Весь номер в формате PDF (1,77 MБ) СОДЕРЖАНИЕ
МИРОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ М.Н. Евстропов. Шпет и Делёз: логики смысла В статье сопоставляются теории или логики смысла русского феноменолога Густава Шпета (1879–1937) и французского философа Жиля Делёза (1925–1995). Несмотря на временную и философскую дистанцированность этих теорий, между ними обнаруживается достаточно много общего. Обе они выходят за рамки семантики или философии языка, оказываясь скорее своеобразными онтологиями смысла. Обе они критически связаны с теорией смысла Эдмунда Гуссерля, при этом пытаясь дополнить феноменологическую картину смысла каким-то своим специфическим элементом. И в случае Шпета, и в случае Делёза смысл понимается как онтологически своеобразная инстанция, ключевой характеристикой которой выступает нейтральность. Это не предметное в составе самого предмета, «энтелехия» у Шпета. Это бестелесный эффект, событие как ирреальное вне-бытие (extra-être) у Делёза. И в том, и в другом случае смысл осуществляет синтез или схождение серий: эмпирической и эйдетической интуиций у Шпета, тел и предложений у Делёза. И в том, и в другом случае смысл истолковывается как условие значимости языковых выражений. Обеим теориям свойствен также парадоксальный интуитивизм, утверждающий настоятельность прямого опыта смысла. При этом Шпет говорит о социальном характере смысла, так что «уразумевающая» его герменевтическая интуиция оказывается аналогом вчувствования как непосредственного опыта другого. Делёз же относит смысл к безличному и доиндивидуальному трансцендентальному полю. Фигуру безличного поля сознания мы встречаем также и у Шпета, а для Делёза, с его стороны, сохраняет всю свою значимость вопрос о другом – тем не менее именно в расстановке акцентов по этим вопросам как раз и состоит разногласие их теорий. Ключевые слова: Шпет, Делёз, смысл, логика смысла, онтология смысла, феноменология В.В. Балановский. И. Кант и К.Г. Юнг о невозможности научной психологии Целью данной статьи является демонстрация сходства философских подходов Канта и Юнга к решению проблемы возможности построения психологии как точной науки, что позволяет эксплицировать, каким представляется будущее психологии этим двум мыслителям. Таким образом, в статье предлагается вариант решения методологической задачи, указывающей возможные перспективы в развитии философии и научной психологии. Для достижения поставленной цели автор предпринимает попытку прояснить суть возражений Канта и Юнга против возможности создания научной психологии, а также отыскать в трудах мыслителей указания на способы преодоления ими же сформулированных принципиальных затруднений. В качестве основных методов при этом использовались экспликация, реконструкция и сравнительный анализ взглядов Канта и Юнга. В ходе исследования установлено, что Кант и Юнг выделяют одни и те же ключевые проблемы, мешающие психологии стать точной наукой. К ним относятся: 1) совпадение субъекта и объекта этой дисциплины; 2) невозможность применения к исследованию психики количественных математических методов; 3) нерешенность и нерешаемость вопроса о психофизическом параллелизме. Вместе с тем и Кант, и Юнг указывают возможности преодоления сформулированных ими затруднений – через отыскание принципа связи и взаимовлияния психического и физического. Ключевые слова: И. Кант, К.Г. Юнг, наука, эмпирическая и рациональная психология, аналитическая психология, математические методы в психологии Л.Б. Карелова. Концепция времени у Кимуры Бина Статья посвящена рассмотрению концепции времени Кимуры Бина, японского ученого, занимающегося исследованиями на стыке психиатрии и философии, опиравшегося как на практический опыт взаимодействия с пациентами с разными видами расстройств личности, так и на осмысление обширного историко-философского материала. В центре внимания подход Кимуры Бина к проблемам времени сквозь призму популярной в японской мысли ХХ в. идеи «взаиморасположенности» (айда), а также особенности его интерпретации проблем соотношения настоящего, прошедшего и будущего, времени и вечности. Ключевые слова: Кимура Бин, айда, вещь, событие, «сейчас», время, вечность, bios, zoe Н.А. Дмитриева. Концепция истории Н.В. Болдырева: неокантианские перспективы Статья посвящена концепции истории, сформулированной русским философом Н.В. Болдыревым в начале 1920-х гг. Целью статьи является идейная реконструкция этой концепции с преимущественным вниманием к результатам рецепции Болдыревым неокантианских мыслительных моделей и подходов. Для выяснения условий состоявшейся рецепции в статье очерчивается контекст возникновения философско-исторической проблематики в русском неокантианстве и указываются ранее неизвестные факты из научной биографии Болдырева, подтверждающие наличие у него профессионального интереса к неокантианской философии. Автор статьи фокусирует внимание на главной философско-исторической работе Болдырева «Смысл истории и прогресс» (1922 г.) и показывает, что в этом тексте систематически осмысливаются такие ключевые для неокантианской философии истории понятия, как время и вечность, цель и идеал, утопия и прогресс, человек и человечество. В ходе компаративного анализа понятийного аппарата и мыслительных моделей, используемых в текстах немецких и русских неокантианцев, выявлено, что теоретическими истоками концепции истории Болдырева были, во-первых, философские системы марбургских и баденских неокантианцев – Г. Когена, Э. Кассирера и Г. Риккерта, а во-вторых, теоретико-методологический подход к истории как науке, разработанный русским историком, методологом и философом-критицистом А.С. Лаппо-Данилевским, чья научная концепция в свою очередь питалась философскими идеями И. Канта и немецких неокантианцев. Ключевые слова: философия истории, немецкое и русское неокантианство, методология истории, время, целеполагание в истории, утопия, идеал Моник Кастийо. Республика и общественное благо: философское наследие и современные вызовы Современные государства должны сочетать личную свободу граждан с коллективным единством общественного тела. Республика – это политическая модель, в которой индивидуальная свобода заключается в участии в общем благе и общей судьбе. Демократия – это политическая модель, в которой сохранение личной свободы каждого человека является главной и общей целью политики. Эти две политические модели могут иметь недоброжелателей, как мы можем наблюдать на примере событий в сегодняшней Европе. Но, в сущности, современная цивилизация должна сочетать два философских наследия концепции республики: «кантовское» и «гегелевское». Ключевые слова: государственный суверенитет, демократическое равенство, мировое гражданство, общественное пространство, Европа, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Фуко, Ю. Хабермас А.А. Кара-Мурза. Некоторые вопросы генезиса и типологии русского либерализма В статье ставятся вопросы, принципиальные для изучения генезиса, развития и типологии русской либеральной мысли: имеют ли либеральные учения национальную специфику (т. е. существуют ли национальные модели либерализма)? Существует ли инвариант либерального учения и либерального социокультурного проекта? Является ли русский либерализм генетически «вторичным» по отношению к западному? Может ли быть либералом сторонник концепции «национальной самобытности»? Каково соотношение либерализма и религиозности? Как соотносятся «свобода» и «порядок»? Эти и другие проблемы рассматриваются автором в контексте становления и развития русского либерализма XVIII–XX вв. Ключевые слова: русская мысль, политическая философия, либерализм, личность, государство, реформы О.А. Жукова. Онтологические основания свободы: метафизика и социальная философия С.Н. Трубецкого С.Н. Трубецкой (1862–1905), выдающийся русский мыслитель и общественный деятель, автор оригинальной концепции «конкретного идеализма», является убежденным последователем философских идей В.С. Соловьева. Трубецкой как один из лучших представителей национальной интеллектуальной элиты утверждает в своем творчестве ценности европейского модерна, духовные и политические свободы личности и общества. По мнению автора статьи, философские идеи и политические убеждения Трубецкого имеют один исток. В основе философской системы «конкретного идеализма» находится логоцентричная онтология свободы. Либеральная концепция политической свободы вырастает из христианской интуиции личностного бессмертия. Трубецкой отстаивает самостоятельное значение русской религиозной метафизики, видя в восточно-христианской традиции философствования потенциал для онтологического обогащения рационалистической мысли Нового времени. Тем самым в философии он показывает путь синтеза для русской и европейской мысли, а в социальной жизни защищает путь мирного переустройства политической системы и развития русского общества. Ключевые слова: идеализм, христианский либерализм, метафизика, онтология, свобода, Логос, культура, политика, монархия, общество, революция, С.Н. Трубецкой Д.С. Моисеев. Политическая философия Джованни Джентиле Работа посвящена рассмотрению политической философии итальянского философа-неогегельянца Джованни Джентиле. Предметом исследования являются представления Джентиле о политике, определение ключевых понятий его политической философии: «долг», «характер», «государство», «нация», «право». На основании работ Джентиле «Общая теория духа как чистого акта», «Генезис и структура общества», «Введение в философию» раскрываются вопросы укорененности политической философии итальянского мыслителя в онтологии его концепции актуального идеализма, связь его политической теории с идеалами Рисорджименто (в первую очередь с политической мыслью Джузеппе Мадзини), влияние философа в годы фашистского “ventennio”. Ключевые слова: Дж. Джентиле, фашизм, неогегельянство, политическая философия, тоталитаризм, актуальный идеализм, актуализм ПУБЛИКАЦИИ В.П. Визгин. Социальная философия Габриэля Марселя В вводной статье к переводу эссе Габриэля Марселя «Философ в современном мире», вошедшего в его книгу «Люди против человеческого» (1951), в которой излагаются его взгляды на общественно-политическую проблематику, автор знакомит русского читателя с социальной философией французского мыслителя. В статье наглядно демонстрируется, что именно мировоззрение христианского гуманизма определяет фундамент социальной мысли Марселя. Важным аспектом при этом выступает анализ того, как Марсель понимает связь свободы человеческого духа и религиозной веры. Согласно французскому мыслителю, они появляются и подавляются вместе. И соответственно в той мере, в какой из общества исчезает религиозная вера, в той же самой степени из нее исчезает и свобода человеческого духа. Дехристианизация общества неминуемо сопровождается пленением свободного по своим онтологическим возможностям человека. В таком обществе деградирует сам образ свободы и люди не чувствуют себя связанными ни с чем, если только это не деньги и не удовольствие. Ключевые слова: Г. Марсель, христианский гуманизм, социальная философия, общественный идеал Габриэль Марсель. Философ в современном мире А.М. Руткевич. Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета является важной составной частью его системы. Через нее он переходит от метафизики (или экзистенциальной аналитики) к политической философии, истории философии и эстетике. В статье рассматривается историзм Ортеги (учение о «жизненном или историческом разуме»), сопоставляемый с историзмом других европейских мыслителей первой половины ХХ в., его доктрина поколений и учение о сменявших друг друга в истории способах мышления. «Метаистория» Ортеги – его видение циклов или «ритмов» истории – соотносится с его «герменевтикой визуального» в истории живописи, с учением об эволюции дедуктивной теории в истории науки и с трактовкой революции в политической истории. Ключевые слова: философия истории, историзм, герменевтика, поколение, идеи и верования, революция Хосе Ортега-и-Гассет. Закат революций Леонардо Поло. Проект трансцендентальной антропологии (предисловие Г.В. Вдовиной) РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ В рецензии рассматривается сборник работ, в котором содержится анализ жанра историко-философской статьи, а также публикуются несколько историко-философских эссе в качестве примеров и иллюстраций ранее проведенного исследования. Отмечается тематическое и содержательное разнообразие материалов сборника, как в первой, так и во второй его части. В сборнике представлено системное, многостороннее освещение заявленной темы, причем некоторые работы обладают особой теоретической значимостью. Таковы тексты Н.В. Мотрошиловой и Э.Ю. Соловьева. Ключевые слова: история философии, статья, жанр В книге представлено учение французского философа Эмманюэля Левинаса (1906–1995). Своеобразным введением в мир творчества Э. Левинаса служит в ней анализ особенностей языка мыслителя, который предостерегает от прямолинейного его восприятия и направляет на творческое прочтение текстов. В монографии исследованы основные понятия («ключевые слова») и главные темы философии Э. Левинаса, его отношение к классической философии, учениям М. Хайдеггера, Э. Гуссерля; проведено сопоставление с концепциями Л. Витгенштейна, Г. Когена, К.-О. Апеля. Автор монографии делает попытку рассмотреть перспективы, которые открывает учение французского мыслителя перед профессиональной работой философа в начале ХХI в. Ключевые слова: Другой, субъективность, встреча, лицо, отношение лицом-к-лицу, бесконечное, любовь, социальное, справедливость, ответственность, высь Информация для авторов |
|||||
|