Институт Философии
Российской Академии Наук




  Гагинский Алексей Михайлович
Главная страница » » Сектор современной западной философии » Сотрудники » Гагинский Алексей Михайлович

Гагинский Алексей Михайлович

To english version

Гагинский Алексей Михайлович

Год и место рождения

 

1982, г. Сергиев Посад

  ORCID: 0000-0001-9412-9064 

  ResearcherID: F-4957-2017 

 Scopus Author ID:57195989428 

 РИНЦ Author ID: 681781

Образование

 

  • Философско-богословский факультет РПУ ап. Иоанна Богослова, 2009 (диплом с отличием).
  • Аспирантура Института философии РАН, 2012.

 

Ученые степени


Кандидат философских наук, 2012. «Онтотеологическая проблематика в греческой патристике III-IV вв.», ИФ РАН.

 

 

Сфера научных интересов


Античная и византийская философия, патрология, философия религии, постметафизическая теология, онтология, эпистемология, этика и многое-многое другое.

 

 

Профессиональная деятельность



  • Старший научный сотрудник Института философии РАН (основное место работы)
 
 

Научная работа

За последние 3 года основная работа велась по нескольким направлениям.

 

1. Предложена критика концепции онто-теологии, развитой М. Хайдеггером и подхваченной многими современными философами и теологами. В частности, показано, что эта концепция игнорирует теоретические различия внутри христианства, а потому не может приниматься в качестве адекватной историко-философской модели. Результаты отражены в следующих публикациях: Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4 (60). С. 55-71; Постметафизическая теология в контексте истории онтологии // История философии. М., 2017. №. 1. В печати.
2. Подробно рассмотрено становление патристической философии, в результате чего выделено две ветви ее развития: восточная (парадигма различия) и западная (парадигма тождества). Разумеется, за этим разделением стоит не только география, но и глубокие расхождения на философском уровне. Результаты отражены в следующих публикациях: Рациональность и ее пределы в патристической философии // Христианское чтение. СПб., 2016. №. 3. С. 33-48; Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. М., 2016. Вып. 4 (71). С. 21-28; Исходы метафизики: Две парадигмы патристической философии // Философские науки. М., 2016. № 12 С. 45-58; написана монография (не опубликована).
3. Разрабатывается (историко-философски и теоретически) средневековое учение о трансценденталиях, определяющее не только метафизику той эпохи, но и всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Результаты отражены в следующих публикациях: Предпосылки учения о трансценденталиях в Античности: Доаристотелевский период // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. М., 2016. № 2. С. 3-16; Аристотель и трансцендентальная онтология // Вопросы философии. М., 2016. № 12. С. 150-160.
4. Предложена новая трактовка генологии Платона, которая отличается от неоплатонической интерпретации (Плотин, Прокл) и следующей за ней отечественной традиции (А.Ф. Лосев, П.П. Гайденко, Ю.А. Шичалин, А.Л. Доброхотов и др.) истолкования первых двух гипотез "Парменида" Платона. Дан анализ лексикона античной онтологии, показаны его характерные особенности, определившие развитие европейской метафизики и онтологии. Результаты отражены в следующих публикациях: Бытие и Единое у Платона // Платоновские исследования. М., 2014. № 1. С. 89-107; О смысле бытия и значениях сущего: Историко-философские разыскания // Философский журнал. М., 2016. № 3. С. 59-76.

 

Работа над проектами продолжается. 

 

Публикации 

 

 

Обложка Гагинский

 

Монографии:

 

 

Гагинский А.М. Философия беспредпосылочных начал. М.: ИФ РАН, 2018. 193 с. 



В монографии исследуются три объемные темы, каждой из которых посвящена отдельная глава: бытие, единое, Бог. Данные понятия выступали в качестве беспредпосылочных начал, знаменуя собой наступление очередной метафизической эпохи. Так, если для античной философии предельным началом было единое, или благо, для средневековой интеллектуальной культуры – Бог, то для современности в качестве такого начала выступает бытие, которое не подлежит сомнению. Уточнению этих понятий и их связи между собой посвящено данное исследование. Работа предназначена для исследователей разных философских дисциплин, а также для читателей, интересующихся метафизикой, историей философии и философской теологией. 

 


Статьи:

  1. Гагинский А.М. Как сердцу высказать себя? О границах языка мышления // Философия: Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т.II. №4. С. 123-131.
  2. Гагинский А.М. Скрытые предпосылки рациональной теологии // Философский журнал. М., 2018. Т. 11, № 1. С. 111-124.
  3. Гагинский А.М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2018. Вып. 76. С. 23-39.
  4. Гагинский А.М. «Гильотина Юма» в контексте средневекового учения о трансценденталиях // Вопросы философии. М., 2018. № 10. С. 189-200.
  5. Гагинский А.М. Откровение и наука о религии: между позитивизмом и постмодернизмом // Философия религии: аналитические исследования. М., 2018. Т. 2. № 2. С. 155-163.
  6. Гагинский А.М. Влияние экзегетики Оригена на аргументацию Ария в контексте античной философской теологии // Христианское чтение. СПб., 2017. № 4. С. 67-84.
  7. Гагинский А.М. Философские категории в паламитских спорах // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2017. №. 24-25, Вып. 1-2. С. 173-198.
  8. Гагинский А.М. Знание от свидетельства: некоторые проблемы // Эпистемология и философия науки. М., 2017. Т. 53, № 3. С. 68–75.
  9. Гагинский А.М. Постметафизическая теология в контексте истории онтологии // История философии. М., 2017. Т. 22, №. 1. С. 53–67.
  10. Гагинский А.М. О смысле бытия и значениях сущего: Историко-философские разыскания // Философский журнал. М., 2016. № 3. С. 59–76.
  11. Гагинский А.М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. М., 2016. Вып. 4 (71). С. 21–28.
  12. Гагинский А.М. Предпосылки учения о трансценденталиях в Античности: Доаристотелевский период // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. М., 2016. № 2. С. 3–16.
  13. Гагинский А.М. Рациональность и ее пределы в патристической философии // Христианское чтение. СПб., 2016. №. 3. С. 33–48.
  14. Гагинский А.М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4(60). С. 55–71.
  15. Гагинский А.М. Метафизика и божественные энергии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2014. Вып. 4(54). С. 145–148.
  16. Гагинский А.М. Бытие и Единое у Платона // Платоновские исследования. М., 2014. №1. С. 89–107.
  17. Гагинский А.М. Критерий, знание, истина // Эпистемология и философия науки. М., 2013. №3(37). С. 129–140.
  18. Гагинский А.М. Имя Бога и бытие: Филон Александрийский и Иустин Философ // Евразия: Духовные традиции народов. М., 2012. №2. С. 26–33.
  19. Гагинский А.М. Онтологический статус Бога у свт. Григория Богослова // Историко-философский ежегодник’ 2010 / Ин-т философии РАН. М., 2011. С. 33–52.
  20. Гагинский А.М. Бытие и Бог у свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2011. С. 20–30.

 

Рецензии:

  1. Perl E.D. Thinking Being: Introduction to Metaphysicsin the Classical Tradition // Социальные и гуманитарные науки. Отеч. и зарубеж. лит. Сер. 3 «Философия». Реф. журн. М., 2016. № 3. С. 124–129.
  2. Berto F., Plebani M. Ontology and metaontology: A contemporary guide // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2016. № 4 (66). С. 136-141.
  3. Хлебников Г.В. Античная философская теология // Философия религии: Альманах 2014-2015. М., 2015. С. 505-510.
  4. Meredith A. Christian Philosophy in Early Church  // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. М., 2015. № 2 (58). С. 114-117.
  5. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе // Философия религии: Альманах 2012-2013 / Ин-т философии РАН. М., 2013. С. 445-453.
  6. Tollefsen T.T. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. М., 2010. № 31. С. 133-138.

 

Электронные версии текстов

Индивидуальные проекты

  1. Грант РГНФ № 15-33-01207: «Тождество и различие как базовые парадигмы патристической философии» (2015–2016).
  2. Грант Президента Российской Федерации № МК-4660.2015.6 «Трансценденталии: от Античности к позднему Средневековью» (2015–2016), совместно с К.В. Карповым.

Конференции

  1. Доклад: «Энергии простоты или простота энергии? Парадигмы патристической философии на Востоке и на Западе» — Международная конференция: «Оппозиция Запад – Восток в культурных традициях христианского мира». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 10-13 мая 2016 г.Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.
  2. Доклад: «Аристотель и трансцендентальная онтология» — XVI Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 25-27 мая 2016 г. Санкт-Петербург.
  3. Доклад: «О влиянии онтологии Аристотеля на схоластическую теологию» — XXVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, 26 ноября 2016 г.
  4. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 2)» — круглый стол: «Как должно говорить и писать о Боге согласно святым Отцам». Университет Дмитрия Пожарского, 18.02.2015.
  5. Доклад: «Онто-тео-логия: pro et contra» — регулярный семинар сектора философии религии ИФ РАН Scientia de religione, 26.02.2015.
  6. Доклад: «Предпосылки учения о трансценденталиях в античности: Доаристотелевский период» — XV Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения, РХГА, 27-30 мая 2015 г. Санкт-Петербург.
  7. Доклад: «Метафизика Исхода» и исход из метафизики: две парадигмы в патристической философии. — Конференция: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность», 18 декабря 2015г. Институт философии РАН.
  8. Доклад: «Этика и преодоление онтологии». XXII Международные Рождественские образовательные чтения. 28 января 2014. Храм Христа Спасителя. Секция «Онтология нравственных начал».
  9. Доклад: «Платон и онто-гено-логия». Универсум Платоновской мысли. Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций – II. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Институт философии. 24-25 июня 2014 г.
  10. Доклад: «Бытие и Единое у Платона». 2-я международная Платоновская конференция. РГГУ, 18-19 сентября 2014.
  11. Доклад: «Бог и предикаты (Часть 1)». Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 11 ноября — 2 декабря 2014.
  12. Доклад: «Деконструкция генологии: Хайдеггер и неоплатонизм». 86-е заседание Научно-методологического семинара богословского факультета ПСТГУ. 29 марта 2013 г.
Лекционные курсы
  1. «Современные проблемы теологии». Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. С 2013 г. по 2017.
  2. «Патрология I-IV вв.». Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. С 2013 г. по 2017.
  3. «Трансценденталии: от Античности к позднему Средневековью» (совместно с К.В. Карповым). Университет Дмитрия Пожарского, осенний семестр 2016 г. (курс для вольнослушателей).
  4. «Онтология и теология». Университет Дмитрия Пожарского, 2014-2016, 4 семестра (курс для вольнослушателей).
  5. «Античная философия». Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. С 2010 по 2015 гг.
  6. «Греческая и латинская патрология». Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. С 2009 по 2015 гг.
Видеоматериалы:
  1. «Между Сциллой аналитической теологии и Харибдой теологии постмодерна: несвоевременные размышления»
  2. Н.П. Волкова и А.М. Гагинский "Открывает ли философия новое?"
  3. «Я есть Сущий»: Бог и бытие
  4. "Постметафизическая теология и патристическая философия: богословие в 21 веке" ч.1
  5. "Постметафизическая теология и патристическая философия: богословие в 21 веке" ч.2
  6. "Неоплатоническая генология: к пересмотру концепции"
  7. «О том, почему не происходит ошибки, когда должное выводится из сущего»
Премии и награды Диплом финалиста конкурса «Эпистемология и наука: теория, методология, практика», посвященного десятилетию журнала «Эпистемология & философия науки», 2012.