НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА ИФ РАН ЗА 2006 г.
Ведущей темой исследований сектора является изучение мировоззрения русского земледельца, рассматриваемого в контексте проблемы российского самосознания. Анализ ведётся по следующим направлениям: «Мировоззрение русского земледельца в отечественной философии и классической литературе XIX–XX вв.», «Россия как традиционное аграрное общество», «Социальная память крестьянства», «Духовные основания деятельности» и «Теоретическое россиеведение». На материалах русской философии и классической литературы рассматриваются основные взгляды, принципы, верования и ценности, составляющие существо мировоззрения русского земледельца. Для этого выделяется ряд существенных отношений: земледелец и природа; семья; культура; усадьба; город; религия; нравственность; право. Доказывается, что по крайней мере некоторая часть из них имеет фундаментальный характер, развивающийся в истории (С.А.Никольский. Рукопись книги «Мировоззрение русского земледельца (ХVIII – cередина ХIХ вв.», 23 а.л. Рекомендована к изданию Ученым Советом ИФРАН (в соавторстве с В.П.Филимоновым). Исследуется история появления и развития свободного земледельческого сословия на протяжении трех столетий российской истории. Показывается сущность и значимость российских аграрных реформ для освобождения крестьянства от крепостной зависимости, а также новое «закрепощение» в социалистический период. Рассматриваются актуальные проблемы современных российских аграрных реформ, в том числе – незавершенность земельной реформы, государственные ограничения на развитие свободного рынка (С.А.Никольский. Нелюбимый класс. Судьба свободного земледельца в России // Политический класс. 2006. № 5. С. 9-96. (0,8 а.л.) Одним из аспектов философии хозяйства является изучение сопутствующих хозяйственной деятельности типов и форм социального взаимодействия. В традиционной модели «отсутствующего Другого» межличностные отношения неизбежно акционируются в систему общедеревенского разрешения, конфликт двух превращается во всеобщую драму, а локальная конфликтная ситуация инвертируется в структуру «дуалистического» мифа. Отношения двух в модели трудового типа социальности, обращенного к природным формам, т.о. выводятся за пределы «себя», превращаясь в архетипическую структуру «космического» порядка (С.Д.Домников. Отсутствующий и пространство «Другого» в феноменологии традиционного текста // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое. М., 2006. С. 7-9. (0,25 п.л.). На примере крестьянской памяти изучаются социальные функции прошлого. Предложена модель исторической памяти крестьянства. Параметры «измерения» памяти – земля, хозяйство, общность, власть, рассмотренные в аспекте народной религиозности. Доминантами памяти являются крупнейшие события XX в. – крестьянская революция, коллективизация, война. В символическом смысле – «труд», «справедливость», «хлеб», «деньги». Трансформация памяти совпадает с основными этапами социальной истории крестьянства в XX в. В содержательном плане в ней усилился момент выживания, изменились приоритеты от трудовой памяти к памяти потребления. Сохраняя историю раскрестьянивания, память является и реакцией на раскрестьянивание: она удерживает значимые для сельской общности социокультурные крестьянские образцы (И.Е.Кознова. Историческая память русских крестьян в XX веке // «20 сэйки Росиа ноумин си» («История российского крестьянства ХХ века»). Токио, 2006. С. 59–83 (1 п.л.) – на япон. яз. Представлена новая философская концепция российской государственности в контексте двух идей – «среднего» и «правды»; эта концепция создана в ходе сравнительного анализа государств – западных и восточных. Новизна содержится в структуре и содержании книги, в выводах относительно серединного характера России, имеющей своё двуединое начало: синтез «правды среднего» (Симуш П.И. Философия современного государства. М.: ВИУ, 2006. 246 с. (14 п.л.). Впервые в литературе проанализирована оригинальная трактовка Н.А.Бердяевым сути морали с точки зрения христианского экзистенциализма: мораль как наиважнейший онтологический акт есть стремление привести мир к совершенству и тем самым – «закончить» его. Проанализирована концепция морали С.Кьеркегора. Мораль в философии Кьеркегора предстаёт как неустранимая забота человека, неразрывно связанная с его высшим назначением. Мораль не может не захватить всего человека, и только её экзистенциальная трактовка органично сочетает индивидуальный и универсальный аспекты нравственности (Кузьмина Т.А. Рукопись «Мораль. Религия. Культура» (главы монографии) «Мораль в эсхатологической перспективе (Н.А.Бердяев)» (1 а.л.); «Мораль как страсть существования (С. Кьеркегор)» (2 а.л.).
Книги
Статьи
|
|||||
|