Доклад В.В. Старовойтова «Глубинный психоанализ Шандора Ференци: основные идеи и философский контекст», 22 июня 2021 г.
Доклад В.В. Старовойтова «Глубинный психоанализ Шандора Ференци: основные идеи и философский контекст»
22 июня 2021 г.
В.В. Старовойтов Глубинный психоанализ Шандора Ференци: основные идеи и философский контекст
В докладе будет представлена интеллектуальная биография и основные идеи влиятельного венгерского психоаналитика Шандора Ференци (1873–1933). Ученик и сподвижник З. Фрейда, Ференци подверг критике ряд положений и технических принципов классического психоанализа. Его «Клинический дневник» (1932), недавно переведенный на русский язык, считается одной из лучших книг по клиническому психоанализу ХХ в. Будучи убежден в обратимости всех психических процессов, которые не являются наследственными, Ференци пытался разработать технику, которая позволяла бы пациентам преодолеть расщепление личности через осознание ими полученной травмы и перенесение ее в прошлое в виде воспоминания. Автору «Дневника» принадлежит идея о том, что индивидуальный фактор в психотерапии, под которым он подразумевал, прежде всего, личность самого врача, характер его переживаний и то, как он их выражает, зачастую влияет на пациента сильнее, чем назначенное лекарство. Нарушая установленное Фрейдом табу, Ференци допускал физические контакты с пациентами. Разработанный им метод «взаимного анализа» практиковался в ХХ в. некоторыми аналитиками. Кроме того, Ференци внес фундаментальное изменение в толкование сновидений, отказывшись от фрейдовского постулата о сновидении как осуществлении желания и заменив его гипотезой, согласно которой сновидение является попыткой преодоления и разрешения травматических переживаний благодаря ослаблению во сне критической способности и преобладанию принципа удовольствия. «Клинический дневник» содержит интересные философские размышления о природе человеческой психики, социальных процессах и самом мироустройстве. Выделяя мужское начало (стремление к самоутверждению) и женское (влечение к примирению), Ференци рассматривает их как два фундаментальных принципа бытия.