Институт Философии
Российской Академии Наук




  Мотрошилова Неля Васильевна
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Мотрошилова Неля Васильевна

Мотрошилова Неля Васильевна

Мотрошилова Неля Васильевна, главный научный сотрудник Института философии РАН

 

 

Год и место рождения

 

21 февраля 1934 г., с. Староверово Харьковской области (Украинская ССР)

 

 

Образование

 

  • Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Философский факультет (1956)

 

 

Ученые степени

  • Доктор философских наук, 1970: «К проблеме социальной обусловленности познания (из истории философии XVII–XVIII вв.)» (ИФ АН СССР)
  • Кандидат философских наук, 1963: «Критика идеалистических теорий активности субъекта (на примере феноменологии Э. Гуссерля и социологии познания)» (ИФ АН СССР)
 Researcher ID

Ученые звания

  • Профессор (1975)
  • Почетный профессор Ивановского энергетического университета (2006)

 

Профессиональная деятельность
  • Главный научный сотрудник Института философии РАН, в настоящее время
  • Заведующая отделом историко-философских исследований Института философии РАН, 1986–2013
  • Заведующая сектором истории западной философии Института философии РАН, 1986–2013
  • Ведущий (старший, младший) научный сотрудник ИФ АН СССР, с 1962 года
  • Всесоюзная библиотека иностранной литературы, научный сотрудник 1958–1959

Сфера научных интересов

  • История философии (немецкая классическая философия; феноменология; экзистенциализм; отечественная философия XIX–XX в.)
  • Cоциальная философия
  • Теория познания
  • Социология познания и науки

 

Педагогическая деятельность

Государственный университет гуманитарных наук (ГАУГН), зав. кафедрой истории философии:

  • Западноевропейская философия.
  • Немецкая классическая философия.
  • Феноменология и экзистенциализм.

МГУ им. М.В.Ломоносова – 1970-е годы. Московский инженерно-физический институт (МИФИ) – вторая половина 70-х годов. 3-й Медицинский институт – 1993–2006. Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) – вторая половина 1980-х гг.

Аспиранты и докторанты

Подготовлены к защите 27 аспирантов (среди них М.Быкова, А.Кричевский, В.Малахов, А.Мельвиль, И.Михайлов, Ю.Синеокая, Т.Дмитриев, В.Миргородский, Э.Буциниеце, Ю.Розенвалд и др.)

 

Научное руководство (2013)

  • В 2013 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «история философии» Сидорин Владимир Витальевич. Тема диссертационного исследования: «Интерпретация гегелевской диалектики в философии В.С.Соловьева». Дата защиты: 26 ноября 2013 г.

 

Учебники, учебно-методические пособия и программы

  • История философии: Запад–Россия–Восток: Учебное пособие для студентов вузов: В 4 кн. / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1995–1999 (кн. 3–4 совместно с А.М.Руткевичем).

          Кн. 1. Философия древности и средневековья. 1995, 1996, 2000. – 480 с. Содержание  (pdf)
          Кн. 2. Философия XV–XIX вв. 1997, 1998. – 560 с. Содержание   (pdf)
          Кн. 3. Философия XIX–XX вв. 1996, 1998. – 448 с. Содержание 
          Кн. 4. Философия XX века. 1999. – 448 с. Содержание  (pdf)

Учебник посвящен комплексному изложению наиболее значительных достижений западной, восточной, русской философии от древности до наших дней в их специфике и единстве.
Философия различных регионов и эпох рассмотрена как важнейшая интегральная часть цивилизационного развития, духовной жизни человечества. Подчеркивается единство истории философии как процесса развития духа с историей цивилизации, как процессом развития общества и культуры. Западная и восточная цивилизации – эти особые целостные исторические формообразования, объединявшие способы практической деятельности, нормы духа, - уже в отдаленные времена, когда они совсем или мало не взаимодействовали друг с другом, породили наделенные неповторимыми чертами типы культуры. В учебнике демонстрируется неснимаемая антиномия историко-философского процесса – напряженное противоречие между неповторимым своеобразием продуктов этого процесса, его конкретно-исторических, региональных, национальных, личностно-индивидуальных форм и его неуклонным превращением в преемственный процесс взаимодействия различных традиций, вместе представляющих единство мировой философии.

Москва: Академический проект, 2012. Издание 2-е, исправленное и дополненное.

  • История философии. Программа углубленного изучения. М.: Феноменология–Герменевтика, 2002 – ответственный редактор (совместно с Э.Ю.Соловьевым и И.А.Михайловым). Автор разделов: «Философия Нового времени» (совместно с Т.А.Дмитриевым), «Общая характеристика немецкой классической философии», «Кант», «Кьеркегор», «Ницше», «Шопенгауэр».

Исследовательские проекты

  • «Э.Гуссерль в Галле: рождение феноменологического проекта», грант РГНФ (№ 10-03-00218а), 2010–2012.
  • «Поздние этапы развития феноменологии Эдмунда Гуссерля (10-е–30-е годы XX в.», грант РГНФ (№ 06-03-00051а), 2006–2008.
  • «Феноменология Э.Гуссерля – раннего, среднего и позднего периодов», грант РГНФ, 1998–2000.
  • «Перекличка философских идей России и Запада», грант РФФИ, 1997–1998.

Книги



































































































Монографии


  • Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901). М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 800 с. ISBN: 978-5-04-100819-2

Исследование ранней философии Эдмунда Гуссерля направлено на ликвидацию сплошного «белого пятна» в освоении наследия этого мыслителя в России. Оно включает изучение социально-исторической ситуации в Германии последних десятилетий XIX века, т. е. конкретной среды, в которой Э. Гуссерль шел нелегким путем от математики к философии. Прослеживаются главные линии его духовного, философского развития и его деятельности в университете Галле-Виттенберг, а также взаимодействия в научном и философском сообществе. В центре книги – до сих пор единственное в феноменологической литературе целостное текстологическое исследование “Философии арифметики”, первой значительной книги Э. Гуссерля (на русский язык она не переводилась). Особое внимание уделено первым “прорывам” будущих феноменологических идей Гуссерля. Впервые в отечественной литературе вводятся в научный оборот гуссерлевские манускрипты, подготовленные для так и не опубликованного II тома «Философии арифметики” и напечатанные в “Гуссерлиане” только во второй половине XX века. Взятая и рассмотренная в своей целостности, проблематика книги позволяет связать начальные этапы развития идей Гуссерля с пока не полностью ясными, но уже проступившими очертаниями его будущей феноменологии, с ее потенциальными возможностями, реализованными Гуссерлем и его последователями и приведшими к превращению феноменологии в одно из самых мощных философских течений XX века. Сложный материал книги превращен автором в прозрачное, понятное и увлекательное повествование, что, несомненно, расширит круг ее читателей.

                              По результатам рейтинга NON-FICTION бестселлеров крупнейшего книжного магазина Москвы «Библио-глобус»
                              книга «Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901)» (М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 800 с.) стала лидером продаж в сентябре 2018 г.
  • Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. М.: Академический проект, 2013. – 526 с.
Новая книга Н.В. Мотрошиловой сочетает в себе рассказ о личностных чертах и нелегких судьбах двух выдающихся мыслителей XX века – Мартина Хайдеггера (1889–1976) и Ханны Арендт (1906–1975) с анализом трудного рождения, развития и существенного преобразования их идей и конепций. В центре первых частей книги – встреча 36-летнего профессора университета в Марбурге М.Хайдеггера и его 19-летней студентки Х.Арендт, их краткий роман и расставание, вплетенные в повествование о преднацистском, нацистском и военном периодах истории Германии и всего мира. Вторая часть книги повествует о послевоенном личностном и философском общении М.Хайдеггера, прошедшего через наказания за его нацистские прегрешения и вновь обретшего статус выдающегося мыслителя, и Х.Арендт, изгнанной нацистами из Европы в США и ставшей виднейшим социальным философом. Анализ взаимоотношений двух мыслителей позволяет автору более глубоко и полно раскрыть базовые идеи и позиции героев книги.
Рецензии на книгу:
  • Отечественная философия 50–80-х годов XX в. и западная мысль. М.: Академический проект, 2012. – 376 с.
Монография Н.В. Мотрошиловой является продолжением ее исследований взаимодействия российской и зарубежной философской мысли. Книга содержит анализ истории отечественной философии 50-80-х годов ΧΧ века методами социологии философского познания. Применяется также методологическое различение трех уровней развития общества цивилизации, эпохи, исторической ситуации, что позволяет выявить социально-исторические факторы и структуры, непосредственно или опосредованно влиявшие на развитие философии. В истории российской мысли данного периода выявлено наличие антиномии между существовавшим господством официальной идеологии (догматизированного марксизма-ленинизма) и развитием исследовательской мысли, постепенно оформлявшейся в различных областях и разделах отечественной философии – как под влиянием новаторских исследований философов, принадлежавших к неофициальному сообществу, так и тенденций мировой, в частности,  западной философии.
  • Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов.  М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. – 480 с.
В книге дается философско-категориальный анализ понятий «цивилизация» и «варварство» – с опорой как на историю философской мысли, на социальную философию, так и на осмысление литературы из других общественных наук. Исследованы те надбиологические программы индивидуальной жизнедеятельности, а также внеиндивидуальные бытийные формы, механизмы, благодаря которым цивилизация выполняет свои главные функции – сохранение, преемственность, развитие человеческого рода. Вместе с тем, выявлены коренные противоречия цивилизации, в том числе и порождающие мощные выбросы варварства в её истории. Варварство рассмотрено как «наследственный код» (относительно) молодой человеческой цивилизации, а в особенности как оборотная сторона современной цивилизации. Специальные главы посвящены исследованию состояния современной России в свете проблем цивилизации и варварства, в аспекте цивилизационного отставания России. Вместе с тем показано, что ряд сложных проблем отечественного развития порожден общими кризисными явлениями современной цивилизации.Один из разделов книги привлекает внимание к глобализационным тенденциям современной цивилизации, к их противоречивому развертыванию, а также к философским, в частности, ценностным аспектам и дискуссиям вокруг проблем единства Европы. Особый акцент сделан на прояснении понятия и создании современной концепции гражданского общества.
Рецензии на книгу:
  • Малер А.М. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон+, 2010. – 480 с. // Философские науки. 2011. № 6. С. 152–157. – (PDF)
  • Степин В.С., Мамчур Е.А. К выходу книги Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (беседу вел А.Малер) // Философские науки. 2011. № 6. С. 145–151. – (PDF)
  • Аркадий Малер. Философия против нового варварства. Рецензия на кн. Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (М.: Канон+, 2010) // Литературная газета. 2010. № 16–17.
  • Мераб Мамардашвили: философские размышления и личностный опыт. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007. – 320 с.
В книге собраны статьи, эссе, тексты выступлений, посвященных философу Мерабу Константиновичу Мамардашвили (1930—1990), которые были написаны автором в разные годы. Анализируются работы Мамардашвили, посвященные Декарту, Канту, Прусту, Гуссерлю. Философия Мамардашвили рассматривается как оригинальная форма феноменологии, поставившая в центр внимания феномены воспоминания, любви и смерти. Особенность данного издания, – прилагаемый к книге CD-диск с архивной записью двух лекций М.К. Мамардашвили из курса лекций о Канте, который он прочел весной 1982 года в Институте психологии (в печатном виде этот курс известен как «Кантианские вариации»).
Рецензии на книгу:
  • Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк). М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 478 с.
Содержание
Рецензии на книгу:
  • Билфелд З. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Философские науки. 2008. № 11. С. 145–158.
  • Роцинский С.Б. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Философские науки. 2008. № 11. С. 151–158.
  • Роцинский С.Б. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Соловьевские исследования. 2007. № 1(14). С. 260–273.
  • Маслин М.А. Размышления о судьбе русской философии на Западе (рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция, 2006) // Вестник Московского университета. Сер. Философия. 2007. № 1. С. 108–114.
  • Гальцева Р. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Новый мир. 2007. № 2.
  • Новикова Л.И. Рецензия на кн. Н.В.Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов)». М.: Республика; Культурная революция. 2006 // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 176–180.
  • Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М.: Феноменология–Герменевтика, 2005. – 568 с.
В книге представлены статьи, очерки, эссе, посвященные широкому спектру проблем мировой философской мысли – от античности до современной западной философии. В сборник включены 14 работ, среди них: «Гуссерль и Кант: проблема трансцендентальной философии» (1974), «Современные исследования философии Гегеля: новые тексты и проблемы» (1984), «Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера» (1989), «Вычленение и анализ предметностей сознания в феноменологии Э. Гуссерля» (1991), «О лекциях Юргена Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции» (1992), «Картезианские медитации Гуссерля и Картезианские размышления Мамардашвили» (1995). Книгу открывает статья академика А.А.Гусейнова «Н.В.Мотрошилова и философы-шестидесятники».
  • «Идеи Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология–Герменевтика, 2003. – 716 с. – ISBN 5-94478-006-1
Содержание, фрагменты из книги.
Данная книга, посвященная одному из самых значительных сочинений Эдмунда Гуссерля, – первое в отечественной литературе систематическое современное исследование созданной этим немецким философом дисциплины, трансцендентальной феноменологии. Обширный биографический материал, подробное разъяснение основных понятий, проблем и методов гуссерлевской философии позволяет предложить это издание тем, кто впервые знакомится с феноменологией, а также тем, кто занимается ее исследованием. Для философов, логиков, психологов, лингвистов и всех интересующихся анализом сознания.
Книга признана «Книгой года 2003» по материалам «НГ-Ex libris» (Независимая газета).
Рецензии на книгу:
  • Черняков А.Г. Черный квадрат. О книге Н.В.Мотрошиловой «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Вопросы философии. 2004. № 2. С. 160–176.
  • Доброхотов А.Л. В поисках утраченного смысла. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Новый мир. 2004. № 4.
  • Елена Ознобкина. Честность философа. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003 // Синий диван. 2004. № 5.
  • Гуревич П.С. Новые книги наших коллег: Мотрошилова Н.В. «Идеи 1» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003. – 720 с. – 1000 экз. // Личность. Культура. Общество. 2004. Т. VI. № 3. С. 316–321.
  • Рождение и развитие философских идей. М., 1991 (частично переведена на китайский язык).
  • Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
  • Путь Гегеля к «Науке логики». Формирование принципов системности и историзма. М.: Наука, 1984. – 352 с.
  • Наука и учение в условиях современного капитализма. М., 1976 (переведена на болгарский язык)
  • Познание и общество. Из истории философии XVIIXVIII вв. М., 1968 (книга переведена на японский язык, частично – на итальянский).
  • Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1967.

 

Коллективные монографии и сборники статей

(ответственный редактор)

  • История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2014. – 368 с.
  • «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010.
  • Мераб Константинович Мамардашвили. Серия «Философия России второй половины XX века». М.: РОССПЭН, 2009. 
  • Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt, 2008.
  • Иммануил Кант: наследие и проект. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007 (совместно с В.С.Степиным).
  • Норберт Хинске. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта / Перевод с нем. А.К.Судакова, научый редактор перевода и вступ. ст. Н.В.Мотрошилова; ред. Т.Б.Длугач. М.: Культурная революция, 2007.
  • Иммануил Кант. Собрание сочинений на немецком и русском языках: В 5 т. М.: Кami; Наука (1994–2014).
  • Simon L. Frank. Werke in acht Bänden / Herausgegeben von Peter Schulz, Peter Ehlen SJ, Nikolaus Lobkowicz, Leonid Luks. Bd. 1. Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis / Mit einer Einführung der Herausgeber und einem Vorwort von Nelly Motrošilova. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2000.
  • Фридрих Ницше и философия в России. СПб.: РХГИ, 1999 (совместно с Ю.В.Синеокой).
  • Zum Freiheitsverständnis des Kantischen und nachkantischen Idealismus. Neuere Arbeiten russischer Autoren / Hrsg. von Nelli Motroshilowa. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch Wissenschaft, 1998.
Die in diesem Band enthaltenen Arbeiten russischer Autoren gehen alle der Frage nach, was Kant und/oder Hegel zu einem Freiheitsverständnis beitragen können, das es in Rußland nach dem Zusammenbruch des sowjetischen Gesellschaftssystems zu entwickeln gilt. In der Varietät ihrer Sichtweisen manifestieren sie, daß diese Frage nicht nur viele Facetten hat und je nach Präferenzen des einen oder anderen Autors mit verschiedenen Kontexten westeuropäischer Philosophie verbunden werden kann, sondern auch je nach Einstellung zur Geschichte Rußlands auf ganz unterschiedliche, ja entgegengesetzte Weise beantwortet sein will.
  • Бессмертие философских идей Декарта. М.: ИФ РАН, 1997.
  • Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
  • Studien zur Geschichte der westliche Philosophie. Elf Arbeiten juengerer sowjetischer Autoren / Hrsg. von Nelly Motroschilova. Fr. am M.: Suhrkamp, 1986.

 

 

Международный проект по изданию сочинений Иммануила Канта

на русском и немецком языках


Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках / Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe. Москва: Кami; Наука; Канон+РООИ Реабилитация, 1994–2014.

  • Т. I. Трактаты и статьи (1764–1796). М.: КАМИ, 1994. издатель/Editor совместно с Б. Тушлингом; автор вступительной статьи, подготовка научного аппарата (совместно с Длугач Т.Б.). – ISBN 5-86187-022-5.
  • Т. II. Кн. 1–2. Критика чистого разума / Под ред. Н.В.Мотрошиловой, Б.Тушлинга, Т.Б.Длугач, У. Фогеля. М.: Наука, 2006; новая редакция перевода и комментарий.  Книга 1. – 1081 с. – Книга 2. – 936 с. – ISBN 5-02-034318-8, 5-02-034323-4.

Часть 1 включает второе переработанное самим автором издание «Критики чистого разума» – главного произведения Канта. Параллельно с текстом на немецком языке дается его перевод на русский язык. Часть 2 содержит те части текста первого издания «Критики чистого разума» (1781), в которых есть отличия от соответствующих частей второго издания (1787). Текст, который начинается с раздела «Антиномия чистого разума», в обоих изданиях, в сущности, идентичен. Поэтому мы публикуем его только в первом полутоме. Данное издание по своему объему не имеет прецедента в мировом кантоведении. Предназначено для всех, кто углубленно работает над произведениями Канта или интересуется его философией.

  • Т. III. Основоположение к метафизике нравов. Критика практического разума. М.: Наука, 1997.
  • Т. IV. Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения». М.: Наука, 2001. – (совместно с Т.Б.Длугач, Б. Тушлингом, У. Фогелем), автор вступительной статьи (совместно с Т.Б.Длугач), новая редакция перевода и комментарий.

Статьи

(2000–2017)

СТАТЬИ

на русском языке


2017

  • Современные коррекции к пониманию теорий диалога и их применению в жизненном мире (опыт социологии познания). Часть I // Философские науки. 2017. № 2. С. 35–49.

Статья посвящена проблемам содержания и истории «классических» теорий диалога - в свете социального познания. Рассматриваются следующие проблемы: социальные условия и структуры, которые помогали теориям диалога возникнуть, выживать и развиваться в советское время (несмотря на все препятствия и формы запрета и слежки) - такие, как существование и диалог малых неформальных групп, их научной коммуникации в результате неизбежной научной специализации.

  • Современные коррекции к пониманию теорий диалога и их применению в жизненном мире (опыт социологии познания). Часть II // Философские науки. 2017. № 3. С. 23–37.

Во второй части статьи рассматриваются имманентные критические идеи и в рамках классических теорий диалога (М. Гаспаров, Ю. Лотман), и в специальной литературе последних десятилетий (Н. Автономова, В. Махлин). Дается критический анализ - как псевдодиалога - практики современный политических ток-шоу с привлечением идеологически настроенных экспертов.

Главная цель этого доклада (как и моих работ, опубликованных в начале XXI века) – преодолеть путаницу в понимании и интерпретации центральных категорий кантовской философии, а именно «явление» (Erscheinung) и «феномен» (Phänomenon).

Цель автора — продемонстрировать, что тенденция заменить абсолютную необходимость (для специалистов по Канту) предварительной профессиональной работы над немецкими кантовскими оригиналами использованием английских переводов связана со многими негативными результатами – такими, как стирание различий, неадекватность понимания и объяснения центральных самим Кантом различаемыми понятиями, такими, как "der Gegenstand" (предмет), “das Ding” (вещь), "das Object" (объект). В приложении приведен фрагмент «Критики чистого разума» [А 128-130], где я обозначила разными цветами эти разные кантовские понятия.

  • Вещая философия Ф. Ницше и современность // Фридрих Ницше: наследие и проект. 2-е изд. / Сост. и отв. ред.: Ю.В. Синеокая, Е.А. Полякова. М.: Издат. дом ЯСК, 2017. С. 685–699.
  • "Круглый стол" журналов историко-философской тематики. Участники: Артеменко Н.А., Блауберг И.И., Дмитриева Н.А., Зайцев И.Н., Молчанов В.И., Мотрошилова Н.В., Неретина С.С., Ноговицын О.Н., Протопопова И.А., Смирнов А.В., Солопова М.А. // Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры. К 70-летию журнала "Вопросы философии". Сер. "Мысль и слово" Институт философии РАН. 2017. С. 95–146.

2016

2015

  • «Черные тетради» М. Хайдеггера: по следам публикации // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 131–162. (1,8 а.л.)
  • Оригинальный анализ российского кантоведения конца XIX – начала XX века // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 4. С. 124–128.
  • Современные штампы и предрассудки в суждениях о философии и гуманитарной культуре советского периода // Философские науки. 2015. № 4. С. 64–80.
  • Наталия Автономова: Штрихи к философскому портрету // Топосы философии Наталии Автономовой. М.: РОССПЭН. 2015. С. 19–42. (1,5 а.л.)

 

ВСЕ СТАТЬИ


на иностранных языках

 

  • Nelly V. Motroshilova. The Civilizational Approach to Modernization in Contemporary China // Civilization and Modernization. Ed. by Chuanqi He, Nikolay Lapin. USA, World Scientific, 2015. (1 а.л.)
  • Self-reflection and self-criticism: E. Husserl’s "Afterword to ideas pertaining to a pure phenomenology..." // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. P. 17‒34.
  • Hannah Arend’s interpretation of the realms of being-together with-others (in comparison to Heidegger’s teaching) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 35‒44.
  • Jürgen Habermas on the crisis of the european union and the concept  of solidarity (2011‒2013) // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 45‒69.
  • On Heidegger’s Blake Notebooks: or, why has the publication of volumes 94-96 of Martin Heidegger’s collected works caused a sensation? // Russian Studies in Philosophy. 2015. Т. 52. № 4. Pages 70‒86.
  • Nelly Motroshilova. Supplement to the study of Martin Heidegger’s “Black Notes”: on the reform of university // Elmi əsərlər, Scientific works. 2014. №2 (23). Pages 93‒105. (0,5 а.л.)
  • The Synthesis of Gnoseology with the Sociocultural Study of Knowledge, Cognition, and Consciousness // Russian Studies in Philosophy. Summer 2013. Vol. 52. No. 1. Pages 10–39.
  • Nelly W. Motroschilowa. Kants «Metaphysik der Sitten» im Kontext der russischen Kant-Rezeption und Übersetzungen // Philosophische Schriften. 2013. Bd. 79: Kants «Metaphysik der Sitten» in der Diskussion. Hrsg. von Werner Euler und Burkhard Tuschling. S. 11–19.
  • On Merab Mamardashvili's Dialogue with Jean-Paul Sartre // Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. No. 1. P. 74–95.
  • Barbarity as the Reverse Side of Civilization // Diogenes. 2009. Vol. 56. No. 2–3. P. 72–83.
  • An Establishment Like the Institute of Philosophy Is Unique // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 48. № 1 (Summer 2009). P. 68–82.
  • We Need to Elaborate More Boldly the Civilizational Aspects of Democracy // Russian Studies in Philosophy. 2009. Vol. 47. No. 4 (Spring). P. 33–44.
  • Phänomen, Erscheinung, Gestalt – terminologische und inhaltliche Probleme von Hegels Phänomenologie des Geistes in ihrem Bezug zur Philosophie Kants // Phänomen und Analyse. Grundbegriffe der Philosophie des 20. Jahrhunderts in Erinnerung an Hegels «Phänomenologie des Geistes» (1807). Würzburg: Koenigshausen&Neumann, 2008. S. 107–134.
  • Kants Konzept des «ewigen Friedens» und des Staatenbundes: seine aktuelle Bedeutung // Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute / Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt, 2008. S. 105–125.
  • Kritik des 20. Jahrhunderts am ontologischen Projekt Christian Wolffs // Christian Wolff und die europäische Aufklärung. Akten des 1. Internationalen Christian-Wolff-Kongresses, Halle (Saale), 4-8. April 2004. Teil 2 / Hrsg. von Jürgen Stolzenberg und Oliver-Pierre Rudolph. Hildesheim; Zürich; New York: Georg Olms Verlag, 2007. S. 311–318.
  • Paradoxien der Freiheit in der Philosophie Kants: Ihre aktuelle Bedeutung // Kant zwischen West und Ost / Kant mezdu Zapadom i Vostokom. Материалы международной конференции. Ч. 1. Калининград, 2005. S. 24–38.
  • Ideas for a united Europe: philosophical traditions and modernity. Parts 1–2 // Social Sciences. 2005. T. 36. № 2–3. P. 3–21; 4–19.
  • Gustav Shpet’s work «Appearance and meaning» in the development of russian phenomenology // Russia and Phenomenological Tradition. St. Petersburg, 2005.
  • Kant in Rußland. Bemerkungen zur Kant-Rezeption und -Edition in Rußland anläßlich des Projektes einer deutsch-russischen Ausgabe ausgewaehlter Werke Immanuel Kants // Kant-Studien. 2000. № 91. S. 73–95.
  • Die Bedeutung von Semën Franks «Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begriffligen Erkenntniss» // Simon L. Frank. Werke in 8 Bänden. Herausgegeben von Peter Schulz, Peter Ehlen SJ, Nikolaus Lobkowicz, Leonid Luks. Bd. 1. Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2000. S. 55–72.
  • The Principle of Systematicity in Hegel's Science of Logic // Russian Studies in Philosophy. 1999. Vol. 39. No. 1. P. 9–27.
  • Jaspers und Heidegger: Das Herangehen an die Erziehungsproblematik // Jahrbuch der Österreichischen-Karl-Jaspers-Gesellschaft. 1994–1995. Bd. 7–8.
  • Die neue Aktualität von Karl Jaspers' Begriffen «Grenzsituation» und «philosophischer Glaube» // Karl Jaspers. Zur Aktualität seines Denkens / Hrsg. Kurt Salamun. München; Zürich: Piper, 1991.
  • The Phenomenology of Edmund Husserl and the Natural Sciences – Juxtaposition or Cooperation? // Analecta Husserliana. 1991. Vol. 34. P. 139–149.
  • Delineation and Analysis of Objectivities («Gegenständlichkeiten») in Edmund Husserl's Phenomenology (Based on «Logical Investigations», Volume II) // Analecta Husserliana. 1989. Vol. 27. P. 91–144.
Интервью,

публикации о Н.В.Мотрошиловой

ИНТЕРВЬЮ

 

Рецензии

РЕЦЕНЗИИ

 

  • Кант или Гегель? И Кант и Гегель! (Рецензия на кн.: Т.И.Ойзерман. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования) // Вестник Российской Академии наук. 2009. № 6 (79). С. 560–565.
  • Феномен Мамардашвили: (Размышления о книге) // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 174–182.
  • Социализм и наука. М.: Наука, 1981. – 422 с. // Вопросы философии. 1982. № 9. С. 154–159 (в соавт. с Т.И.Ойзерманом, В.Г.Мараховым, Е.А.Шаповаловым).
  • Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1980. – 444 с. // Вопросы философии. 1981. № 7. С. 160–163 (в соавт. с Т.И.Ойзерманом, Б.Я.Пахомовым).
  • Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. Изд. 2-е, дополненное. М.: Политиздат, 1980. – 312 с. // Вопросы философии. 1981. № 10. С. 161–165.
  • Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии (онтологический аспект). М.: Наука, 1979. – 197 с. // Философские науки. 1981. № 1. С. 181–182.
  • Яхиел Н. Социология науки. М.: Прогресс, 1977. – 271 с. // Социологические исследования. 1979. № 1. С. 231–233.
  • Философские раздумья Нормана Казенса (рец. на кн.: Causins N. The celebration of life. A dialogue of immortality and infinity. New York, 1974) // США – экономика, политика, идеология. 1976. № 2. С. 106–109.
  • Бранд Г. Жизненный мир. Философия конкретного априори. Берлин, 1971. – 647 с. // Новые книги за рубежом по общественным наукам. 1972. № 7. С. 41–46.
  • Личность сквозь призму социологического исследования (рец. на кн.: Кон И. С. Социология личности) // Вопросы философии. 1968. № 8. С. 161–163 (в соавт. с В.А.Карпушиным). 
  • Оригинальное учебное пособие (рец. на кн.: Marxistische Philosophie. Lehrbuch. Berlin: Dietz Verlag, 1967. – 728 S.) // Вопросы философии. 1968. № 3. С. 147–151.
  • Einige theoretische und methodologische Probleme der modernen westdeutschen Soziologie // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 1962. Heft 6. S. 726–743.
  • Brand G. Welt, Ich und Zeit. Nach unveröfentlichen Manuskripten Edmund Husserls. Den Haag. 1955. – 147 S. // Вопросы философии. 1961. № 1. С. 178–179.
  • Богослов в роли критика диалектического материализма (рец. на кн.: Josef de Vries. Die Erkenntnistheorie des dialektischen Materialismus). München; Salzburg; Köln, 1958. – 188 S. // Коммунист. 1960. № 4. С. 115–118.
  • Альбрехт Э. Отношение теории познания, логики и языка. 1956. – 152 с. // Вопросы философии. 1958. № 7. С. 133–135.
  • Martin G. Klassische Ontologie der Zahl. Köln, 1956. – 159 S. // Вопросы философии. 1958. № 12. С. 155–157.

Энциклопедии

Энциклопедии


Конференции

(организационная работа)

КОНФЕРЕНЦИИ



  • Организатор круглого стола «Журналы историко-философской тематики» // Научно-практическая конференция «Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры: проблемы и перспективы. К 70-летию журнала "Вопросы философии"» (организаторы: Институт философии РАН, журнал "Вопросы философии", РГАСПИ). Дата: 3–4 октября 2017 г., Институт философии РАН, г. Москва.
  • Председатель оргкомитета Российской научной конференции История философии: Вызовы XXI века (Москва, Институт философии РАН), 15–16 ноября 2012.
  • Член Оргкомитета и руководитель секции «Юм и мировая философия» в рамках Международной научной конференции Дэвид Юм и современная философия (Москва, Институт философии, ноябрь 2011).
  • Член оргкомитета Международной конференции философов и деятелей культуры Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры (Москва, Институт философии РАН, 9–11 декабря 2010).
  • Координатор круглого стола Освобождаясь от стереотипов в истории философии в рамках Международной конференции Философия в диалоге культур (Всемирный день философии, Москва, Институт философии РАН, ноябрь 2009).
  • Председатель оргкомитета по подготовке Международной конференции 200 лет «Феноменологии духа» Гегеля (Москва, Институт философии РАН, июнь 2007).
  • Председатель оргкомитета Международного Кантовского конгресса (Москва, Институт философии РАН, июнь 2004).

 

Конференции

публичные выступления

лекции


2018

  • Мемуарная встреча «Философия в СССР: 1945-1970», в рамках цикла мероприятий «Вторая половина», Соборная палата Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Лихов переулок, д. 6), участники мероприятия: акад. В.А. Лекторский, проф. Н.В. Мотрошилова. Ведущий – А.П. Козырев, заместитель декана философского ф-та МГУ. 26 мая 2018.
  • Презентация монографии Нели Васильевны Мотрошиловой «Ранняя философия Эдмунда Гуссерля (Галле, 1887–1901)». М.: Прогресс-Традиция, 2018, Институт философии РАН, 17 апреля 2018.
2017

2016

  • Выступление в рамках круглого стола «Субъективность сознания в буддийской и феноменологической перспективах» // Международная конф. «Буддизм и феноменология», Институт философии РАН, Москва, 07–08 ноября 2016.
  • Выступление в рамках круглого стола «Творчество Ханны Арендт и современность» в рамках научного семинара сектора истории западной философии «История философии: наследие и проект», Институт философии РАН, Москва, 20 октября 2016.
  • «Философия трагедии Льва Шестова: современное значение» // Международная научная конф. «Лев Шестов в контексте современности. К 150-летию со дня рождения», Институт философии РАН, Москва, 15 сентября 2016.
2015
  • Выступление при открытии симпозиума; доклад «Взаимозависимость русской мысли и западной философии в России (на примере творчества С. Франка)» // Международный симпозиум «Создавать будущее в диалоге Германии и России», Международное Общество «DISEGNO» (Мюнхен) – «Общество межкультурных исследований», 2–3 июля 2015.
  • Лекция «Вещая философия Ф.Ницше и современность» в рамках проекта ИФ РАН «Анатомия философии: Как работает текст», 10 декабря 2015, Библиотека им. Ф.М.Достоевского, г. Москва.
  • Публичная лекция «Кризис цивилизации и антропологическая катастрофа как темы философии М. Мамардашвили» 26 января 2015 года, Центр современного искусства «Винзавод», г. Москва.

Подробнее


Аудио и видеоматериалы

Научно-организационная работа

  • Член Ученого совета Института философии РАН.
  • Председатель Диссертационного совета Института философии РАН Д.002.015.04 (специальность ВАК 09.00.03, история философии).

      

Участие в редколлегиях периодических изданий:

отечественных:

  • «Историко-философский ежегодник» (Москва, ИФ РАН), главный редактор;
  • «Вопросы философии» (Москва, РАН), член редколлегии;
  • «Философский журнал» (Москва, ИФ РАН), член редколлегии;
  • «История философии» (Москва, ИФ РАН), член редколлегии;
  • «Ежегодник по феноменологической философии» (РГГУ, Москва), член научного совета;
  • «Horizon. Феноменологические исследования» (Санкт-Петербург, СПбГУ), член редакционного совета.
международных:
  • «Deutsche Zeitschrift für Philosophie» (Berlin, Germany / Германия);
  • «Studia Spinozana» (Würzburg, Germany / Германия);
  • «Hegel Bulletin» (=«Bulletin of the Hegel Society of Great Britain») (Great Britain / Великобритания);
  • «Arhe: časopis za filozofiju» / «Arche: Journal of Philosophy» (Novi Sad, Serbia / Сербия);
  • «Prolegomena: časopis za filozofiju» / «Prolegomena: Journal of Philosophy» (Zagreb, Croatia / Хорватия);
  • «Santalka: Filosofija, Komunikacija» / «Coactivity: Philosophy, Communication» (Vilnius, Lithuania / Литва).

Экспертная деятельность

Русская кантиана – новые перспективы


На встрече Президента РФ В.В.Путина с представителями Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (1 апреля 2013 г., Ново-Огарево) обсуждались вопросы, связанные с освоением и новым изданием наследия Канта в России. В связи с повышенным интересом руководства страны и общественности к этой теме в секторе истории западной философии Института философии РАН был подготовлен аналитический материал, в котором всесторонне представлена уже проделанная российскими кантоведами огромная научно-издательская работа, дан обзор положения дел в русскоязычной кантиане и определены актуальные ныне направления деятельности в этой области.  Подробнее >>

 

 

Рецензирование диссертационных работ (2012–2013)

Отзывы на авторефераты
  • Отзыв на автореферат диссертации Крыштоп Л.Э., представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 – история философии: «Учение о постулатах в философии Канта» »; работа на философском факультете ФГБОУ высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ).
  • Отзыв на автореферат диссертации А.В.Ямпольской, представленной на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.03 – история философии: «Феноменологический метод и его границы: от немецкой к французской феноменологии»; работа выполнена в учебно-научном центре феноменологической философии философского факультета ФГБОУ высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ), октябрь 2013.
  • Отзыв на автореферат диссертации Г.Б.Юдина, представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания: «Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки» (НИУ ВШЭ), декабрь 2012.

Награды, премии

  • Медаль ИФ РАН «За вклад в развитие философии» (2009);
  • Орден Федеративной Республики Германия «Bundesverdienstkreuz am Band» (2005);
  • Лауреат Премии имени Г.В.Плеханова за выдающиеся научные работы по философии, РАН (2000);
  • Лауреат Премии Фонда Александра фон Гумбольдта (1994);
  • Научно-исследовательская премия в номинации «Немецкий язык и литература», Кельнский университет (1994).

Контакты

  • e-mail: motroshilova@yandex.ru

Web-page in English