Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора философии хозяйства за 2006 г.
Главная страница » » Сектор философии культуры » Научные результаты » Научный отчет сектора философии хозяйства за 2006 г.

Научный отчет сектора философии хозяйства за 2006 г.

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА ИФ РАН ЗА 2006 г.

 

Ведущей темой исследований сектора является изучение мировоззрения русского земледельца, рассматриваемого в кон­тексте проблемы российского самосознания.

Анализ ведётся по следующим направлениям: «Мировоз­зрение русского земледельца в отечественной философии и классической литературе XIX–XX вв.», «Россия как традици­онное аграрное общество», «Социальная память крестьянст­ва», «Духовные основания деятельности» и «Теоретическое россиеведение».

На материалах русской философии и классической лите­ратуры рассматриваются основные взгляды, принципы, веро­вания и ценности, составляющие существо мировоззрения русского земледельца. Для этого выделяется ряд существенных отношений: земледелец и природа; семья; культура; усадьба; город; религия; нравственность; право. Доказывается, что по крайней мере некоторая часть из них имеет фундаментальный характер, развивающийся в истории (С.А.Никольский. Рукопись книги «Мировоззрение русского земледельца (ХVIII – cереди­на ХIХ вв.», 23 а.л. Рекомендована к изданию Ученым Советом ИФРАН (в соавторстве с В.П.Филимоновым).

Исследуется история появления и развития свободного зем­ледельческого сословия на протяжении трех столетий россий­ской истории. Показывается сущность и значимость россий­ских аграрных реформ для освобождения крестьянства от кре­постной зависимости, а также новое «закрепощение» в социалистический период. Рассматриваются актуальные про­блемы современных российских аграрных реформ, в том чис­ле – незавершенность земельной реформы, государственные ограничения на развитие свободного рынка (С.А.Никольский. Нелюбимый класс. Судьба свободного земледельца в России // Политический класс. 2006. № 5. С. 9-96. (0,8 а.л.)

Одним из аспектов философии хозяйства является изуче­ние сопутствующих хозяйственной деятельности типов и форм социального взаимодействия. В традиционной модели «отсут­ствующего Другого» межличностные отношения неизбежно акционируются в систему общедеревенского разрешения, кон­фликт двух превращается во всеобщую драму, а локальная кон­фликтная ситуация инвертируется в структуру «дуалистическо­го» мифа. Отношения двух в модели трудового типа социаль­ности, обращенного к природным формам, т.о. выводятся за пределы «себя», превращаясь в архетипическую структуру «ко­смического» порядка (С.Д.Домников. Отсутствующий и прост­ранство «Другого» в феноменологии традиционного текста // Пространство и время: физическое, психологическое, мифо­логическое. М., 2006. С. 7-9. (0,25 п.л.).

На примере крестьянской памяти изучаются социальные функции прошлого. Предложена модель исторической памяти крестьянства. Параметры «измерения» памяти – земля, хозяй­ство, общность, власть, рассмотренные в аспекте народной ре­лигиозности. Доминантами памяти являются крупнейшие со­бытия XX в. – крестьянская революция, коллективизация, вой­на. В символическом смысле – «труд», «справедливость», «хлеб», «деньги». Трансформация памяти совпадает с основны­ми этапами социальной истории крестьянства в XX в. В содер­жательном плане в ней усилился момент выживания, измени­лись приоритеты от трудовой памяти к памяти потребления. Сохраняя историю раскрестьянивания, память является и ре­акцией на раскрестьянивание: она удерживает значимые для сельской общности социокультурные крестьянские образцы (И.Е.Кознова. Историческая память русских крестьян в XX веке // «20 сэйки Росиа ноумин си» («История российского крестьян­ства ХХ века»). Токио, 2006. С. 59–83 (1 п.л.) – на япон. яз.

Представлена новая философская концепция российской государственности в контексте двух идей – «среднего» и «прав­ды»; эта концепция создана в ходе сравнительного анализа го­сударств – западных и восточных. Новизна содержится в струк­туре и содержании книги, в выводах относительно серединного характера России, имеющей своё двуединое начало: синтез «правды среднего» (Симуш П.И. Философия современного го­сударства. М.: ВИУ, 2006. 246 с. (14 п.л.).

Впервые в литературе проанализирована оригинальная трактовка Н.А.Бердяевым сути морали с точки зрения христи­анского экзистенциализма: мораль как наиважнейший онто­логический акт есть стремление привести мир к совершенству и тем самым – «закончить» его. Проанализирована концепция морали С.Кьеркегора. Мораль в философии Кьеркегора пред­стаёт как неустранимая забота человека, неразрывно связанная с его высшим назначением. Мораль не может не захватить все­го человека, и только её экзистенциальная трактовка органич­но сочетает индивидуальный и универсальный аспекты нрав­ственности (Кузьмина Т.А. Рукопись «Мораль. Религия. Куль­тура» (главы монографии) «Мораль в эсхатологической перспективе (Н.А.Бердяев)» (1 а.л.); «Мораль как страсть су­ществования (С. Кьеркегор)» (2 а.л.).

 

Книги

  •  Симуш П.И. Философия современного государства. М., 2006. 246 с. (14 п.л.).

 

Статьи

  • Домников С.Д. Отсутствующий и пространство «Другого» в феноменологии традиционного текста // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое. М., 2006. С. 7-9. (0,25 п.л.)
  • Кознова И.Е. Историческая память русских крестьян в XX веке // «20 сэйки Росиа ноумин си» («История российского крестьянства ХХ века»). Токио, 2006. С. 59–83 (1 п.л.) – на япон. яз.
  • Кознова И.Е. Проблемы изучения исторической памяти российского крестьянства // Мир крестьянства Среднего Поволжья: итоги и стратегия исследований. Самара, 2006. С. 200-210 (0,5 п.л.)
  • Кознова И.Е. Становление земельного рынка в России в 1990-е годы и отношение к нему сельского населения // Динамика и темпы аграрного развития России: инфраструктура и рынок. Материалы XXIX сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Орёл, 2006. С. 557–567 (0,5 п.л.).
  • Никольский С.А. Народ к демократии пока еще не готов» или «снова о социализме с человеческим лицом // Политический класс. 2006. № 10. С. 108-111 (0,4 а.л.).
  • Никольский С.А. Нелюбимый класс. Судьба свободного земледельца в России // Политический класс. 2006. № 5. С. 91– 96. (0,8 а.л.).
  • Симуш П.И. Медианная идея России: смыслы и реалии // Власть. 2006. № 5. С. 3-9 (1 п.л.).