Институт Философии
Российской Академии Наук




  2007 год
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Научные результаты » 2007 год

2007 год

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова


Основные итоги работы за 2007 год


1. Предложена новая систематическая социально-философская концепция и выработано фундаментальное понятие цивилизации и варварства; показано, что варварство – это не только доцивилизационная история человеческого рода, но и «наследственный код», сохраняющийся на всех более поздних стадиях развития цивилизации, включая современную эпоху, и находящий проявление в насильственных, разрушительных действиях индивидов, социальных объединений и целых стран, а также в опасностях, сегодня угрожающих самому существованию человечества и его цивилизации. Данная концепция применена к анализу кризисных явлений социально-исторического развития современного мира, в том числе к исследованию глубинных истоков противоречивого развития России на рубеже XX и XXI вв. (концепция представлена в монографии Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в современную эпоху» (М.: ИФРАН).

 

2. Опубликовано коллективное исследование, которое осмысливает творения Канта как нетленное наследие, обнаружившее свою историческую стойкость, ставшее предметом многосторонней историко-культурной, историко-философской рефлексии, и, одновременно, как злободневный проект, чаще других классических учений вовлекаемый в современный дискурс, в самые острые и насущные дискуссии, касающиеся проблем человека и его познания, учения о методе, моральной философии, учения о ценностях, вопросов «вечного мира» и союза государств (Иммануил Кант: наследие и проект: По материалам Междунар. кантовского конгр., Москва, 24–28 мая 2004 г. М.: Канон+).

 

Участие сотрудников сектора нашло свое выражение:

 

– в оригинальном осмыслении кантовской концепции вещи самой по себе как метафизического и гносеологического обоснования идеи свободы (статья В.А.Жучкова. «Понятие вещи в себе у Канта как условие спасения свободы»);

– в доказательстве того, что интерпретация второй формулы категорического императива, предложенная В.С.Соловьевым, открывала кратчайший путь для философско-правового развёртывания кантовской этики (статья Э.Ю.Соловьева. «Вторая формула категорического императива в морально-правовом учении В.С.Соловьева»);

– в актуальном анализе учения Канта о предметности в свете современного понимания «принципа конструктивизма» (статья Т.Б.Длугач. «Принцип конструирования и проблема предметной данности в философии И.Канта»);

– в анализе учения Канта о «вечном мире» и союзе государств как кульминационного пункта синтезирующей метафизической, философско-правовой, этической теории, обнаружившей огромную теоретическую и прогнозирующую силу (статья Н.В.Мотрошиловой «Концепция ‘вечного мира’ и союза государств И.Канта: актуальное значение»);

– в пересмотре традиционных марксистских оценок философии Канта (статья Т.И.Ойзермана «Марксизм и философия И.Канта»).

 

3. В процессе исследования российской философии кон­ца XIX – первой половины XX вв. в ее соотношении с запад­ной мыслью доказано, что отечественные философы В.Соло­вьев, Н.Бердяев, С.Франк на равных с западными мыслите­лями участвуя в поиске новых, неклассических парадигм, создали оригинальные варианты философии жизни как рели­гиозной философии духа; много раньше экзистенциализма Н.Бердяевым, С.Франком, Л.Шестовым были предложены экзистенциально-персоналистские, антропологически ориенти­рованные философские концепции (Мотрошилова Н.В. Мыс­лители России и философия Запада. М.: Республика, Культур­ная революция).

 

4. Опубликован очередной том в рамках проекта издания на русском языке Фрагментов ранних стоиков, посвященный этике Хрисиппа (ФРС, т. 3, ч. 1, издание подготовил А.А.Столяров).

 

5. Переведена на русский язык книга выдающегося немецкого кантоведа Норберта Хинске (Между просвещением и критикой разума. /Отв. ред., вступ. ст. Н.В.Мотрошиловой; научн. ред. Т.Б.Длугач. М.: Культур. революция); это издание впервые знакомит отечественных читателей с так называемым «логическим корпусом Канта» и с соответствующей проблематикой, очень мало исследованной в литературе на русском языке.

 

6. В рамках проекта, посвященного философии позднего Гуссерля, подробно освещены смысл и современное значение концепции «жизненного мира», имеющей глубокий теоретический и практический смысл, но до сих пор не разъясненного в истории отечественной философии (цикл статей Н.В.Мотрошиловой).

 

7. Была проведена Международная конференция: 200 лет «Феноменологии духа» Гегеля (Москва, ИФ РАН, июнь 2007).


 

Публикации

Книги

  1. Иммануил Кант: наследие и проект. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. 624 с.
  2. Мотрошилова Н.В. Мераб Мамардашвили: философские размышления и личностный опыт. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. 319 с. (16,8 п.л.).
  3. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. М.: ИФРАН, 2007. 265 с. (12,58 п.л.).
  4. Фрагменты ранних стоиков. Т. 3. Ч. 1: Хрисипп из Сол. Этические фрагменты /Пер. и комм. А.А.Столярова. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2007. 300 с.
  5. Хинске Н. Между просвещением и критикой разума /Пер. А.К.Судакова /Отв. ред., вступ. ст. Н.В.Мотрошиловой; научн. ред. Т.Б.Длугач. М.: Культур. революция, 2007. 294 с. (18,5 п.л.)

 

 Статьи, рецензии, тезисы

 

  1. Длугач Т.Б. Принцип конструирования и проблема предметной данности // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007 (1 а.л.).
  2. Жучков В.А. Понятие вещи в себе у Канта как условие спасения свободы // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007 (0,8 а.л.).
  3. Лебедев А.В. Гилозоизм; Гипатия; Гиппократ; Горгий; Греческая философия; Деметрий Фалерский; Демиург; Демокрит; Дикеарх // Бол. Рос. Энциклопедия (БРЭ). Т. 7, 8. М., 2007 (1,1 а.л.).
  4. Мотрошилова Н.В. Концепция «вечного мира» и союза государств И.Канта: актуальное значение // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007. С. 406–427 (1,6 а.л.).
  5. Мотрошилова Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопр. философии. 2007. № 7, № 9 (2,1 а.л.).
  6. Мотрошилова Н.В. Эдмунд Гуссерль: на пути к концепции «жизненного мира» (20-е гг. ХХ в.) // Филос. науки. 2007. № 1. С. 79–100 (1,1 а.л.).
  7. Мотрошилова Н.В. Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С.Степин. М.: Наука, 2007. С. 34–62.
  8. Мотрошилова Н.В. Судьба поколения и личность ученого // Замошкин Юрий Александрович (1927–1993) (Сборник воспоминаний). 2-е изд. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 6–23.
  9. Мотрошилова Н.В. Kritik des 20. Jahrhunderts am ontologischen Projekt Christian Wolffs // Christian Wolff und die europäische Aufklärung. Akten des 1. Internationalen Christian-Wolff-Kongresses, Halle (Saale), 4-8. April 2004. Teil 2 / Hrsg. von Jürgen Stolzenberg und Oliver-Pierre Rudolph. Hildesheim; Zürich; New York: Georg Olms Verlag, 2007. S. 311–318.
  10. Ойзерман Т.И. Академик Гвишиани Д.М. – первый исследователь менеджмента в СССР // Гвишиани Д.М. Избранные труды. М., 2007 (0,8 а.л.).
  11. Ойзерман Т.И. Амбивалентность философских учений // Вопр. философии. 2007. № 10 (1,5 а.л.).
  12. Ойзерман Т.И. Марксизм и философия Канта // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007. С. 505–522 (1,4 а.л.).
  13. Ойзерман Т.И. О смысле вопроса «что такое философия?» // Вопросам философии 60 лет. М., 2007 (1,2 а.л.).
  14. Ойзерман Т.И. О специфике философских проблем // Там же. (1,3 а.л.).
  15. Ойзерман Т.И. Философский факультет МГУ во второй половине 40-х и первой половине 50-х гг. ХХ в. // Человек. 2007. № 2 и № 3 (1,4 а.л.).
  16. Синеокая Ю.В. На высоте 6000 футов над человеком и временем // Филос. науки. 2007. № 4. С. 78–96 (1,5 а.л.).
  17. Синеокая Ю.В. Ницше в России; Василий Преображенский; Переписка из двух углов // История русской философии: Энцикл. / Под ред. М.А.Маслина. М., 2007 (1 а.л.).
  18. Синеокая Ю.В. Опыт сравнения отечественной и западной философии (по страницам философских журналов) // Филос. науки. 2007. № 6 (2 а.л.).
  19. Синеокая Ю.В. Проблема «интеллигенция и власть» в современной России // Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах»: Материалы Всерос. науч. конф., 9–10 окт. 2007 г., НовГУ им. Ярослава Мудрого. Вел. Новгород, 2007 (0,5 а.л.).
  20. Соловьев Э.Ю. Вторая формула категорического императива в морально-правовом учении В.С.Соловьева // Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007 (1 а.л.)
  21. Соловьев Э.Ю. Самосознание против самолюбования // Проблемы российского самосознания: Материалы Всерос. конф. М., 2007 (0,4 а.л.).