Приложение № 1
к приказу № 35 ОД от 11.03.2024 г.
Кодекс этики
служебного поведения и профессиональной деятельности
работников Института философии РАН
Кодекс этики служебного поведения и профессиональной деятельности (далее – Кодекс) Института философии РАН (далее – Институт) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Декларацией об этических принципах научной деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (Постановление № 37-6 от 17 мая 2012 г.), Уставом Института философии РАН (Приказ Минобрнауки № 230 от 06 июля 2018 г., с изменениями, утвержденными Приказом Минобрнауки № 1540 от 29.12.2021 г.).
1. Общие положения
1.1. Кодекс представляет свод этических требований к служебной и профессиональной деятельности работников Института.
1.2. Всем работникам Института, независимо от должности, следует руководствоваться этическими требованиями Кодекса в принятии служебных и профессиональных решений, их осуществлении и в оценке результатов служебной и профессиональной деятельности.
2. Служебное поведение и служебные отношения
2.1. Работники Института в своей деятельности обязаны:
2.1.1. Соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.
2.1.2. Соблюдать Устав Института; быть лояльными целям и задачам Института; быть ответственными и беспристрастными в их осуществлении; не допускать влияния на свою служебную и профессиональную деятельность решений политических партий и общественных или религиозных объединений.
2.1.3. Добросовестным трудом содействовать эффективной работе Института.
2.1.4. Быть внимательными, предупредительными и корректными в общении с коллегами, другими работниками Института и гражданами, обращающимися в Институт лично и по любым каналам связи.
2.1.5. В случае возникновения конфликта интересов своевременно его урегулировать, а при невозможности этого информировать о нем соответствующих должностных лиц.
2.1.6. Быть толерантными к мировоззренческим, культурным, теоретическим и прочим различиям за исключением тех, которые несовместимы с положениями данного Кодекса и Устава Института.
2.1.7. Не допускать любого вида высказываний и действий дискриминационного характера.
2.1.8. Не использовать свое должностное положение в целях, не соответствующих Уставу Института.
2.1.9. Противодействовать каким-либо проявлениям коррупции и не допускать возникновения условий для нее.
2.1.10. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей в Институте вознаграждения из каких-либо внешних источников.
2.1.11. По возможности избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб общественной и профессиональной репутации Института.
2.1.12. Не допускать распространения ложной информации об Институте.
2.1.13. Не допускать публичные высказывания, направленные против официальной политики Российской Федерации.
2.2. Работник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями, обязан:
2.2.1. Создавать и поддерживать на вверенном участке (в подразделении) благоприятный для творческой работы, совместной деятельности и свободных дискуссий нравственно-психологический климат.
2.2.2. Справедливо распределять производственные задания между работниками и обеспечивать соразмерное вознаграждение за проделанную работу.
2.2.3. Обеспечивать соблюдение академических свобод работников.
2.2.4. Не допускать привлечения или принуждения работников к деятельности, не входящей в их должностные обязанности.
2.2.5. По возможности принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
3. Научная деятельность
3.1. Продуктивная научная деятельность требует от научного сотрудника Института интеллектуальной честности, добросовестности, социальной ответственности, бескорыстия, интеллектуальной открытости и т.п.
3.2. Добросовестная научная деятельность состоит в поддержании высоких стандартов интеллектуальной честности и не допускает:
3.2.1. фабрикации научных данных, то есть представления непроверенных, неполных, односторонних, ложных и предвзятых данных и свидетельств;
3.2.2. фальсификации, то есть манипулирования исследовательскими материалами, либо изменения или игнорирования данных или свидетельств, ведущих к их искажению;
3.2.3. плагиата (недобросовестного заимствования), то есть использования данных, полученных в чужих исследованиях, методов, гипотез и положений, сформулированных другими учеными, чужих текстов (полностью или частично) без надлежащего указания автора и источника;
3.2.4. ложного соавторства, вред которого для научного сообщества особенно велик при ложном соавторстве научных руководителей и администраторов;
3.2.5. использования отдельными участниками коллективных исследований данных, выводов и текстов, полученных в таких исследованиях, без согласования с другими участниками.
3.3. Ответственность научного сотрудника предполагает:
3.3.1. обеспечение понятности для научного сообщества методологии и результатов научных исследований, в том числе выраженных в текстах;
3.3.2. содействие распространению научных и философских знаний на благо общества;
3.4. При проведении экспертизы (в любой ее форме) научный сотрудник должен руководствоваться следующими принципами:
3.4.1. принцип личной ответственности: вынесение экспертных оценок и заключений должно быть самостоятельным и независимым.
3.4.2. принцип компетентности: эксперт должен обладать достаточной профессиональной подготовленностью для квалифицированной оценки предмета экспертизы.
3.4.3. принцип беспристрастности: экспертиза должна проводиться объективно, беспристрастно и невзирая на лица.
3.4.4. принцип незаинтересованности: недопустимо использование экспертом материалов и результатов экспертируемой работы в личных целях.
3.4.5. принцип конфиденциальности: результаты экспертизы подлежат оглашению только в соответствии с установленной процедурой.
3.4.6. принцип уважения частной жизни: недопустимо при проведении экспертизы затрагивать темы, касающиеся частной жизни лиц, участвующих в реализации экспертируемых работ.
3.5. При осуществлении научного сотрудничества внутри Института или с представителями других научных и образовательных центров научный сотрудник должен:
3.5.1. в полной мере соблюдать авторские права коллег, независимо от того, зарегистрированы они официально или нет;
3.5.2. оценивать роль каждого участника совместной работы и распределять вознаграждение строго соразмерно личному вкладу;
3.5.3. не допускать использования своего имени в «представительских» целях, не предполагающих реального научного вклада в совместную работу (в каких бы формах это ни выступало: «почетное руководство», «почетное участие», «почетное авторство» и т.д.).
4. Преподавательская деятельность
4.1. Во всех видах преподавательской деятельности научные сотрудники Института должны:
4.1.1. отражать результаты новейших исследований в данной области;
4.1.2. поддерживать высокий уровень педагогической квалификации;
4.1.3. обеспечивать высокий уровень методического сопровождения образования;
4.1.4. соблюдать объективность и беспристрастность при оценке контрольных и испытательных работ;
4.1.5. соблюдать в отношениях с обучающимися нормы этикета; не допускать в этих отношениях высказываний, жестов и действий двусмысленного характера, тем более таких, которые могут быть восприняты как оскорбление или устрашение;
4.1.6. не допускать в отношениях с обучающимися высказываний, жестов и действий дискриминационного (по какому-либо признаку) характера или которые могут быть восприняты в качестве таковых;
4.1.7. не предоставлять в рамках образовательных программ Института дополнительных услуг на частной основе;
4.1.8. воздерживаться от установления с обучающимися отношений коммерческого или интимного характера;
4.1.9. соблюдать конфиденциальность информации, касающейся обучающихся, уважать неприкосновенность их частной жизни.
4.2. При научном руководстве аспирантами и соискателями:
4.2.1. быть максимально отзывчивыми к их теоретическим и методологическим запросам;
4.2.2. прилагать необходимые усилия для формирования у них навыков самостоятельной и добросовестной научной работы;
4.2.3. содействовать всеми возможными средствами своевременному завершению аспирантами и соискателями образовательной программы и работы над диссертацией.
5. Комиссия по этике
5.1. Нарушения Кодекса должны становиться предметом внимания и критического разбора со стороны работников Института.
5.2. Эффективному применению Кодекса и пресечению случаев его нарушения работниками Института призвана содействовать Комиссия по этике.
5.3. Комиссия по этике формируется Ученым советом из числа работников Института сроком на пять лет в составе не менее трёх человек.
5.4. Комиссия избирает из своего состава председателя и при необходимости заместителя председателя комиссии.
5.5. Комиссия рассматривает случаи нарушения Кодекса по поручению Директора и Ученого совета или по заявлению работников Института, а также по собственной инициативе.
5.6. Рассмотрение случаев нарушения Кодекса проводится в соответствии с принципами Кодекса – добросовестно и беспристрастно.
5.7. Порядок рассмотрения дела и ведения делопроизводства определяется председателем.
5.8. При необходимости дополнительной экспертизы Комиссия вправе привлекать специалистов по своему усмотрению.
5.9. По итогам рассмотрения Комиссия готовит мотивированное решение, принимаемое голосованием, результаты которого указываются в решении.
5.10. Окончательное решение Комиссии представляется на Ученом совете и публикуется на сайте Института.
6. Утверждение Кодекса
6.1. Кодекс утверждается Ученым советом Института .При внесении изменений в текст Кодекс переутверждается.