Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013 год
Главная страница » » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2013 год

2013 год

Важнейшие результаты

Выявлено своеобразие подходов мыслителей России, Запада, дальневосточной (главным образом, китайской), индийской и исламской цивилизаций к общетеоретическим проблемам соотношения философии и науки. Поставлены проблемы необходимости расширения горизонтов философии и науки и выработки новых стратегий научно-технического и цивилизационного развития, а в связи с этим и новых ценностей и мировоззренческих ориентиров, условием формирования которых должен стать диалог культур (Философия и наука в культурах Востока и Запад / Под ред. М.Т.Степанянц).

 

Серьезным изъяном современной системы школьного и вузовского образования является его европоцентристский характер. Сотрудниками Сектора и Института под руководством М.Т.Степанянц разработано новаторское учебное пособие «Диалог культур» для школьников старших классов. Задача курса – познакомить подрастающее поколение с ценностными основаниями китайской, буддистской, исламской, западной, российской цивилизаций и их соотнесенностью с узловыми концептами современного мирового культурного диалога. (Диалог культур: Прогр. учебн. курса для 9-10 кл. негосударств. общеобразоват. учреждений ОАО «РЖД» / Под ред. М.Т.Степанянц).

 

Впервые представлена в целостном виде история философии эпохи Хань, проанализированы основные школы и направления. Показано, что если в предшествующий период философия шла по пути разделения на различные философские направления (соперничество «ста школ»), то в эпоху Хань требовалась единая унифицированная идеология, поддерживающая государственные институты, которой стало ханьское конфуцианство, соединившее в себе идеи легизма, натурфилософии, ицзинистики, даосизма (Анашина М.В. Философия эпохи Хань: Учебн. пособие.).

 

Проанализирован ключевой термин онтологического учения поздних моистов – «объект» (ши). Высказано предположение о том, что поздние моисты предоставили альтернативную по отношению ко всей остальной древнекитайской философской мысли онтологическую теорию, основанную не на представлении о воздухоподобной первосубстанции-ци, трансформации которой порождают разные по качеству вещи (традиционные идеи), а на понятии «свойства» (цзянь-байли или чжуан). Показано, что эта онтология не вводит никакую специальную субстанцию, а оперирует понятиями «мест» и совместимостью или несовместимостью различных качеств в одном и том же месте (Рыков С.Ю. Некоторые особенности понимания «объекта» (ши) поздними моистами).

 

На примерах программных лозунгов некоторых японских компаний и деклараций бизнес-сообществ, прослежены и рассмотрены мыслительные парадигмы и традиционные ценности, с которыми связаны формулировки идей социальной ответственности в Японии (Кареловa Л.Б. Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии // Япония. Ежегодник 2013. М., 2013. С. 89–100). Проанализированы механизмы культурной адаптации национальной духовной традицией импортируемых научно-технических знаний в Японии XVII–XIX вв. (Карелова Л.Б. Некоторые особенности развития науки и техники в Японии XVII–XIX вв. в контексте национальной духовной традиции).

 

Впервые переведен на русский язык важный отрывок одного из ключевых санскритских текстов индийской философии по проблеме субъекта – «Пудгала-винишчаи»  ученого-энциклопедиста Васубандху (IV в.), а также отрывок из единственного дошедшего до нас комментария той эпохи, написанного Яшомитрой в утраченной традиции саутрантики. Дополнена и развита концепция, согласно которой в буддийской онтологии субъект является частью субъект-объектного комплекса, а не противопоставляется объекту. На новом для российского востоковедения материале реконструирован механизм и процесс древнеиндийского полемического мышления, предвосхищающего «коперниканский переворот» в философии (Титлин Л.И. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады; Титлин Л.И. Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса).

 

Монографии и коллективные труды

  1. Сравнительная философия. Философия и наука в культурах Востока и Запад / Под ред. М.Т.Степанянц. М.: Наука – Вост. лит., 2013. 357 с. (Сер. «Сравнительная философия»). (Гриф ИФ РАН,  22, 5 п.л., 500 экз., 60х90 1/16, ISBN 978-5-02-036538-4).
  2. История философии. 2013.  № 18 / Под ред. Л.Б.Кареловой.  М.: ИФ РАН, 2013. 314 с. (Гриф ИФ РАН,  20 п.л., 1000 экз., 60х84 1/16, ISSN 2074-5869, /arhive.htm).

Учебные издания

  1. Анашина М.В. Философия эпохи Хань. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2013. 101 с. (Гриф ИФ РАН,  4, 82 п.л., 500 экз. , 60х84 1/16, ISBN 978-5-9540-0249-2, /arhive.htm).


Научные статьи

  1. Ефремова Н.В. О некоторых аспектах авиценновской эпистемологии //Философия и наука в культурах Востока и Запада / Под ред. М.Т.Степанянц. М.: Наука – Вост. лит., 2013. С.294-300. 0, 5 п.л. (ISBN 978-5-02-036538-4).
  2. Ефремова Н.В. Политический идеал аль-Фараби // История философии. 2013. №18. М.: Институт философии РАН.2013. С.176-199. 1,2 п.л. (ВАК, РИНЦ, ISSN 2074-5869, /arhive.htm).
  3. Карелова Л.Б. Некоторые особенности развития науки и техники в Японии ХУП-ХIХ вв. в контексте национальной духовной традиции // Сравнительная философия: Философия и наука в культурах Востока и Запада. Вып. 4. М.: Наука – Вост. лит., 2013. С.246-255 (ISBN 978-5-02-036538-4).
  4. Карелова Л.Б. Эволюция учения об отплате за благодеяния в японской буддийской мысли и его роль в становлении трудовой этики //  История философии, 2013. № 18.М.: ИФ РАН, 2013. С.131-145 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2074-5869, /arhive.htm).
  5. Кареловa Л.Б. Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии // Япония 2013. Ежегодник. М.: «АИРО–ХХI», 2013. С. 89-100 (Всероссийская ассоциация японоведов, http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=176&Itemid=80).
  6. Кулагин  И.В. Шиитский ислам и имамат в современном Иране //  История философии, 2013. № 18.М.: ИФ РАН, 2013. С.200-210 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2074-5869, /arhive.htm).
  7. Лобанов С.В. Две парадигмы монизма в интерпретации «Бхагавадгиты»: Шанкара и Абхинавагупта //  История философии, 2013. № 18.М.: ИФ РАН, 2013. С.40-58 (ВАК, РИНЦ, ISSN 2074-5869, /arhive.htm).
  8. Лобанов С.В. Концепция происхождения индийской науки Фрица Сталя// Вопросы философии.№ 6.2013. С.108-117 (ВАК, РИНЦ, ISSN 0042-8744).
  9. Лысенко В.Г.  Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные   свойства» и «квалия»" (по "Абхидхармакоша-бхашье" Васубандху) // Сравнительная философия: Философия и наука в культурах Востока и Запада. Вып. 4. М.: Наука – Вост. лит., 2013. С. 149-160 (ISBN 978-5-02-036538-4).
  10. Рубец М.В. Когнитивные особенности китайской культуры и языка. // Психология и психотехника. 2013. №11 (62). С.1120-1133.
  11. Рыков С.Ю. Некоторые особенности понимания «объекта» (ши) поздними моистами // Сравнительная философия: Философия и наука в культурах Востока и Запада. Вып. 4. М.: – Вост. лит.,  2013. С. 224–234 (ISBN 978-5-02-036538-4).
  12. Рыков С.Ю. Некоторые особенности моистской логики // История философии №18, М., ИФ РАН, 2013. С. 89–130 (ВАК, РИНЦ,  ISSN 2074–5869) (статья написана при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 12-03-00167 «Теория познания и логика в древнекитайской философии»)).
  13. Северин М.А. Дискуссия о субъекте и субъективности («я») в современных исследованиях сознания: компаративный подход.  История философии. № 18. М.: ИФРАН, 2013. С.268-290.
  14. Степанянц М.Т. Расширяя границы философии и науки // Вопросы философии/ 2013.  № 2. С. 75 – 88  (ВАК, РИНЦ, ISSN 0042-8744).
  15. Степанянц М.Т. Ум, верность, воля // Сознание. Практика. Реальность. Памяти Нины Степановны Юлиной.     М.: Канон-Плюс. 2013. С. 289-293 (ISBN 978-88373-356-6).
  16. Степанянц М.Т. Расширяя горизонты философии и науки. Предисловие // Философия и наука в культурах Востока и Запада. Вып. 4. М.: Наука – Вост. лит., 2013 . С. 7-27  (ISBN 978-5-02-036538-4).
  17. Титлин Л.И. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады // История философии. М.:  ИФ РАН, 2013. № 18. С. 15-40 (ВАК, ISSN 2074–5869).
  18. Marietta Stepanyants. Zerdüştlüğün İslâm’la Karşılaşması // İslami Araştırmalar (Journal of Islamic Research). Ankara. 2012, Vol. 23, N 2, Pp. 89-99 (Trans. in Turkish by Cahid Kara) (В отчете за 2012 г. не  была включена).
  19. Marietta Stepanyants. Contribution of Non-western Cultures to the Ecological Civilization Construction //. The Second Conference of World Cultural Forum.  “Strengthen International Cooperation to Build an Ecological Civilization”. A Collection of Paper Abstracts by Experts and Scholars from China and Abroad. 2013, Suzhow (China). Pp. 56-58.
  20. Marietta Stepanyants.  Recent Philosophizing as Reengaging Culture as Way of Life // Culture and Philosophy as Ways of Life in Times of Global Change. Pre-World-Congress of Philosophy. Athens (August 1-3, 2013). Abstracts.  Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2013. P. 60.
  21. Титлин Л.И. Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса // Философия и культура. М.: NOTA BENE (ООО «НБ-Медиа»), 2013. № 1. С. 30-49. (в рамках проекта при поддержке РГНФ №12-33-01431 «Исследование буддистской концепции "я" на материале "Пудгала-винишчаи" Васубандху»). (ВАК, РИНЦ, ISSN 1999-2793, http://www.nbpublish.com/cart.php?add_to_cart=22838&price=0.99&return_to=/fkmag/mag_contents_1_2013_22835.html).

Переводы

  1. Шарль Маламуд. «Чернота письма» / Пер. с французского В.Г.Лысенко// Вестник РГГУ. Исторические науки. История / Studia classica et mediaevalia. 2013.  № 17 (октябрь). С.142-170. (ВАК, ISSN 1998-6769 http://rggubulletin.rggu.ru/binary/2629089_44.1382437160.28386.pdf).
  2. Прашастапада. Падартхадхарма-санграха. Шридхара. Ньяя-кандали / пер. с санскрита В.Г.Лысенко // Свет дхармы: Антология традиционной индийской философии / Сост., вступит. ст., общ. ред. С.В. Пахомова. СПб.: Амфора, 2013. С. 364-412 (ISBN 978-5-367-02823-2).
  3. Ван Цин. Становление «японской философии» и «китайской философии» / Пер. с японского Л.Б.Кареловой // История философии. 2013. №18. М.: Институт философии РАН.2013. С. 71-88  (ВАК, ISSN 2074–5869).

Доклады, тезисы, выступления

  1. Карелова Л.Б. Проблема модернизации Японии и межкультурное взаимодействие// Межкультурная коммуникация: современная теория и практика (Материалы УП Конвента РАМИ, сентябрь 2012 г.). М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2013. С. 92-99 (ISBN 978-5-7567-0700-7, http://www.mgimo.ru/files2/y05_2013/238120/rami2_intercult.pdf)
  2. Marietta Stepanyants. Contribution of Non-western Cultures to the Ecological Civilization Construction //. The Second Conference of World Cultural Forum.  “Strengthen International Cooperation to Build an Ecological Civilization”. A Collection of Paper Abstracts by Experts and Scholars from China and Abroad. 2013, Suzhow (China). Pp. 56-58
  3. Marietta Stepanyants.  Recent Philosophizing as Reengaging Culture as Way of Life // Culture and Philosophy as Ways of Life in Times of Global Change. Pre-World-Congress of Philosophy. Athens (August 1-3, 2013). Abstracts.  Washington: The Council for Research in Values and Philosophy, 2013. P.60

 
Научно-популярные статьи

  1. Ефремова Н.В. (в соавторстве с Ибрагимом Т.К.). Жизнь пророка Мухаммада// Научно-популярный альманах / Мавлид ан-Набий. № 6. М.: Издательский дом «Медина». 2013. С.4-18. – 1,0 п.л. (ISBN 978-5-9756-0042-4, http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?5591).
  2. Лысенко В.Г.  Путешествие в Индию: вызовы инаковости// Русская антропологическая школа. Труды. Выпуск 13. М.:Издательство РГГУ, 2013. С.168-183 (ISSN 2223-9340, https://docs.google.com/file/d/0B8EPd08Q2h18QzdGdXdIaEhMLTQ/edit?usp=sharing&pli=1).
  3. Степанянц М.Т. Культура как фактор  безопасности страны // Интервью в разделе «Кредо», «Независимая газета» за 23.04.2013.


Рецензии, обзоры

  1. Карелова Л.Б. Японская философия в контексте интернационального философского диалога // История философии. 2013.  № 18.. М.: Изд-во ИФ РАН, 2013. С. 291-297. (ВАК, ISSN 2074–5869).
  2. Северин М.А. Дискуссия о субъекте и субъективности («я») в современных исследованиях сознания: компаративный подход // История философии. 2013. № 18.. М.: Изд-во ИФ РАН, 2013. С. 291-296. (ВАК, РИНЦ,  ISSN 2074–5869).

 

Учебные материалы

  1. Анашина М.В. Китайская цивилизация // Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». / Под ред. М.Т.Степанянц.М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте», 2013. С. 41-66 ( ISBN  978-5-89035-686-4, http://www.umczdt.ru) (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  2. Ефремова Н.В. Мусульманская цивилизация // Диалог культур. Программа учебного курса. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». 2013. С. 67-87. – 1,0 п.л. ( ISBN  978-5-89035-686-4, http://www.umczdt.ru) (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  3. Лысенко В.Г. Буддийская цивилизация// Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». / Под ред. М.Т.Степанянц.М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте», 2013. С. 21-40 ( ISBN  978-5-89035-686-4, http://www.umczdt.ru) (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  4. Степанянц М.Т. Планетарная значимость диалога культур // Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте». 2013. С. 13 - 16  (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  5. Степанянц М.Т. Методы ведения диалога культур// Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте». 2013. С. 16–20 (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  6. Степанянц М.Т. Реакция стран Востока на глобализацию// Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте». 2013. С. 141–144  (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").
  7. Степанянц М.Т. Проблемное поле современного диалога культур // Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте». 2013. С. 144–170 (в рамках Соглашения о сотрудничестве между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Институтом философии Российской академии наук по реализации Программы поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО "РЖД" и создания "школ диалога культур").

 

Перечень рецензий и отзывов на работы сектора, в том числе и прошлых лет

  1. Воробьева-Десятовская М.И. Островская Е.П. Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М.Т.Степанянц; Ин-т философии РАН // Письменные памятники Востока. № 2 (17). 2012. С. 357-363.
  2. Островская Е.П. В.Г. Лысенко. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (медленное чтение) [тексты] (Е.П.Островская) // "Письменные памятники Востока"N1(16), ВЕСНА – ЛЕТО,2012. С.278-281.
  3. Бурмистров С.Л. Индийская философия: энциклопедия  / Отв. ред. М.Т.Степанянц; Ин-т философии РАН // Письменные памятники Востока. № 2 (17). 2012. С. 353-356.
  4. Отзывы рецензентов к.ф.н. Канаевой Н.А. и к.ф.н Кареловой Л.Б. на  книгу Анашиной М.В. Философия эпохи Хань. Учебное пособие. М.: Издательство ИФ РАН, 2013. 5 а. л.
  5. Отзывы рецензентов д.ф.н. Бурова В.Г. и д.соц.н. Чугрова С.В на  выпуск журнала «История философии». 2013. № 18.. М.: Изд-во ИФ РАН, 2013.
  6. Умар-хазрат Идрисов. Рецензия на книгу Н.В.Ефремовой и Т.К.Ибрагима «Священная история согласно Корану: доисламские древности». – М. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2010. – 564 с. // Журнал «Минарет» № 3-4 (25-26) 2010.
  7. Рецензия председателя Совета старейшин ДУМНО Умара-хазрата Идрисова на книгу Н.В. Ефремовой и Т.К. Ибрагима «Священная история согласно Корану: доисламские древности». – М. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2010. – 564 с. // ИД «Медина», 26.03.2012, http://www.idmedina.ru/reviews/?4411.
  8. Кеворкова Н. Рецензия на книгу Н.В.Ефремовой и Т.К.Ибрагима «Жизнь пророка Мухаммада». М: Ладомир, 2009 // Газета. № 25, 12 февраля 2010.