Институт Философии
Российской Академии Наук




  2010
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Книги » 2010

2010

 

Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 480 с. – ISBN 978-5-88373-159-7


В книге дается философско-категориальный анализ понятий «цивилизация» и «варварство» – с опорой как на историю философской мысли, на социальную философию, так и на осмысление литературы из других общественных наук. Эти теоретические понятия призваны помочь вскрыть существенные черты мировой цивилизации как таковой, не упуская из виду особенности региональных цивилизаций и отдельных стран. Понятия «цивилизация» и «культура» при этом не отождествляются, а применяются в их различии и взаимосвязи. Исследованы те надбиологические программы индивидуальной жизнедеятельности, а также внеиндивидуальные бытийные формы, механизмы, благодаря которым цивилизация выполняет свои главные функции – сохранение, преемственное развитие человеческого рода. Вместе с тем выявлены коренные противоречия цивилизации, в том числе и порождающие мощные выбросы варварства в ее истории. Варварство рассмотрено как оборотная сторона современной цивилизации, ее «наследственный код». Специальные главы посвящены исследованию состояния современной России в свете проблем цивилизации и варварства, в аспекте цивилизационного отставания России. Показано, что ряд сложных проблем отечественного развития порожден общими кризисными явлениями современной цивилизации.
Один из разделов книги привлекает внимание к глобализационным тенденциям современной цивилизации, к их противоречивому развертыванию, а также к философским, в частности ценностным аспектам и дискуссиям вокруг проблем единства Европы. Автор уделяет особое внимание прояснению понятия и созданию современной концепции гражданского общества, в частности и в особенности – применительно к анализу реалий сегодняшнего развития России.

 

Рецензии:

 

  • Малер А.М. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон+, 2010. – 480 с. // Философские науки. 2011. № 6. С. 152–157. – (PDF)
  • Степин В.С., Мамчур Е.А. К выходу книги Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (беседу вел А.Малер) // Философские науки. 2011. № 6. С. 145–151. – (PDF)
  • Аркадий Малер. Философия против нового варварства. Рецензия на кн. Н.В. Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (М.: Канон+, 2010) // «Литературная газета». 2010. № 16–17.

 

 

 

«Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 672 с. – ISBN 978-5-88373-154-6


В 2007 г. мировая философская общественность отметила 200-летие выхода в свет выдающегося произведения немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа». В честь этого события в Институте философии РАН состоялась Международная конференция. В ней приняли участие видные гегелеведы России, Германии, США, Англии, Японии, Литвы. В основу настоящей книги положены доклады, сделанные на конференции. Читателям, таким образом, предложены новейшие исследования представителей мирового гегелеведческого сообщества. В отечественной литературе подобный объемный и разносторонний труд о «Феноменологии духа» выходит впервые. Книга охватывает широкий круг проблем, касающихся «Феноменологии духа», этого великого и, вместе с тем, чрезвычайно трудного для понимания и истолкования произведения Гегеля. Авторами освещаются вопросы, связанные с предысторией, а также с драматической историей написания и публикации «Феноменологии духа»; построена типология гегелеведческих подходов к истолкованию этого произведения и предложены новые современные интерпретации; раскрываются главные идеи основных разделов сочинения; исследуются некоторые важные формы рецепции гегелевского сочинения в разных странах.

 

 


 

 

ФРАГМЕНТЫ РАННИХ СТОИКОВ: В 3 т. / Издание подготовил А.А.Столяров– М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998–2010

  • Т. IЗенон и его ученики (1998). – 230 с. – ISBN 978-5-87245-034-6.
  • Т. II. Хрисипп из Сол. Часть 1Хрисипп из Сол. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521 (1999). – 272 с. – ISBN 978-5-87245-054-0.
  • Т. II. Хрисипп из Сол. Часть 2. Физические фрагменты.  Фрг. 522– 1216 (2002). – 272 с. – ISBN 978-5-87245-091-5.
  • Т. III. Хрисипп из Сол. Часть 1. Этические фрагменты (2007). – 300 с. – ISBN 978-5-87245-136-5.
  • Т. III. Часть 2. Ученики и преемники Хрисиппа. Указатели (2010). – 268 с. – ISBN 978-5-87245-166-2.

«Фрагменты ранних стоиков» в трех томах (пяти книгах) представляет собой первый в отечественной историко-философской науке перевод классического корпуса фон Арнима (Stoicorum veterum fragmenta), включающего свидетельства о жизни и учении философов Ранней Стои. Тексты снабжены подробными комментариями; имеются сводные таблицы (в частности, конкорданс изданий Арнима, Феста, Хюльзера).




 

 

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 488 с. – ISBN 978-5-88373-158-9


В книге рассматриваются основные идеи, внесенные западноевропейской философией в сокровищницу мировой общественной мысли, их рождение и обогащение в драматическом столкновении между собой и в органической связи с развитием цивилизации и культуры. Автор, известный специалист в области истории философии, акцентирует внимание читателей на размышлениях выдающихся мыслителей прошлых веков, сохраняющих непреходящее значение и способствующих формированию идеалов и ценностей современного мира. Некоторые из предложенных автором идей и выводов носят дискуссионный характер.








 

Длугач Т.Б. От Канта к Фихте (сравнительно-исторический анализ). – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 368 с. – ISBN 978-5-88373-228-3


Автор книги ставит своей целью изучить взаимоотношение теории и практики в философии Канта и Фихте. В ходе исследование выясняется, что практика имеет у них не только нравственный смысл, но и приобретает значение духовно-практической деятельности, за которой скрывается мысленный эксперимент. В таком обличье научный эксперимент входит в философскую теорию. Осмысливая далее мысленный эксперимент как конструирование предметов познания, Кант и Фихте считают выступающую в этой форме практику основой теории. На этой основе развертываются все эвристические понятия и категории немецких мыслителей.