Институт Философии
Российской Академии Наук




  История философии. 2014. № 19.
Главная страница » » История философии » История философии. 2014. № 19.

История философии. 2014. № 19.

 

Весь номер в формате PDF (2,61 MБ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

М.Н.Громов. Образ Софии Премудрости в русской философии и культуре

Образ Софии Премудрости является одним из ключевых в русской философии и культуре. Он был принесен после крещения Руси из Византии и воплотился в разнообразных памятниках культуры, имеет эстетическое, символическое, философское, богословское значение. На этой основе сложилась русская софиология XIX–XX вв. в лице Владимира Соловьева, Павла Флоренского, Сергия Булгакова. Ныне отмечается возрастающий интерес к теме Софии.

Ключевые слова: русская философия, русская культура, византийская культура, эстетический смысл, символическое значение, софиология.

 

В.В.Мильков. Палейная антропология и ее источники

В статье анализируется содержание одного из самых интересных памятников древнерусской мысли – энциклопедического труда «Палея Толковая». В центре исследования находится антропологическая проблематика. Показано, что антропология Палеи базируется на заимствованиях из Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского. Поскольку Иоанн в своем труде опирался на Платона и Аристотеля, палейная антропология оценивается как результат влияния христианизированных идей античных философов.

Ключевые слова: Древняя Русь, религиозно-философская мысль, Палея Толковая, антропология.

 

Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах (из 4-й главы)

Авторы публикуют одну из самых философичных частей трактата «О божественных именах». Предметом анализа являются приписки русских читателей на полях перевода Ареопагитик. Трактовка категории материя рассматривается с точки зрения ее понимания одним из переписчиков текста. Комментарии читателей позволяют судить об особенностях рецепции неоплатонического трактата в средневековой Руси.

Ключевые слова: Псевдо-Дионисий Ареопагит, трактат «О божественных именах», неоплатонизм, категория материя.

 

К.В.Коновалов. Влияние идейного наследия Максима Грека в восточно-славянских странах второй половины XVI столетия на примере Исайи Каменчанина

В публикации анализируется влияние идей Максима Грека на Исайю Каменчанина. Дается краткая характеристика трансперсональных практик Максима и Исайи. Делается вывод о существовании двух типов духовности у древнерусских мыслителей.

Ключевые слова: Древняя Русь, Максим Грек, Исайя Каменчанин, исихазм, богословие, религиозная философия.

 

О.В.Марченко. К вопросу о метафизике социокультурного бытия в русской мысли XVIII–XX вв.

Статья посвящена ряду проблем изучения философского и литературного наследия, связанного с метафизикой социокультурного бытия в России, а также методологии гуманитарного знания. Автор рассматривает некоторые идеи Н.В.Гоголя в концептуальном соотношении с идеями Г.С.Сковороды и Д.И.Чижевского. В статье показана важность миросозерцания Сковороды для интерпретации Чижевским определенных философских и историко-культурных проблем, и прежде всего творчества Гоголя.

Ключевые слова: метафизика, социокультурное бытие, русская мысль, Д.Чижевский, Н.Гоголь, Г.Сковорода, «сродный труд», «свое место».

 

Н.А.Куценко. Триединство российского гуманитарного знания в соотношении традиций и новаций

В статье рассматривается вопрос о триединстве гуманитарного знания (филология, философия, теология). На примере академического образования в Российской империи XIX в. показана история и «карта преподавания» одного из классических языков – древнегреческого.

Ключевые слова: история русской философии, триединство гуманитарного знания, академическая философия, древнегреческий язык.

 

В.В.Лазарев. Осуществимо ли воссоединение западничества и славянофильства? (Условия преображения)

Автор исследует вопрос о том, представляют ли славянофильство и западничество по генетической и идейной природе два разные направления философствования или одно двойственное. Анализируются взгляды славянофилов и западников на свободу, соборность, на западное развитие и на историческое назначение России; показано, что они явно расходились в воззрениях на православную религию. В статье продолжена тема уже опубликованной статьи автора, озаглавленной «О метафизической перспективе сближения Герцена со славянофильством», где рассматривался путь бессознательной религиозности атеиста Герцена. В данной публикации анализируется возможный и на деле осуществлявшийся способ позднейшего органичного синтеза обоих направлений философствования в целостное единство, сохраняющее их различия в принципе «антиномического монодуализма».

Ключевые слова: монизм, дуализм, монодуализм, религиозность, вера, органический синтез, западники, славянофилы.

 

И.А.Кацапова. Социально-политическое наследие Б.Н.Чичерина

В статье выделяются ключевые социально-политические идеи Б.Н.Чичерина; характеризуется место этих идей в русской общественно-политической мысли второй половины ХIХ века; обосновывается тезис, согласно которому главный научный вклад русского мыслителя связан с теорией государства и права; раскрывается значение идей Чичерина для разработки проблематики философии права.

Ключевые слова: Б.Н.Чичерин, социально-политическое наследие, государствоведение и право, философия права.

 

Ю.Б.Тихеев. К вопросу об «античных» влияниях в ранней философии В.С.Соловьева

В статье представлен критический анализ «античных» влияний в ранней философии В.С.Соловьева. «Античный» слой в работах молодого философа состоит из многочисленных ссылок и аллюзий на учения греческой языческой философии и христианского гнозиса. Тем не менее автор показывает, что отношение Соловьева к античной мысли было выработано под влиянием немецкой философии (Шеллинг, Гегель) и протестантской теологии (Ф.К.Баур). Кроме того, все эти учения, как «античные», так и «новые», рассматривались Соловьевым как части так называемого «вселенского учения».

Ключевые слова: Соловьев, Шеллинг, Ф.К.Баур, немецкий идеализм, платонизм, мировая душа, гнозис, гностическая система, вселенское учение.

 

В.В.Сербиненко. Египетские сюжеты в русской философии (Вл.Соловьев и В.Розанов)

В статье анализируется смысл и значение египетской темы в творчестве двух русских мыслителей. Отношение к Египту и египетской культуре позволяет понять некоторые существенные аспекты в творческой эволюции Вл.Соловьева и В.Розанова.

Ключевые слова: философия, религия, цивилизация, Египет, культура, творчество, самопознание.

 

С.И.Бажов. Этическая проблематика в философском творчествеП.И.Новгородцева

В статье рассматривается этическая проблематика в философском творчестве П.И.Новгородцева, показывается связь этической и философско-правовой проблематики. В связи с тем, что, по Новгородцеву, важнейшее значение для развития этики имело творчество Сократа, Платона, Канта и Гегеля, главное внимание уделяется освещению взглядов Новгородцева на творчество указанных мыслителей. Раскрывается существо концепции цельной этики Новгородцева как синтеза ее субъективной и объективной сторон.

Ключевые слова: Этико-философские воззрения П.И.Новгородцева, этическая проблематика.

 

С.М.Половинкин. Персонализм и особенности социальной стратегии (христианский персонализм П.А.Флоренского в контексте русской мысли)

Статья посвящена исследованию сложного вопроса о месте персонализма в философских построениях о. П.А.Флоренского, а также месте самого Флоренского в истории русской мысли. Автор утверждает, что персонализм является не маргинальным, а центральным направлением русской философии, и связывает с этим обстоятельством специфику российских социальных стратегий.

Ключевые слова: русская мысль, персонализм, личность, соборность, Церковь, П.А.Флоренский, социальные стратегии, современность.

 

А.В.Черняев. «Гамлет русской революции» (к 150-летию Е.Н.Трубецкого)

В статье дается характеристика личности и деятельности Е.Н.Трубецкого; демонстрируется его особая роль в идейном движении, получившем название русского религиозно-философского «ренессанса»; констатируется идеологическая неоднозначность и политический характер данного культурно-исторического феномена.

Ключевые слова: Е.Н.Трубецкой, русский религиозный ренессанс, философия политики, религиозно-философская группа «Путь».

 

А.В.Соболев. О духовно-нравственной атмосфере в семье Трубецких

Приложение: Г.Н. Трубецкой. Облики прошлого

Публикация фрагментов воспоминаний князя Григория Николаевича Трубецкого – младшего брата философов Сергея и Евгения Николаевичей Трубецких. Ценность этих воспоминаний прежде всего в том, что в них ярко характеризуется уникальная духовно-нравственная атмосфера, в которой и могли сформироваться столь масштабные творческие личности, как братья Трубецкие. Публикация сопровождается кратким предисловием и комментарием.

Ключевые слова: русская философия начала XX в., С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, семейная духовная традиция.

 

В.В.Ушаков. Марксизм в контексте русской философскойкультуры рубежа XIX–XX вв.

Статья посвящена классификации и анализу социальных идей основных направлений русского марксизма конца XIX – начала XX в. К рассмотрению привлечены произведения С.Н.Булгакова, Г.В.Плеханова, П.Б.Струве, М.И.Туган Барановского и др. В статье освещается культурный контекст социальной философии русского марксизма; показаны общие и особенные черты, характерные для марксистской философии в России рубежа XIX–XX вв., ее типологические связи с другими направлениями мысли Серебряного века.

Ключевые слова: Серебряный век, русская философия, социальная философия, марксизм, социализм, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, Г.В.Плеханов, М.И.Туган-Барановский.

 

Хоу Цзинна. Мистический эмпиризм Н.О.Лосского в смысле и вне смысла мистики

Статья посвящена анализу интуитивизма (мистического эмпиризма) Н.О.Лосского в связи с мистикой. Показано, что вначале термин «мистический» используется для метафорического сравнения: внешний мир познается так же, как Бог. Затем «мистическая» гносеология неизменно пополняется у Лосского учением о строении мира, т. е. идеал-реализмом. А в конце концов интуиция Бога слилась с мистикой.

Ключевые слова: мистический эмпиризм, мистика, интуиция, идеал-реализм, интуиция Бога.

 

В.В.Ванчугов. Философствование в условиях немирного времени:постижение смысла «второй отечественной войны»

Статья посвящена интеллектуальной деятельности в условиях войны, когда философы определяют место России в европейском цивилизационном ландшафте, переосмысливают культуру в геополитическом контексте, а темы патриотизма, интернационализма, национализма, милитаризма и пацифизма развиваются в контексте историософской проблематики. Выявление и анализ насыщенных милитаристской проблематикой источников позволяет не только выявить историческое, политическое, философское и богословское измерение войны, но и адекватнее понимать изменения в мире.

Ключевые слова: война, международные отношения, пропаганда, идеология, патриотизм, милитаризм, пацифизм, история, историософия, богословие, политика, мифология.

 

Ю.Б.Мелих. Поиск трансцендентальных оснований индивидуального и общего в творчестве (философия И.И.Лапшина)

Поиск универсального в индивидуальном и уникальном преимущественно индуктивным и компаративным методами составляет стержень, константу философствования Лапшина. Если в начале задача Лапшина состоит преимущественно в том, чтобы найти обоснование творчеству как универсальной установке сознания (ввести его в сферу трансцендентального) и, таким образом, раскрыть его структуру и создать «философию изобретения» и художественного творчества, то позднее его интерес смещается к выявлению индивидуального, своеобразия в феноменах культуры, и в первую очередь русской культуры.

Ключевые слова: трансцендентализм, неокантианство, культура, ценности, изобретение в философии, философия изобретения, личность, Лапшин.

 

К.Б.Ермишина. Феномен культуры в понимании Г.В.Флоровского

 

Статья посвящена раскрытию темы культуры в творчестве Г.В.Флоровского. Автор доказывает, что у Флоровского было два понимания феномена культуры – раннее, сложившееся в 20-е гг. и названное «романтическим», и позднее, которое начало складываться после 1930-х гг. Вторая концепция во многом зависела от изученного Флоровским богословского наследия Православной церкви и стала итогом его личностного и интеллектуального развития.

Ключевые слова: философия культуры, евразийство, богословие, Древняя Русь, теория культуры, «верхи» и «низы» культуры, культурные ценности, персонализм.

 

Авторы выпуска