"ЛЕВОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ" ИДЕИ ПЕРЕУСТРОЙСТВА ДЕРЕВНИ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕАЛИИ 20-Х ГОДОВ
"Теперь, в 1926 году, мы нашли основные принципы и формы "сосуществования крупного, государственно- общественного и мелкого частного (крестьянского, ремесленного) хозяйства, которые позволяют им существовать вместе очень длительный период, на протяжении которого роль этого мелкого частного хозяйства еще будет очень и очень значительной... Революция окончательно покончила со старым пассивным типом крестьянина, и мы видим вокруг себя и ощущаем, с какой огромной скоростью идет этот процесс нарастания новых потребностей, процесс огромной неудовлетворенности всем тем, что есть сейчас, процесс, который захватывает огромное количество крестьянских хозяйств и с огромной силой толкает их на перестройку своего хозяйства и быта, толкает их к культурному подъему. И мы смело можем поставить ставку на то, что крестьянство Советской страны окажется не менее предприимчивым, гибким и энергичным, не менее ищущим изменения всего строя своей жизни, чем в свое время были американские фермеры".
Г. Я. Сокольников. "Пройденный путь и новые задачи"
Концепция и мировоззрение "военного коммунизма", о которых шла речь в предыдущем разделе, после введения нэпа в сфере политики официально отклонялись. Процесс ломки "военно-коммунистических" схем начался в экономике. Однако это, на наш взгляд, в должной мере не происходило в общественном сознании. Будучи теоретическим выражением интересов определенных социальных слоев и групп, в том числе и прежде всего выражением чаяний значительной части руководства партии и государственно-хозяйственной администрации, "военно-коммунистические" идеи, не находя способов практической реализации (в чем не было недостатка в недавнем прошлом), продолжали культивироваться в реальных духовных процессах. Они существовали под прикрытием идей о нэпе как о временном тактическом отступлении, их носители накапливали нерасходуемую до поры энергию, их взгляды отливались в чеканные формулы, которые затем были извлечены на свет в период свертывания новой экономической политики. Люди, вынашивавшие эти идеи, верили - их час наступит, и потому как могли приближали его. И прежде чем показать, как это происходило, как постепенно вызревали теории, реанимировавшие идеи "военного коммунизма" в новых условиях, мы попытаемся дать представление о реальной экономической ситуации, то есть остановиться на вопросе о хозяйственном подъеме деревни 20-х годов.
Теоретическая сущность нэпа в деревне, как она была сформулирована В. И. Лениным, заключалась, как известно, в замене продразверстки продналогом (составившем несколько более 50 % прежнего "госзаказа", как сказали бы мы сегодня); в прекращении преследований частных торговцев продуктами, называемых спекулянтами и, следовательно, в допущении свободной торговли; в допущении в определенных размерах наемного труда; в восстановлении и поощрении кооперации; в переходе к экономическим методам государственного регулирования сельского хозяйства; в налаживании эквивалентного обмена между городом и деревней, а также в некоторых других мерах.
В социально-политическом плане нэп означал уменьшение в деревне прессинга классово-дифференцированного подхода, персонифицированного в деятельности военно-бюрократического разверсточного аппарата, во все большей опоре на индивидуальную самостоятельность хозяйствующих субъектов, реально ставивших вопрос о самоуправлении. Как отмечалось на состоявшемся весной 1922 года III Всероссийском агрономическом съезде, участники которого во многом критически относились к политике большевиков в деревне, куда бы в дальнейшем "...ни повернулось колесо истории — в сторону ли укрепления оторванной от народа власти или в сторону развития местной самодеятельности, лозунг "о создании местных органов самоуправления", прозвучавший на III Агрономическом съезде, останется звучать до тех пор, пока эти органы не возникнут и не возьмут принадлежащей им роли в судьбах Русской истории" [21, с. 4].
Что же представляло собой сельское хозяйство России в конце гражданской войны, в начале нэпа? Как оно изменялось и каким стало к 1928 году?
Первая империалистическая и гражданская войны в России тяжело отозвались на состоянии аграрного производства. Не имея данных о совокупных потерях, например, населения России (учитывая не только число убитых и искалеченных, но и потери от пониженной рождаемости и возросшей смертности), приведем данные об убыли гражданского населения сравнительно мало пострадавшей Англии с 1913 по 1918 год. Она составила 9,3 % населения страны [21, с. 6]. Очевидно, потери России были намного выше, что означало значительное сокращение трудовых ресурсов прежде всего в аграрном секторе экономики. По оценкам известного в 20-е годы экономиста-аграрника Б. Д. Бруцкуса, в деревню не вернулось 40—50 % трудоспособных мужчин.
По посевной площади в стране наблюдалась следующая картина: до 1918 года по сравнению с 1913 сокращение составляло 8 %. Однако после революции площадь посева начала резко уменьшаться: в 1921 году по сравнению с 1913 эта цифра составила 40 % (в основном за счет черноземной полосы и Северного Кавказа). При этом если площади под продовольственные культуры сократились приблизительно на треть, то процент сокращения площадей под технические культуры достиг 58 % [21, с. 16]. В результате ухудшения обработки почвы упала урожайность. Хотя после революции размеры наделов существенно выросли, но размеры засеваемых площадей сократились, например, для европейской части страны наполовину: с 4,97 десятин посева на хозяйство в 1916 году до 2,46 десятин в 1919. Поголовье лошадей с 1916 по 1920 год уменьшилось на 22,7 %, а всего крупного рогатого скота — почти на четверть. Овец и коз стало на 40,1 % меньше.
На основе проведенного экономического анализа один из крупнейших отечественных экономистов того времени Н. Д. Кондратьев сделал вывод: сельское хозяйство России в начале нэпа в сравнении с предвоенным периодом существенно перестроилось на натурально-потребительский тип, его организация изменилась к худшему. Нищета и аграрное перенаселение страны, несмотря на значительные людские потери, увеличились.
Между тем положение мирового сельского хозяйства было таково, что, несмотря на значительный рост аграрной активности заокеанских стран, не пострадавших в империалистическую войну, мировой рынок ждал русских продуктов. В первую очередь это относилось к животноводству и некоторым техническим культурам (например, льну). Для России имелась реальная необходимость в переходе к хозяйствованию на интенсивной товарной основе. Как должна была в этих условиях повести себя новая политическая власть?
Как бы предугадывая хозяйственную политику Сталина в конце 20-х годов (что было возможно на основе знания "военно-коммунистических" методов хозяйствования в начале 20-х), Н. Д. Кондратьев пишет: "...конечно, путем искусственных мероприятий политики, направленных к понижению массового потребления хлебов и к повышению товарности хозяйства в отношении хлебов (то есть возврата к принудительному изъятию продуктов. - С. Н.), путем мероприятий, рассчитанных на формирование зернового экспорта во что бы то ни стало и в максимальных размерах, мы, быть может, и приблизились бы к осуществлению этой задачи, но мы приблизились бы к ней ценой не только понижения потребления (реально, начиная с 1930 года, ценой вымирания от голода миллионов. — С. И.), но и ценой поставки зерна по самым низким ценам, без чего мы не можем рассчитывать на успех конкуренции; однако низкие цены хлебов означают и низкую оплату труда земледельца" [21, с. 18] (умирающим от голода сталинским крепостным-колхозникам платить вовсе не было нужды — С.Н.).
Н. Д. Кондратьев предлагал вместо хлебного экспорта сделать упор на экономическое стимулирование и вывоз технических культур и продуктов животноводства. Одновременно должна была идти постепенная перестройка сельского хозяйства на интенсивный товарный тип. Отсюда — лозунг развития производительных сил как основная цель сельскохозяйственной политики. Цель эта могла бы быть достигнута при условии соблюдения трех важнейших преимуществ. Прежде всего — принцип свободы сельскохозяйственной инициативы и деятельности, то есть максимального учета частнохозяйственных интересов крестьянского хозяйства. "Государство должно... отказаться чертить полный план поведения отдельного крестьянина, как хозяина, и затем теми или иными средствами принуждения осуществлять этот план. Необходимо предоставить хозяйству свободу приспособления к условиям существования и рыночным конъюнктурам. Но государство должно влиять на эти конъюнктуры, если оно хочет, чтобы направление с.-х. деятельности шло в желаемом русле" [21, с. 19].
Далее — принцип правовой гарантии сельскохозяйственной инициативы. В особенности это касается области аграрного законодательства и торгового оборота. Кроме того, должны быть "гарантии гарантий" в виде процессуального права.
И, наконец, принцип разумной степени обложения сельского хозяйства разными публично заявленными повинностями. Это обложение не должно лишать хозяйство необходимых ему ресурсов и средств. Обессиленное и обескровленное хозяйство не может развивать свои производительные силы. Нужно отказаться от положения, когда все государственные потребности удовлетворяются ценой ослабления сельского хозяйства. "Нужно идти по пути сокращения государственных расходов, сокращения некоторых отраслей государственного хозяйства, которые питаются соками сельского хозяйства. Иначе мы обречены стоять на месте и даже идти назад в деле хозяйственного возрождения страны" [21, с. 20]. Слова эти, если услышать их с позиций сегодняшнего дня, к сожалению, оказались не только пророческими, но и до сих пор не потерявшими смысл.
Лучшим средством осуществления этих принципов в хозяйственной политике является развитие самодеятельности населения в формах сельскохозяйственной кооперации. Если кооперативное движение жизненно, во что Кондратьев верит, то оно очень скоро заявит о себе. Если же оно будет построено так, что окажется нежизненным, то "...тогда его нельзя создать совершенно искусственными тепличными условиями, как нельзя было привить русскому крестьянству идеи организации коммун" [21, с. 22].
Сельское хозяйство после проведения революционных преобразований в 1918—1920 годах иногда поверхностно представляется в современных исторических исследованиях как сразу и равномерно начавшее набирать стабильный темп. В этой связи обычно приводятся цифры о сокращении числа беспосевных, безлошадных хозяйств. Данные, приводимые Б. Д. Бруцкусом, заставляют признать этот взгляд ошибочным. Сокращение числа беспосевных и безлошадных в начале 20-х годов шло за счет экспроприации земель и скота у более имущих крестьян. При этом речь в большинстве случаев не шла об "экспроприации экспроприаторов". Наследники комбедовской политики "лишнее" брали у тех хозяйств, которые были мало-мальски зажиточные и велись исключительно собственным трудом. По этой причине упадок сельского хозяйства наступил, считает Бруцкус, не в ходе военных действий. 1918—1920 годов. Так, "...в Сибири жестокая гражданская война затянулась до 20-го года, и все же посевы к 1920 году сократились лишь на 6 %. А в 1921 г., когда война была кончена, посевы сразу сократились на 29 %" [21, с. 23]. Наше сельское хозяйство, делает он вывод, было разрушено "...не войной, а нашей экономической политикой, проникнутой двумя принципами: "черного передела" и "общего котла". Это и должно стать прямым достоянием нашего сознания. И только когда этот вывод прочно усвоят и власть, и вся интеллигенция, и весь народ, наша политика действительно укрепится "всерьез и надолго". Ведь старую политику творила не одна власть, ее творила и вся интеллигенция, и весь народ" [21, с. 23]. Из этого следует, что характерное для периода "военного коммунизма" исключительное внимание к вопросам распределения должно смениться столь же исключительным интересом к вопросам производства. "Мы убедились, что как ни важны вопросы распределения, но при пренебрежении производством можно прийти к тому, что миллионы людей будут "уравнительно" умирать с голоду. Поэтому мы впредь никакими экономическими проектами, игнорирующими производство, увлекаться не будем" [21, с. 23] .
Таким образом, в рассуждениях Б. Д. Бруцкуса (если отбросить некоторую категоричность вывода о незначительном вреде гражданской войны для деревни в сравнении с политикой "военного коммунизма" и признать эту мысль как заслуживающую анализа тенденцию) намечена очень существенная, а в некоторые периоды истории и решающая связь между реальным экономико-демографическим явлением — аграрным перенаселением, приоритетами распределения над производством (отчасти вынужденными, а отчасти ошибочно поставленными правительством) и, наконец, овладевшим широкими массами сознанием уравнительности — "черного передела" и "общего котла". Сочетание этих явлений (отчасти объективное, а отчасти субъективное, то есть творимое властью) привело к глубокому кризису сельского хозяйства в начале 20-х годов. В те времена залог того, что подобный кризис не повторится в будущем, виделся в отказе от иллюзий "революционной мечты" одним махом (тотальным перераспределением или насаждением невиданных доныне хозяйственных форм) разрешить все экономические проблемы, равно как и в регулировании народонаселения. В дальнейшем, однако, власть и поддерживающие ее социальные слои в неизмеримо больших масштабах и с неисчислимо большим числом жертв воспроизвели практику периода "военного коммунизма". Неумение справиться с ростом аграрного перенаселения (кроме как путем его физического истребления или заключения в лагеря), всецелое внимание к процессу распределения при стремлении к единообразию форм производства (что было удобно бюрократии для "управления" и ограбления деревни), доходящая до абсурда материализация идей "революционной мечты" — все это было повторено в конце 20-х — начале 30-х годов.
С введением нэпа, заменой продразверстки продналогом, допущением аренды и наемного труда, а также других мер сельское хозяйство стало подниматься на ноги. В деревне под контролем государственной власти началось развитие товарно-рыночных форм хозяйствования. Основной фигурой 20-х годов стал середняк. "Средний крестьянин, — по определению В. И. Ленина, — тот, который не эксплуатирует и сам не подвергается эксплуатации, который живет мелким хозяйством, своим трудом" [3, т. 38, с. 256]. В своей возможной дальнейшей эволюции середняк либо должен был (в соответствии с научной теорией) превращаться в мелкого капиталиста, эксплуатирующего чужую рабочую силу и присваивающего чужой труд, либо, сохраняя свою трудовую природу, вступать на путь кооперирования различных элементов своей хозяйственной деятельности, в том числе на определенном этапе — некоторых элементов производственной деятельности. Именно это предусматривалось наметками аграрной политики, сделанными Лениным в последний период его деятельности.
Каким был середняк тех лет? В соответствии с результатами тщательной аналитико-реконструктивной работы, проведенной известным советским историком В. П. Даниловым, "среднее крестьянское хозяйство в РСФСР после завершения восстановительных процессов представляло собой хозяйство семьи из 5 человек с 2—3 работниками, имевшей в непосредственном пользовании около 12 дес. земли, одну лошадь, одну, редко — две коровы, молодняк в количестве, достаточном для воспроизводства лошади и даже для заметного увеличения молочного стада. Посевы в таком хозяйстве занимали площадь от 4 до 5 дес. ... Среднее крестьянское хозяйство имело одно пахотное орудие — плуг, бункер; соху или сабан, а также борону — деревянную, железную или чаще всего деревянную с железными зубьями. Наконец, как правило, оно не имело никаких сельскохозяйственных машин.
...Средний крестьянин второй половины 20-х годов имел необходимый минимум условий производства, при котором мелкое хозяйство сохраняло действительно крестьянский облик и продолжало функционировать на собственной основе" [27, с 29—30]. Лучшими условиями и значительно большими средствами производства располагало среднее крестьянство Сибири и худшими условиями и меньшими средствами — труженики центральных европейских районов страны. При этом, по данным на весну 1927 года, из общего поголовья рабочих лошадей в индивидуальных хозяйствах имелось 99,5 % животных, а остальные в колхозах и совхозах [27, с. 29— 30] .
В 20-е годы в деревне шли процессы классового расслоения, связанные с распределением не земельных ресурсов (что законодательно регулировалось числом едоков или работников в семье), а количеством рабочего скота, орудий, машин. По этим показателям, в соответствии с материалами переписи 1927 года, процент бедняцко-батрацких хозяйств со стоимостью средств производства до 400 рублей достигал 32-33 % (при обеспеченности рабочим скотом немногим более 6,5 % от имеющегося в деревне). В то же время группа кулацких хозяйств со стоимостью средств производства в пределах 1600 рублей обладала приблизительно 10 % тягловых ресурсов [27, с. 38-39] .
В этот период значительный рост обнаружила сельская потребительская кооперация. Процент охвата ею крестьянских хозяйств увеличился с 16,2 % в 1924 году до 81,2 % в 1929 [27, с. 210] . Сельскохозяйственная кооперация охватывала 37,8 % всех крестьянских хозяйств [27, с. 219]. Что же касается простейших производственных форм кооперирования, то их рост наметился в 1926—1927 годах. Однако это была всего лишь тенденция. По оценке В. П. Данилова, осенью 1927 года небольшое число колхозов и простейшие производственные товарищества составляли около 5 % от числа членов сельскохозяйственной кооперации [27, с. 226] .
Колхозы, как известно, включали в себя три вида хозяйственных объединений: коммуны, земледельческие артели и товарищества по совместной обработке земли. "Степень коллективизации" шла по убывающей от коммун к ТОЗам. И именно эта тенденция отражалась реальными интересами крестьян. В период с 1927, в течение 1928 года и с прогнозом на 1929 год среди этих видов колхозов наблюдалась эволюция: процент коммун падал с 12,8 % до 8 %, артелей — с 56,7 % до 50 %, а ТОЗы обнаруживали рост с 30,5 % до 42 %[1].
Всего колхозы по состоянию на 1 октября 1927 года охватывали 1,3 % хозяйств [59, с. 913].
Колхозы периода 1927—1928 годов представляли собой мелкие хозяйства, объединявшие в среднем от 16 до 22 дворов с размерами земли от 160 до 750 гектаров в зависимости от района. Прогнозируемые в будущем как крупные предприятия, "способствующие изживанию индивидуалистической психологии крестьянина", они в обозримой перспективе не могли стать реальной силой: на 1928—1929 годы им предполагалось выделить всего лишь 3500 тракторов — больших возможностей не было. Учитывая же то, что в коммуны и артели идут в подавляющем большинстве безлошадные, бескоровные, безынвентарные и т. д. крестьяне, требовались значительные государственные средства на их обустройство. "Вовлечение одного крестьянского хозяйства в коммуну и артель, — отмечал А. И. Муралов, — обойдется от 510 до 1060 руб. (вспомним, что по приведенной ранее классификации В. П. Данилова, хозяйство со стоимостью фондов в пределах от 801 до 1600 рублей считалось кулацким. Таким образом, речь шла о создании за счет государства в колхозах хозяйств, сопоставимых по стоимости фондов с кулацким типом. — С И.), а в товарищество — от 150 до 460 рублей в зависимости от района, и общая сумма вложений в колхозы со стороны государства составит за 1928/29 гг. — 79 575 тысяч рублей" [59, с. 14]. Посевная площадь в колхозах в это время должна была составлять чуть более 2400 тысяч гектаров.
Приблизительно такую же площадь занимали и совхозы — 2700 тысяч гектаров[2]. Однако использовалась она примерно на 2/3. Так, например, в 1928 году по совхозам Госсель-трестов от всех пахотнопригодных угодий использовалось 62 %, по совхозам Сахаротреста (РСФСР) в 1927 году -68,1% [59, с. 14].
Колхозы и совхозы в конце 20-х годов в сравнении с остальным крестьянским хозяйством производили очень незначительный объем сельскохозяйственной продукции (по данным на конец 1927 года, товарная масса продукции колхозов и совхозов не превышала 7 % от общего объема), несмотря на широко декларируемый тезис о "переломе" в состоянии аграрной сферы, вызванном "форсированным обобществлением хозяйств".
В целом за период до 1928 года сельское хозяйство только начало подниматься на ноги. По сравнению с 1913 годом в пересчете на душу сельского населения положение было таково: по посевной площади — 91,6 % по рабочему скоту — 80,6 % по крупному рогатому скоту — 106,6 % по мелкому скоту — 103,5 % валовая продукция в довоенных ценах – 93,3 % в том числе: зерновых культур — 78,7 % технических и интенсивных — 123,6 % животноводства - 112,2 % [59, с. 4]
Доход на душу населения (включая промышленность) в 1925—1926 годах по сравнению с 1913 составлял 75,7 золотых рублей (в то время как в 1913 году — 101,4 золотых руб.) [55, с. 16].
В конце 20-х годов, как это признавалось специалистами, сельское хозяйство приблизилось к довоенному уровню. Его устойчивый прогресс показывал, что нэп означал для страны правильный выбор.
"Для того, чтобы повышение валовой продукции и товарности сельского хозяйства благоприятно реализовалось в интересах всего народного хозяйства, необходимо нормальное проведение основных мероприятий — повышение цен на зерновые и технические культуры, улучшение рыночных условий и соответствующее гибкое планирование в области снабжения промтоварами вместе с общим усилением завоза их в деревню" [59, с. 8]. Так, однако, и в тот период, и позднее думали далеко не все.
В связи с последовавшей на рубеже 20—30-х годов принудительной коллективизацией и проводимой политикой классового геноцида интерес последующих исторических исследований был существенно ориентирован на вопрос о классовой дифференциации деревни в 20-е годы. Это и понятно, так как коллективизация, проводимая (согласно идеологии) в соответствии с "военно-коммунистической" "революционной мечтой" о быстром установлении коммунизма (а фактически — для упрочения власти бюрократии), единственное мало-мальски значимое "оправдание" могла получить лишь при условии "реальной угрозы" реставрации капитализма в период нэпа, в том числе в связи с оживлением и даже наступлением на трудящихся деревни окрепшего классового врага. Документы, которыми располагают историки сегодня, позволяют отбросить подспудно и даже явно культивируемый миф о коллективизации как превентивном ударе по набиравшему силу капитализму с целью защиты начал социализма. Знание об условиях развития элементов капиталистических отношений в деревне, о реальном положении кулаков и зажиточных крестьян позволяет обоснованно отрицать эти утверждения сталинско-брежневской идеологической доктрины.
Прежде всего, если обратиться к смыслу последних ленинских идей о нэпе, то этот длительный период (несколько десятилетий) вождь Октября прямо именовал государственным капитализмом. Речь шла о "доразвитии" страны, о создании тех производительных сил, которые могли быть рождены только капиталистическими (хотя и контролируемыми пролетарским государством) условиями. Эта установка была конкретизацией известного положения К. Маркса о том, что ни один общественный строй не отмирает раньше, чем будут развиты его производительные силы. "Допущение" капитализма, по замыслу Ленина, не просто подняло бы страну из разрухи, но вывело на новый экономический и социально-политический уровень. Новые производственные отношения должны были ликвидировать наметившуюся тенденцию к всевластию партийно-государственной и хозяйственной бюрократии, демократизировать общественную жизнь, дать простор накопившейся энергии народа. Функции власти в этих условиях состояли в разумном политико-экономическом регулировании. "Не сметь командовать!" и "Учиться торговать" — этими двумя лозунгами Ленин очертил негативную и позитивную часть программы деятельности всех и всяческих руководителей, в том числе и членов партии.
Однако программа эта, как мы старались показать раньше, не могла быть принята формирующейся административно-бюрократической системой. Ее функциональные характеристики — подавление и паразитирование — органически отторгали иные варианты развития. Цели системы совпали с замыслами Сталина. Союз сил, которые могли бы противостоять бюрократическому аппарату, так и не возник.
"Старая партийная гвардия", называемая иногда в этой связи оппозицией, на наш взгляд, была в значительной мере носительницей идей левого радикализма, то есть близких к сталинизму. Она была пропитана духом прошлой борьбы с ориентацией на захват власти любой ценой, имела в качестве значительной части своего нерастраченного практическо-политического арсенала негодный в новых условиях опыт "военного коммунизма". В идеологии этого слоя значительное место занимала идея необходимости революционной "переделки" "человеческого материала", пока еще не подходящего для коммунизма (в частности, крестьянства), равно как и убежденность в собственном праве и способности при всех обстоятельствах выполнить роль "зодчего нового мира".
Вместе с тем конкретизация этого положения в идее о коллективизации как превентивном ударе по кулаку нуждается в уточнении. Ситуация была бы проста, если бы классового расслоения и кулака в деревне не было вообще. Но это не так. В 1927 году 28,5 % крестьянских хозяйств РСФСР не имели рабочего скота, 31,6 % — пахотного инвентаря, 18,2 % — коров. В то же время около 6 % располагали 3—4 и большим количеством рабочих лошадей [44, т. 1, с. 330— 331]. Число хозяйств предпринимательского типа (использовавших наряду с собственным и чужой труд при жестких условиях оплаты) в 1927 году составляло 3,9 % [32, с. 11].
Классовая дифференциация и кулачество в деревне были, что, кстати, не противоречило концепции государственного капитализма, которая предусматривала "допущение" капиталистических элементов. И вели себя кулаки не только в обход существующего законодательства, что постоянно акцентируется защитниками коллективизации, но и в соответствии с ним, в том числе в соответствии с законами об аренде и использовании наемного труда.
Против нарушителей законов государство должно было применять и применяло санкции. Так, например, в соответствии с решениями VIII Всеукраинского съезда Советов у кулаков отбирались земельные излишки для передачи бедноте. Как сообщала "Правда", на 1 января 1928 года в 30 округах Украины было возбуждено 3667 судебных исков против кулацких хозяйств. В итоге отобрано более 15 тысяч гектаров земель. Еще предполагалось отобрать около 50 тысяч [32, с. 117]. С целью защиты Советской властью батраков и батрачек 20 февраля 1929 года вышло Постановление ЦИК и СНК СССР "О порядке применения кодекса законов о труде в кулацких хозяйствах", упорядочивающее процесс найма, организации и оплаты труда бедняков [32, с. 209-214]. Такого рода примеров может быть приведено множество. То, что представляется справедливым заключить на их основе, состоит в следующем: факты эксплуатации и классовой борьбы в деревне 20-х годов принципиально отличаются от ситуаций дооктябрьского периода. Мощь пролетарского государства и партии не позволяла развернуться капиталистическим отношениям. В этих условиях "реставрация" капитализма была невозможна и, значит, превентивное насилие не нужно.
Экономическое и правовое регулирование отношений хозяина и государства предполагалось провозглашенной новой экономической политикой. И в этом случае действия власти не были расцениваемы как несправедливые. Однако упрочивающаяся административно-бюрократическая система все больше действовала вне права и морали. Для господства в стране ей нужно было надеть узду на самостоятельного крестьянина, то есть на три четверти населения деревни. Для достижения этой цели в ход был пущен миф о коллективизации как превентивной мере против ужасной кулацкой опасности.
Миф начал воплощаться в жизнь в ходе заготовительных кампаний 1928 и 1929 годов. Повышенные индивидуальные налоги для зажиточных (в 2—3 и даже в 5—6 раз) вели к их разорению. В связи с этим М. И. Калинин фарисейски заверял в "Правде" от 23 сентября 1928 года: "Правительство нисколько не предполагало и не предполагает произвести сельхозналогом разорения верхушечной части крестьянства, уничтожения кулацких хозяйств... Если бы стоял вопрос о раскулачивании, то правительству незачем было бы прибегать к искусственным, к побочным мерам. Правительство могло бы прибегнуть к этому прямо и непосредственно" [32, с. 24][3].
"Летом и осенью 1929 г., - пишут В. П. Данилов и Н. А. Ивницкий, - масштабы фактической ликвидации кулацких и вообще зажиточных (а иногда и середняцких) хозяйств стали нарастать особенно заметно, прежде всего вследствие продолжавшего расширяться и усиливаться индивидуального обложения сельскохозяйственным налогом и еще более — введения твердых заданий по хлебозаготовкам. Если задания не выполнялись, их увеличивали в несколько раз. Все это неизбежно обостряло социально-политическую обстановку в деревне, толкало разоряемые группы крестьян на путь сопротивления и протеста" [32, с. 25] . В связи с сопротивлением сталинские идеологи стали кричать о подтверждении высказанного в 1928 году вождем партии гениального предвидения об обострении классовой борьбы по мере продвижения общества по пути социализма. В ответ на разорение, неслыханный обман, политическую ложь и лицемерие крестьяне брались за оружие. С вилами шли на пулеметы. Это было начало процесса, в ходе которого "теория" стала приводить действительность в соответствие с самой собой. Каковы же были ее основные положения? Отличались ли они от концепций "военного коммунизма", еще не забытого времени "бури и натиска"?
Феноменальная хитрость и политическая изворотливость Сталина позволили ему готовить коллективизацию так, что все основные стадии предварительной работы делали другие. В их числе были его основные враги-друзья — Л. Д. Троцкий, Е. А. Преображенский, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Себе Сталин позволил лишь пустить несколько "пробных шаров", чтобы оценить ситуацию, а также для того, чтобы наиболее умные и дальновидные партийцы поняли, на кого следует ориентироваться и на что держать курс в дальнейшем[4].
Г. Зиновьев и Л. Каменев, после смерти В. И. Ленина претендовавшие на роль теоретиков, в 1924-1926 годах выпустили несколько работ, в которых взяли на себя смелость говорить от имени "ленинизма". Существенное место в них отводилось оценкам положения и перспективам развития деревни.
Деревня вставала на ноги. Факт этот, с их точки зрения, полезен для развития социализма в СССР и перспектив мировой революции. Но при этом, подчеркивал Г. Зиновьев, "нельзя забывать, что капитализм в такой стране, как наша, растет прежде всего из крестьянства" [34, с. 37]. Нормальная реакция революционера на капитализм — борьба с ним. Но делать это нужно, учит Зиновьев, с умом, а не голым принуждением. Нельзя чересчур централизовать хозяйственную деятельность, на сто процентов навязывать состав Советов на местах, закрывать сотни церквей (в Грузии за год закрыли полторы тысячи). Надо несколько подождать и не позволять "нашим комсомольцам (которые, вообще говоря, великолепные ребята), чтобы они слишком дразнили крестьян" [35, с. 91]. Чрезмерная нетерпеливость может привести к повторению Кронштадта, "в результате которого мы должны были пойти на нэп, поскольку это было не местное недовольство, а на девять десятых выражение недовольства российского крестьянства" [35, с. 75].
Пока социалистическая революция не победит в других странах, "ты, промышленный пролетариат ... можешь потерять власть, если не сумеешь эту деревню повести за собой не только принуждением, но и убеждением" [35, с. 25].
Найти подход к деревне, по мнению Зиновьева, задача сложная. Но решать ее нужно во что бы то ни стало, так как "развитие нэпа при затяжке мировой революции, действительно, чревато среди других опасностей и опасностями перерождения" [38, с. 20-21] .
Впрочем, чрезмерно драматизировать ситуацию тоже вряд ли стоит. В конце концов, партия умела прежде и умеет теперь выражать то, что народ сознает. "Хотите знать, о чем подлинно мечтает народная масса в наши дни? — задает вопрос Зиновьев. — Чтобы выразить парой слов эту мечту, можно сказать: это — уничтожение классов, новая жизнь, социалистическое равенство" [38, с. 25]. Нэп с его неравенством крестьянство и рабочий класс принимают как меру вынужденную и мечтают о том, чтобы всех уравнять. Так думал о крестьянстве и вообще о народе не только один из тогдашних руководителей партии. Так думало значительное число людей, обладавших властью, вполне достаточной для того, чтобы изыскать средства переубедить тех, которые думали иначе.
Со значительно более умеренных и реалистичных позиций, нежели Зиновьев, выступал в те времена Л. Каменев. Разделяя общую установку на то, что нэп — "временная передышка" в борьбе между "революционным Востоком" и "империалистическим Западом", он все же призывал не насиловать действительность. Переход крестьян от мелкого к крупному производству, подчеркивал Каменев, не нужно форсировать. Такие объединения должны быть добровольны. Крестьянство должно научиться "действительно коллективно подходить к общим вопросам, коллективно организоваться, коллективно вводить улучшения всякого рода в свое хозяйничанье, в свой быт, в свое строительство" [48, с. 21]. Добровольное кооперирование крестьянства позволит упрочить связь деревни с промышленным пролетариатом, успешнее двигаться по пути, намеченному революцией.
Несравненно более чем Зиновьев, и тем более Каменев, был обеспокоен судьбами мирового революционного процесса Л. Троцкий. Нэп и задержка революции на Западе, по его мнению, таили многие опасности, связанные с замедлением темпа социалистических преобразований или вообще с реставрацией капитализма, "прорастанием его через нашу голову".
Причин для такого рода опасений, по оценке Троцкого, до нэпа не было. "Стимулирующую" роль в развитии революции выполнял, в частности, "красный террор", который имел как внутреннюю, так и международную направленность. В войне с Польшей, заявлял лидер "левых" революционеров, мы воевали за Коммунистический Интернационал и международную революцию пролетариата [85, т. 12, с. 15][5].
Стимулирующая роль террора, по Троцкому, благоприятна. Не следует только смешивать "красный террор" с "белым". Разница между ними в глазах марксиста имеет решающее значение. "Белый террор" является орудием исторически реакционного класса. "Буржуазия в нынешнюю эпоху есть падающий класс. Она не только не играет более необходимой роли в производстве, но своими империалистическими методами присвоения разрушает мировое хозяйство и человеческую культуру. ... Она держится и не хочет уходить. Тем самым она угрожает увлечь за собой в пропасть все общество. Ее приходится отрывать, обрубать. Красный террор есть орудие, применяемое против обреченного на гибель класса, который не хочет погибать. Если белый террор может замедлить историческое восхождение пролетариата, то красный террор ускоряет гибель буржуазии. Ускорение — выигрыш темпа — имеет в известные эпохи решающее значение" [85, т. 12, с. 64-65].
Террор как фермент, катализатор, ускоритель "исторически неизбежного" (по мнению организаторов террора) события, играл свою роль в деревне после Октября. В этом плане Троцкий раскрывает свое понимание роли комитетов бедноты, которые должны были "поднять в крестьянских низах подозрительность и враждебность по отношению к кулацким верхам.
... Они создавались из низов, из элементов, которые были в прошлую эпоху придавлены, оттерты в задний угол, бесправны. Разумеется, в их среде оказалось известное число полупаразитических элементов. ... Но самый факт вручения власти деревенской бедноте имел неизмеримое революционное значение" [85, т. 12, с. 109]. Он помог успешно проводить в деревне большевистскую тактику — "активное маневрирование пролетариата в рыхлой, нерасчленившейся крестьянской толще" [85, т. 12, с. 110][6]. Троцкий, как очевидно из приведенного материала, в 20-е годы активно разрабатывал "левореволюционные" идеи, желал возрождения "военного коммунизма", полезного для разжигания мирового пожара.
С экономических позиций в этот период против нэпа выступал Е. А. Преображенский. Наряду с прочим, он особо упирал на диспропорции в развитии города и села. Диспропорции в развитии народного хозяйства в то время действительно имели место. Они наблюдались в силу неравномерного предшествующего (довоенного) развития города и деревни, в силу их разной степени разрушения в период империалистической и гражданской войн, определялись разными возможностями и предельно допустимыми темпами восстановления. Эти диспропорции Е. Преображенский называл проявлениями кризиса социалистического хозяйства в условиях нэпа.
Выход из экономически нестабильного положения он предлагал искать на пути признания закона "первоначального социалистического накопления". Суть его, по Преображенскому, состояла в следующем: "...сколько советское правительство в пределах возможного постановит накопить, столько и будет накоплено" [66, т. 1, ч. 1, с. 9][7].
Прежде всего этот "закон", представляющий собой не что иное, как произвол власти по отношению к производителю, был ориентирован на неэквивалентный обмен с деревней — "мелкобуржуазной стихией". Помочь осуществлять диктат медленно развивающейся промышленности по отношению к быстро поднимающемуся трудовому крестьянскому хозяйству должен был насаждаемый в деревне сектор социалистического земледелия. Создаваемое крупное социалистическое хозяйство должно было "давить" на мелкотоварные формы.
Иначе эквивалентный обмен с деревней, считал Преображенский, невозможен. Он "означал бы лишь налог на социализм в пользу трехполья, сохи и хозяйственной азиатщины" [66, т. 1, ч. 1, с. 9]. Этого допускать никак нельзя. Это было бы непростительно вдвойне потому, что мы, говорит далее Преображенский, обладаем революционной теорией, которая позволяет предвидеть будущее. "... Теория является единственно верным и наиболее демократическим средством, которое обеспечивает для всех работников научное предвидение в области планового руководства. ... Растущая роль Госплана является прямым показателем этого процесса" [66, т. 1, ч. 1,с. 12].
Как известно, теоретическим оппонентом Преображенского в середине 20-х годов становится его соавтор по "военно-коммунистическим" работам Н. И. Бухарин, длительное время активно не принимавший нэп, но затем радикально пересмотревший многое в своих прежних воззрениях. В качестве причин подъема деревни, восстановления промышленности, в целом оживления хозяйственной жизни в стране он справедливо указывал на действующие рыночные отношения — результат известного допущения в экономику капиталистических элементов. Бухарин с середины 20-х годов наиболее последовательно отстаивал и развивал идею Ленина о государственном капитализме, как мог боролся против все более усиливавшейся "левой" опасности, ставившей цель реставрацию "военного коммунизма".
Так, в полемике с Преображенским Бухарин выступал против идеи "первоначального социалистического накопления" за счет деревни. Одним из главных его доводов был вопрос о длительных сроках, на что его оппонент отвечал: срок может быть короче в случае социалистической революции на Западе. К ней нужно готовиться, в том числе максимально быстро провести индустриализацию - даже ценой наступления на интересы крестьянства [66, т. 1, ч. 1, с. 45—46]. Более того, Преображенский в этом вопросе не считал нужным прибегать к уловкам: "...наше сотрудничество с беднотой и средним крестьянством есть лишь особая форма борьбы за социализацию сельского хозяйства... Не надо забывать вынужденного характера нашей кооперации с частным хозяйством. В тюрьме есть тоже кооперация. А разве мы не находимся в некотором роде в концентрационном лагере вместе с капиталистическими элементами нашей экономики?" [66, т. 1, ч. 1, с. 46] . Откровеннее, пожалуй, сказать трудно.
Последнее, что необходимо затронуть в связи с "левореволюционными" идеями об экономике социализма, в том числе деревни, — вопрос о кооперации. Г. Зиновьев, претендовавший на роль продолжателя и толкователя наследия Ленина, не мог обойти заявления вождя Октября о "пересмотре всей точки зрения нашей на социализм", сделанного в статье "О кооперации". Имевшую место эволюцию взглядов
Ленина на нэп и социализм, происшедшую в 1921—1923 годах, Зиновьев трактует всего лишь как вопрос о форме обобществления и психологии производителя. "Как кооперирование может стать формой обобществления в крестьянской стране — этого, — пишет он, — ясно не понимали. Что кооперирование при диктатуре пролетариата способно в корне изменить психику мелких производителей — этого тоже раньше не понимали. В этом смысле Ленин и писал о том, что в корне меняется наше представление о социализме. В этом, и только в этом" [34, с. 63]. Давая ленинскому тексту столь узкоконкретную направленность, Зиновьев тем самым снимает вопрос о главном — о начатом Лениным отказе от теории и идеологических концепций "военного коммунизма". Зиновьев пытается снять, выбросить из истории начатый Лениным поворот, довести который до конца вождь Октября не смог.
Не обошел вопрос о кооперации и Е. А. Преображенский. По его мнению, кооперация органична лишь для капитализма. При капитализме она ценна постольку, поскольку дает рост социалистическим началам. Но после установления социализма мера ее полезности определяется тем, насколько она "войдет в систему государственного хозяйства пролетариата" [66, т. 1, ч. 1, с. 244], ведь будущее сельского хозяйства — за крупным машинным производством. В этом, говорил Преображенский, мы следуем за Лениным: ведь он был и за финансирование промышленности за счет деревни, и за крупное аграрное производство. "Я лично убежден, — отвечал он Бухарину, — что статья Ленина о кооперации не противоречит всем тем взглядам, которые Ленин развивал на будущее социализма в нашей стране". Мы не сумеем "ужиться" с крестьянством, если наша промышленность будет развиваться слишком медленно [66, т. 1. ч. 1, с. 265, 273], - следовал заключительный вывод.
Итак, ко второй половине 20-х годов в экономике и идеологии усилиями лидеров "левореволюционного" крыла "старой партийной гвардии" были если не реанимированы, то актуализированы, вновь введены в хозяйственно-экономический и политико-идеологический контекст основные положения концепции и мировоззрения "военного коммунизма". Среди них — ожидание и соответствующая ориентация на пролетарскую революцию на Западе или Востоке; идея о мелкобуржуазной сущности и, следовательно, политической ненадежности крестьянства; тезис о необходимости и оправданности "красного террора" со стороны обладателей "единственно верной" теории; положение о неизбежности "первоначального социалистического накопления" внеэкономическим путем (очень напоминающее продразверстку) ; установка на огосударствление кооперации и другие.
Эти положения и следовавшие за ними политические призывы в 20-х годах встречали критику, становились предметом полемики. Против них боролись такие политические и государственные деятели, как Н. И. Бухарин, Г. Я. Сокольников, Ф. Э. Дзержинский, А. И. Рыков, М. П. Томский. Своими научными разработками, практическим внедрением теорий отвечали на "левореволюционный" экстремизм А. В. Чаянов, Н. П. Макаров, Н. Д. Кондратьев, А. Н. Челинцев, Б. Д. Бруцкус и другие ученые.
Не имея возможности рассмотреть подробно научные подходы, которые были альтернативны готовящемуся "великому перелому", остановимся лишь на некоторых моментах, содержащихся в них. На наш взгляд, даже они совершенно определенно показывают: не набери такой силы партийно-государственная и хозяйственная бюрократия, не найди она в лице Сталина и его подручных своих исполнителей и вождей, страна реально могла пойти по пути успешного экономического развития, реализовать возможности, предоставляемые государственным капитализмом, избежать многих из тех проблем, которые стоят перед нами сегодня.
Для того чтобы показать состояние реальной борьбы между сторонниками "левореволюционного" (административно-бюрократического) и экономического подходов, обратимся прежде всего к проблемам плана и ценообразования. Как следовало из закона "первоначального социалистического накопления", "отменявшего" экономический закон стоимости, план и цена — вещи, легко устанавливаемые директивой властей. Так думал, в частности, один из ведущих тогдашних правительственных экономистов С. Г. Струмилин. Ему возражал нарком финансов Г. Я. Сокольников: "Если бы мы диктовали те цены, которые нам взбредут в голову, то мы имели бы экономическую дезорганизацию и в конечном счете политическое возмущение масс" [76, с. 34]. Ни одна хозяйственная единица, доказывал он, не будет выполнять на совесть административной команды, если последняя противоречит ее экономическим интересам. Заставлять ее делать это можно только экономическими мерами. Это же относится и к отношениям города и деревни: взаимно развивать, стимулировать друг друга они могут только при эквивалентном обмене, правильно налаженном товарообороте.
С. Г. Струмилин и официальные теоретики в агросфере активно проводили идею введения жесткого, детально расписанного для всех элементов народного хозяйства плана. Сокольников со всей прямотой разбивал эти иллюзии начального этапа социалистического строительства: "...планировать, значит, прежде всего, располагать резервами. Тот, кто не имеет резервов, тот составляет планы, висящие в воздухе... Нужно быть хозяйственником типа средневекового алхимика, чтобы вообразить, что можно заранее составить план, который учтет все решительно, все колебания внутреннего рынка, все колебания международной конъюнктуры и т. д. вплоть до колебаний погоды. Это — вещь совершенно невозможная" [77, с. 6]. "В условиях же минимальных ресурсов планирование становится чрезвычайно трудным, и, следовательно, оно должно быть в минимальной степени связывающим" [77, с. 6].
Ведомства, прикрываясь планами, во многом составляемыми ими самими (в соответствии с тезисом Е. Преображенского о том, что у нас пролетарское государство и, следовательно, ведомства являются монопольными производителями и покупателями), все больше вмешивались в рыночные связи, ломали естественно возникающие экономические структуры. Отдельные государственные деятели — будь это даже нарком финансов Г. Я. Сокольников или руководитель Высшего Совета Народного Хозяйства Ф. Э. Дзержинский — поделать что-либо со складывающейся административно-бюрократической системой не могли.
Одновременно бюрократический аппарат через своих "научных" агентов все шире разворачивал борьбу против агроэкономической науки. В первую очередь объектом нападок стала концепция трудового семейного крестьянского хозяйства, составляющая ядро модели "кооперативной коллективизации", предложенная выдающимся русским и советским экономистом-аграрником А. В. Чаяновым. Не имея возможности сколько-нибудь подробно говорить о существе разрабатываемых А. В. Чаяновым идей, остановимся лишь на тех, в которых видна альтернатива административно-бюрократической модели развития сельского хозяйства.
Мы уже не раз говорили, что идеалом административно-бюрократической системы управления было крупное хозяйство, построенное по аналогии с промышленностью. Оно не только должно было быть оснащено машинами. Не менее важной его особенностью, с точки зрения аппарата, была легкость централизованного регулирования "сверху". Действительно, пишет Чаянов, "...мы несомненно должны признать, что при прочих равных условиях хозяйство крупное почти всегда имеет преимущество перед хозяйством мелким. Это — основной экономический закон, и было бы нелепостью его отрицать". Однако "...в земледелии количественное выражение преимущества крупного хозяйства над мелким незначительно.
Основная причина этому заключается в том, что в промышленности крупные формы производства убивали мелкое главным образом там, где была возможность концентрировать производство в пространстве, где можно было десятки тысяч лошадиных сил свести к одному паровому двигателю, где можно было тысячи рабочих поместить под одной крышей многоэтажного фабричного корпуса.
Этим создавалась огромная экономия и значительно понижалась себестоимость изготовляемого продукта.
Там, где не было возможности произвести такую пространственную концентрацию, там не было и подобного шествия крупного производства.
В земледелии подобная концентрация немыслима. Что представляет из себя сельское хозяйство? В своей основе это — использование человеком солнечной энергии, падающей на поверхность земли.
Человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин, собрать в одну...
...Приходится отметить, что сама природа земледельческого производства ставит естественный предел укрупнению сельскохозяйственного предприятия" [90, с. 10—12].
Вместе с тем трудовые крестьянские хозяйства кооперируются в тех частях своего производства, где крупное производство дает больший эффект. "Отщепившиеся" процессы ведут к кооперации в сфере обращения (снабженско-сбытовая кооперация), в первичной переработке продуктов (перерабатывающие кооперативы), в финансово-кредитных операциях (кредитная кооперация).
"... Единственно возможный в наших условиях путь внесения в крестьянское хозяйство элементов крупного хозяйства — это путь кооперативной коллективизации, постепенного и последовательного отщепления отдельных отраслей от индивидуальных хозяйств и организации их в высших формах крупных общественных предприятий" [91, с. 11]. Посредством кооперации деревня, согласно Чаянову, включается в плановое хозяйство. Кооперация "приобретает при поддержке государственной власти совершенно иное значение делается основой нового общественного строя деревни" [92, с. 24].
А. В. Чаянов предупреждал, что "чрезвычайно распространенное" заблуждение о прогрессивности перехода от частичной кооперации к "коммунизации" может принести сельскому хозяйству большой вред. Неверно считать, будто "...существующее частичное кооперативное хозяйство есть только переходная фаза и что со временем все процессы сельскохозяйственного производства будут кооперированы в "интегральную" земледельческую артель, своего рода земледельческую коммуну.
... Трудовая коммуна всегда будет слабее трудового кооперативного хозяйства, т. к. по своей структуре она принуждена организошвывать в крупных формах не только те отрасли хозяйства, которые ей выгодно так организовать, но также и те, в которых мелкое производство технически всегда более совершенно.
Поэтому коммуна, как и всякое крупное хозяйство, будет проигрывать по сравнению с кооперативными семейными хозяйствами во внутрихозяйственном транспорте, в тщательности наблюдения и ухода за биологическими процессами, не имея в то же время никаких преимуществ в других отраслях организационного плана" [90, с. 42].
Не согласовывались с устремлениями административно-бюрократического аппарата и взгляды А. В. Чаянова на кооперацию как "основу" нового общественного строя деревни. Сама суть кооперации — самоуправление, независимость от государственных органов — снимала проблему административно-бюрократического управления. В этом же направлении работала и идея "оптимальности" размеров сельскохозяйственного предприятия: чиновничье манипулирование "сверху" было бы существенно затруднено, столкнись оно с хозяйствами, которые бы были оптимально сбалансированы в соответствии с почвенно-климатическими и природными особенностями, а также самоуправлялись и планировались "снизу".
Полное несоответствие "обоймы идей", воплощенных в жизнь административно-бюрократическим аппаратом, теориям А. В. Чаянова решило вопрос о его личной судьбе. Летом 1930 года Чаянов был арестован по делу мифической "Трудовой крестьянской партии" и в 1939 году казнен.
А. В. Чаянов действительно был врагом для устанавливающей свое господство административно-бюрократической системы, поскольку изучал реальную жизнь, думал над путями развития самоуправления, старался показать, в каких именно организационных формах сельскохозяйственная кооперация может осуществить колоссальную народнохозяйственную работу. Такого рода исследования уже одним фактом своего существования ставили вопрос о пределах бюрократического господства, о власти аппарата.
Принципиальное различие в подходах к проблеме управления сельскохозяйственным предприятием между складывающейся административно-бюрократической системой и экономистами-аграрниками, оставшимися в стране после Октября и сотрудничающими с Советской властью, видно и на примере выдающегося ученого-экономиста, одного из лидеров организационно-производственного направления в агроэкономике Н. П. Макарова[8]. Напомним, что в рассуждениях "аграрников-марксистов" вопрос о хозяйственном руководителе включался в практически утилитарную задачу "подбора, подготовки и расстановки кадров" при доминировании отбирающего критерия "социального происхождения" или "социальной близости".
В изданной в 1926 году фундаментальной монографии Н. П. Макарова "Организация сельского хозяйства" вопрос о "качестве хозяина" ставится принципиально по-иному. Казалось бы, простая и бесспорная мысль: на результатах сельскохозяйственной деятельности лежит печать того, кто эту деятельность осуществляет. Но у Макарова этот тезис наполнен значительным содержанием. Автор признает правильной мысль американского экономиста Тэйлора о том, что при рыночном производстве факторы и условия доходности между хозяйствами распределяются так, что в одних хозяйствах собираются все лучшие условия высокого дохода, а в других — худшие. Отбирающим фактором при этом выступает личность хозяина. Лучший хозяин при конкуренции добивается лучшей земли, становится обладателем лучших построек, скота, инвентаря. Происходит это, что необходимо подчеркнуть, не в силу каких-то внеэкономических мер (например, насильственный захват), а в силу именно хозяйственно-экономических детерминаций. Обратимся к тексту работы. "Чем лучше участок, — пишет Н. П. Макаров, — тем выше за него арендная плата. Чем выше хозяйственное качество личности, тем выше валовой приход она может получить на 1 дес., и тем выше будет доход, предполагая равенство расходов с остальными (менее способными. — С. Н.) хозяевами. Каждый хозяин подберет себе участок, соответствующий по качеству его способностям. Если участок по качеству выше его способностей получить соответственный валовой приход, то он или не сможет уплатить соответственно высокой аренды или его доход будет понижен по сравнению с доходом с участка, на котором он сможет получить валовой приход, обеспечивающий и наивысший возможный для него доход, и соответствующую участку арендную плату. Такое же рассуждение можно провести и по поводу любого вида инвентаря, постройки и приема организации хозяйства. Разному качеству личности хозяина соответствует разное качество инвентаря, построек, приемов организации хозяйства и т. п. Без соответствующего уменья особенно дорогой скот, корма, ценные удобрения и т. п. не будут приносить соответственно повышенного дохода, чтобы оплатить и повышенные расходы и дать большой доход. То же приложимо и для тех случаев, когда оборудование или даже все хозяйство по качеству ниже, чем то, с чем данная личность могла бы с успехом справиться" [53, с. 543-544] .
В случае, когда хозяин выступает не как отдельное лицо, а как организатор, вводится понятие "емкости хозяйственной личности", которая может быть измерена в условных "организационных единицах" — совокупностях затрат труда, капитала и земли. Рост затрат труда, капитала и земли в расчете на одного организатора-хозяина дает увеличение дохода до тех пор, пока не будет найдена точка его личностной оптимальной нагрузки, после чего увеличение затрат начнет давать отрицательные результаты. У каждого хозяина в соответствии с его индивидуальными качествами (индивидуальной организаторской емкостью) есть свой оптимально-выгодный размер хозяйства. "Таким образом, — делает вывод Н. П. Макаров, — и качественные и количественные характеристики должны стоять в прямом соответствии с личностью хозяина" [53, с. 545].
Личностное начало человека, считал Макаров, определяется множеством факторов — наследственностью, семьей, школой, местным обществом, правительством, законами, обычаями и т. д. Все это создает разнообразие хозяйствующих личностей и отражается как на организации хозяйства, так и на доходах. В целом общественные обстоятельства могут как способствовать, так и препятствовать проявлениям качеств хозяев. В соответствии с американскими исследованиями, пишет Н. П. Макаров, чем моложе хозяин-владелец или арендатор, тем больший доход он получает от хозяйства.
Очевидно, не требуется большого комментария, чтобы представить все негодование, весь ужас, охватывавший какого-либо ретивого администратора или состоящего у него на службе "ученого", рискнувшего раскрыть цитированные места. Все складывающаяся система номенклатуры, строгой чиновничьей иерархии, власти авторитета над знанием и опытом — все падало в пропасть, стоило только начать рассуждать в предложенной системе отсчета. Такая наука аппарату и системе была не нужна. Такой науке они объявили беспощадную войну.
Попытку спасти от идейно-политического разгрома хотя бы часть наработанных в русской и советской агроэкономике теоретических концепций предпринял еще один лидер организационно-производственного направления - профессор А. Н. Челинцев. Признавая под огнем марксистской критики "ошибочный" характер тру до потребительной теории крестьянского хозяйства, Челинцев настаивал на том, чтобы к избранной колхозно-совхозной модели все же разработали соответствующую теорию организации сельского хозяйства. Раз в практике происходит поворот от индивидуального хозяйства к соединенной массе хозяйств, то и в теории должен произойти переход от учения об организации единичного хозяйства к учению об организации массы хозяйств. Сделать это, писал А. Н. Челинцев, нужно как можно скорее, так как утверждаемое плановое хозяйство делает ставку "на обобществление процессов сельскохозяйственного производства и на изживание социальных антагонизмов в деревне с выдержанной социально-классовой — бедняцко-середняцкой линией" [94, с. 30-31].
Однако все попытки воззвать к разуму, соотнести замыслы с практикой, использовать накопленный теоретический потенциал (один из самых мощных в мире, если не самый мощный) — все это успеха не имело. Административно-бюрократическая система была готова начать открытые военные действия против своего главного, исконного врага — самостоятельного крестьянина. Шел 1929 год, год "великого перелома".
Иллюзий относительно масштабов и тяжести предстоящей войны с крестьянством, учитывая опыт гражданской войны и действий против мирного населения [9] сталинское руководство не питало. Ставка делалась на силу, в том числе — очень скоро — на регулярную армию, использующую танки, артиллерию, боевую авиацию. Уже в 1930-м году для них нашлось дело.
* *
*
"Всю ночь сидел активист при непогашенной лампе, слушая, не скачет ли по темной дороге верховой из района, чтобы спустить директиву на село. Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей. Редко проходила ночь, чтобы не появлялась директива, и до утра изучал ее активист, накапливая к рассвету энтузиазм несокрушимого действия. ... Даже слезы показывались на глазах активиста, когда он любовался четкостью подписей и изображениями земных шаров на штемпелях; ведь весь земной шар, вся его мякоть скоро достанется в четкие, железные руки, — неужели он останется без влияния на всемирное тело земли? И со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощенную нагрузками грудь".
А. П. Платонов. "Котлован" [1] Рост ТОЗов определялся прежде всего технолого-экономическими факторами. Так, вместо чересполосных отрезков хозяйства получали один кусок. Причем худшие земли заменялись на лучшие. На этом куске можно было применять интенсивные способы обработки, привлекая агронома. Хозяйство пользовалось преимуществами в получении кредита при продаже излишков продукции, при покупке семян и машин. В ТОЗы, как правило, объединялись крестьяне одной деревни, хозяева 8—12 дворов. Совместно работали в поле в летнее время, деля урожай либо по трудоспособным, либо по дворам, либо по едокам. Лошади, инвентарь, крупный скот не обобществлялись. См., например: Хмелев Н. Что представляют из себя сельскохозяйственные коллективы Московской губернии // Вестник сельского хозяйства. 1924. №4. [2] Вся земельная площадь (включая посевную) в 1926—1927 годах распределялась следующим образом: Крестьянская 157 576 тыс. га Колхозная 2870 тыс, га Совхозная 11 781 тыс га [ 55, с. 176]. [3] В связи с "незачем", а также "прямо и непосредственно" можно отметить, что в данном случае вновь имеет место открытое признание правительством идеологии "военного коммунизма" в качестве официальной. Если бы еще соблюдался дух и принципы нэпа, о каком "прибегании" к внеэкономическим мерам могла идти речь? На основе этого и других подобных заявлений можно достоверно утверждать: в политике и идеологии игры в нэп сворачивались уже в 1928 году. Бюрократия готовила ситуацию, выбирала момент. [4] В качестве такого "шара" Сталин предложил для размышления товарищам по партии в декабре 1925 года на XIV съезде ВКП (б) следующее замечание: "Если задать вопрос коммунистам, к чему больше готова партия — к тому, чтобы раздеть кулака, или к тому, чтобы этого не делать, но идти к союзу с середняком, я думаю, что из 100 коммунистов 99 скажут, что партия всего больше подготовлена к лозунгу: без кулака. Дай только — и мигом разденут кулака" [80, т. 7, с. 337]. Сталин знал, что и кому говорил. "Военно-коммунистическая" доктрина неофициально продолжала оставаться идеологией партии, стремительно перенимающей дух нового руководства. [5] В этом же духе войну с Польшей оценивал, кстати, и Зиновьев: это было "бешеное наступление", "огненная попытка прорваться на Запад, сломив польский барьер империалистов". Повторная попытка, по Зиновьеву, не была совершена лишь из-за боязни обострить недовольство крестьянства внутри страны. См.: Зиновьев Г. Ленинизм и НЭП. Л., 1926. С. 4. [6] В другой работе Л. Троцкий (может быть, в дополнение к сказанному) так определил "основное и драгоценнейшее" тактическое качество нашей партии — быстрая ориентировка и резкая перемена тактики — "политика крутых поворотов". "... Война немыслима без хитрости, без уловки, без обмана врага. Победоносная военная хитрость входит необходимым элементом в ленинскую политику". Он говорил: "Ленинизм воинственен с ног до головы". См.: Троцкий Л. Новый курс. M., 1924. С. 43, 48. [7] В другом месте этой работы Преображенский дает более "научное" определение: "... Первоначальным социалистическим накоплением мы называем накопление в руках государства материальных ресурсов главным образом, либо одновременно из источников, лежащих вне комплекса государственного хозяйства". Это накопление происходит за счет "неэквивалентного обмена" государственного хозяйства с негосударственным. "Этому закону подчинены все основные процессы экономической жизни в круге государственного хозяйства. Этот закон, с другой стороны, изменяет и частью ликвидирует закон стоимости и все законы товарного и товарно-капиталистического хозяйства, поскольку они проявляются и могут проявиться в нашей системе хозяйства" (с. 94). "Огромную роль" в первоначальном социалистическом накоплении играют "внеэкономические методы" (с. 146). "Само государство является и монопольным производителем и единственным монопольным покупателем. Категория цены носит скорее формальный характер" (с. 182). Критика "закона" Е. Преображенского была дана Н. Бухариным, в частности, в книге "К вопросу о закономерностях переходного периода". М., Л., 1928. [8] В 1928 году в послесловии к статье А. Н. Челинцева "К теории организации сельского хозяйства массы крестьянских хозяйств" редакция журнала "Пути сельского хозяйства" с удовлетворением констатировала "категорическую неправильность" и "реакционную сущность" неонароднических теорий Н. П. Макарова, А. Н. Челинцева, А. В. Чаянова и др. и торжество марксистско-ленинских взглядов на крестьянское хозяйство. [Пути сельского хозяйства. 1928, № 8. С. 31]. [9] См., например: Фельдман Д. Крестьянская война // Родина. 1989. № 10.
|
|||||
|