Институт Философии
Российской Академии Наук




  Академический год 2021-2022
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор античной и средневековой философии и науки » Центр античной и средневековой философии и науки » Семинар «Философия античности и средних веков» » Академический год 2021-2022

Академический год 2021-2022

Центр античной и средневековой философии и науки

 

Доклады, прочитанные на заседаниях семинара в 2021-2022 академическом году

 

 

12 апреля 2022 г.

Круглый стол «Античный и средневековый типы рациональности в процессах трансляции интеллектуальной культуры»

https://t.me/CAMPaS_IPh/369

https://t.me/CAMPaS_IPh/370

https://t.me/CAMPaS_IPh/380

 

Надежда ВОЛКОВА

“Кратил” Платона в неоплатоническом куррикулуме:

https://disk.yandex.ru/d/mO-JVA29gYPGcg

 

Андрей СЕРЁГИН

Эней Газский об индийских гимнософистах и египетских пророках:

https://disk.yandex.ru/d/uDNV7iDpThC7lg

 

Александра КУЛЬПИНА

Образы учителей музыки в средневековой западноевропейской книжной миниатюре:

https://disk.yandex.ru/d/QBMApGMFceVWXA

 

Валерий ПЕТРОВ

Ф.Ф. Зелинский о привнесении духа античности в русскую культуру:

https://disk.yandex.ru/d/dAPAJ_YB3-brZg

 

 

17 мая 2022 г.

Мария Николаевна ВАРЛАМОВА (ИФ РАН)


Ἅπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάγκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе в “Физике” Аристотеля.


Аннотация: В аристотелевском учении о движении большую роль играет двигатель как начало движения и описание взаимодействия двигателя и подвижного тела. В VII и VIII книгах «Физики» Аристотель настаивает, что всякое движущееся движется чем-нибудь, в IX книге «Метафизики» он указывает, что движущее всегда является иным по отношению к движимому, а в 3 книге «Физики» он описывает отношение движущего и движимого через соотношение двух сил или способностей – пассивной и активной. Таким образом, учение о движении неразрывно связано с представлением о том, как именно двигатель движет или передает движение подвижному телу. В этом контексте становится проблематичным то, что кажется главной темой аристотелевской физики – определение природы как внутреннего источника движения, как причины движения, которая действует в сущем «πρώτως καθ᾽ αὑτὸ καὶ μὴ κατὰ συμβεβηκός». Проблематичность движения по природе также связана еще с двумя вещами: с необходимостью первого двигателя, который по определению является внешней движущей причиной для всех вещей под небом, и с разделением природного движения на движение простых тел (элементов) и движение одушевленных. В своем докладе я рассмотрю проблему природного движения или самодвижения в аристотелевской физике в общем контексте его учения о движении и движущей силе.

Видеозапись

 

 

20 декабря 2022 г.

 

Александра Викторовна КУЛЬПИНА (ИФ РАН)

 

«Аутентичность как философская проблема в истории музыкальных практик XX–XXI вв.»

 

Аудиозапись.