Институт Философии
Российской Академии Наук




  09.00.05 Этика
Главная страница » Научно-образовательный центр » Аспирантура » Обучение в аспирантуре » Программы кандидатских экзаменов » 09.00.05 Этика

09.00.05 Этика

I. Общие положения

 

Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения учёной степени кандидата наук по научной специальности 09.00.05 Этика.

 

 

II. Правила допуска к кандидатскому экзамену

 

Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:

1)  подготовить научно-квалификационную работу (диссертацию) в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;

2)  составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.

В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности научно-квалификационной работы (диссертации) в необходимом объеме и её предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.

 

 

III. Содержание кандидатского экзамена

 

Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам этики (по одному из каждого ниже приведенного блока). Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утверждённых на заседании сектора, к которому он прикреплен.

Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.

Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.

 

Вопросы кандидатского экзамена:


1

1.01. Становление этики в раннегреческой мысли.

1.02. Природа и критерий морали в учении софистов.

1.03. Этический рационализм Сократа.

1.04. Учение о нравственном возвышении в философии Платона.

1.05. Тематическая структура «Никомаховой этики» Аристотеля и место в ней учения о высшем благе. Методология аристотелевского анализа высшего блага – ее значение для исследования морали.

1.06. Учение Аристотеля о добродетелях.

1.07. Эвдемонизм Эпикура.

1.08. Раннестоическая этика.

1.09. Проблема жизненного предназначения человека в поздне-стоической этике.

1.10. Буддистская этика.

1.11. Христианская этика.

1.12. Мусульманская этика.

1.13. Учение Августина о благодати.

1.14. Учение Фомы Аквинского о достоинстве человеческих действий.

1.15. Нравственно-этические идеи Возрождения.

1.16. Проблема моральности человека в философии Гоббса.

1.17. Идея общественного договора в учениях Гоббса и Руссо.

1.18. Основные этические идеи Просвещения.

1.19. Мандевиль о природе добродетели.

1.20. Спиноза о свободе человека.

1.21. Понятие доброй воли, по Канту. Разновидности деяний в их отношении к долгу. Проблема долга и склонности.

1.22. Учение И. Канта о категорическом императиве. Виды императивов: гипотетические и категорический императивы. Три практических принципа категорического императива, их содержательное своеобразие.

1.23. Понятия автономии и гетерономии в этике Канта.

1.24. Понятия морали и нравственности в философии Гегеля.

 

 

2

2.01. Утилитаризм И. Бентама и Дж.С. Милля.

2.02. Историко-материалистическая концепция морали в марксизме.

2.03. Критика А. Шопенгауэром этики И. Канта.

2.04. А. Шопенгауэр об основе морали.

2.05. Ф. Ницше о происхождении и природе моральных понятий (на примере долга и совести).

2.06. Учение Ницше о двух типах морали.

2.07. Понятие ресентимента в философии Ф. Ницше и М. Шелера.

2.08. Учение об «открытой морали» в философии А. Бергсона.

2.09. В.С. Соловьев об основаниях нравственности и задачах этики.

2.10. В.С. Соловьев о смысле любви.

2.11. Н.А. Бердяев о трех типах нравственности (этики).

2.12. Полемика И.А. Ильина с Л.Н. Толстым по вопросу о борьбе со злом.

2.13. Понятие «хозяйственная этика» в социологии М. Вебера. Основные характеристики «протестантской этики».

2.14. Критика Дж. Муром «натуралистической ошибки» в традиционных этических учениях.

2.15. Основные теоретические идеи аналитической этики.

2.16. Основные теоретические идеи эволюционной этики.

2.17. Онтология совести в философии М. Хайдеггера.

2.18. Гуманистическая этика Э. Фромма.

2.19. Проблема смысла человеческого бытия в экзистенциализме.

2.20. Теория справедливости Дж. Ролза.

2.21. Критика Г. Энском современной моральной философии.

2.23. Основные теоретические идеи этики добродетели.

2.24. Основные теоретические идеи этики феминизма.

 

 

3

3.01. Методологические проблемы определения этики. Структура этического знания.

3.02. Эволюция предмета этики: основные исторические вехи.

3.03. Соотношение нормативно-ценностных и познавательных компонентов этики.

3.04. Нормативная этика. Источники и характерные проявления морализирования.

3.05. Проблема происхождения морали.

3.06. Талион, Золотое правило и Заповедь любви: сравнительные нормативно-этические и культурно-исторические характеристики.

3.07. Различные подходы к определению сущности и специфики морали.

3.08. Структуры морали.

3.09. Проблема универсальности и универсализуемости моральных форм (требований, суждений).

3.10. Проблема должного и сущего.

3.11. Проблема нравственной свободы. Проблема негативной и позитивной свободы. Понятие сублимации свободы.

3.12. Понятие ответственности. «Этика ответственности» и «этика убежденности» (М. Вебер).

3.13. Проблема абсолютного и относительного в этике.

3.14. Основные характеристики морального сознания (мышления). Феномены долга и совести.

3.15. Мораль как сфера индивидуально-ответственного поведения.

3.16. Сравнительный анализ обычая, права и морали как способов нормативной регуляции.

3.17. Оппозиция кантианства и утилитаризма в этике.

3.18. Понятия добра и зла в этике.

3.19. Добродетель и счастье. Проблема наслаждения и страдания.

3.20. Проблема справедливости в этике. Различные концепции справедливости.

3.21. «Зло во благо»: практические и теоретические аспекты проблемы.

3.22. Понятие морального совершенства. Этические парадоксы совершенствования.

3.23. Прикладная этика. Основные подходы.

3.24. Дилемма антропоцентризма и нонантропоцентризма в экологической этике.

 

 

IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене

 

Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:

 

Оценка

Критерии оценивания
Отлично

Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение

Хорошо

В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено

Удовлетворительно

В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют

Неудовлетворительно

Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют

 
 

V. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Основная литература

  1. Апресян Р.Г. История этики Нового времени: Лекции и статьи. М.: Директ-Медиа, 2014. 325 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230530
  2. Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.

 

Дополнительная литература

Справочно-энциклопедическая литература

  1. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.; То же. URL: https://iphras.ru/eth_books.htm

 

Раздел 1. Мораль и этика

  1. Аристотель. Никомахова этика. М.: Директ-Медиа, 2012. 202 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6943
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. М.: Директ-Медиа, 2012. 854 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36079
  3. Gert B. The Definition of Morality // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/morality-definition/

 

Раздел 2. Происхождение морали

  1. Апресян Р.Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 39–49. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=837&Itemid=52
  2. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть... М.: Директ-Медиа, 2002. 1205 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6989
  3. Гусейнов А.А. Античная этика. 2-е изд. М.: Либроком, 2011. 287 с.
  4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности // Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2012. С. 652–672. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/guseinov/Mysl_postupok_2012.pdf
  5. Даниленко В.П. От животного – к Человеку. Введение в эволюционную этику. СПб.: Алетейя, 2015. 391 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363174
  6. Ницше Ф.В. К генеалогии морали. Москва: Директ-Медиа, 2002. 269 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7150
  7. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996. 447 с.
  8. Эфроимсон В. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. М.: Время знаний, 2011. 320 с.

 

Раздел 3. Сущность морали

  1. Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Прокофьев А.В. Феномен моральной императивности. Критические очерки. М.: ИФ РАН, 2018. 196 с.
  2. Арендт Х. Некоторые вопросы моральной философии // Арендт Х. Ответственность и суждение / Пер. с англ. М.: Институт Гайдара, 2013. С. 83−204.
  3. Бубер М. Образы добра и зла // Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999. С. 162–201.
  4. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Директ-Медиа, 2012. 80 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7038
  5. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 532 с.
  6. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Директ-Медиа, 2012. 654 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83692
  7. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 416 с.

 

Раздел 4. Мораль и общество

  1. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 1. М.: Культурная инициатива, 1992. 448 с.
  2. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. Т. 2. М.: Культурная инициатива, 1992. 528 с.
  3. Прокофьев А.В. Воздавать каждому должное… Введение в теорию справедливости. М.: Альфа-М, 2013. 512 с. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Prokofiev/prokofyev_ typologies.pdf
  4. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 532 с.
  5. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Директ-Медиа, 2012. 654 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83692

 

Раздел 5. Мораль и личность

  1. Аристотель. Никомахова этика. М.: Директ-Медиа, 2012. 202 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6943
  2. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Часть вторая. Метафизические начала учения о добродетели // Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 312–317, 329–345.
  3. Платон Афинский. Государство. М.: Директ-Медиа, 2002. 635 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6933
  4. Арендт Х. Некоторые вопросы моральной философии // Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Изд-во Института им. Гайдара, 2013. С. 83–204.
  5. Платон. Протагор // Платон Афинский. Диалоги. Харьков: Фолио, 2007. 318 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222474
  6. Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Новгород: Изд-во Новгородского ун-та, 2006. С. 57–119. URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/Prokofiev/ monogr_2006/title.html
  7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 382 с.