Институт Философии
Российской Академии Наук




  Этическая концепция Жана Набера
Главная страница » » Этическая концепция Жана Набера

Этическая концепция Жана Набера

Этическая концепция Жана Набера.

 

О.И. Мачульская 

 

 

Набер Жан (1881-1960) – французский философ, представитель рефлексивной философии, размышлявший над этическими проблемами. Рефлексивный метод Набера предполагает осуществление философского анализа в двух направлениях. С одной стороны, это собственно рефлексивная процедура, в ходе которой конечное сознание открывает свою принадлежность к универсальной целостности, познающей себя с его помощью. С другой стороны, это трансцендирование, в процессе которого мыслящее «я» преодолевает собственную единичность и становится конституирующим сознанием, творческим субъектом, привносящим ценности в мир. Применение рефлексивного метода к анализу опыта субъекта показывает, что изначальными данными сознания являются чувства вины, краха и одиночества. Человек испытывает состояние вины, переживая несовершенство собственной личности. Необходимость преодолевать сложившиеся моральные нормы, нести бремя риска и ответственности за свой выбор сопровождается острым ощущением вины и страдания. Исследование данных опыта позволяет перейти к концепции исходного утверждения, знаменующего обретение человеком личностной идентичности и представляющего собой напряженное взаимодействие чистого и реального сознаний. Чистое сознание, устремляющееся к абсолютным ценностям, обладает императивной силой и является источником нравственных норм. Реальное сознание следует призыву чистого сознания к воплощению идеалов и побуждает субъекта совершать нравственные поступки. Подобно И. Канту, Набер отстаивает принцип автономии воли в морали и идею прорыва из сферы необходимости в сферу свободы посредством нравственности. Эпопея странствия сознания завершается обязанностью экзистирования: проходя путь утверждения собственного «я» и реализации моральных ценностей в мире через свободу, личность обретает подлинное существование в экзистенциальном смысле. Сознание проникается идеей абсолютного, истоки которой лежат в самой структуре человеческой субъективности. Идея экзистирования как высшего морального достижения личности венчает собой этическую систему Набера.