Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лаборатория 4
Главная страница » Ученые » Проекты » Проект «Философская мастерская» » Лаборатория 4

Лаборатория 4

Философская мастерская

Лаборатория 4


Философская мастерская. Третья встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 19 февраля 2019 г.



19 февраля 2019 года (вторник) в 15.00 в Зале заседаний Ученого совета Института философии РАН в рамках цикла «Лаборатория» проекта Института философии РАН «Философская мастерская» состоится чевертая встреча. В программе: Фаустова Наталья Валерьевна, аспирантка кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Косвенный метод в философии Кьеркегора»; Чепелева Наталья Юрьевна, аспирантка кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Пессимизм и оптимизм в философии Шопенгауэра»; Хадыев Динислам Владиславович, выпускник аспирантуры кафедры религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Философия религии Гердера».


Эксперты:

  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН: профессор, д.ф.н. Валерий Александрович Подорога, к.ф.н.Алексей Геннадьевич Жаворонков, к.ф.н. Игорь Анатольевич Михайлов, к.ф.н. Борис Валерьевич Подорога
  • МГИМО: доцент, к.ф.н. Александр Арсеньевич Чанышев
  • МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА: профессор, д.ф.н. Вадим Валерьевич Васильев, доцент, к.ф.н. Алексей Валентинович Апполонов, доцент, к.ф.н. Анна Анатольевна Костикова, доцент, д.ф.н. Егор Валерьевич Фалев
  • НИУ ВШЭ: доцент, к.ф.н. Петр Владиславович Резвых
  • ПГУПС: профессор, д.ф.н. Олег Валерьевич Самылов
  • РГГУ: профессор, д.ф.н. Алексей Николаевич Круглов, доцент, к.п.н. Алексей Васильевич Лызлов
  • САФУ: доцент, к.ф.н. Николай Борисович Тетенков
  • НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ: к.ф.н.Алексей Иванович Троцак


 
Встречу ведут: профессор РАН, д.ф.н. Ю.В. Синеокая и к.ф.н. А.Т. Юнусов


 
Тезисы:

Наталья Валерьевна Фаустова, аспирантка философского факультета МГУ, кафедра ИЗФ.
Тема диссертации: "Косвенный метод в философии Кьеркегора", научный руководитель: Егор Валерьевич Фалев
Великий датский мыслитель Сёрен Обю Кьеркегор (1813-1855) является одной из самых загадочных фигур в истории философии. Не только его жизнь, но и его творчество служит обширным полем для разнообразных интерпретаций: философ публиковал свои произведения под множеством различных псевдонимов, и это обстоятельство не может быть объяснено желанием Кьеркегора скрыть своё авторство. Псевдоним в случае Кьеркегора – не имя, а персонаж, обладающий своим характером и излагающий в произведении свою личную точку зрения на рассматриваемый вопрос. В связи с этим возникает проблема адекватной оценки философии Кьеркегора. Объяснение феномена псевдонимии в философии Кьеркегора, данное им самим, позволяет понять, что его творчество представляет собой фундаментальный авторский проект, который мы называем «косвенным методом». Этот проект следует воспринимать как единое органическое целое, существующее по своим законам – в силу этого для исследования философии великого датчанина необходима разработка особой методологии.


Наталья Юрьевна Чепелева, аспирантка философского факультета МГУ, кафедра ИЗФ.
Тема диссертации: "Пессимизм и оптимизм в философии Шопенгауэра"; научный руководитель: Вадим Валерьевич Васильев
Артур Шопенгауэр известен в философии как величайший пессимист. Тем не менее, анализ исследовательской литературы и самих текстов Шопенгауэра позволяет заключить, что его философия насыщена оптимистическими мотивами. В силу общественных, исторических и иных субъективных причин, в разное время могут быть актуальными разные аспекты одной и той же философии. В XIX веке наиболее востребованными оказались именно пессимистические рассуждения Шопенгауэра, несмотря на то, что его в системе находится место и оптимизму. Такая исследовательская установка может привести к более глубокому пониманию концепции философа, а также переосмыслению его роли в истории философии.


Динислам Владиславович Хадыев, выпускник аспирантуры философского факультета МГУ, кафедра религиоведения.
(Тема диссертации: Философия религии И.Г. Гердера; научный руководитель Алексей Валентинович Апполонов)
Тема выступления: Учение И.Г. Гердера о религии
Стройное учение о религии по типу своей теории о происхождения языка Гердер нигде не развил. Уместнее было бы говорить о его представлениях о религии и его личном религиозном миросозерцании, нежели о какой-то целостной и последовательной системе. Хронологически и содержательно воззрения Гердера на религию можно разделить на три периода: рижский, бюкебургский и веймарский. В ранний рижский период Гердер был сторонником концепции «естественной религии» Д.Юма и разделял общепросвещенческое увлечение деизмом. Позднее Гердер развил собственную позицию, которая в общих чертах оставалась неизменной. В бюкебургский период религиозное миросозерцание Гердера может быть охарактеризовано как эстетически-пассивное, основанное на интуиции. Объектом религиозного поклонения выступает у него имманентное миру божество, созерцание и ощущение которого составляют существо религии. В Веймаре к этому добавляется рациональный компонент. Гердер развивает идею о божестве как о средоточии «мощи, мудрости и добра». Эта символическая триада призвана подчеркнуть монизм мироздания. Так, мощь – это влияние Бога-природы на человека, воспринимаемое им непосредственно через органы чувств и интуитивно, а доброта и мудрость – умопостигаемые в мире атрибуты Бога. Религиозная вера не специфицируется Гердером, а выступает основанием как рационального, так и эмпирического познания и может быть понята как убеждённость в истинности всякого опыта. В бюкебургский период Гердер мало интересуется нравственной стороной религии, но в веймарский период религия у него сливается с фундаментальными моральными установками и всякая попытка их различения отсутствует. Это наиболее заметно в гердеровском описании исторического процесса, а точнее в его телеологии: нравственная категория гуманности, которая проявляется, прежде всего, в религии пронизывает человеческую историю в качестве основной побудительной силы. Гуманность также выступает и целью истории.


Фоторепортаж

Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4

Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4
 
Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4  Лаборатория 4


Видеотрансляция