73-77.
Горгий. Похвальное слово Елене / Пер. С.П.Кондратьева // Греческая литература в избранных переводах. Сост. В.О.Нилендер. М., 1939.
Платон. Апология Сократа // Платон. Сочинения: В 4 т. Т. 1, с. 70-97.
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993, с. 39-189.
Socratis et Socraticorum Reliquiae, collegit, disposuit, apparatibus notisque instruxit G.Giannantoni, t. 1-4, 2 ed., Napoli, 1990.

Учебные пособия и словари

Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 1. Досократики. Софисты. С. 97-134. Ч. 2. Сократ и его влияние. С. 135-203).
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994. (Часть 3. Открытие человека)
Верлинский А.Л. Софисты // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 681-694.

Интернет-ресурсы

Debra Nails. Socrates // https://plato.stanford.edu/entries/socrates/ (First published Fri Sep 16, 2005; substantive revision Tue Feb 6, 2018)

Исследования

Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982, (гл.5. От космоса к человеку. Софисты, Сократ, сократики)
Васильева Т.В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 281-295.
Гиляров А.Н. Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции.  М., 1888.
Гиляров А.Н. Источники о софистах, Платон как исторический свидетель. Опыт историко-философской критики. Киев, 1891.
Гаврилов А.К. Ученая община сократиков в «Облаках» Аристофана // Некоторые проблемы истории античной науки. Л., 1990, с.62-76.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. (Часть I, гл. 2. Сократ)
Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд. М., 1988.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М., 1994 (репр. с изд. 1963).
Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981.
Подосинов А.В. К проблеме сократовского диалога // Античная культура и современная наука. М., 1985, с.21-26.
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambridge, vol.3, 1969.
Kerferd G.B. The Sophistic Movement. Cambridge, 1981.
Morrison, Donald R. (ed.), The Cambridge Companion to Socrates. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
Bussanich, John, and Nicholas D. Smith (eds.). The Bloomsbury Companion to Socrates. London: Bloomsbury Publishing, 2013.
Vander Waerdt P.A. (ed.), The Socratic Movement, Ithaca, 1994.

 

 — ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ: КЛАССИКА АНТИЧНОЙ МЫСЛИ

12. ПЛАТОН

Основные этапы жизни и творчества. Платон и Сократ. Основание Академии. История трех сицилийских поездок. Становление платоновского диалога как литературного и философского жанра. Проблема писаного и неписаного вариантов учения. Периодизация творчества, хронология платоновских сочинений и вопрос об их аутентичности.

Философия Платона и предшествующая философская традиция: Платон и пифагорейцы, Платон и Парменид, Платон и Гераклит, Платон и софисты (историко-философский анализ). Платон о цели и задачах философии, об отличии истинного философа от софиста.

Учение о бытии, познании и идеях (Государство, Теэтет, Парменид, Софист, Тимей, Филеб, Седьмое письмо).

А. Двоякое представление мироздания: бытие и становление, их характеристика и соотношение. Учение Платона об идеях: соотношение вещей и идей; структура идеального бытия (Парменид, Софист). Идея Блага; ее место в иерархии идей; особенности языка учения о Благе, толкование основных метафор (Государство).

В. Познание чувственное и интеллектуальное, проблема соотношения мнения и знания (Государство, Теэтет); характеристика четырех ступеней познания в связи с пониманием структуры души. Миф о пещере и его истолкование. Существо диалектического метода согласно Платону. Истинное знание как созерцание-теория (Государство). Тема любовного влечения-эроса в платоновской философии.

С. Трактовка познания как припоминания (анамнесис) и ее значение для платоновской гносеологии в целом (Менон, Федон). Понимание души как истинного существа человека; характеристика связи души с телом; доказательства бессмертия души (Федон, Федр). Трехчастное строение души и характеристика каждой части (Государство, Федр, Тимей).

Космология и теология Платона (Тимей).

Значение мифа у Платона. Демиург как творец мира, обоснование вечности космоса, сотворение души космоса. «Всевосприемлющий вид»-хора; структура вещества и законы математической симметрии, взаимопереходы между простыми телами и их обоснование. Сотворение душ и учение о посмертном воздаянии и суде над душами, теория метемпсихоза.

Этико-политическое учение Платона (Государство, Законы).

Понятие блага; добродетель как арете человека и ее виды. Происхождение общества и государства согласно Платону, учение о государстве в контексте онтологии и психологии. Теория правильного государственного устройства: учение о трех сословиях; критерии отбора детей для каждого сословия и особенности их воспитания; обязанности каждого сословия; теоретическое обоснование программы философского образования у Платона; решение вопроса о счастье и социальной справедливости. Роль религии в идеальном государстве и критика атеизма у Платона.


13. АРИСТОТЕЛЬ

Основные даты жизни и творчества: период учебы и преподавания Аристотеля в Академии Платона. Аристотель при дворе Филиппа Македонского как ученый и как воспитатель Александра. Основание Лицея в Афинах, особенности учебного процесса в школе Аристотеля. Судьба сочинений философа после его смерти.

Генезис философского знания согласно Аристотелю: опыт, искусство и наука; место философии среди прочих наук. Принцип деления наук на теоретические и практические.

Логика и риторика. Органон Аристотеля как учение о методе познания и рассуждения. Силлогистика Аристотеля. Исследования Аристотеля в области риторики, его отношение к софистам. Учение о категориях.

Физика. 1. Природа как начало движения и изменения в отличие от искусства и случая. 2. Четыре значения понятия причина. 3. Учение о началах: пары первичных проти­во­полож­ностей и четыре первоэлемента, взаимопревращения элементов; движение элементов к «собственному месту». 4. Учение о движении: определение движения, виды движения, понятия места и времени; анализ понятия «бесконечного»: бесконечность потенциальная и актуальная, аристотелевское решение апорий Зенона; концепция перводвигателя. 5. Космологические представления Аристотеля.

Психология. Историко-философский обзор древних учений о душе и определение ее специфических свойств. Аристотелевское определение души как энтелехии тела. Структура трех душевных способностей (питающейся (растительной), ощущающей и размышляющей) и трехчастное представление души у Платона (сопоставление двух схем), характеристика каждой способности. Понятие «общего чувства». Различение ума деятельного и страдательного.

Первая философия. Мудрость как наука о первых причинах и началах; сущность как «первое среди сущего» согласно Аристотелю: в соответствии с таблицей категорий и согласно делению на сущее «само по себе» и «привходящее». Учение Аристотеля о сущности в VI-VIII кн. Метафизики: логика исследования, выдвижение и критика трех гипотез (материя как сущность, чтойность как сущность и вещь как сущность) и основные итоги исследования. Трактовка бытия как актуального и потенциального: основные положения доктрины (IX кн.). Ноология и теология Аристотеля (XII кн.).

Критика платоновской теории идей в XIII-XIV кн. Метафизики.

Этика. Предмет и задачи этики. Иерархия трех видов благ. Учение о добродетели-арете в связи с представлением о структуре души: добродетели нравственные и интеллектуальные; учение о середине применительно к нравственным добродетелям; понятие «правильного суждения»; различение разума практического и теоретического в связи с различением истины и и добра. Эвдемонистический характер этики Аристотеля.

Политика. Основные положения учения о государстве: понятие государства в связи с пониманием природы человека, назначение государства; формы политического устройства; обязанности гражданина; учение о семье, три вида отношений в семье. Теория происхождения государства у Аристотеля. Проблемы частной собственности в социальном учении Аристотеля; отношение к рабству.

14. Древняя Академия. Сакрализация образа Платона и догматизация платоновского наследия в духе пифагореизма его преемниками. Спевсипп: число как результат взаимодействия единого-нечета и многого-чета, отождествление идей и чисел, умопостигаемой парадигмы — и пифагорейской декады. Ксенократ: трехчастное деление философии; разработка платонической догматики: вышебытийное начало как монада, ум и Зевс, двоица как противостоящий ей принцип; иерархия умопостигаемого, представляемого и чувственного уровней бытия, числовая интерпретация идей и души; учение о бессмертии души и цели ее земной жизни.

15. Перипатетическая школа. Теофраст как продолжатель и критик Аристотеля. Сочинение Теофраста Характеры. Историко-философские занятия в перипатетической школе. Основные направления конкретно-научных исследований, описание и классификация как ведущий метод исследований в школе. Ученики Аристотеля: Евдем Родосский и Аристоксен.

 

Тексты

Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. М., 1990—1994:
Платон. Федр / Пер. А.Н.Егунова, ред. греч. и русск. текста, вступительная статья и комм. Ю.А.Шичалина. М., 1994.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976—1981:
  т. 1. Метафизика. О душе / Ред. и автор вступит. статьи В.Ф.Асмус (1976)
  т. 2. Категории. Об истолковании. Аналитики. Топика. О софистических опровержениях / Ред. и автор вступит. статьи З.Н.Микеладзе (1978)
  т. 3. Физика. О Небе. О возникновении и уничтожении. метеорологика / Ред., автор вступит. статьи и прим. И.Д.Рожанский (1981)
  т. 4. Никомахова этика. Большая этика. Политика. Поэтика / Ред., и авторы вступ. статей А.И.Доватур и Ф.Х.Кессиди (1984)
Аристотель. Метафизика / Пер. и прим. А.В.Кубицкого. М.-Л., 1934.
Аристотель. О частях животных / Пер. В.П.Карпова. М., 1937.
Аристотель. О возникновении животных / Пер. В.П.Карпова. М.-Л., 1940.
Аристотель. О памяти и припоминании / Пер. С.В. Месяц // Космос и душа / Ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. М., 2005. С. 407–419.

Учебные пособия

Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.
Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 1. М., 2006. (Ч. 3. Платон. С. 204-331; Ч. 4. Аристотель. С. 332-499).
Лосев А.Ф., Тахо-Годи, А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Никулин Д.В. Основные понятия и проблемы античной философии // История философии. Запад-Россия-Восток. Под ред. Н.В.Мотрошиловой. I. Философия древности и средневековья. М., 1995, с.195-242.
Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts with notes and Explanations. Vol. II. Aristotle, the Early Peripatetic School and the Early Academy. 2nd ed. Leiden. 1960.

Исследования

Аверинцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. М., 1979, с.41-81.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988. (Часть 3. Фюсис. с.111-183.)
Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона М., 2008.
Васильева Т.В. Беседа о логосе в платоновском Теэтете (201с-210d) // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х.Кессиди.  М., 1979, с.278-300.
Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.
Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии, 1993, 9, с.110-125.
Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.: Наука, 1982 (переизд.: М.; СПб., 2016).
Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х.Кессиди. М., 1979, с.98-173.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
Гайденко П.П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Культура и искусство античного мира. М., 1980, с.308-332.
Григорьева Н.И. Парадоксы платоновского Тимея: диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981, с.47-96.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Доброхотов А.Л. ‘“Беспредпосылочное начало” в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник’87, с.61-75.
Доватур А.И. ‘Платон об Аристотеле’. — Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966, с. 137-145.
Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.
Казанский А.П. Учение Аристотеля о значении опыта при познании. Одесса, 1891.
Лосев А.Ф. Учение Аристотеля о чтойности и его место в истории платонизма // Античный космос и современная наука. (Примечания и дополнения к приложению. Прим.214).  — Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993, с.535-594.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969. Высокая классика. М., 1974.  Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. См. анализ отдельных диалогов: Теэтет (с.382-397), Федон (с.417-442), Федр (с.456-469), Софист (с.490-514), Парменид (с.514-552), Филеб (с.552-570).
Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля (часть 1) // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994, с.533-632.
Луканин Р.К. Ранний древнегреческий перипатетизм в сб.: Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986, с.5-32.
Месяц С.В. Учение Платона об идеях-числах // Космос и душа (Исследования и переводы) / Под ред. А.В. Серегина. М., 2010. С. 29–82.
Миллер Т.А. Об изучении художественной формы платоновских диалогов // Новое в современной классической филологии. М., 1979.
Мочалова И.Н. Философия Ранней Академии. СПб., 2007.
Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск, 2011.
Панченко Д.В. ‘Мифологическое в рассказе Платона об Атлантиде // Жизнь мифа в античности. М., 1988, с.167сл.
Слезак Т. Читая Платона / Пер. с нем. М.Е. Буланенко. СПб., 2009.
Рожанский Н.Д. ‘Платон и современная физика’, в сб.: Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Отв. ред. Ф.Х.Кессиди. М., 1979, с.144-171.
Хайдеггер М. ‘Учение Платона об истине’ (пер. Т.В.Васильевой) // Историко-философский ежегодник’86, с.255-275.
Хайдеггер М. О существе и понятии fusij: Аристотель. Физика b-1 (пер. Т.В. Васильевой). М., 1995.
Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2001.
Ackrill J.L. Aristotle. The Philosopher. Oxford, 1981.
Allen (ed) Studies in Plato’s Metaphysics. L.-N.Y., 1967.
Barnes J, Schofield, M, Sorabji, R. (eds) Articles on Aristotle. Vol.1. Science. Vol.2. Ethics and Politics. Vol.3. Metaphysics. Vol.4. Psychology and Aesthetics. L., 1975-1979.
Dьring I. Aristoteles. Darstellung und Interpretation seines Denkens. Heidelberg, 1966.
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Vol.4, 1975; vol.5, 1978; vol.6, 1981.
Grundriss der Geschichte der Philosophie. Begrьndet von Fr.Ueberweg. Die Philosophie des Altertums. Hrsg. von K.Prechter. Leipzig, 192612. Vцllig neubearbeitete Ausgabe. Die Philosophie der Antike. Bd.3: Дltere Akademie-Aristoteles-Peripatos. Hrsg. von H.Flashar. Basel-Stuttgart, 1983.
Vlastos G. (ed)  Plato I: Metaphysics and Epistemology. A Collection of Critical Essays. N.Y., 1971. Plato II: Ethics, Politics and Philosophy of Art and Religion. L.-N.Y., 1971.

 

—  ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ПЕРИОДА ЭЛЛИНИЗМА (III - I вв.)  —

 

16. Стоицизм. Своеобразие учения Стои по сравнению с другими философскими школами античности. Сохранность стоических текстов; оценка доксографической традиции: важнейшие имена и сочинения.

1. Ранняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп. Определение философии и три ее части. Логическая часть учения и ее состав. Учение о критерии в рамках теории познания. Физика: соматизм как универсальный принцип стоической системы, постулат о единстве космоса; учение о четырех категориях; учение о началах. Анализ содержания основных понятий: пневма, натяжение-тонос, «семенные логосы», неживая и живая природа и душа как уровни организации пневмы; космогенез и космические периоды; учение о причинности; понятие «мировой симпатии»; учение о судьбе и провидении, фатализм стоиков. Учение о строении души и судьбе ее после смерти; отношение к астрологии и гадательной практике. Этика: понятие долга в этике стоиков; учение о благе и добродетели; смысл тезиса «жить по природе»; идеал стоического мудреца. Учение о государстве и обществе: понятие «первичной склонности»; стоический космополитизм.

2. Средняя Стоя: Панеций и Посидоний. Реформирование стоической философии за счет платонической у Панеция, новации в космологии, психологии и этике.  Дальнейшая модификация стоицизма у Посидония. Энциклопедизм философских интересов Посидония, особенности его применения платонизма к учению о космосе и душе; учение о мировой симпатии как теоретическое обоснование мантики и астрологии; учение о сохранении души после смерти и демонология у Посидония.

17. Скептицизм. Скептицизм Новой Академии (Аркесилай и Карнеад) и скептицизм Пиррона из Элиды. Историко-философские основания скептицизма. Смысл противопоставления скептицизма и «догматизма»; отличие скептического способа рассуждения от рассуждений других философов (Гераклита, Демокрита, Протагора, академиков, ученых-эмпириков) согласно школьному учению. Смысл скептических выражений «воздерживаюсь от суждений», «пожалуй», понятие «эпохэ». Десять способов («тропов») осуществления «эпохэ» скептиком и их классификация. Критика возможности положительной религии и богословия в скептицизме.

«Младшие скептики»: пять тропов осуществления «эпохе» у Энесидема и Агриппы. Отличие трактовки «безмятежности» в этике эпикурейцев и скептиков.

18. Эпикуреизм. Эпикур: личность и учение, основание «Сада» как философского сообщества и школы, восприятие учения эпикурейцев в античности. Каноника Эпикура: основные понятия и представления. Физика: учение об атомах; отличие атомизма Эпикура и Демокрита. Этика: смысл тезиса «жить по природе»; величайшее благо согласно Эпикуру; идеал мудреца. Представления эпикурейцев о богах. Лукреций как популяризатор идей Эпикура и его поэма «О природе вещей».

 

Тексты

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 19862. Книга VII; книга X .
Лукреций. О природе вещей. М.-Л., Т. I. Текст поэмы, 1945. Т. II. Статьи, коммента­рии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. 1947.
Цицерон. Философские трактаты / Вступит. статья Г.Г.Майорова. Пер. М.И.Рижского. М., 1985.
Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений / Пер. Н.В.Брюлловой-Шаскольской // Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. Общ. ред. А.Ф.Лосева. Том 2. М., 1976, с. 207-406.
Фрагменты ранних стоиков / перевод и комментарии А.А.Столярова, т. 1-3, М., 1998-2010.
Stoicorum veterum fragmenta / coll. I. ab Arnim. Vol. I-IV. Lipsiae, 1921-19242; Leiden, 19643.

Учебные пособия

Канто-Спербер М. (ред.). Греческая философия: В 2 т. / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. Т. 2. М., 2008. (Ч. 5. Философия в эпоху эллинизма. С. 509-652).
Богомолов А.С. Античная философия М., 1985. (Ч. 3. ‘Эллинистически-римская философия’.)
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Vogel C.J. de. Greek Philosophy. A Collection of Texts, with Notes and Explanations. Vol.III. The Hellenistic-Roman Period. 3-nd ed. Leiden, 1973.

Исследования

Васильева Т.В. Стоическая концепция природы и поэма Лукреция «О природе вещей» // Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986, с. 66-84.
Гусейнов А.А. (ред) Этика стоицизма. Традиции и современность. М., 1991.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.
Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб., 1995.
Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
Шахнович М.М. Сад Эпикура. СПб., 2002.

Edelstein L., Kidd I.G. Posidonius. Vol. I. The Fragments, Vol. II. The Commentary. Cambr., 1972-1988.
The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by Algra K., Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. Cambridge: Cambridge University Press, 1999 (2002).
Grundriss der Geschichte der Philosophie. Begründet von Fr.Ueberweg. Die Philosophie des Altertums. Hrsg. von K.Prechter. Leipzig, 1926 (12 Aufl.). Völlig neubearbeitete Ausgabe. Die Philosophie der Antike. Bd. 4: Die Hellenistische Philosophie. Hrsg. von H. Flashar. Basel, 1994.

 

 —  ГРЕКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ  (I в. до н.э.—III в. н.э.)

 

19. Новая жизнь философских школ периода классики

Неопифагореизм. Возрождение пифагорейской философии у Александра Полигистора, Нигидия Фигула и Модерата; пифагореизм и платонизм неопифагорейев. Профетическое учение Аполлония Тианского. Фальсификация древних текстов как внутришкольная установка неопифагорейцев; корпус пифагорейских псевдоэпиграфов. Разработка философии числа у Никомаха из Герасы и Теона Смирнского. Нумений из Апамеи и дальнейшее развитие платоно-пифагорейского учения.

Аристотелизм. Андроник Родосский как редактор и издатель корпуса сочинений Аристотеля. Традиция систематического комментирования Аристотеля: основные представители. Александр Афродисийский: комментатор Аристотеля и критик стоицизма.

20. Римский стоицизм. Развитие этической проблематики стоицизма у Сенеки, его трактовка логической и физической частей школьной доктрины; основные положения и понятия его нравственно-религиозного учения; значение призыва Сенеки быть самим собой. Значение литературных жанров письма, увещания, утешения в позднем стоицизме. Практическая этика Эпиктета, философия как врачевание больной души, интерпретация стоической триады благо-зло-безразличное. Император Марк Аврелий и его моральная философия в сочинении К себе самому.

21. Филон Александрийский. Платоновская философия и библейское откровение у Филона: использование платоновского Тимея для толкования на ветхозаветную Книгу Бытия. Интерпретация идей как мыслей Божиих. Учение о Логосе как творящем начале и «втором боге»; понятие творящих «сил» Бога и понятие «семенных логосов» у стоиков (историко-философские параллели). Учение об ангелах и демонах у Филона. Признание вечности материи и понимание ее как причины зла в мире. Дуализм души и тела в антропологической части учения Филона. Классификация добродетелей согласно трем ступеням религиозного совершенства.

22. Средний платонизм. Пифагореизм и антиаристотелизм платоника Евдора Александрийского. Общие принципы издания сочинений Платона грамматиком Трасиллом и начало систематического толкования текстов Платона. Некоторые проблемы платоновского учения в интерпретации Плутарха из Херонеи, Аттика и Галена. Разработка жанра школьного учебника у Альбина, Апулея и Алкиноя. Осмысление значения аристотелевской философии для платонической доктрины. Характеристика результатов развития платонизма к началу III в. н.э.

 

Тексты

Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975.
Псевдо-Аристотель. О мире, пер. и прим. И.И.Маханькова // Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. М., 1996, с.182-196.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С.Ошерова. М., 1977.
Беседы Эпиктета / Пер. Г.А.Тароняна, М., 1997.
Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.К.Гаврилова. СПб., 19932.
Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета / Пер. А.В. Вдовиченко и др., вступ. ст. Е.Д. Матусовой. М., 2000.
Плутарх. О происхождении мировой души по Тимею Платона // М.Браш. Классики философии. I. Спб., 1907, с.378-422.
Плутарх. Исида и Осирис (сборник переводов), Киев, 1996 (см. Об Исиде и Осирисе, Об “Е” в Дельфах, Почему божество медлит с воздаянием, и др.).
Плутарх. Застольные беседы / Отв. ред. Я.М.Боровский, М.Л.Гаспаров. М., 1990.
Алкиной. Учебник платоновской философии. Пер. и прим. Ю.А.Шичалина //Платон. Собрание соч. в 4 т. Т. 4. М., 1994, с.625-663, 790-797.
Альбин. Введение к диалогам Платона. Апулей. Платон и его учение. Алкиной. Учебник платоновской философии, пер. Ю.А.Шичалина // Учебники платоновской философии. Сост. Ю.А.Шичалин. М.-Томск, 1995.
Нумений из Апамеи. Фрагменты и свидетельства / Пер. Е.В. Афонасина // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 3. Вып. 1. 2009.

Исследования

Диллон Дж. Средние платоники / Пер. с англ. Е.В. Афонасина. СПб., 2002.
Егоров И.А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. Его учение о бытии // Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982.
Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Том III. Спб., 19102 (переизд. 1996).
Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911.
Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии // Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982, вып.1, с.91-148.
Солопова М.А. Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма. М., 2002.
Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
Трубецкой С.Н. Учение о Логосе. М., 1900.
Шичалин Ю.А. К вопросу о платонической традиции (рец. на книгу: H.J.Kramer. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.; N.Y., 1971) // Вестник древней истории, 1981, 3, с.190-194.
The Cambridge History of Hellenistic Philosophy / Ed. by Algra K., Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. Camb., 2002.
Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220.  Rev.ed. London, 1996.

 

 —  НЕОПЛАТОНИЗМ (III—VI вв.)  —

 

23. Плотин. Источники философии Плотина. Общая оценка характера платонизма неоплатонической доктрины. Значение тематического и хронологического порядка трактатов Плотина для реконструкции его учения. Иерархия бытия согласно Плотину; учение о  космосе, Душе, Уме и Едином. Плотин о мистическом единении с высшим началом.

Развитие неоплатонической доктрины у Амелия и Порфирия. Порфирий как оригинальный философ, комментатор Аристотеля и критик христианства.

24. Ямвлих и Пергамская школа неоплатонизма. Место и значение Ямвлиха в истории развития неоплатонизма. Отношение к пифагорейской философии, «халдейской» и «герметической» традициям. Разработка методики преподавания философии Платона. Реформирование техники комментария. Основные черты философской системы Ямвлиха. Сопоставление трактовок верховного начала (Единого) у Плотина и Ямвлиха. Ученики Ямвлиха.

Император Юлиан как реставратор языческого культа и философии в связи с общей историей взаимоотношений официального христианства и философии в IV в.

25. Афинская школа неоплатонизма. Плутарх Афинский и Сириан: основные направления изучения платоновской философии в Афинах. Прокл как систематизатор философского наследия античности; основные произведения Прокла, общая характеристика его философской системы. Дальнейшее развитие неоплатонической доктрины у Дамаския. Симпликий как комментатор Аристотеля.

26. Александрийская школа неоплатонизма. Проблемы объединения философов-платоников из Александрии в рамках одной школы. Комментаторская школа в Александрии. Особенности философских учений Гиерокла, Олимпиодора, Иоанна Филопона.

 

—  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  —

 

27. Античная философия и патристика. Значение античной философии для философских традиций христианкого Запада и арабо-мусульманского Востока в Средние века.

Тексты

Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007.
Плотин. Сочинения: Плотин в русских переводах / Сост. М.А.Солопова. СПб.: Алетейя, 1995.

Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986, с. 427-440.
Порфирий. О жизни Плотина и порядке его книг / Перевод с древнегреческого и комментарии Д.В. Бугая // Историко-философский альманах. 2015. Т. 5. С. 161–213.
Порфирий. О пещере нимф. Пер. А.А.Тахо-Годи // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М., 1988, с. 383-394.
Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты) / Пер. и прим. В.В.Петрова // Историко-философский ежегодник’95, с. 233-247.
Порфирий. Подступы к умопостигаемому («Сентенции») / Пер. С.В. Месяц // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 758-792.
Порфирий. Против христиан (отрывки) // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990, с. 354-391.

Халдейские Оракулы / Пер. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. М. 2001.

Ямвлих. Теологумены арифметики / Пер. В.В.Бибихина // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн.2. М., 1988, с. 395-419.
Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. Л.Ю.Лукомского. М., 1995.
Ямвлих. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону / Пер. И.И.Маханькова // Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. М., 1996, с.245-272.

Юлиан. Письма. Пер. Д.Е.Фурмана под ред. А.Ч.Козаржевского // Вестник древней истории, 1970, 1, с.237-242; 2, с. 231-259; 3, 225-250.
Юлиан. Против христиан, кн.I, II, III (отрывки). Пир, или Цезари // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990, с. 396-436.

Саллюстий. Книга о богах и о мире / Пер. Ю.А.Шичалина // Учебники платоновской философии, сост. Ю.А.Шичалин. М.-Томск., 1995, с. 105-120.

Евнапий. Жизни философов и софистов / Пер. Е.В.Дарк и М.Л.Хорькова // Римские историки IV века. М., 1997, с. 225-294.

Прокл. Первоосновы теологии (пер. А.Ф.Лосева). Гимны / Пер. О.В.Смыки. М., 1993.
Прокл. Начала теологии: теоремы 1-33 / Пер. С.В. Месяц // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5, М.: РГГУ, 2009. С. 235-260.
Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение / Ред. греч. текста, перевод, вступ. ст. и комм. Ю.А. Шичалина. М., 1994.
Прокл. Элементы физики / пер. С.В.Месяц // Философия природы в античности и в средние века, часть 2, М.: ИФРАН, 1999, с. 204-232.
Прокл. Комментарий к «Тимею» (Книга I) / Пер. С.В. Месяц. М.: ГЛК, 2012.
Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / Издание подготовил Л.Ю. Лукомский. СПб.: Мир, 2006.
Прокл. Платоновская теология / Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2001.

Дамаский. О началах. Прокл. Комментарий к «Пармениду», СПб., 2000.

Симпликий. Комментарий к Физике Аристотеля (кн. 1, гл. 1) / пер. Т.Ю.Бородай // Философия природы в античности и в средние века. Ч. 1, М.: ИФРАН, 1998, с. 105-135.

Гиерокл. Комментарий к “Золотым Пифагорейским стихам” / пер. И.Петер. М., 1995.

Анонимный автор. Пролегомены к платоновской философии / Пер. Т.Ю.Бородай, А.А.Пичхадзе // Платон. Собрание соч.: в 4 т. Том 4. М., 1994, с. 664-693. (перепечатано в изд.: Учебники платоновской философии / Сост. Ю.А.Шичалин. М.-Томск, 1995, с. 121-146.)

Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты / Отв. ред., вступ. статья Г.Г.Майорова. М., 1990.

Словари

Месяц С.В., Шичалин Ю.А. Порфирий // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 600-607.
Месяц С.В. Прокл // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 628-643.
Месяц С.В. Ямвлих // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 837-848.
Серегин А.В. Античная философия и патристика // Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 46–63 (библ.)

Исследования

Адо П. Плотин, или Простота взгляда / пер. с франц. Е.Штофф. М., 1991.
Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.
Бугай Д.В. О сочинениях, античных комментариях, рукописях, изданиях и переводах Плотина // Историко-философский альманах. 2012. Т. 4. С. 46-70.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн.1-2.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1.
Месяц С.В. Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии IV века // Космос и душа / Под ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. М., 2005. С. 823–858;
Петров А.В. Феномен теургии. СПб., 2003;
Сидоров А.И. Плотин и гностики // Вестник древней истории, 1979, 1.
Столяров А.А. Гиерокл, Аммоний et alii. Духовные искания поздней античности // Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии (сборник научных статей). М., 1986, с.103-141.
Шичалин Ю.А. «Третий вид» у Платона и материя-зеркало у Плотина // Вестник древней истории, 1978, 1, с.148-161.
Шичалин Ю.А. По поводу названия трактата Плотина Peri ton trion arkhikon hypostaseon (Enn. V 1) // Вестник древней истории, 1986, 4, с.118-126.
Aufstieg und Niedergang der Rцmischen Welt. Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Hrsg. von Temporini und W.Haase. Teil II. Bd.36.1-6. Berlin; N.Y., 1987-1992.
The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. by A.H.Armstrong. Cambridge, 1991.
Gerson L.P. (ed.). The Cambridge Companion to Plotinus. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. (bibliography pp. 415-436).
Sorabji,R. (ed). Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and Their Influence. London, 1990.
Wallis R.T. Neoplatonism. London, 1972.