ПРОДРАЗВЕРСТКА И АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1918-1920 ГОДОВ
"Какое бы упорное сопротивление ни оказывало мелкобуржуазное хозяйство, в Крестьянской России будущее принадлежит крупному социалистическому хозяйству".
Н. И. Бухарин, Е. А. Преображенский. "Азбука коммунизма".
Для понимания существа исторически первой формы аграрной политики партии большевиков — продразверстки — принципиальное значение, на наш взгляд, имеют две мысли В. И. Ленина, высказанные в конце 1921 года. Первая, которую привели ранее: "Переход к "коммунизму" очень часто (и по военным соображениям; и по почти абсолютной нищете; и по ошибке, по ряду ошибок) был сделан без промежуточных ступеней социализма" [3, т. 44, с. 473]. И еще одна: в 1918—1920 годах "...мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, — и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение" [3, т. 44, с. 157]. Более того: "...мы говорили тогда гораздо осторожнее и осмотрительнее, чем поступали" [3, т. 44, с. 156]. В итоге "...мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским, поражение, гораздо более серьезное, гораздо более существенное и опасное. Оно выразилось в том, что наша хозяйственная политика в своих верхах оказалась оторванной от низов и не создала того подъема производительных сил, который в программе нашей партии признан основной и неотложной задачей.
Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в городе, мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года" [З, т. 44 с. 159].
В этих высказываниях попытка сходу "ввести" коммунизм (в силу суровых обстоятельств, а также определенных теоретических воззрений) названа ошибкой. С другой стороны, и Ленин подчеркивал это неоднократно, рабочий был вынужден под угрозой гибели брать у крестьянина продукты.
Снабжение армии и городов хлебом как военная и экономическая необходимость было неизбежно. Эта проблема с 1914 года постоянно стояла перед царским и Временным правительствами. Разрешение свободной торговли в тех условиях неизбежно заканчивалось значительными повышениями цен на рынке, огромными расходами для казны, на которой лежало прокормление армии, неминуемым сокращением потребления или голодом для трудящихся классов. Основные производители хлеба – сельская буржуазия и помещики – цен не только не снижали, но повышали их в 2 и 3 раза. Спекуляция и вздорожание продуктов с лета 1915 года подхлестывались развалом хозяйства. Мобилизация крестьян в армию привела к сокращению посевов (с 1913 по 1917 г. приблизительно на 17 %) при одновременном росте потребления хлеба: в армии крестьянин питался значительно лучше, чем в деревне. Кроме того, крестьяне в принципе стали меньше продавать хлеба: семьи солдат обеспечивались государственными пайками. Хлеб стал дефицитом.
С конца 1915 года правительство начало реквизировать или принудительно скупать у населения хлеб по низким ценам. Однако слабость государственного заготовительного аппарата и боязнь передать дело в руки общественных организаций привели к тому, что в конце 1916 года хлеб поступал только из 3 губерний. В городах начался голод, беспорядки. Армия снабжалась хлебом на 40 %. Попытка ввести разверстку царскому правительству не удалась. Лишь Временное правительство 25 марта 1917 года ввело государственную монополию на хлеб, а в августе вдвое повысило на него закупочные цены. Была признана необходимость продовольственной диктатуры — "грандиозной и ответственной социальной задачи". Сутью ее должно было быть "уничтожение всей торговли хлебом и передача товарооборота хлебов в руки государственной власти". В случае отказа предполагалось применять принуждение. Слова эти сказаны не большевиком, в отношении которого можно выдвинуть возражение в необъективности и стремлении оправдать партийную политику 1918 — начала 1921 годов. Они произнесены в апреле 1917 года А. В. Чаяновым — одним из крупнейших теоретиков и организаторов аграрного производства в России [93, с. 34]. В Целом за 1917 год благодаря мерам государства, по оценке Д. Кондратьева, было заготовлено хлеба больше, чем в 1916.
В условиях развала государственного аппарата вообще и заготовительного в частности, отвергая как неприемлемые предложения хлеба украинской Центральной Радой в "обмен" на поддержку ее курса на "самостийность", высмеивая как мифические предложения министерства продовольствия и Всероссийского продовольственного съезда "оставить дело продовольствия вне политической борьбы", партия большевиков оказалась перед реальной проблемой национального голода и лавины восстаний. Положение усугублялось Брестским миром, по которому от страны отторгались территории, дававшие до 35 % продовольствия[1].
Получив в результате мира с Германией временную передышку весной 1918 года и рассчитывая на ее достаточно длительный срок, В. И. Ленин рассматривает вопрос об экономическом обеспечении переходного периода от капитализма к коммунизму. По его мысли, это должен быть период, на протяжении которого приостанавливается "красногвардейская атака" на капитал и организуется сосуществование создаваемого социалистического уклада и государственного капитализма. Последний в это время понимается как хлебная монополия, подконтрольность предпринимателей и использование "буржуазной" кооперации в качестве орудия учета, заготовки и распределения продуктов. В "Очередных задачах Советской власти" намечается ряд мер по введению частнохозяйственного капитала в рамки госкапитализма: контроль за денежным обращением, замена контрибуций поимущественным и подоходным налогом с буржуазии, укрепление государственной монополии на продовольствие, монополия внешней торговли [3, т. 36, с. 182—183]. Товарно-денежные отношения постепенно должны были заменяться натуральным продуктообменом, безденежными формами.
Однако сдержать размах "красногвардейской атаки" не удалось. Курс на политику, которая в перспективе могла привести к нэпу, в 1918 году не состоялся. Возобладала линия на жесткое проведение продразверстки. В этой обстановке в мае 1918 года был разработан Декрет "О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию". Относительно представленного проекта В. И. Ленин писал: "...сильнее подчеркнуть основную мысль о необходимости, для спасения от голода, вести и провести беспощадную и террористическую борьбу и войну против крестьянской и иной буржуазии, удерживающей у себя излишки хлеба ...внести добавление о долге трудящихся, неимущих и не имеющих излишков крестьян объединиться для беспощадной борьбы с кулаками" [3, т. 36, с. 316, 317].
9 мая 1918 года СНК Декрет "О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию" утвердил. На заседании Совнаркома против Декрета выступили меньшевики, эсеры, представители ряда областных продовольственных организаций. А. И. Рыков говорил о вреде диктатуры, о необходимости изменения продовольственной политики. Левый эсер Карелин назвал Декрет "поножовщиной", предсказывал столкновение пролетариата и трудового крестьянства. Однако эта "линия реформизма", означавшая "(1) связывание рук пролетариата попутчиками из мелкой буржуазии (2) ограничение размаха революционной борьбы "низов" (3) отказ от террора" [3, т. 35, с. 425], — эта линия потерпела провал. Устанавливалась продовольственная диктатура.
Для ее осуществления требовалась реальная сила. Кооперативным организациям, на базе которых Чаянов, Кондратьев и другие экономисты-аграрники предлагали создать общественную распределительную систему, не доверяли. Но хлеб был нужен во что бы то ни стало и немедленно. С этой целью был взят курс на активное стимулирование революции в деревне, на поддержку и укрепление ее пролетарских и полупролетарских слоев.
"Образование в деревне комитетов бедноты, - писал В. И. Ленин, — было поворотным пунктом... к гораздо более трудной и исторически более высокой (чем победа над помещиками. — С. Н.) и действительно социалистической задаче — и в деревню внести сознательную социалистическую борьбу, и в деревне пробудить сознание", установить, в конечном счете, "социалистический порядок" [3, т. 37, с. 354— 355]. Из комбедов, говорил Ленин, должны вырасти "полновластные сельские Советы депутатов, которые должны провести в деревне основные начала советского строительства — власти трудящихся, — вот где настоящий залог того, что мы не ограничили свою работу тем, чем ограничивались обычные буржуазно-демократические революции в западноевропейских странах. Уничтожив монархию и средневековую власть помещиков, мы переходим теперь к делу подлинного социалистического строительства" [3, т. 37, с. 355].
С этой целью Декретом ВЦИК от 11 июня 1918 года, подписанным В. И. Лениным и Я. М. Свердловым, в деревнях РСФСР организовывались "комбеды", в обязанность которых входило "оказание помощи местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков" [8, с. 584]. При этом" практика была такова, что 25 % изъятого оставалось в их распоряжении.
Как и из кого составлялись комбеды? Обратимся к выступлению на Петроградском областном съезде бедноты одного из тогдашних вождей партии Г. Е. Зиновьева. По его словам, революция в деревне начинается именно теперь — с переходом власти к "настоящему трудящемуся крестьянину", который ничего не имеет, к "черной кости" — беднякам. Именно беднякам предстоит сказать решающее слово не только в русской деревне, но и в предстоящей мировой революции. Однако пока их положение в деревнях таково, что если бы в Советы на селе проводились выборы, их бы не избрали. Поэтому, говорил Зиновьев, надо "расправиться со злодеями", а комбеды поручить организовывать "приезжим агитаторам". При этом главная трудность заключалась не в том, чтобы, образно говоря, "крикнуть богачам: расступитесь — беднота идет". Главные заботы ждали бедноту при обуздании середняка. Средний крестьянин, акцентировал Зиновьев, "... до сих пор тоже воротил рыло, ждал, когда вернется земский начальник, становой и опять въедет на белом коне помещик.
Но есть из них не дураки, и они поняли, что к прежнему возврата нет, что теперь этот "чумазый" бедняк крестьянин есть действительно хозяин земли русской. И эти средние крестьяне начинают поворачивать оглобли назад. Повторяю, товарищи, что гнать их не следует. Их надо заставить трудиться, работать, входить в коммуны и ничем не выделяться от остальных. Если мы будем гнать их, то только зря создадим себе большое количество врагов" [36, с. 14]. С аналогичными идеями Зиновьев выступал неоднократно, в том числе и перед слушателями "Крестьянского университета имени тов. Зиновьева" в конце ноября 1919 года после того, как партия вместо лозунга "нейтрализации" середняка выдвинула лозунг "прочного союза" с ним.
Как нужно было выбирать комбеды? Г. Зиновьев давал подробные рекомендации. В деревню приходит отряд, и рабочий-коммунист держит речь: "Меня послала Советская власть, хлеба у нас нет, а у вас есть, и у вас его держат кулаки. Мы явились, чтобы организовать комитеты деревенской бедноты, чтобы собрать хлеб, часть его оставить вам, часть двинуть в города, за это мы привезем вам ситец, подковы, гвозди, которые вы можете получить через ваши комитеты деревенской бедноты, а не по бешеным ценам от кулаков-лавочников. Кто хочет дать мирно — ладно, кто не хочет — пуля в лоб".
Дальше коммунист говорит: кто за комитеты деревенской бедноты — отходи налево, кто против — отходи направо [37, с. 10].
Часто приведенный способ сбора излишков хлеба имел место в действительности. Так, по сообщениям из Удмуртской автономной области, продотрядовцы отбирали хлеб не только у богатых, а брали с деревень подушно, чем наносили существенный удар по бедноте и середнякам [54, с. 32] .
Как оценивалась эта политика историками в прошлом? "Летом и осенью 1918 г., — пишет, например, И. Челяпов, — в ряде уездов Тамбовской, Пензенской, Рязанской и других губерний вспыхивают кулацкие восстания. Кое-где мятежники кроме винтовок имели гранаты, пулеметы и даже орудия. В ноябре целый ряд районов Центральной черноземной области был охвачен кулацкими восстаниями. Проходили они под контрреволюционными лозунгами. Там, где кулакам на время удавалось захватить власть, они разгоняли Советы и комбеды, сжигали их имущество и документацию, убивали и грабили население, насильственно загоняли в свои отряды крестьян. Продотрядников, продовольственных инструкторов, уполномоченных по заготовкам скота, контролеров мельниц и маслобоен, работников милиции и чрезвычайных комиссий контрреволюционеры зверски убивали" [95, с 11]. Такие суждения в недавнем прошлом были единственными.
Но можем ли мы сегодня, при нашем уровне гласности и степени информированности, однозначно и безапелляционно утверждать, что массовое сопротивление политике большевиков в деревне было сугубо результатом происков сельских эксплуататоров? Признавая грубой ошибкой ответ, который давался в прошлом, приведем иную, значительно более правильную, на наш взгляд, точку зрения. Ее автор — известный советский историк Р. А. Медведев, чьи работы в 60-х - 80-х годах не печатались в нашей стране, хотя часто издавались и были хорошо известны за рубежом. Вот что он пишет об аграрной политике партии большевиков весной 1918 года.
В это время "...большевики имели полную возможность приступить к осуществлению той экономической политики, Которая позднее получила название нэпа и которая состояла бы в сочетании социалистического строительства в области крупного производства со свободой мелкого и частного среднего предпринимательства в городах, с определенной свободой торгового оборота между городом и деревней...
Некоторые из элементов этой наиболее разумной в сложившейся ситуации экономической политики были предложены в марте-апреле 1918 года Лениным: приостановка "красногвардейской атаки" на капитал, приведение в порядок национализированных предприятий, использование буржуазных технических специалистов, допущение на определенных условиях иностранных концессий, поддержка политики государственного капитализма, а не только социализма, и другие. Однако в основном и главном политика большевистской партии весной 1918 года пошла, к сожалению, по иному руслу.
Определенное головокружение от успехов революции, отсутствие не только каких-либо теоретических разработок, но и практического опыта в построении социалистической экономики, к тому же в отсталой стране, преувеличение роли субъективных факторов и ряд других причин толкнули большевиков на проведение весной 1918 года иной и в основном ошибочной экономической политики. Набравшая скорость машина революции продолжала катиться дальше с неоправданной быстротой. Монополия хлебной торговли была не ослаблена, а напротив, многократно усилена и распространена на все другие особо дефицитные продовольственные и промышленные товары. Свободная торговля была фактически запрещена и всякий ее нарушитель объявлялся "врагом народа". Была сделана нелепая в тех условиях попытка прямого "продуктообмена" между городом и деревней, быстро сменившаяся, впрочем, не менее ошибочной политикой прямых реквизиций и конфискаций хлебных излишков без всякого реального возмещения.
Все это в течение нескольких недель разрушило временный союз между рабочим классом и зажиточным крестьянством, немало выигравшим от отмены помещичьего землевладения. Был также разрушен союз между рабочим классом и основными массами трудового среднего крестьянства, которое было крайне недовольно запрещением свободной торговли и ужесточением хлебной монополии. ... В России сложилась обстановка, чреватая тяжелой и кровопролитной гражданской войной" [56, с. 159-160]. Таково было положение в целом. Вернемся, однако, к прерванному изложению.
В связи с приведенным несколько ранее "наставлением" Г. Зиновьева отметим следующее. Нельзя сказать, что цель отобрать у крестьянина продукты - у любого и любыми методами — во всех случаях ставилась в такой неприкрыто-экспроприаторской, "чекистской", как говорил Г. Я. Сокольников, форме. Но именно к этой форме неизбежно приводила все более усиливающаяся от года к году политика продразверстки. Для выполнения заданий по изъятию продовольствия и расширения социальной базы революции в деревне, как свидетельствует Ю. Ларин, называвший себя "одним из непосредственных создателей истории" деревни тех лет, и были организованы по деревням комитеты бедноты. В них включались исключительно беспосевные или маломощные крестьяне, и в их руках была сосредоточена вся власть и оружие. "Это комитеты в течение нескольких месяцев провели в деревне на деле в жизнь перераспределение пользования землей, забирали от имеющих несколько лошадей крестьян избыточное против минимальной потребности количество и передавали его начинающим собственное хозяйство беспосевным и малосеющим и т. п. ...одновременно помогая также городским рабочим принудительно извлекать излишки хлеба от прежнего крупного крестьянства ("кулаки"). Конституционные сельские и волостные "советы" были отодвинуты на задний план в период (свыше полугодия) деятельности "комитетов бедноты", фактически проводивших аграрную революцию в деревне. Их деятельность вызвала длительный ряд вооруженных восстаний известной части крестьян почти по всем уездам Советской России... Однако все восстания были подавлены (в том числе и особенно серьезное движение "учредиловцев", которым удалось в конце лета 1918 года захватить даже на короткий срок важный приволжский город Казань и некоторые смежные пункты). Восстания были подавлены, комитеты бедноты сделали свою работу и после того были упразднены, уступив вновь место восстановленным в правах сельским и волостным "советам" [51, с. 14].
По данным Военно-продовольственного бюро ВЦСПС, в 1918 году действовало 122 продотряда. В 1919-м - свыше 1000. Одновременно создавалась и продармия, которая уже к 1 ноября 1918 года насчитывала до 29 тысяч человек[2]. Ее организационной единицей был полк, построенный по типу армейского. Части продармии действовали в местах заготовки хлеба до тех пор, пока план заготовки не был выполнен полностью, после чего они перебрасывались в другие районы. Особенно широко работа продотрядов и продармии в деревне развернулась после законодательного введения продразверстки. В развитие политики продовольственной диктатуры 11 января 1919 года СНК издал Декрет "О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства". По Декрету изымались не только излишки, но и часть необходимого продовольствия при общей "регулирующей" норме: "с бедных крестьян ничего, с середняка умеренно, с богатого много" [95, с. 16]. Практическое определение принадлежности крестьянина к социальному слою "бедняка", "середняка" или "богатого", равно как и установление размеров "умеренного" и "многого", осуществлялось в соответствии с "революционным сознанием" тех, кто проводил экспроприацию. Динамика заготовок была такова:
1917/18 г. - 73,4 млн. пуд. = 100 % 1918/19 г. - 107,9 = 147,0% (в сравнении с исходной величиной) 1919/20 г.-212,5 =289,5% 1920/21 г. - 367,0 = 500 % [95, с. 19].
Политика продразверстки проводилась на фоне общего выравнивания экономических потенциалов хозяйств крестьян. Число беспосевных хозяйств сократилось по 24 губерниям с 1917 по 1919 год с 11,4 до 6,5 %, а число хозяйств с посевами от 1 до 4 десятин возросло с 48,4 до 55,2 % (при одновременном сокращении хозяйств с землей от 4 до 22 десятин с 29,3 до 19,5 %). Однако все же в 1919 году число безлошадных хозяйств по всем губерниям было 25,1 %, а бескоровных- 15,7% [87, с. 34].
Но и в этих условиях ставка продолжала делаться на стимулирование в деревне классовой борьбы. Так, в речи 4 июня 1918 года Л. Троцкий напутствовал продотрядников: "Вы московские пролетарии ... пойдете под знаменем Советской власти в деревни крестовым походом на кулаков". Поэтому всем нужно сделать решительный выбор между "рабочими и крестьянами", с одной стороны, и "кулаками и богачами" — с другой. (Изначальную лживость тезиса, будто хлеб будет браться только у кулаков, мы покажем далее. — С. Н.) "...Сущность выбора есть гражданская война. И наша партия - за гражданскую войну! Гражданская война уперлась в хлеб. Мы, Советы, в поход!" [85, т. 27, с. 404]. В мае 1918 года был издан Декрет ВЦИК "О предоставлении Народному Комиссариату Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими". В нем говорилось о больших хлебных запасах у кулаков, оставшихся еще от урожая 1916 года. "Деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеб к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому повышению хлебных цен" [7, с 488]. Декрет объявил имеющих хлебные излишки "врагами народа", требовал их передачи революционному суду с последующим осуждением на срок не менее 10 лет, а также предоставлял органам Наркомпрода. право "применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов" [7, с. 489]. Правительством также разрабатывались документы по исчислению ставок разверстки в зависимости от площади пашни, приходящейся на едока в хозяйстве, и размера урожая на десятину в конкретном районе. По первому признаку было установлено семь групп хозяйств, по второму введено 11 разрядов. Разверстку предусматривалось осуществлять по размеру посева, величине урожая, потребности в семенах, продовольствии и кормах (были разработаны соответствующие нормы), по количеству скота и его продуктивности. Для действия этого механизма создавался огромный аппарат. Хотя в его задачу входила борьба с "мешочничеством и спекуляцией", на деле он призван был решать глубокую экономическую проблему, возникшую после захвата власти пролетариатом, — проблему борьбы "за или против товарного рынка" [18, с. 86].
Против рынка партия большевиков вела непримиримую борьбу. Для этой борьбы были организованы еще в январе 1918 года специальные заградительные отряды как часть войск внутренней охраны (ВОХР). Роль их значительно возросла с введением в мае 1918 года продовольственной диктатуры.
Цель свести до минимума, а с конца 1919 года и вовсе заметить любую торговлю (в это время были закрыты вольные рынки в городах) не могла быть выполнена без постоянного насилия. В борьбе с "мешочниками" части ЧК и заградотряды пользовались правом расстреливать на месте тех, кто оказывал вооруженное сопротивление. Масштабы "мешочничества" были значительны: по оценкам специалистов, в отдельные периоды на некоторых железных дорогах скапливалось от 130 до 150 тысяч "мешочников", желавших обменять продукты на промышленные товары.
Одновременно Декретом ВЦИК от 27 мая 1918 года для заготовки хлеба на местах была создана широкая сеть губернских, уездных, городских продовольственных комитетов.
На органы Наркомпрода возлагалась задача проведения в жизнь хлебной монополии. Наркомом продовольствия был назначен А. Д. Цюрупа. В периоды заготовительных кампаний на места выезжали такие видные партийцы, как Я. М. Свердлов и М. И. Калинин. Большую работу на хлебном фронте вели С. М. Киров, Н. К. Крупская, А. И. Микоян, И. В. Сталин, Г. И. Петровский, Е. М. Ярославский и другие.
Постановление Наркомпрода от 21 августа 1918 года устанавливало, что на прокормление крестьянской семье оставляется 12 пудов зерна или муки и 1 пуд крупы на душу в год. Вместо крупы можно было оставить 1,5 пуда зерна или муки или 7 пудов картофеля. Норма эта действовала немногим более 4 месяцев, после чего было принято решение собирать по дворам столько, чтобы выполнить разверстанное "сверху" задание.
Экспроприаторские, ограничительные и запретительные меры приводили часто к нежелательным для власти результатам. Так, саратовский горпродком "пытался регулировать рыночную торговлю ненормированными продуктами (по Декрету СНК от 21 января 1919 года, к нормированным продуктам относились хлеб, крупа, зернофураж, сахар, чай и соль. — С. Н.) путем задержки окрестных жителей, подвозивших продукты, и реквизиции у них товара по пониженной (сравнительно с рыночной) цене. Реквизированные продукты; продавались затем в городских лавках. Это должно было, по мнению властей, влиять на рыночные цены в сторону понижения и одновременно дать жителям города дешевые продукты. Но результаты были другими. Подвоз продуктов прекратился, а цены резко поднялись: яйца, молоко и молочные продукты совершенно исчезли с рынка" [45, с. 150—151].
В дальнейшем запретительные меры ужесточились. В приказе Тамбовского губисполкома и губпродкома осенью 1920 года говорилось: "Домохозяина, продавшего продукты мешочникам, обязать сдать государству, сверх сданного им количества хлеба по разверстке, такое же количество продуктов, какое им было продано мешочнику, деньги или товар, полученные от мешочника за хлеб, конфисковать, а при повторении продажи хлеба мешочникам подвергнуть аресту для предания суду трибунала".
Скрытое от разверстки продовольствие крестьяне сбывали различными путями по спекулятивным ценам. Нелегальная торговля усиливалась с наступлением зимы, когда крестьяне прокладывали обходные дороги, по которым скрыто, в объезд заградительных постов, провозили продукты в город.
В то же время движение товара к покупателю не было односторонним, покупатель и сам устремлялся из города в поисках необходимого продукта. Тысячи горожан выезжали в деревню официально, полуофициально и совсем неофициально, представляя мандаты на железных дорогах и обходясь без таковых, разно, по-всякому, кто как может. Ехали покупать, обменивать. "Мешочничеством" занимались и в спекулятивных целях, но прежде всего это была индивидуализированная, стихийная добыча пропитания. Государство и здесь вынуждено было частично снимать препоны, идя навстречу пожеланиям рабочего класса, разрешать самостоятельные заготовки, но в строго лимитированном объеме — "полуторапудничество". Рынок, таким образом, раздробился, распылился на множество индивидуализированных, тайных торгов, что было на руку исключительно спекулянтам и крупным торговцам [45, с. 151,152].
В целом же для страны к 1921 году положение было таково, что хозяйство производящей полосы сдавало по продразверстке 92% производимого продукта и вынуждено было покупать больше, чем продавать. В хозяйствах потребляющей полосы положение было еще хуже.
Параллельно с действиями государственного аппарата от крупных предприятий и потребляющих губерний в деревню посылались продотряды, а из состава армии выделялись специальные части. Прибыв на места, они поступали в распоряжение губпродкомов (отделений Наркомпрода) и по разнарядкам направлялись в деревни. Как сообщает, например, П. К. Каганович, работавший в 1919 году уполномоченным ВЦИК по Симбирской губернии, его целью было не допустить сколько-нибудь существенной организации крестьян — уездных или волостных съездов сельских Советов. Протестам крестьян законодательно противопоставить было нечего. "Легче было иметь дело не с целыми селениями, обсуждающими разверстку, а с отдельным домохозяином, уже получившим разверстку и стоящим перед фактом необходимости ссылки" [47, с. 18]. Оставалось опираться на вооруженную силу и местный аппарат, который, по свидетельству Кагановича, с большим предубеждением относился не то что к кулакам, но к середнякам. Предложения Кагановича — в соответствии с партийной линией предоставить середнякам место в советских органах — были категорически отвергнуты. Заметим, что в данном случае - в ориентации на "прочный союз" с середняком — низовой аппарат, так же как и отдельные вожди партии (например, цитируемый выше Г. Зиновьев), игнорировали общепартийную установку, что позволяет говорить об известной отдаленности лозунга или документа от реальной жизни.
Для того чтобы заставить действовать сельсоветы, Каганович создал "штабы-тройки", в которые входили комиссар сводного отряда, командир продармейской части и представитель местного волисполкома. "Штабу" Каганович предоставил "право" ареста местных Советов. Однако до применения этой крайней меры использовался "комплект" обещаний-обманов. Давая оценку эффективности созданной им системы мер, Каганович отмечает как "любопытный" тот факт, что "...на арест своих Советов селения сейчас же отвечали ссыпкой хлеба, спешили выполнить всю разверстку и по ссыпке сейчас же являлись депутации с просьбой освободить Совет".
Это психологическое наблюдение Кагановича не совпадает со "схемой впечатлений и мыслей о русском народе", которой поделился с читателями в 1922 году М. Горький. По его мнению, русский крестьянин злобен, неблагодарен. "Про него можно сказать, что он не злопамятен: он не помнит зла, творимого им самим, да, кстати, не помнит и добра, содеянного в его пользу другим" [26, с. 36]. "У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое (деяние "шаек" Разина, Пугачева, Болотникова) и даже как будто не хочет знать его" [26, с. 15]. Другое дело - человек Запада!
Цитируемые высказывания пролетарского писателя не были эпизодом в идейно-теоретическом обосновании становления в деревне административно-бюрократической системы управления. Как мы покажем в дальнейшем. Горький много преуспел в этом деле, приветствуя начинания "отца народов" лживо изображая или оправдывая — "идеологически обеспечивая" коллективизацию и репрессии.
Такие моральные и идеологические установки органически входили, а часто, вероятно, и предопределяли мировоззрение вершителей государственной хлебной монополии. Именно в период "военного коммунизма" закладывались основы организационных структур, формировались силы, выковывалась идеология и мораль слоев и групп, активно подхвативших прозвучавший в 1929 году призыв решительно, в особо срочном порядке, провести сплошную коллективизацию, "ликвидировать" целый общественный класс.
Вводя продразверстку (Декрет СНК от 11 января 1919 года), партия провозгласила идею продуктообмена. Но на деле в плане развертывания классовой борьбы товарные запасы, предлагаемые деревне в обмен на продовольствие, распределялись вне зависимости от сдаваемого или отбираемого продукта. Товары в деревне, как правило, поступали в распоряжение комбедов и распределялись ими между собой, включая и часть хлеба, отобранного у середняков и кулаков[3]. К тому же товарные запасы, масса которых вначале составляла порядка 20 % от того, что брали в деревне, быстро исчерпались. Увеличить товарный фонд кустарными изделиями не удавалось из-за развернувшейся в деревне классовой борьбы. Поступление товаров в деревню все время сокращалось, а вывоз продовольствия в массе и ассортименте — все время возрастал. Одновременно ужесточались меры против частной торговли, усиливалась государственная монополия. В 1920-1921 годах, свидетельствует А. Свидерский, "государственная монополия путем разверстки проводится последовательнее, чем в предыдущие годы, — заготовка обгоняет заготовку первого года в 6 раз и заготовку предшествующей заготовительной кампании в 1 !/2 раза" [73, с. 42].
Уточняя это положение, следует сказать об изменении существенной детали в механизме продразверстки — изменении принципа определения "излишков" у крестьян. Если до января 1919 года размеры "излишков" крестьянских сем устанавливались, исходя из потребности крестьян и фактического наличия у них хлеба, то теперь "излишки" определились исходя из потребностей исключительно государства, представительствуемого берущими, согласно определяемом для села, волости, уезда или губернии размеру продовольствия, которое должно было быть изъято. В письме ЦК РКП (б) губкомам партии объяснялось, что "разверстка, данная на волость, уже является сама по себе определением излишков"[4]. Все меньшая часть продуктов обеспечивалась промтоварами. "... Мы научились применять разверстку, т. е. научились заставлять отдавать государству хлеб по твердым ценам без эквивалента. Мы знаем, конечно, хорошо, что кредитный билет не есть эквивалент", - говорил В. И. Ленин 2 декабря 1919 года на VIII Всероссийской конференции РКП (б) [3, т. 39, с. 357].
Понимание послеоктябрьских социальных реальностей предполагает избавление от привычных стереотипов нашего} сознания. Так, например, в плане раскрытия абстрактного тезиса типа "прокормления города деревней" большой интерес представляют сведения А. Вышинского, приведенные по случаю замены продразверстки продналогом. В 1921-1922 годах Госплан предусматривал обеспечение продовольствием посредством налога на крестьянина 7 миллионов человек — 20 % от 35-миллионной массы потребителей "собесовского" периода 1918-1920 годов, когда, по выражение Вышинского, мы имели "богадельнический" план разверстки!
Но если по "богадельническому" плану обеспечивалось значительное число бездеятельных или не занимающихся производительным трудом, то для его выполнения требовалось взять хлеб, напротив, у деятельных и производящих. Но это ли положение имел в виду Ленин, когда в мае 1921 года? говорил о "громадной массе ошибок", допущенных в распределении в 1920 году? Не это ли имелось в виду соответствующим пунктом резолюции X партконференции, которые предусматривалось установление более правильного распределения продовольственных продуктов в целях повышение производительности труда? Проблема эта требует исторического исследования.
Для выполнения государственного плана сбора хлеба и других сельскохозяйственных продуктов в 1918—1921 создавался гигантский аппарат Наркомпрода. О его четкой работе неоднократно говорили с похвалой многие деятели того времени. Аппарат этот в связи с расширением функций продорганов и укреплением принципа продразверстки демонстрировал существенный рост. Численность центрального аппарата изменялась так: на 1 января 1919 года - 1703 человек, на 1 января 1920 года – 2500, на 1 января 1921 года – 6846 и, наконец, к осени 1921 года — 7667 человек. Личный состав продаппарата Наркомпрода РСФСР на 1921 год составил 144 913 человек (в том числе 13 874 ответственных сотрудника) [23, с. 61].
С октября 1918 года была введена единая централизованная карточная система. 35 миллионов потребителей в городах были разделены на четыре категории для обеспечения хлебными продуктами. К первой относились рабочие тяжелого физического труда, получавшие 36 фунтов в месяц. Ко второй (25 фунтов) — фабрично-заводские рабочие и служащие советских учреждений. К третьей (18 фунтов) - служащие всех прочих учреждений, учащиеся, сельское земледельческое население, не имевшее собственных запасов. К четвертой (12 фунтов) — все остальные. В действительности нормы все время снижались, ас 1919 года по карточкам обеспечивались только рабочие и служащие, состоящие на службе в государственных предприятиях и учреждениях [95, с. 34].
В условиях обесценивания денег (с 1914 по 1920 год — в 90 тысяч раз) происходил переход к безденежному снабжению производителей продуктами и ширпотребом. Утверждался натуральный обмен. Была отменена плата за жилье, городской и железнодорожный транспорт, коммунальные услуги. В городах организовывались пункты общественного питания. В 1919 году в Москве таковыми обслуживалось до 700 тысяч человек, в Петрограде — около миллиона. Это была не только вынужденная мера. Освободить женщину от "домашнего рабства" было частью "революционной мечты": партия Учитывала то, что "общественное питание является важным средством воспитания у трудящихся чувства коллективизма" [95, с. 36].
Кто же входил в 35 миллионов потребителей, не считая армию, численность которой в годы гражданской войны колебалась от 4 до 6 миллионов человек, а в конце ее составляла 5,3 миллиона? В статье А. Вышинского читаем:
1. Рабочие фабр. — заводск. промышлен. (с семьями)... 6461 тысяча человек 2. Рабочие транспорта (с семьями) ...4767 3. Обществен. питание, детское питание и другие группы городских потребителей..............21 861 4. Кустари................ 2020
Бросается в глаза, заключает Вышинский, не только громадное количество едоков, но и сравнительно незначительное количество рабочих транспорта и промышленности (11 млн. чел.). Не слишком ли многих кормили продотряды с помощью комбедов? Не слишком ли велик был подхлестываемый сверху размах революционного нажима на деревню, включая насилие над "воротившим рыло" середняком?
Вопросы такого рода, если поставить их в контекст голодного пайка городов, могут показаться кощунственными - ведь рабочий "брал" у крестьянина хлеб, чтоб не умереть с голоду. Однако такие вопросы вполне правомерны, поскольку в результате политики продразверстки деревня также оказалась голодной. Кроме того, что хлеб отбирали, крестьянин, не имея стимулов для увеличения производства, начал сокращать посевы. В сочетании с засухами 1920 и 1921 годов это имело самые трагические последствия.
В ходе развернувшейся классовой борьбы у кулаков и зажиточных крестьян было отобрано около 50 миллионов гектаров земли, много орудий, машин и скота. По свидетельству наркома финансов Г. Я. Сокольникова, в деревнях отбирался "в пользу коммун" инвентарь и скот не только бывших помещичьих, но и сколько-нибудь зажиточных хозяйств. Во многих отношениях развернувшийся процесс далеко превосходил пределы провозглашенной экспроприации крупной собственности. Экспроприировали уже даже не "на пользу делу", а вообще все, что годилось "на потребу" "отдельным деревенским элементам". Подчеркивая, что "экспроприация мелких хозяйств не диктуется никакой экономической необходимостью", что в принципе ликвидация индивидуального хозяйства должна произойти добровольно и процесс этот займет, быть может, несколько десятков лет, Сокольников уже в марте 1919 года призывал прекратить "революционный идиотизм" [78, т. 1, с. 69-70]. Однако процесс этот, однажды запущенный, сразу прекращен быть не мог. Потребовались Кронштадт и "волны" крестьянских восстаний, чтобы разверстка в том виде, в каком она существовала в действительности, начала сменяться налогом.
Разверстка, как средство снабжения хлебом воюющей армии, рабочих и некоторой части государственных служащих, в русле политики "красногвардейской атаки" стала необходимостью. Однако сказать о политике разверстки только это — значит сказать лишь часть правды. Впоследствии Ленин, пытаясь ломать некоторые из взглядов догматически толкуемого и применяемого марксизма, призывая "признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм" [3, т. 45, с. 376] и развивая идеи государственного капитализма, говорил о том, что сразу после завоевания власти был сделан ряд неверных шагов в направлении непосредственно коммунистического производства и распределения. В аграрной сфере предпринимались законодательно оформленные попытки направить сельское хозяйство по пути коммун и госхозов. Им были переданы — часто вопреки воле крестьянских масс — экспроприированные у помещиков и крестьян земли и средства производства. Делались попытки обеспечить передачу власти в деревне исключительно беднейшим семьям, не имеющим в своей природе "частнособственнических инстинктов", и т. п. Таким образом, разверстка, будучи в русле избранной политики мерой необходимой, с другой стороны, была попыткой реализации идеологической мечты, бравшей начало из теории.
Разверстка в условиях голода, разрухи, продолжающейся империалистической, а затем развернувшейся гражданской войны с попыткой перенесения пламени революции в Европу в ходе войны с Польшей — разверстка в этой цепи и совокупности событий была, как представляется, первой назначенной историей ценой, которую платило крестьянство за победу над царизмом и крупной буржуазией, за приход к власти "передового авангарда" рабочего класса в отсталой стране, за изживание в партии большевиков синдрома "ужасной" (по выражению Ленина) революционности[5].
Разверстка, далее, в той форме, какую она приняла, была и политическим шагом — она отражала, может быть, интересы не столько рабочих, сколько вождей и неизбежно возникающего широкого слоя складывающейся "социалистической" партийно-государственной и хозяйственной бюрократии. Объективно она стала первым опытом становления в деревне административно-бюрократической системы управления. Опытом, который был широко использован и существенно развит в период коллективизации.
Замысел революционных преобразований в деревне не исчерпывался одной разверсткой, включающей попытки прямого товарообмена между городом и деревней. "Непосредственное социалистическое строительство" (Ленин), наряду с действиями, предполагало активное законодательное творчество! В аграрной сфере это был ряд декретов, определяющих отношение производителя-крестьянина к средствам производства, и в первую очередь к земле, формы организации землевладения, отношения крестьян с государством. Объединявший все население деревни лозунг Октября "Земля — крестьянам!" в послеоктябрьский период получил такое содержание, которое все меньше и меньше принималось большинством деревни.
Так, в Декрете "О земле" 26 октября 1917 года было записано: "Вся земля... обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней", а "...формы землепользования должны быть совершенно свободны: подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках" [7, с. 4—5]. Но уже в Декрете ВЦИК "О социализации земли" от 19 февраля 1918 года формулировка о собственности на землю была существенно сокращена: земля "переходит в пользование всего трудового народа" [7, с. 352]. Устранение положения, по которому земля становилась "общенародным достоянием", сразу лишило ясности вопрос о ее хозяине. Было снято провозглашенное Декретом "О земле" субъективно-публичное право на землю всякого гражданина. При таком повороте, как отмечали современники, вопрос о правовом регулировании землепользования снимался, правовые нормы и защита земельных прав граждан не предусматривались, а распределительные функции передавались государству — в административные органы землеустройства.
В обязанность земельных отделов местной и центральной Советской власти, распоряжавшихся землей, Декретом вменялось "развитие коллективного хозяйства в земледелии... за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству" [7, с. 353]. В статье 21 прямо говорилось, что "в первую очередь" освободившаяся или незанятая прежде земля передается в пользование той части трудового народа, которая "желает работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы" [7, с. 353]. При этом в разделе о формах землепользования подчеркивалось, что государственной поддержкой обеспечивается общественная обработка земли - коммунистические, артельные и кооперативные, а не единоличные хозяйства. Этот Декрет в своем практическом осуществлении, в том, какие силы он привел в движение в деревне, фактически был началом поворота от лозунга Октября.
Впрочем, если обратиться к замыслу революционных преобразований на селе, то такое утверждение может быть оспорено как не вполне точное. Так, В. И. Ленин 11 декабря 1918 года, намечая пути "главной социалистической реформы" в деревне ("главного и коренного социалистического преобразования" — общественной обработки земли, что должно быть "поставлено на очередь дня"), писал: "Я должен напомнить вам, что и в том основном законе о социализации земли, который был предрешен на другой же день после переворота 25-го октября, в первом же заседании первого же органа Советской власти - II Всероссийского съезда Советов, издан был закон не только о том, что частная собственность на землю отменялась навсегда, не только о том, что помещичья собственность уничтожается, но и, между прочим, о том, что инвентарь, рабочий скот и орудия, переходящие во владение народа и во владение трудовых хозяйств, тоже Должны перейти в общественное достояние, тоже должны перестать быть частной собственностью отдельных хозяйств. И в законе о социализации земли, который принят в феврале 1918 года, и в этом законе по основному вопросу о том, какие цели ставим мы теперь себе, какие задачи распоряжения землей хотим мы осуществить и что призываем мы сторонников Советской власти, трудящееся крестьянство, осуществить по этому вопросу, - на этот вопрос закон о социализации земли в статье 11 отвечает, что такой задачей являет развитие коллективного хозяйства в земледелии, как бол выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству" [3, т. 37, с. 359-360].
В отличие от практики в замысле вождя Октября так, как он излагается в выступлении 11 декабря 1918 года, речи о насилии нет. Среднее крестьянство, говорит Ленин, на нашу агитацию не поддастся. Его может убедить лишь пример. Поэтому "здесь мы рассчитываем на длительное, постепенное убеждение, на ряд переходных мер", на "соглашение" [3, т. 37, с. 361]. В какой же мере на практике разум брал верх над революционным нетерпением?
Очевидно, наиболее далеко идущим в плане огосударствления земельных отношений стало Постановление ВЦИК oт 14 февраля 1919 года "О социалистическом землеустройств и о методах перехода к социалистическому земледелию По нему совокупным земельным собственником без обиняков объявлялось государство: "Вся земля в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в чьем бы пользовании она не состояла, считается едины государственным фондом" [9, с. 55], которым распоряжаются Народные Комиссариаты и подведомственные им местные органы власти. Лучшими средствами достижения социализм в земледелии объявлялись "крупные советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования", а на все виды единоличного землепользования предписывалось смотреть как на "преходящие и отживающие" [9, с. 55]. В соответствии с заложенным в Декрете "О социализации земли" принципом административного регулирования землепользованием разворачивающееся землеустройство должно было включить в себя всю совокупность мероприятий, "направленных к постепенному обобществлению землепользования", с тем чтобы "создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда " [9, с. 55].
В силу современного звучания поставленных вопросов особого внимания требует проблема толкования исторической реальности. Что считать таковой? Правы ли те историки, которые в какой-то мере отождествляют реальность, например, с законом или законодательным актом: если был закон, то, стало быть, такой была и реальность? В случае с документом ВЦИК от 14 февраля 1919 года имеется следующая позиция В. В. Кабанова: рекомендации I Всероссийского съезда земотделов, коммун и комбедов (декабрь 1918 года) и были положены в основу нового законодательного акта — "Положения о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию". Однако это не означает, что в данном документе получил отражение курс Советского государства на немедленное обобществление крестьянских хозяйств.
Введением нового законодательного акта вовсе не отменялось действие закона о социализации земли, в котором отражалось отношение Советской власти к единоличному крестьянству. Хотя имели место и противоположные мнения. Например, даже сотрудник Наркомзема, управляющий делами Главного миллиардного комитета Н. В. Турчанинов в обзоре о деятельности Наркомата за пять лет писал: "Вместо "Закона о социализации земли" 19 февраля 1919 г. было издано постановление ВЦИК "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию". Этот акт и лег в основу всей дальнейшей работы НКЗ и его местных органов власти вплоть до второй половины 1922 г." (выделено мной. - С. Н.) [45, с. 26].
Казалось бы, если есть свидетельство практического работника, организатора высокого ранга, современника событий, то этого (в совокупности со свидетельствами других современников, не говоря уж об идейных установках теоретиков) должно быть достаточно, чтобы согласиться: очевидно, так оно и было. Однако В. В. Кабанов считает возможной некую "золотую середину" между реальностью и неотмененным законом "О социализации земли": раз не отменено, то 'Положение" функционировало не вместо закона о социализации земли, а наряду с ним" [45, с 27].
В случаях, подобных этому, такая "строгость", как представляется, оказывает любому исследователю плохую услугу. Нам кажется уместным в данном отношении напомнить об известном рассуждении В. И. Ленина: "По каким признакам судить нам о реальных "помыслах и чувствах" реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей, - так как речь идет только об общественных "помыслах и чувствах", то следует добавить еще: общественные действия личностей, т. е. социальные факты" [3, т. 1, с. 423-424].
Что считать "социальным фактом", а что "помыслом" в ношении политики большевиков в деревне? При всей абстрактности такой постановки вопроса, наряду с документами! "фактами", были реальные действия исполнителей в соответствии с установками политических лидеров (например, при! веденное объявление Л. Троцким 4 июня 1918 года гражданской войны деревне или "напутствие" продотрядникам Г. Зиновьева), а двигавшиеся по управленческим каналам бумаги с законами и подзаконными актами — "помыслами".
Согласно обозначенным приоритетам, в первую очередь земли отводились совхозам и коммунам, во вторую - трудовым артелям и товариществам и в последнюю — единоличным хозяйствам. При этом распределению в единоличной пользование не подлежали помещичьи земли и земли экспроприированной крупной сельской буржуазии. (По закону "О социализации земли" такое распределение хотя и в последнюю очередь, но все же допускалось). На них предполагалась организация совхозов, коммун и иных коллективных форм ведения хозяйства "с целью перехода к коммуннистическому земледелию". Деньги на организацию хозяйств выделялись Наркомземом, а обслуживать их должны был крестьяне, принимаемые на постоянную, срочную или денную работу. Рабочий день в хозяйствах не должен бы превышать 8 часов, а в период сезонных работ назначал оплата за сверхурочные часы. Рабочим и служащим запрещалось заводить в хозяйствах собственных животных, птиц огороды. Заведующий совхозом и рабочий комитет подчинились районному и более высокому начальству и должны были действовать в пределах определенных сверху заданий. Избираемый совет коммуны подлежал утверждению уездным Земотделом, а в случае неподчинения в каком-либо вопросе мог быть привлечен к суду, а коммуна распущен Произведенное по плану и сверх того сдавалось государственным органам.
Позднее, в соответствии с Постановлением СНК от 28 августа 1919 года "Об управлении советскими хозяйствами", производственно-административный контроль был дополнен политическим — губернскими исполкомами в совхозы назначались политкомиссары, в задачи которых входило следить за управленческой, культурно-просветительной и политической работой "среди сельскохозяйственного пролетариата окружающего крестьянства" [9, с. 640].
Столь резкий поворот власти в важнейшем для крестьянства деле не мог не отразиться на расстановке сил и в самом ходе гражданской войны. Не имея возможности рассматривать эту проблему сколько-нибудь подробно (прежде всего по причине слабой изученности историками), скажем, забегая вперед, о первых результатах социального эксперимента — наблюдавшемся в 20-е годы в целом плачевном производственном положении совхозов и коммун. Известно, что незадолго до начала коллективизации - в конце 1927 года — вклад совхозов и колхозов в совокупный сельский продукт оценивался очень низко всего 7 %. На Украине число коллективных хозяйств в 1924 году составляло 5111, причем лишь около 500, по оценкам местных руководителей, могли быть в какой-то мере поставлены в пример единоличникам. Все это, несмотря на то, что государственные дотации, например, совхозам непрерывно возрастали: в 1924 году суммы на землеустройство были увеличены в 10 раз, кредит - в 15, [61, с. 27]. Что же касается производимой продукции, то, по материалам обследования двух губерний, в 1923 году середняки и кулаки, составлявшие 40 % населения и практически не входившие в коллективные формы, давали 94,5 % производимой продукции [61, с. 45]. Однако, несмотря на плачевное в 20-х годах состояние совхозов и признанный провал политики "совхозизации" в 1918—1919 годах [61, с. 68], совхозы и коммуны все равно считались магистральным путем "к социализму и коммунизму". Первейшее средство их подъема видели в политической работе, культурно-просветительной деятельности и более жестком контроле. Эта убежденность покоилась, в свою очередь, на вере в то, что в недалеком будущем сельское хозяйство можно будет организовать по типу промышленных гигантов, свести до минимума зависимость от природно-климатических факторов. "Советские хозяйства, — писал Е. Преображенский, — это единственно возможный источник создания крупного образцового социалистического хозяйства со всеми его преимуществами" [70, с. 21]. Однако пока шла гражданская война, советское правительство еще не имело достаточных возможностей способствовать появлению хозяйств именно "социалистического" типа в противоположность "мелкобуржуазным" хозяйственным образованиям — хозяйствам трудовых семей. Опыт создания совхозов пока ограничился в общем немногочисленными мероприятиями, когда отобранные у помещиков земли государство объявляло своей собственностью и по возможности организовывало на них советские хозяйства. Размеры таких хозяйств в 1918—1919 годах колебались от 500 до 2400 гектаров и несколько больше в зависимости от географического положения. Однако сразу же после организации совхозов, отмечают Бухарин и Преображенский, советская власть столкнулась в них с бюрократизмом, бесхозяйственностью. "Некоторые совхозы превратились в монастыри для помещиков и занимаются лишь самообеспечением своих служащих и рабочих, ничего не давая советскому государству" [19, с. 166-167].
Крестьянство не поддержало этих акций, а насильственное внедрение в хозяйственную жизнь страны совхозов коммун вело к широким антиправительственным выступлениям. К осени 1919 года из 71 430 800 десятин пахотных земель России (согласно переписи 1916 года) совхозы занимали 2 170 000 десятин — 3 % площади и составляли 3536 хозяйств. Еще около 1 % пашни занимали коммуны, артели и ТОЗы, причем на долю коммун приходилось 0,2 % пашни [70, с. 7][6].
Организация крупных хозяйств требовала национализации земли. Без национализации земли, заявлял Преображенский, нет социализма. "Социализм — это сознательное регулирование хозяйства в национальном (по меньшей мере) масштабе. Важнейшим (хотя далеко не единственным) условием социализма в земледелии является не только право, но и фактическая возможность для трудового общества распоряжаться годной для обработки площадью земли в необходимых размерах" [71, с. 4].
Национализация, по мнению Преображенского, нужна и для маневра государства в условиях, когда оно вступает "в период мировой социалистической революции" [71, с. 9]. Организация крупных госхозов и установление всеобъемлющего государственного контроля над земледелием сделают возможным резкий подъем производительности труда в этой области народного хозяйства.
Кроме того, считал Преображенский, у крестьянства есть прямой "практический" резон соглашаться на национализацию: национализация позволит организовать крупные госхозы, госхозы поднимут производительность труда, крепкое сельское хозяйство поможет стране во всю силу проявить себя в предстоящей мировой революции, а в этом случае крестьянину не нужно будет платить многомиллиардные долги страны мировому капиталу — кредитор будет уничтожен. "...Наши огромные государственные долги могут быть ликвидированы в большей своей части лишь при условии социального переворота на Западе, и если они не будут ликвидированы этим путем, прежде всего крестьянству, как преобладающей части трудового населения, придется их платить из своих скудных доходов... Выражаясь грубо, заинтересованность нашего крестьянства в мировой пролетарской революции выражается в десятках миллиардов рублей" [71, с. 17]. Так откровенно, не боясь быть циничным, высказывался теоретик партии, растолковывая народу одно из "преимуществ" мирового коммунистического переворота. Отодвинув в сторону вопрос о том, кто был должником Запада — помещик или крестьянин, и, следовательно, не рассматривая самого содержания вопроса о долге, отметим лишь "нравственный" смысл предложенного. Впрочем, как об этом уже говорилось и будет еще сказано в дальнейшем, "высокие материи" нравственности подменялись некоторыми вождями партии простыми и, как они считали, более понятными народу соображениями пользы и выгоды.
Еще дальше замыслы преобразователей шли в вопросе о коммунах. В них усматривали зачатки будущего мирового коммунистического устройства. Надо отметить, что в период империалистической и гражданской войн коммуны возникали самопроизвольно. Они, как правило, включали людей, имеющих какой-то критерий общности (выходцы из одной местности; принадлежащие к одной профессии; родственники). Объединения преследовали цель прокормления, многие коммуны составляли горожане. С улучшением продовольственного положения такие коммуны стали исчезать.
Некоторые теоретики партии, наблюдая отказ людей от коммунального способа ведения хозяйства и коммунального способа жизни в целом, делали попытки остановить этот процесс, "раскрыть глаза слепым", не видящим своего очевидного счастья. При этом упор делался на, казалось бы, совершенно очевидные и понятные всем выгоды. Ну, например, нет у крестьянина лошади, а есть сбруя, почему бы не объединиться ему с тем, у кого есть лошадь? Или отдельные наделы. Ведь сколько труда надо, чтоб их нарезать. А сколько земли пропадет под межами? Ведь если на этой земле вырастить хлеб по всей стране, говорил Преображенский, то его хватит, чтоб кормить население Москвы и Петрограда в течение двух с половиной лет по фунту в день!
Или польза от машин и агрономических знаний. "Машина приучит к порядку, а агроном будет лень вышибать: сегодня одну полезную работу покажет, завтра другую. Если от полевых работ время останется, то научит, как по-настоящему за скотом ходить, как откармливать породистых свиней, как коров держать в стойлах, на выгон не гонять" [72, с. 9]. Деревенская коммуна — это "работать в поле в два раза меньше, а собирать урожай в два раза больше" [72, с 10]. При коллективной работе нельзя будет учесть - кто сколько наработал, да это и не нужно: все будут брать по мере необходимости, а других забот ни у кого не будет - не будет личных огородов, а будет общий, не будет отдельных кухонь, а будет общая столовая и т. д.
Все было логически состыковано в этих проектах. Не учитывали они только одного — готовности крестьянина прервать цепь традиционного способа жизни и труда, отказаться от опыта предков, забыть свои вчерашние заботы и начать все как бы с чистой страницы. Не учитывали они и разумной осторожности человека, жизнь которого всегда зависела, да и продолжала зависеть, от того, не побьет ли град посевы, не сожжет ли их солнце в засушливое лето, не падет ли скотина, не рассердится ли на небогатого зажиточный сосед и не оставит ли весной просьбу о займе хлеба без ответа. Взамен этого сложного, веками вырабатываемого, по крупицам передаваемого от отца к сыну и тщательно хранимого опыта и знания предлагалось новое, неизвестное, часто не выдерживавшее не то что критического отношения, но даже и заинтересованного вопроса. Когда придет в село машина и плуг? Когда появится агроном, который многому может научить и действительно просветить крестьянина? Когда будут проведены землеустроительные работы, чтоб не было между людьми обид, а значит, не нарушился бы сложный, противоречивый, но знакомый и привычный мир человеческих связей, в котором, может, и не дадут помереть, случись что? На все эти вопросы ответов не было, а призывам и обещаниям крестьянин в массе своей не верил.
Конечно, были коммуны "по убеждению". Обратимся, например, к описанию такой коммуны одним из вождей компартии большевиков Украины Д. Лебедя. В 69 верстах от Харькова в 1922 году был организован коллектив из 15 "незаможных" семей. (Надо сказать, что процент бедняков на Украине был довольно высок. Всего их число составляло в 1924 году 682 000 человек. При этом в аппаратах управлении Комитетов "незаможных" селян — украинском эквиваленте комбедов — насчитывалось около 70 000 человек: соотношение со всеми бедняками - 1 к 10.) [61, с. 10, 13].
На ссуду крестьяне приобрели лошадей и коров, получили плуг, трактор обработал им 60 десятин. 2 года, сообщал Лебедь, коммунары не могли получить ответ на бумагу о строительном лесе. Отчаявшись, они самовольно из ближнего леса привезли бревна и построили небольшой барак с общей кухней. Летом переселялись в шалаши. "Я наблюдал, — пишет Лебедь, — это помещение в момент проливного дождя и холодного ветра — картина безобразная. За широкими столами и на них, на скамьях вокруг стен и возле печи — всюду приютились дети и женщины. От скученности воздух теплый; здесь же рядом обедают отдельные семьи, а другие готовят обед. Толкотня, грязь, шум детей, кухонные разговоры женщин вокруг печи - все это превратило кухню-коммуну в какой-то барак, куда на время забрались ищущие хотя какого бы то ни было помещения" [61, с. 60]. Лебедь отмечал, что коммунары гордятся тем, что между ними нет ссор, и мечтают о времени, когда смогут учиться грамоте. "Этот пример коммунализации быта под стать для назидания многим и многим из культурных городов" [61, с. 61], следует резюме.
Агитация за коммуны шла полным ходом. В деревни выезжали представители власти, публиковались специальные книги и брошюры. Писали их нарочито примитивным языком, дабы они были "понятны" народу. Это стремление авторов упростить реальные сложности жизни до сюжета детской сказки показывало в лучшем случае их незнание подлинных проблем деревни, в худшем — говорило о снисходительно-презрительном отношении к крестьянству, которому предлагалось прочитать о некоем подобии действительности под маркой высшего достижения революционной мысли. Приведем выдержку из "литературы" такого рода.
В деревню после Октября возвращается высланный царскими властями крестьянин и предлагает землякам организовать коммуну. "Вся наша деревня должна превратиться в одну семью, - говорит он собравшимся, - будем мы все между собою, как братья. Мы будем жить, как дети одного отца, а отцом сделаем деревенский совет. Дедушка будет Волостной совет, а прадедушка - уездный совет, четвертое поколение нашего семейства будет губернский совет, а пятое - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, гпава над всеми советами. Мы будем из себя представлять как бы разумных детей одного отца, а отец будет заботиться о детях, а мы без его спроса и разрешения делать ничего н будем, если видим, что все идет правильно, как должно быть..." "Ловко ты объясняешь!" — в восторге крикнул Клим.
— Дети наши должны быть одинаковы, — продолжал Дмитрий. — Если обуты, так все обуты, а если разуты, так все разуты. Точно так же отцы и матери должны делить все поровну: всем, так всем по платью, а никому, так никому. Вот тогда у нас никто завидовать друг другу не будет и ругаться между собою никто не будет, потому что ругань происходит из-за ненависти друг к другу [81, с. 10,12-13].
В стремлении революционной власти всеми возможным способами пропагандировать и способствовать распространению коммун был и серьезный классовый смысл, о котором откровенно пишет Е. Преображенский. Бедноту, говорит он, нужно "собрать в кулак", так как она распылилась с роспуском в деревнях комбедов[7]. Объединившись в коммуны, поддерживаемые государством, беднота станет экономически более сильной, чем кулак и середняк, что создаст прочную базу установления диктатуры пролетариата в деревне [70, с. 21].
Впрочем, уже тогда, в период "военного коммунизма", Бухарин и Преображенский не преувеличивали значение экономических форм борьбы с кулачеством. "Кулак вступили в революцию, — отмечали они, — окрыленный самыми розовыми надеждами и предчувствиями, а вышел из нее общипанным даже на ту часть своей собственности, которой он располагал до революции. Кулачество до своей полной ликвидации неизбежно должно выступать в качестве непримиримого врага пролетарского господства и его земельной политики и, в свою очередь, может ожидать от Советской власти лишь самой беспощадной борьбы со своими контрреволюционными попытками. Не исключена возможность и того, что Советской власти придется проводить планомерную экспроприацию кулачества..." [19, с. 174].
Кандидатами в кулаки при известном развитии событий могли стать и крестьяне, которые в 1918-1920 годах начали активно выселяться на хуторы и отруба[8] с целью свободного индивидуального хозяйствования. Хутора и отруба с организационно-производственной точки зрения представляли, несомненно, более прогрессивный тип хозяйствования, чем община с ее бесконечными переделами, уравнительскими тенденциями, неуверенностью крестьянина как хозяина в полноте своих прав. "На хуторах и отрубах, - пишет В. В. Кабанов, — урожай был, как правило, выше. Так, если в общинных хозяйствах Смоленской губернии в 1913 г. урожай ржи достигал 55 пудов с десятины, то на хуторах - 65 пудов. Обследование 35 хуторов в Тульской губернии в 1920 году показало, что, несмотря на полный неурожай в окрестных селах, хуторяне собрали урожай лишь несколько меньший, чем в прошлые годы" [45, с. 77] .
К 1920 году стремление населения перейти к хуторскому и отрубному землепользованию достаточно ясно выявилось в 20 губерниях, особенно на севере и северо-западе страны. Однако официальная реакция Наркомзема на это явление была отрицательной. В. И. Ленин и М. И. Калинин, помогая крестьянам-хуторянам в отдельных случаях, своего позитивного отношения к этому явлению в целом не проявили [45, с. 77]. Утвердившийся к 1920 году в деревне строй, по мнению крестьян, говорит В. И. Ленин, является "идеальным" капитализмом [3, т. 37, с. 322]. Но возникновение массы крупнотоварных ферм, как следствия развития в этом направлении, вождь Октября считал регрессом в сравнении с перспективой коллективизации. В дальнейшем, как известно, жизнь заставила Ленина отказаться от этих взглядов и принять идеи кооперации.
Что определяло и делало прочной веру в то, что развитие сельского хозяйства должно быть именно крупноколлективистским, а не иным? Очевидно, что ответ на этот вопрос будет различен в зависимости от того, чье сознание имеется в виду: одно дело — вера теоретиков-революционеров и другое - низовых организаторов или бедняцких масс. Попробуем кратко ответить на этот вопрос применительно к деревенскому пролетариату. При этом сразу отодвинем в сторону ставшую привычной в современной литературе и публицистике фигуру бедняка-люмпена[9]. Априори согласимся с тем, что пьяницы и лодыри, часто хватавшиеся за власть с целью паразитирования или удовлетворения собственного тщеславия (равно как иногда привлекаемые властями для манипулирования или насилия над основной массой крестьянства), не исчерпывали всего бедняцкого слоя. В среде бедняков много было таких, кто не имел исходных возможностей вырваться из нищеты без помощи государства.
Провозглашение Декретом "О земле" основного средства производства "общенародным достоянием" в тех условиях означало уравнительное распределение. Его нужно было проводить в государственном масштабе землеустроительным органам. Однако их малочисленность, часто низкая квалификация не давали даже надежды на быстрое устройство дела. (Проблема эта в масштабах государства не была решена в течение 20-х годов.) Оставался путь самостоятельного передела земли. Однако зажиточные слои деревни, как правило, передела не хотели и излишки возвращать не собирались. Конечно, даже при этих условиях "крестьянская беднота" (пролетарии и полупролетарии) превратились, в очень большом числе случаев, в середняков" [3, т. 43, с. 218]. Но все же процент неимущего трудолюбивого бедняцкого меньшинства был значителен. Оно получало либо худшие земли (кроме прочего, остававшиеся, как то было определено законом "О социализации земли", после отхода лучших земель в совхозы и коммуны), либо должно было само определяться в коммуны или наниматься в совхозы. Более того, в разных регионах страны значительные массы крестьянства были безлошадны. Длившееся семь лет разорение хозяйства, гибель миллионов мужчин значительно увеличили слой бедняков и тяготы бедняцкой жизни. Получавший землю безлошадный бедняк часто не знал, как ей распорядиться. Привычным для него путем был найм к зажиточному середняку или кулаку, а когда это было разрешено властью — не только найм, но и сдача в аренду собственного участка[10].
Другим путем было объединение в коммуны, тем более что здесь обещалась государственная поддержка. Сегодня, когда в значительной мере развеяны иллюзии "снов Веры Павловны" и жизнь отвергла фантастические проекты "коммунизации производства и быта", сложно понять ценность тех "позитивных" моментов, которые выпячивались агитаторами за коммуны. Вряд ли понимали их и бедняки. Они в меньшинстве — либо могли слепо верить, что будет именно так, либо — в основной массе, полагаясь на свой здравый смысл, а также от невыносимости реальной жизни могли согласиться на этот диковинный опыт. (Как косвенное подтверждение этого мнения отметим, что в изданный в марте 1919 года Декрет СНК "О потребительских коммунах" через три с небольшим месяца из-за непопулярности термина "коммуна" было внесено изменение - "потребительские общества".)
Основная масса, получив землю и пополнив средства производства, прочно встала на путь развития мелкотоварного хозяйства с тенденцией к его все более полному кооперированию. Для этого в стране с начала века было сделано очень много. Однако кооперация в том виде, в каком она пребывала до Октября, партией большевиков не принималась и третировалась как буржуазно-торгашеская. Идеалом считался непосредственный безденежный обмен продуктов промышленности на продукты сельского хозяйства под эгидой государства и при помощи кооперации как фискально-распределительного аппарата. Эту установку крестьянин-товаропроизводитель и кооператор принять не могли. Вот почему с начала 1918 года вопрос о судьбе кооперации также стоял в повестке дня.
* *
*
- Взявши конец веревки с переднего гроба на плечо, Елисей уперся и поволок, как бурлак, эти тесовые предметы по сухому морю житейскому. Чиклин и вся артель стояли без препятствий Елисею и смотрели на след, который межевали пустые гробы по земле. - Дядя, это буржуи были? - заинтересовалась девочка, державшаяся за Чиклина. - Нет дочка, - ответил Чиклин. - Они живут в соломенных избушках, сеют хлеб и едят с нами пополам".
А. П. Платонов. "Котлован"
[1] См. Кондратьев Н. Д. По пути к голоду // Большевики у власти. Петр., М., 1918. [2] С июля по конец 1918 года в 16 губерниях Европейской части Российской Федерации в деревне произошло 129 восстаний, в подготовке которых значительную роль играли левые эсеры. См.: Давыдов M. И. Борьба за хлеб. М., 1971, с 96-97. [3] 3ам. наркома продовольствия в 1918—1922 годах M. Фрумкин писал: "Комитеты бедноты, пополненные в производящих губерниях выходцами из голодающих губерний, захватившие власть в свои руки, старались (и небезуспешно) минувшей осенью и зимой распределять товары между менее обеспеченными группами, местами совершенно лишая более состоятельные группы деревни всякого снабжения". Германов Л. (M. Фрумкин). Товарообмен, кооперация и торговля // Четыре года продовольственной работы. M., 1922, с 68. Проведя обстоятельный анализ нашей продовольственной политики, Фрумкин делает вывод: никакого товарообмена, несмотря на провозглашенный партией лозунг, у нас в деревне не было. Провал этой кампании расценивается им как неудача политики "военного коммунизма". Однако иного мнения был активно занимавшийся в это время аграрным вопросом Г. Зиновьев. В том, например, что дети зажиточных крестьян голодают, в то время как детям бедняков "хлебца дают", он видит акт высшей справедливости. См.: Зиновьев Г. Крестьяне и Советская власть. M., 1920. С. 44. [4] См.: Известия ЦК РКП (б). 1920. №21. [5] Аграрная политика, а в тех условиях — борьба за хлеб, не может быть до конца правильно понята и верно оценена без более широкого взгляда на коренной вопрос событий 1918—1921 годов — вопрос о власти. Как показывают исследователи сегодня, Ленин и партия большевиков то прекращали, то возобновляли борьбу с левыми эсерами и меньшевиками, пользовавшимися в начале 1918 года значительно большей поддержкой масс, если судить по выборам на III Всероссийский съезд Советов, собравшийся в конце января 1918 года через неделю после разгона Учредительного собрания. Политические разногласия между левыми партиями на фоне общей дестабилизации положения в стране вскоре вылились в кровавые столкновения. Так, после расстрела эсерами большевистского ревкома в Ярославле и перехода власти к избранному рабочими города левоэсеровскому Совету в дело вступили ЧК и преданные большевикам армейские части. Выполняя требование Троцкого — немедленно изгнать из всех Советов депутатов – эсеров, в Ярославле, Рыбинске, Костроме и других волжских городах. Оказываемое сопротивление подавлялось "с невиданной до толе жестокостью: обстрел центра города вели из пушек, что вызывало большие жертвы среди мирного населения, разбили и сожгли Демидовский лицей и почти всю его уникальную библиотеку" (см. статью В. Сироткина "Шестое июля" в Учительской газете от 6 июля 1989 года). [6] По сведениям, приведенным В. В. Кабановым, к концу 1920 года в стране насчитывалось 10,5 тысяч колхозов, объединявших 131 тысячу крестьянских дворов с площадью в 1,2 миллиона гектаров. И по количеству дворов, и по земельной площади удельный вес колхозов составлял 0,54 %. При этом почти все колхозы и коммуны образовывались на бывшей помещичьей земле: свои земли крестьяне почти не объединяли. Часто мотивом для объединения в коммуну служило то, что ей отводилась лучшая помещичья земля [45, с. 83]. [7] В России комбеды были распущены уже в декабре 1918 года, когда они выполнили свое назначение. На Украине комбеды — комитеты незаможных селян — были созданы в 1922 году, но, очевидно, учитывая опыт борьбы за власть в деревне в России в 1918 – 1922 годах, их не распускали до самого завершения коллективизации. [8] Отруба в отличие от хуторов означали, что крестьянин не сосредотачивает всю землю в обособленном участке, а продолжает пользоваться находящимися в общем владении угодьями — выгонами, лесными участками, заливными лугами и пр. [9] Такое отвлечение, безусловно, не означает, что среди бедняков не было слоя деклассированных элементов: он был и мог быть только в среде бедняков. Слой этот, действительно, был достаточно широк. Свидетельство тому — выступление на XIV съезде ВКП(б) в 1925 году С. Коссиора, который говорил: "Разве вы не знаете, что среди бедноты есть определенный процент таких, которые вообще ничем не занимаются, которых попросту можно назвать лодырями? Эти лодыри больше всего кричат о том, что мы ведем кулацкую политику". См.: XIV съезд ВКП(б). Стенографический отчет, 1926, с. 313. [10] Аренда и найм, как свидетельствуют историки, не исчезали и в 1918—1921 годах. Изменились лишь формы найма, исчезли явные формы. Часто положение было таково, что не бедняк нанимался к зажиточному, а, наоборот, зажиточный крестьянин брался обрабатывать исполу надел бедняка своей лошадью и орудиями труда. По оценка В. В. Кабанова, "...местные органы проявили большую, чем центральные, гибкость в оценке новых явлений в деревне. В то время как центр руководствовался установкой на уничтожение наемного труда как незыблемого принципа социализма, на местах сталкивались с разнообразными формами его проявления, в том числе такими, которые не носили эксплуататорского характера или не выглядели таковыми со всей очевидностью. В частности, именно местные органы вставали здесь на единственно верный путь, не дожидаясь указали сверху, на путь регулирования цен найма — сдачи рабочей силы" [45,c 135]. |
|||||
|