Институт Философии
Российской Академии Наук




  Кодекс этики
Главная страница » Об Институте » Официальные документы и приказы Института » Кодекс этики

Кодекс этики

Кодекс этики
 служебного поведения и профессиональной деятельности
работников Института философии РАН

 

Кодекс этики служебного поведения и профессиональной деятельности (далее – Кодекс) Института философии РАН (далее – Институт) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Декларацией об этических принципах научной деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (Постановление № 37-6 от 17 мая 2012 г.), Уставом Института философии РАН (Приказ Минобрнауки № 230 от 06 июля 2018 г., с изменениями, утвержденными Приказом Минобрнауки № 1540 от 29.12.2021 г.).

 

1. Общие положения

1.1. Кодекс представляет свод этических требований к служебной и профессиональной деятельности работников  Института.

1.2. Всем работникам  Института, независимо от должности, следует руководствоваться этическими требованиями Кодекса в принятии служебных и профессиональных решений, их осуществлении и в оценке результатов служебной и профессиональной деятельности.

 

2. Служебное поведение и служебные отношения

2.1. Работники  Института в своей деятельности обязаны:

      2.1.1. Соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

      2.1.2. Соблюдать Устав Института; быть лояльными целям и задачам Института; быть ответственными и беспристрастными в их осуществлении; не допускать влияния на свою служебную и профессиональную деятельность решений политических партий и общественных или религиозных объединений.

      2.1.3. Добросовестным трудом содействовать эффективной работе Института.

      2.1.4. Быть внимательными, предупредительными и корректными в общении с коллегами, другими работниками  Института и гражданами, обращающимися в Институт лично и по любым каналам связи.

      2.1.5. В случае возникновения конфликта интересов своевременно его урегулировать, а при невозможности этого информировать о нем соответствующих должностных лиц.

      2.1.6. Быть толерантными к мировоззренческим, культурным, теоретическим и прочим различиям за исключением тех, которые  несовместимы с положениями данного Кодекса и Устава Института.

      2.1.7. Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера.

      2.1.8. Не использовать свое должностное положение в целях, не соответствующих Уставу Института.

      2.1.9. Противодействовать каким-либо проявлениям коррупции и не допускать возникновения условий для нее.

      2.1.10. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей в Институте вознаграждения из каких-либо внешних источников.

      2.1.11. По возможности избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб общественной и профессиональной репутации Института.

      2.1.12. Не допускать распространения ложной информации об Институте.

2.2. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями, обязан:

      2.2.1. Создавать и поддерживать на вверенном участке (в подразделении) благоприятный для творческой работы, совместной деятельности и свободных дискуссий нравственно-психологический климат.

      2.2.2. Справедливо распределять производственные задания между работниками  и обеспечивать соразмерное вознаграждение за проделанную работу.

      2.2.3. Обеспечивать соблюдение академических свобод работников.

      2.2.4. Не допускать привлечения или принуждения работников  к деятельности, не входящей в их должностные обязанности.  

      2.2.5. По возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

 

3. Научная деятельность

3.1. Продуктивная научная деятельность требует от научного сотрудника Института интеллектуальной честности, добросовестности, социальной ответственности, бескорыстия, интеллектуальной открытости и т.п.

3.2. Добросовестная научная деятельность состоит в поддержании высоких стандартов интеллектуальной честности и не допускает:

      3.2.1. фабрикации научных данных, то есть представления непроверенных, неполных, односторонних, ложных и предвзятых данных и свидетельств;

      3.2.2. фальсификации, то есть манипулирования исследовательскими материалами, либо изменения или игнорирования данных или свидетельств, ведущих к их искажению;

      3.2.3. плагиата (недобросовестного заимствования), то есть использования данных, полученных в чужих исследованиях, методов, гипотез и положений, сформулированных другими учеными, чужих текстов (полностью или частично) без надлежащего указания автора и источника;

      3.2.4. ложного соавторства, вред которого для научного сообщества особенно велик при ложном соавторстве научных руководителей и администраторов;

      3.2.5. использования отдельными участниками коллективных исследований данных, выводов и текстов, полученных в таких исследованиях, без согласования с другими участниками.

3.3. Ответственность научного сотрудника предполагает:

      3.3.1. обеспечение понятности для научного сообщества методологии и результатов научных исследований, в том числе выраженных в текстах;

      3.3.2. содействие распространению научных и философских знаний на благо общества;

3.4. При проведении экспертизы (в любой ее форме) научный сотрудник должен руководствоваться следующими принципами:

      3.4.1. принцип личной ответственности: вынесение экспертных оценок и заключений должно быть самостоятельным и независимым.

      3.4.2. принцип компетентности: эксперт должен обладать достаточной профессиональной подготовленностью для квалифицированной оценки предмета экспертизы.

      3.4.3. принцип беспристрастности: экспертиза должна проводиться объективно, беспристрастно и невзирая на лица.

      3.4.4. принцип незаинтересованности: недопустимо использование экспертом материалов и результатов экспертируемой работы в личных целях.

      3.4.5. принцип конфиденциальности: результаты экспертизы подлежат оглашению только в соответствии с установленной процедурой.

      3.4.6. принцип уважения частной жизни: недопустимо при проведении экспертизы затрагивать темы, касающиеся частной жизни лиц, участвующих в реализации экспертируемых работ.

3.5. При осуществлении научного сотрудничества внутри Института или с представителями других научных и образовательных центров научный сотрудник должен:

      3.5.1. в полной мере соблюдать авторские права коллег, независимо от того, зарегистрированы они официально или нет;

      3.5.2. оценивать роль каждого участника совместной работы и распределять вознаграждение строго соразмерно личному вкладу;

      3.5.3. не допускать использования своего имени в «представительских» целях, не предполагающих реального научного вклада в совместную работу (в каких бы формах это ни выступало: «почетное руководство», «почетное участие», «почетное авторство» и т.д.).


4. Преподавательская деятельность

4.1. Во всех видах преподавательской деятельности научные сотрудники Института должны:

      4.1.1. отражать результаты новейших исследований в данной области;

      4.1.2. поддерживать высокий уровень педагогической квалификации;

      4.1.3. обеспечивать высокий уровень методического сопровождения образования;

      4.1.4. соблюдать объективность и беспристрастность при оценке контрольных и испытательных работ;

4.1.5. соблюдать в отношениях с обучающимися нормы этикета; не допускать в этих отношениях высказываний, жестов и действий двусмысленного характера, тем более таких, которые могут быть восприняты как оскорбление или устрашение;

      4.1.6. не допускать в отношениях с обучающимися высказываний, жестов и действий дискриминационного (по какому-либо признаку) характера или которые могут быть восприняты в качестве таковых;

      4.1.7. не предоставлять в рамках образовательных программ Института дополнительных услуг на частной основе;

      4.1.8. воздерживаться от установления с обучающимися отношений коммерческого или интимного характера;

      4.1.9. соблюдать конфиденциальность информации, касающейся обучающихся, уважать неприкосновенность их частной жизни.

4.2. При научном руководстве аспирантами и соискателями:

      4.2.1. быть максимально отзывчивыми к их теоретическим и методологическим  запросам;

      4.2.2. прилагать необходимые усилия для формирования у них навыков самостоятельной и добросовестной научной работы;

      4.2.3. содействовать всеми возможными средствами своевременному завершению аспирантами и соискателями образовательной программы и работы над диссертацией.


5. Комиссия по этике

5.1. Нарушения Кодекса должны становиться предметом внимания и критического разбора со стороны работников  Института.

5.2. Эффективному применению Кодекса и пресечению случаев его нарушения работниками   Института призвана содействовать Комиссия по этике.

5.3. Комиссия по этике формируется Ученым советом из числа  работников Института сроком на  пять лет в составе не менее трёх человек.

5.4. Комиссия избирает из своего состава председателя и при необходимости заместителя председателя комиссии.

5.5. Комиссия рассматривает случаи  нарушения Кодекса по поручению Директора и Ученого совета или по заявлению работников  Института, а также по собственной инициативе.

5.6. Рассмотрение случаев нарушения Кодекса  проводится в соответствии с принципами Кодекса – добросовестно и беспристрастно.

5.7. Порядок рассмотрения дела и ведения делопроизводства определяется председателем.

5.8. При необходимости дополнительной экспертизы Комиссия  вправе привлекать специалистов по своему усмотрению.

5.9. По итогам рассмотрения Комиссия готовит мотивированное решение, принимаемое голосованием, результаты которого указываются в решении.

5.10. Окончательное решение Комиссии представляется на Ученом совете и публикуется на сайте Института.


Утверждение Кодекса

6.1. Кодекс утверждается Ученым советом Института .При внесении изменений в текст Кодекс переутверждается.