Институт Философии
Российской Академии Наук




  5.7.4 (бывш. 09.00.05) Этика
Главная страница » Научно-образовательный центр » Аспирантура » Обучение в аспирантуре » Программы кандидатских экзаменов » 5.7.4 (бывш. 09.00.05) Этика

5.7.4 (бывш. 09.00.05) Этика


I. Общие положения

 

Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения учёной степени кандидата наук по научной специальности 5.7.4. Этика (философские науки).

 

 

II. Правила допуска к кандидатскому экзамену

 

Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:

1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;

2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.

В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и её предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.

 

 

III. Содержание кандидатского экзамена

 

Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам этики (по одному из каждого ниже приведенного блока). Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утверждённых на заседании сектора, к которому он прикреплен.

Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.

Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.

 

 

Вопросы кандидатского экзамена:


                              1 часть

1.01. Основные этапы развития античной этики.

1.02. Природа и критерий морали в учении софистов.

1.03. Этический рационализм Сократа.

1.04. Учение о нравственном возвышении в философии Платона.

1.05. Тематическая структура «Никомаховой этики» Аристотеля и место в ней учения о высшем благе. Методология аристотелевского анализа высшего блага – ее значение для исследования морали.

1.06. Учение Аристотеля о добродетелях.

1.07. Эвдемонизм Эпикура.

1.08. Раннестоическая этика.

1.09. Проблема жизненного предназначения человека в поздне-стоической этике.

1.10. Этические вопросы в текстах Ветхого Завета.

1.11. Христианская этика (по библейским текстам).

1.12. Средневековая этика. Общая характеристика, этапы развития, основные представители.

1.13. Учение Августина о благодати.

1.14. Учение Фомы Аквинского о достоинстве человеческих действий.

1.15. Этические проблемы в философии Декарта.

1.16. Проблема моральности человека в философии Т. Гоббса.

1.17. Идея общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

1.18. Спиноза о свободе человека.

1.19. Основные этические идеи Просвещения.

1.20. Б. Мандевиль о природе добродетели.

1.21. Понятие долга в практической философии И. Канта.

1.22. Учение И. Канта о категорическом императиве.

1.23. Понятия автономии и гетерономии в этике И. Канта.

1.24. Понятия морали и нравственности в философии Г.В.Ф. Гегеля.

 

                            2 часть

2.01. Утилитаризм И. Бентама и Дж.С. Милля.

2.02. Историко-материалистическая концепция морали в марксизме.

2.03. Критика А. Шопенгауэром этики И. Канта.

2.04. А. Шопенгауэр об основе морали.

2.05. Ф. Ницше о происхождении и природе моральных понятий (на примере долга и совести).

2.06. Учение Ницше о двух типах морали.

2.07. Понятие ресентимента в философии Ф. Ницше и М. Шелера.

2.08. Учение об «открытой морали» в философии А. Бергсона.

2.09. В.С. Соловьев об основаниях нравственности и задачах этики.

2.10. В.С. Соловьев о смысле любви.

2.11. Н.А. Бердяев о трех типах нравственности (этики).

2.12. Полемика И.А. Ильина с Л.Н. Толстым по вопросу о борьбе со злом.

2.13. Понятие «хозяйственная этика» в социологии М. Вебера. Основные характеристики «протестантской этики».

2.14. Критика Дж. Муром «натуралистической ошибки» в традиционных этических учениях.

2.15. Основные теоретические идеи аналитической этики.

2.16. Основные теоретические идеи эволюционной этики.

2.17. Онтология совести в философии М. Хайдеггера.

2.18. Гуманистическая этика Э. Фромма.

2.19. Проблема смысла человеческого бытия в экзистенциализме.

2.20. Теория справедливости Дж. Ролза.

2.21. Критика Г. Энском современной ей моральной философии.

2.23. Основные теоретические идеи этики добродетели.

2.24. Основные теоретические идеи этики феминизма.

 

                             3 часть

3.01. Структура этического знания и задачи этических исследований.

3.02. Историческая эволюция предмета этики.

3.03. Соотношение нормативно-ценностных и познавательных компонентов этики.

3.04. Нормативная этика. Источники и характерные проявления морализирования.

3.05. Проблема происхождения морали.

3.06. Талион, Золотое правило и Заповедь любви: сравнительные нормативно-этические и культурно-исторические характеристики.

3.07. Сущность и специфика морали. Основные подходы в современной литературе.

3.08. Структура морали. Основные подходы в современной литературе.

3.09. Проблема универсальности в морали.

3.10. Проблема должного и сущего.

3.11. Проблема нравственной свободы.

3.12. Проблема ответственности в моральной философии и нормативной этике.

3.13. Проблема абсолютного и относительного в этике.

3.14. Основные характеристики морального сознания (мышления).

3.15. Мораль как сфера индивидуально-ответственного поведения.

3.16. Сравнительный анализ обычая, права и морали как способов нормативной регуляции.

3.17. Оппозиция кантианства и утилитаризма в этике.

3.18. Понятия добра и зла в этике.

3.19. Добродетель и счастье. Проблема наслаждения и страдания.

3.20. Проблема справедливости в этике. Различные концепции справедливости.

3.21. «Зло во благо»: практические и теоретические аспекты проблемы.

3.22. Понятие морального совершенства. Этические парадоксы совершенствования.

3.23. Прикладная этика. Основные подходы.

3.24. Дилемма антропоцентризма и нонантропоцентризма в экологической этике.

 

 

IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене

 

Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:

 

 

Оценка

Критерии оценивания

Отлично

Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение

Хорошо

В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено

Удовлетворительно

В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют

Неудовлетворительно

Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют

 

 

 

V. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Основная литература

  1. Апресян Р.Г. История этики Нового времени: Лекции и статьи. М.: Директ-Медиа, 2014. 325 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230530
  2. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.

 

Дополнительная литература

  1. Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Прокофьев А.В. Феномен моральной императивности. Критические очерки. М.: ИФ РАН, 2018. 196 с.; То же. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2018/apresyan/Apresyan.pdf
  2. Арендт Х. Некоторые вопросы моральной философии // Арендт Х. Ответственность и суждение / Пер. с англ. М.: Институт Гайдара, 2013. С. 83−204.
  3. Арендт Х. Некоторые вопросы моральной философии // Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд-во Института им. Гайдара, 2013. С. 83–204.
  4. Аристотель. Никомахова этика. М.: Директ-Медиа, 2012. 202 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6943
  5. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 162–201.
  6. Вааль Ф. де Истоки морали: В поисках человеческого у приматов / Пер. с англ. Н. Лисовой. М.: Альпина нон-фикшн, 2014. 374 с.
  7. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Я.Г. Столпнера, М.И. Левиной; Ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. 524 с.
  8. Гиллиган К. Иным голосом / Сокр. пер. введения и первой главы О.В. Артемьевой // Этическая мысль-1991: Научно-публицистические чтения / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 1992. С. 352–371.
  9. Гильдебранд Д. фон. Этика / Пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001. 569 с.
  10. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2 / Сост., ред. В.В. Соколов; Пер. с лат. и англ. Н. Федорова, А. Гутермана. М.: Мысль, 1991. С. 3–546.
  11. История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Юрайт, 2015. 912 с.
  12. Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2012. С. 652–672.
  13. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Часть вторая. Метафизические начала учения о добродетели // Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 312–317, 329–345.
  14. Кант И. Основоположения метафизики нравов / Пер. с нем. Л. Д. Б. // Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 4 / Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. С. 153–246.
  15. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Пер. с нем. К.А. Свасьяна // Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 5 / Общ. ред. Н.В. Мотрошилова, И.А. Эбаноидзе. М.: Культурная революция, 2012. С. 231–384.
  16. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Пер. с фр. В. Большакова. М.: Академический Проект, 2006. 480 с.
  17. Платон. Государство / Пер. с др.-греч. А.Н. Егунова // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. С. 79–420.
  18. Платон. Горгий / Пер. С.П. Маркиша // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 1 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи и др. М.: Мысль, 1990. С. 477–574.
  19. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1–2. М.: Культурная инициатива, 1992. Т. 1 – 448 с.; Т. 2 – 528 с.
  20. Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости. М.: Альфа-М, 2013. 512 с.; То же. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Prokofiev/prokofyev_ typologies.pdf
  21. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 532 с.
  22. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. А.Ф. Лосева, А.В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. С. 47–580.
  23. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.
  24. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996. 447 с.
  25. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 382 с.
  26. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.; То же. URL: https://iphras.ru/eth_books.htm
  27. Эфроимсон В. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. М.: Время знаний, 2011. 320 с.