Совместный проект РГБМ и Института философии РАН «Грани философии: теории и практики» Лекция В.Л. Шаровой«Размышления о нации и империи в русской философии. Концепция "Русского мира"»18 апреля 2016 г.
18 апреля в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялась лекция научного сотрудника Института философии РАН, кандидата политических наук Вероники Шаровой на тему «Идея нации и империи в русской философии. Концепция «Русского мира»». Встреча прошла в рамках совместного проекта библиотеки и ИФ РАН «Грани философии: теории и практики». Вопрос о феномене «Русского мира» представляется частью современной дискуссии о политическом процессе, но на самом деле его корни намного глубже, отметила в ходе своего выступления Вероника Шарова. Для того, чтобы проиллюстрировать размышления о том, что такое национальная идея в представлении отечественных философов конца XIX - начала ХХ века, участники встречи обратились к трем концепциям, авторами которых являются Владимир Сергеевич Соловьев, Петр Бернгардович Струве и Федор Августович Степун. Позиция Соловьева по вопросу о том, что такое нация, основана на его целостном мировоззрении, принципиально христианском. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», писал Соловьев в своей работе «Русская идея». Историю российской нации философ прослеживал от момента крещения Руси; последующие этапы «варварства» он связывал с отказом от ее духовных оснований. В связи с этим милитаристская экспансия от лица империи представлялась Владимиру Соловьеву не способствующим «религиозному и умственному» освобождению России. В свою очередь, Петр Струве, будучи одновременно либералом и государственником, рассуждал прагматическим и стратегическим образом, полагая, что Россия может, а значит, и должна быть великой. Струве призывал отказаться от узкого этнонационализма, отмечалось в ходе лекции. Философ был убежден в том, что «все великие национальности – весьма сложного этнического состава». Подход Струве — либеральный, но и консервативный, причем этот консерватизм не имеет ничего общего с реакционным охранительством; напротив, он содержит в себе внятный модернизационный заряд: нести ответственность за реализацию его – дело государственной важности, но не только рук государства, отметила Вероника Шарова. Что касается Федора Степуна, то он, отмечалось в ходе лекции, будучи воплощением типа «русского европейца» во многом сам олицетворял «Русский мир» как продолжение линии культуры за пределами территории государства. Прожив много лет в эмиграции, философ не утратил связи с Россией и до конца продолжал размышлять на тему нации, национальной культуры и т.д. Призвание эмиграции, полагал Степун - «творческим преображением прошлого спасать вечный образ России», что сегодня может стать, в том числе, внятной стратегией работы с «соотечественниками за рубежом», заключила Вероника Шарова.
Информация о лекции на сайте РГБМ Фоторепортаж
|
|||||
|