Институт Философии
Российской Академии Наук




  Статьи (2000-2019)
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Мотрошилова Неля Васильевна » Статьи (2000-2019)

Статьи (2000-2019)

СТАТЬИ Н.В. МОТРОШИЛОВОЙ

В ЖУРНАЛАХ И СБОРНИКАХ

ЗА 2000–2019 гг.

2018

  • Ханна Арендт и Хайнрих Блюхер: любовь, основанная на взаимопонимании  // Философские эманации любви / Cост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Издательский дом ЯСК, 2018. С. 171–187.

2017

  • Современные коррекции к пониманию теорий диалога и их применению в жизненном мире (опыт социологии познания). Часть I // Философские науки. 2017. № 2. С. 35–49.

Статья посвящена проблемам содержания и истории «классических» теорий диалога - в свете социального познания. Рассматриваются следующие проблемы: социальные условия и структуры, которые помогали теориям диалога возникнуть, выживать и развиваться в советское время (несмотря на все препятствия и формы запрета и слежки) – такие, как существование и диалог малых неформальных групп, их научной коммуникации в результате неизбежной научной специализации.

  • Современные коррекции к пониманию теорий диалога и их применению в жизненном мире (опыт социологии познания). Часть II // Философские науки. 2017. № 3. С. 23–37.

Во второй части статьи рассматриваются имманентные критические идеи и в рамках классических теорий диалога (М. Гаспаров, Ю. Лотман), и в специальной литературе последних десятилетий (Н. Автономова, В. Махлин). Дается критический анализ – как псевдодиалога - практики современный политических ток-шоу с привлечением идеологически настроенных экспертов.

Главная цель этого доклада (как и моих работ, опубликованных в начале XXI века) – преодолеть путаницу в понимании и интерпретации центральных категорий кантовской философии, а именно «явление» (Erscheinung) и «феномен» (Phänomenon).

Цель автора — продемонстрировать, что тенденция заменить абсолютную необходимость (для специалистов по Канту) предварительной профессиональной работы над немецкими кантовскими оригиналами использованием английских переводов связана со многими негативными результатами – такими, как стирание различий, неадекватность понимания и объяснения центральных самим Кантом различаемыми понятиями, такими, как "der Gegenstand" (предмет), “das Ding” (вещь), "das Object" (объект). В приложении приведен фрагмент «Критики чистого разума» [А 128-130], где я обозначила разными цветами эти разные кантовские понятия.

  • Вещая философия Ф. Ницше и современность // Фридрих Ницше: наследие и проект. 2-е изд. / Сост. и отв. ред.: Ю.В. Синеокая, Е.А. Полякова. М.: Издат. дом ЯСК, 2017. С. 685–699.
  • "Круглый стол" журналов историко-философской тематики. Участники: Артеменко Н.А., Блауберг И.И., Дмитриева Н.А., Зайцев И.Н., Молчанов В.И., Мотрошилова Н.В., Неретина С.С., Ноговицын О.Н., Протопопова И.А., Смирнов А.В., Солопова М.А. // Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры. К 70-летию журнала "Вопросы философии". Сер. "Мысль и слово" Институт философии РАН. 2017. С. 95–146.

2016

Эта статья задумана как довольно необычное сопоставление двух путей в философии, как и некоторых идей: философа Г. Файхингера, с одной стороны, и раннего Э. Гуссерля, с другой стороны, и в период, когда они были коллегами в Университете Галле (конец XIX века). Анализ, предпринятый в этой статье, сконцентрирован вокруг следующих специальных проблем: – раннее “объективное” противостояние в конце XIX века идей натурализма, позитивизма, прагматизма, как они были представлены Г. Файхингером и антинатуралистских ориентаций раннего Гуссерля; – сопоставляются “Философия Als Ob” Файхингера и идеи из “Логических исследований” Гуссерля о “законах природы” как “идеализирующих фикциях”. Отдельного внимания в деятельности Г. Файхингера также заслуживают важные специфические историко-философские разработки. Это чисто кантоведческая линия, запечатленная, например, в обширном специальном его комментарии к “Критике чистого разума” Канта. Надо сказать, что деятельность Г. Файхингера еще очень мало изучена, равно как и деятельность раннего Гуссерль. Автор намерен пролить свет на этот малоизученный сюжет.

В статье анализируются следующие темы и проблемы: главные аспекты и содержание теоретического синтеза, который осуществил Н.А. Бердяев в своей философии духа; трансисторический характер и теоретическое значение его философских исследований в философии духа; диалог Бердяева с гегелевской философией духа (по книге Бердяева «Дух и реальность», 1937 г.); акцент на свободе как центральной ценности и гегелевской и бердяевской философии духа. Также автор анализирует критическую интерпретацию Бердяевым «Философии духа» Гегеля, проблему «духа и реальности»; исследование Бердяевым наиболее значительных идей гегелевской философии духа: дух как логос согласно интерпретации Гегеля и Бердяева; негативная часть гегелевской и бердяевской философии духа (дух как противоположность детерминизму; идея Бердяева о противоположности духа и сознания). Автор статьи раскрывает черты новаторской интерпретации духа в произведениях Гегеля, а также оригинальность понимания духа в философских теориях Бердяева.

Два философских образа Джордано Бруно как «героической личности» и его идей о целостной «жизни универсума», созданные соответственно Гегелем (в лекциях по «Истории философии») и Шеллингом (в диалоге «Бруно»), рассматриваются в их парадигмальном значении для истории философии и для развития современной философской мысли. Центральный пункт гегелевского понимания роли Бруно в истории философии – это идея конгруэнтности личности Бруно и его философских принципов «абсолютного, универсального единства всех вещей». Диалог «Бруно» расценивается как важнейшая веха раннего философского развития Шеллинга, приобретающая трансисторическое значение для тех философов, которые стремятся установить единство мира и разума, материи и формы, природы и человека. К рассмотрению привлекаются классические бруноведческие произведения, связанные с именами П. Бейля, Д. Дидро, а также относящаяся к теме вопроса литература на немецком и итальянском языках, неизвестная в России.

Настоящая статья продолжает анализ как публичных, так и профессиональных дебатов по поводу «Черных тетрадей» Хайдеггера, состоявшихся летом–осенью 2015 г. Она концентрируется вокруг проблемы хайдеггеровского антисемитизма, а также привлекает внимание к особенностям личности Хайдеггера, влиявших на его социальную деятельность и его идеи. Вторая часть статьи привлекает внимание к новейшим (2015 г.) публикациям экспертов по философии Хайдеггера, появившимся в специализированных изданиях.

  • «Черные тетради» М. Хайдеггера: почему выход в свет 94–96 томов собрания сочинений М. Хайдеггера стал сенсацией? // Анатомия философии: как работает текст / Отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: ИД Яск, 2016. С. 909–938. – Аннотация.
  • История философии: статьи, их роль в науке и в публичном пространстве // История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Культурная революция, 2016. С. 35–70.

2015

В статье анализируются две главные сенсации, связанные с начавшейся в 2014 г. публикацией так называемых «Черных тетрадей» М. Хайдеггера (SchwarzHefte. Gesamtausgabe. Bd. 94–96). Прежде не было известно, что Хайдеггер вел, начиная с 1931 г. и до конца жизни, записи, отражавшие его сокровенные размышления по философским и социально-историческим проблемам. Эти записи образуют корпус из 34 тетрадей в черном переплете. С их издания начинается новый, непредвиденный, этап хайдеггероведения, когда для добросовестного исследователя запретно не принимать в расчет «Черные тетради». Данная статья продолжает начавшуюся профессиональную дискуссию, связанную с антисемитизмом Хайдеггера и с главными идеями «Черных тетрадей» –  в частности, с категориями «Machenschaft(en)», «Rechenschaft(en)», «Riesig(en)», которые Хайдеггер использовал как при анализе Нового времени, так и при характеристике «национальных начал»..Оригинальный анализ российского кантоведения конца XIX – начала XX века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 4. С. 124–128.

Motroshilova N. Modern Stamps and Prejudice in Judgments about the Philosophy and Human Culture of the Soviet Period, Russian Journal of Philosophical Sciences. 2015;(4):64-80. (In Russ.)

В статье дается оценка развернувшихся недавно в специальной литературе, а также (частично) в блогах дискуссий, посвященных истории философии в советское время. Рассматриваются два главных стереотипа. 1. Автор доказывает, что употребление терминов «советская философия» и «философия советского периода» как эквивалентных - абсурдно. Термин «советская философия» - это «contradictio in objecto», потому что философия, которая без сомнения существовала и развивалась в СССР, не была ни «советской», ни «антисоветской». Так называемая «советская псевдо-философия» представляла собой смесь идеологических и квази-философских элементов, служившую средством прямого подавления именно философии и философов советского периода. 2. Второй стереотип - это мнение о том, что исследования и идеи, которые в советское время развивались с ориентацией на философию Маркса (например, в работах Ильенкова, Мамардашвили, Щедровицкого, Давыдова и др.), являются ошибочными и должны быть преодолены в современной философии.

Статья подготовлена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Проблемы диалога в философии, культуре и политике: вызовы XXI века», грант № 14-03-00068а.

  • Наталия Автономова: Штрихи к философскому портрету / Топосы философии Наталии Автономовой. М.: РОССПЭН. 2015. С. 19–42.
  • Nelly V. Motroshilova. The Civilizational Approach to Modernization in Contemporary China // Civilization and Modernization. Ed. by Chuanqi He, Nikolay Lapin. USA, World Scientific, 2015.
  • Self-reflection and self-criticism: E. Husserl’s "Afterword to ideas pertaining to a pure phenomenology..." // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 17‒34.
  • Hannah Arend’s interpretation of the realms of being-together with-others (in comparison to Heidegger’s teaching) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 35‒44.
  • Jürgen Habermas on the crisis of the european union and the concept  of solidarity (2011‒2013) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 45‒69.
  • On Heidegger’s Blake Notebooks: or, why has the publication of volumes 94-96 of Martin Heidegger’s collected works caused a sensation? // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 70‒86.

2014

2013

  • Юрген Хабермас о кризисе Европейского Союза и понятии солидарности (2011–2013 гг.) // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 22–38.
  • Удивительная актуальность идей Руссо о “le contrat social” // Историко-философский ежегодник 2012. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. С. 191–224. – (PDF)
  • М.К.Петров как социолог науки // Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ΧΧ века: идеи М.К.Петрова. Материалы ΧΧVI Петровских чтений. Ростов-на-Дону, 2013. C. 74–79.
  • Реальные факторы научно-исследовательского труда и измерения цитирования // Управление большими системами. Сб. трудов. Спец. выпуск 44: Наукометрия и экспертиза в управлении наукой / Под ред. Д.А.Новикова, А.И.Орлова, П.Ю.Чеботарева. М.: ИПУ РАН, 2013. С. 434–455.
  • Цивилизационный подход к модернизации современного Китая // Цивилизация и модернизация. Материалы российско-китайской конференции 29–31 мая 2012 года. М.: ИФ РАН, 2013. С. 28–31.
  • Эдмунд Гуссерль о «чистой геометрии»: новый тип исторического понимания науки // Ежегодник феноменологической философии. III. М.: РГГУ, 2013. С. 131–171.
  • Г.Кантор и Э.Гуссерль: взаимодействие идей // Horizon. Феноменологические исследования. 2013. № 2 (1). C. 7–27. DOI : 10.18199/2226-5260-2013-2-1-7-27

В статье исследуются духовные взаимодействия великого математика Г. Кантора и молодого математика-философа Э. Гуссерля, которые начинались во время пребывания обоих в городе Галле и совместной работы в Университете этого города. То было время, с одной стороны, формирования теории множества Г. Кантора, с другой стороны, феноменологии Э. Гуссерля. Эти объективные идейные связи: одновременная работа над фундаментальными понятиями, такими как: множество — единство, многообразие — целостность, совокупность, число и т. д., равным образом разрабатываемые в конце XIX века и Г. Кантором, известным математиком, и Э. Гуссерлем, начинающим философом, автором «Философии арифметики», а потом и приобретших известность в философском мире «Логических исследований». В статье обосновывается неортодоксальный взгляд на то, что прочные и внутренне глубокие духовно-теоретические, философские поиски Э. Гуссерля и на рубеже XIX и XX столетий, и на последующих этапах его развития соотнесены с историей математики, логики, вообще с точными науками; а также насколько подробно характеризуемые в статье философские измерения усилий великого математика Г. Кантора не «снимаются» вместе с «антиметафизическим» поворотом математики и естествознания XX века, ибо являются посильным для его времени ответом на коренные сегодняшние и завтрашние общетеоретические потребности наук.

  • Германия: путевые заметки // Философские науки. 2013. №1. С. 71–81.
  • Культура и цивилизация в фокусе системной философии науки // Вестник Российской Академии наук. 2013. Т. 83. № 2. С. 177.
  • Kants «Metaphysik der Sitten» im Kontext der russischen Kant-Rezeption und Ubersetzungen // Kants «Metaphysik der Sitten» in der Diskussion. Philosophische Schriften (Berlin). Band 79. 2013. S. 11–19.
  • Nelly V. Motroshilova. The Synthesis of Gnoseology with the Sociocultural Study of Knowledge, Cognition, and Consciousness // Russian Studies in Philosophy. Summer 2013. Vol. 52. No. 1. Pages 10–39.
  • Nelly W. Motroschilowa. Kants «Metaphysik der Sitten» im Kontext der russischen Kant-Rezeption und Übersetzungen // Philosophische Schriften. 2013. Bd. 79: Kants «Metaphysik der Sitten» in der Diskussion. Hrsg. von Werner Euler und Burkhard Tuschling. S. 11–19.

2012

  • Учение Юма сквозь призму критицизма Канта // Дэвид Юм и современная философия / Под ред. И.Т.Касавина. М.: Альфа-М, 2012. С. 120–127.
  • О реальных факторах, объясняющих неоправданность истолкования показателей цитирования как точных инструментов оценки эффективности научно-исследовательского труда // Измерение философии: Об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований / Отв. ред. А.Рубцов. М.: ИФ РАН, 2012.
  • Ханна Арендт. Судьбоносная встреча с Хайдеггером // Сократ. Журнал современной философии. 2012. № 4.
  • Синтез гносеологии и социокультурного исследования знания, познания, сознания как ракурс творчества В.А.Лекторского // Человек в мире знания. К 80-летию В.А.Лекторского / Сост. Н.А.Автономова, Б.И.Пружинин. М.: РОССПЭН, 2012. С. 193–222.
  • Цивилизационный подход в программах модернизационного рывка современного Китая // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 5–16.
  • Система РИНЦ применительно к философским наукам // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 3–17.

2011

  • Социокультурный контекст 50–80-х гг. XX в. и феномен Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба». М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  • Символика трех «К» (Картезий, Кант, Кафка) в философии Мераба Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба». М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  • Социокультурный контекст 50–80-х годов XX века и феномен Мамардашвили // Ценности и смыслы. 2011. № 7. С. 54–72.
  • «Социальная эпистемология»: новые проблемы, дискуссии и дихотомии // Ценности и смыслы. 2011. № 5. С. 5–31. – (PDF)
  • Чернобыль, Фукусима – что дальше? Философский репортаж из Германии // Философские науки. 2011. № 6. С. 5–24. – (PDF)
  • Вспоминая Юрия Леваду // Памяти Юрия Александровича Левады / Сост. Т.В.Левада. М.: Карпов Е.В., 2011. С. 151–157.
  • Характер и масштабы нарушения цивилизационных норм в современной России (заметки и впечатления) // Вестник аналитики. 2011. № 2(44). С. 15–20.
  • Недоброкачественные сегменты наукометрии // Вестник Российской Академии наук. 2011. Т. 81. № 2. С. 134–146.
  • Кривые зеркала, отражающиеся друг в друге: недоброкачественные сегменты наукометрии // Наука. Инновации. Образование. 2011. № 10. С. 93‒112.

2010

  • Создание Р.Мертоном классических парадигм социологии науки: взгляд из XXI века // Социология науки и технологий. Специальный выпуск к 100-летию со дня рождения Роберта Мертона / Отв. ред. Н. Ащеулова. 2010. Том 1. № 4. С. 43–81 (резюме на англ. С. 79–81). (PDF)
  • Научно-технические инновации и их цивилизационные предпосылки // Философия познания. К юбилею Л.А.Микешиной / Под ред. Т.Г.Щедриной. М.: РОССПЭН, 2010. С. 66–95.
  • Богатство идей и актуальность «Феноменологии духа» Гегеля // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. С. 7–32.
  • «Феномен», «явление», «гештальт»: терминологические и содержательные проблемы «Феноменологии духа» в соотнесении с философией Канта // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. С. 73–101.
  • С. Франк и Н. Бердяев о «новом варварстве» // Культура и форма: сборник научных трудов к 60-летию А.Л.Доброхотова / Под ред. И.А.Болдырева. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 173–206.
  • Ранний Гуссерль и неокантианство: размежевание с Ф.А.Ланге в «Философии арифметики» // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / Под ред. И.Н.Грифцовой, Н.А.Дмитриевой. М.: РОССПЭН, 2010. С. 103–117.
  • Освобождаясь от стереотипов «модернизации» и «онтологизации» в истории философии // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 119–135.
  • Памяти Профессора // Валентин Фердинандович Асмус / Под ред. В.А.Жучкова, И.И.Блауберг [серия Философия России второй половины XX века]. М.: РОССПЭН, 2010. С. 61–67.
  • Слово о Грушине // Открывая Грушина / Сб. ст. М.: МГУ. 2010.
  • Проблемы цивилизации и варварства в свете междисциплинарного диалога философии и биологии / В диалоге участвуют Н.В.Мотрошилова и В.С.Репин // Вопросы философии. 2010. № 11. С. 46–56.

2009

  • Нравственно-моральное измерение экзистенциального опыта и проблема смерти в художественном творчестве Льва Толстого // Философия и этика: Сборник научных трудов к 70-летию академика А.А.Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009. С. 467–485.
  • О диалоге Мераба Мамардашвили с Жаном-Полем Сартром // Мераб Константинович Мамардашвили / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. М.: РОССПЭН, 2009. С. 319-348.
  • О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. 2009. № 6. C. 12–33.
  • Социология науки Роберта Мертона и его школы как специальная теория коммуникации и интерсубъективности // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2009. Т. 8. № 1. С. 9–31.
  • Российские реалии и дискуссии в свете проблем гражданского общества // Вестник аналитики. 2009. № 3 (37). С. 15–23.

2008

  • «Мир» как проблема поздней феноменологии Эдмунда Гуссерля // Историко-философский ежегодник’2007. М.: Наука, 2008. С. 228–249.
  • Новая актуальность идей Э.Гуссерля о «Кризисе европейских наук и европейского человечества» // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2008. № 2. С. 3–21.
  • Юрген Хабермас: что происходит с Европой? // Современная Европа. 2008. № 4. С. 19–32.
  • Поль Рикер об апории временного опыта // Поль Рикер – философ диалога. М.: ИФРАН, 2008. С. 93–102.
  • Иммануил Кант: что следует сделать с знанием, чтобы освободить место вере? // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 94–99.
  • Соловьевский семинар – одна из духовных традиций современной России // Соловьевские исследования. 2008. № 20. С. 121–136.

2007

  • Концепция «вечного мира» и союза государств И.Канта: актуальное значение // Иммануил Кант: наследие и проект / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова, В.С.Степин. М.: Канон+, 2007. С. 406–427.
  • Глобализация и критическое обновление ценностей разума, просвещения и общественного договора // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С.Степин. М.: Наука, 2007. С. 34–62.
  • Эдмунд Гуссерль: на пути к концепции «жизненного мира» (20-е годы XX века) // Философские науки. 2007. № 1. С. 79–100.
  • Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 102–112; № 9. С. 134–144.
  • Судьба поколения и личность ученого // Замошкин Юрий Александрович (1927–1993) (Сборник воспоминаний). 2-е изд. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 6–23.

2006

  • Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. № 4. С. 49–65.
  • Книга Шпета «Явление и смысл» как веха в развитии феноменологии // Историко-философский ежегодник’2006. М.: Наука, 2006. С. 294–305.
  • Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 44–51.

2005

  • Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. В.С.Степин. М.: Наука, 2005. С. 19–67.
  • Парадоксы свободы в философии Канта: актуальное значение // Историко-философский ежегодник’2004. М.: Наука, 2005. С. 196–208.
  • В ответ на реплику В.И.Коротких // Там же. С. 192–195.
  • Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вестник Российского философского общества. 2005. № 4.

2004

  • И. Кант: между «явлением» (Erscheinung) и «феноменом» // Философия и история философии. М.: Канон+, 2004. С. 319–331.
  • Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. 2004. № 11–12.
  • И снова о варварстве как оборотной стороне цивилизации – применительно к России // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С.Степина. М.: Канон+, 2004. С. 764–777.

2003

  • Николай Бердяев: философия жизни как философия духа и западная мысль XX в. // Историко-философский ежегодник’2001. М.: Наука, 2003. С. 249–262.

2001

  • Цивилизация и феноменология как центральные темы философии М.К.Мамардашвили // Путь в философию: Антология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. С. 404–415.

2000


на иностранных языках

2013-2016

  • Nelly V. Motroshilova. The Civilizational Approach to Modernization in Contemporary China // Civilization and Modernization. Ed. by Chuanqi He, Nikolay Lapin. USA, World Scientific, 2015. (1 а.л.)
  • Hannah Arend’s interpretation of the realms of being-together with-others (in comparison to Heidegger’s teaching) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 35‒44.
  • Jürgen Habermas on the crisis of the european union and the concept  of solidarity (2011‒2013) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 45‒69.
  • On Heidegger’s Blake Notebooks: or, why has the publication of volumes 94-96 of Martin Heidegger’s collected works caused a sensation? // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 70‒86.
  • Self-reflection and self-criticism: E. Husserl’s "Afterword to ideas pertaining to a pure phenomenology..." // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. P. 17‒34.
  • Nelly Motroshilova. Supplement to the study of Martin Heidegger’s “Black Notes”: on the reform of university // Elmi əsərlər, Scientific works. 2014. №2 (23). Pages 93-105. (0,5 а.л.)
  • Nelly V. Motroshilova. The Synthesis of Gnoseology with the Sociocultural Study of Knowledge, Cognition, and Consciousness // Russian Studies in Philosophy. Summer 2013. Vol. 52. No. 1. Pages 10–39.
  • Nelly W. Motroschilowa. Kants «Metaphysik der Sitten» im Kontext der russischen Kant-Rezeption und Übersetzungen // Philosophische Schriften. 2013. Bd. 79: Kants «Metaphysik der Sitten» in der Diskussion. Hrsg. von Werner Euler und Burkhard Tuschling. S. 11–19.

до 2013

  • On Merab Mamardashvili's Dialogue with Jean-Paul Sartre // Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. No. 1. P. 74–95.
  • Barbarity as the Reverse Side of Civilization // Diogenes. 2009. Vol. 56. No. 2–3. P. 72–83.
  • N.V. Motroshilova. An Establishment Like the Institute of Philosophy Is Unique // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 48. № 1 (Summer 2009). P. 68–82.
  • We Need to Elaborate More Boldly the Civilizational Aspects of Democracy // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 47. No. 4 (Spring). P. 33–44.
  • Phänomen, Erscheinung, Gestalt – terminologische und inhaltliche Probleme von Hegels Phänomenologie des Geistes in ihrem Bezug zur Philosophie Kants // Phänomen und Analyse. Grundbegriffe der Philosophie des 20. Jahrhunderts in Erinnerung an Hegels «Phänomenologie des Geistes» (1807). Würzburg: Koenigshausen&Neumann, 2008. S. 107–134.
  • Kants Konzept des «ewigen Friedens» und des Staatenbundes: seine aktuelle Bedeutung // Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt, 2008. S. 105–125.
  • Kritik des 20. Jahrhunderts am ontologischen Projekt Christian Wolffs // Christian Wolff und die europäische Aufklärung. Akten des 1. Internationalen Christian-Wolff-Kongresses, Halle (Saale), 4-8. April 2004. Teil 2 / Hrsg. von Jürgen Stolzenberg und Oliver-Pierre Rudolph. Hildesheim; Zürich; New York: Georg Olms Verlag, 2007. S. 311–318.
  • Paradoxien der Freiheit in der Philosophie Kants: Ihre aktuelle Bedeutung // Kant zwischen West und Ost / Kant mezdu Zapadom i Vostokom. Материалы международной конференции. Ч. 1. Калининград, 2005. S. 24–38.
  • Ideas for a united Europe: philosophical traditions and modernity. Parts 1–2 // Social Sciences. 2005. T. 36. № 2–3. P. 3–21; 4–19.
  • Kant in Rußland. Bemerkungen zur Kant-Rezeption und -Edition in Rußland anläßlich des Projektes einer deutsch-russischen Ausgabe ausgewaehlter Werke Immanuel Kants // Kant-Studien. 2000. № 91. S. 73–95.
  • Die Bedeutung von Semën Franks «Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begriffligen Erkenntniss» // Simon L. Frank. Werke in 8 Bänden. Herausgegeben von Peter Schulz, Peter Ehlen SJ, Nikolaus Lobkowicz, Leonid Luks. Bd. 1. Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2000. S. 55–72.
  • The Principle of Systematicity in Hegel's Science of Logic // Russian Studies in Philosophy. 1999. Vol. 39. No. 1. P. 9–27.
  • Jaspers und Heidegger: Das Herangehen an die Erziehungsproblematik // Jahrbuch der Österreichischen-Karl-Jaspers-Gesellschaft. 1994–1995. Bd. 7–8.
  • Die neue Aktualität von Karl Jaspers' Begriffen «Grenzsituation» und «philosophischer Glaube» // Karl Jaspers. Zur Aktualität seines Denkens / Hrsg. Kurt Salamun. München; Zürich: Piper, 1991.
  • The Phenomenology of Edmund Husserl and the Natural Sciences – Juxtaposition or Cooperation? // Analecta Husserliana. 1991. Vol. 34. P. 139–149.
  • Delineation and Analysis of Objectivities («Gegenständlichkeiten») in Edmund Husserl's Phenomenology (Based on «Logical Investigations», Volume II) // Analecta Husserliana. 1989. Vol. 27. P. 91–144.


Рецензии

  • Кант или Гегель? И Кант и Гегель! (Рецензия на кн.: Т.И.Ойзерман. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования) // Вестник Российской Академии наук. 2009. № 6 (79). С. 560–565.
  • Феномен Мамардашвили: (Размышления о книге) // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 174–182.
  • Социализм и наука. М.: Наука, 1981. – 422 с. // Вопросы философии. 1982. № 9. С. 154–159 (в соавт. с Т.И.Ойзерманом, В.Г.Мараховым, Е.А.Шаповаловым).
  • Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1980. – 444 с. // Вопросы философии. 1981. № 7. С. 160–163 (в соавт. с Т.И.Ойзерманом, Б.Я.Пахомовым).
  • Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. Изд. 2-е, дополненное. М.: Политиздат, 1980. – 312 с. // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 161–165.
  • Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии (онтологический аспект). М.: Наука, 1979. – 197 с. // Философские науки. 1981. № 1. С. 181–182.
  • Яхиел Н. Социология науки. М.: Прогресс, 1977. – 271 с. // Социологические исследования. 1979. № 1. С. 231–233.
  • Философские раздумья Нормана Казенса (рец. на кн.: Causins N. The celebration of life. A dialogue of immortality and infinity. New York, 1974) // США – экономика, политика, идеология. 1976. № 2. С. 106–109.
  • Бранд Г. Жизненный мир. Философия конкретного априори. Берлин, 1971. – 647 с. // Новые книги за рубежом по общественным наукам. 1972. № 7. С. 41–46.
  • Личность сквозь призму социологического исследования (рец. на кн.: Кон И. С. Социология личности) // Вопросы философии. 1968. № 8. С. 161–163 (в соавт. с В.А.Карпушиным). 
  • Оригинальное учебное пособие (рец. на кн.: Marxistische Philosophie. Lehrbuch. Berlin: Dietz Verlag, 1967. – 728 S.) // Вопросы философии. 1968. № 3. С. 147–151.
  • Einige theoretische und methodologische Probleme der modernen westdeutschen Soziologie // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 1962. Heft 6. S. 726–743.
  • Brand G. Welt, Ich und Zeit. Nach unveröfentlichen Manuskripten Edmund Husserls. Den Haag. 1955. – 147 S. // Вопросы философии. 1961. № 1. С. 178–179.
  • Богослов в роли критика диалектического материализма (рец. на кн.: Josef de Vries. Die Erkenntnistheorie des dialektischen Materialismus). München; Salzburg; Köln, 1958. – 188 S. // Коммунист. 1960. № 4. С. 115–118.
  • Альбрехт Э. Отношение теории познания, логики и языка. 1956. – 152 с. // Вопросы философии. 1958. № 7. С. 133–135.
  • Martin G. Klassische Ontologie der Zahl. Köln, 1956. – 159 S. // Вопросы философии. 1958. № 12. С. 155–157.