Институт Философии
Российской Академии Наук




  09.00.08 Философия науки и техники
Главная страница » Научно-образовательный центр » Аспирантура » Обучение в аспирантуре » Программы кандидатских экзаменов » 09.00.08 Философия науки и техники

09.00.08 Философия науки и техники

I. Общие положения

 

Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения учёной степени кандидата наук по научной специальности 09.00.08 Философия науки и техники.

 

 

II. Правила допуска к кандидатскому экзамену

 

Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:

1)  подготовить научно-квалификационную работу (диссертацию) в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;

2)   составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.

В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности научно-квалификационной работы (диссертации) в необходимом объеме и её предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.

 

 

III. Содержание кандидатского экзамена

 

Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам философии науки и техники. Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утверждённых на заседании сектора, к которому он прикреплен.

Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.

Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.

 

Вопросы кандидатского экзамена:


  1. Два подхода к анализу научного знания: логико-эпистемологический и социокультурный.
  2. Понятие научного факта. Научный факт и протокол наблюдения.
  3. Наука как вид духовной деятельности.
  4. Типы научной рациональности в работах В.С. Степина.
  5. Методология междисциплинарных исследований в современной науке.
  6. «Естественное» и «искусственное», наука и техника. Основные этапы истории науки и техники.
  7. Нормы и ценности научного сообщества.
  8. Научное предсказание, предвидение и прогноз. Предсказание и ретросказание. Прогнозирование и сценарный подход.
  9. Архаическая наука, ее специфика и формы организации. Элементы научных знаний в технической деятельности древних культур и мифологическая картина мира.
  10. Объяснение и понимание. Понимание как научная интерпретация и метод постижения смысла.
  11. Пифагорейская традиция и платонизм в математике. Генетико-конструктивный и аксиоматико-дедуктивный методы построения.
  12. Вероятностно-индуктивная модель объяснения и ее структура.
  13. Современная наука как социальный институт. Виды институциализации: когнитивная и социальная.
  14. Гипотетико-дедуктивная модель развития научного знания.
  15. Радикальный конструктивизм и новое понимание научной реальности.
  16. Становление новой философии природы и инженерной деятельности в эпоху Возрождения.
  17. Феноменологическая философия науки и ее особенности («жизненный мир» и генезис науки, «узрение сущности»).
  18. Зарождение экспериментального естествознания и научной техники в XVII веке.
  19. Постпозитивистская философия науки и новые проблемы философского анализа науки: рост знания, демаркация науки от метафизики, проблема рациональности и др.
  20. Классическая механика и формирование научной картины мира.
  21. Математизация теоретического знания и интерпретация математического аппарата теории.
  22. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании и пропаганде нового научного метода.
  23. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества (основные концепции).
  24. Возникновение и развитие дисциплинарной организации науки.
  25. Философия науки Э. Маха.
  26. Теория и система идеальных объемов. Теория и модель. Компьютерная революция и понятие «виртуальной реальности».
  27. Кризис в физике на рубеже XIX и XX веков, его основные характеристики и роль в развитии науки в XX веке.
  28. Концепции истины в современной философии науки.
  29. Научная теория как высшая форма систематизации знания. Типы научных теорий, научная и техническая теория.
  30. Эпистемологические особенности неклассической наук.
  31. Научно-технический прогресс и изменение места науки в развитии общества: «технизация» науки и «сциентификация» техники. Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
  32. Проблема научной рациональности в современной философии науки.
  33. Анализ Э. Гуссерлем кризиса европейских наук.
  34. Сциентизм и антисциентизм как два типа социокультурной ориентации относительно науки.
  35. Критический рационализм и фальсификационизм К. Поппера.
  36. Эволюционистские модели развития науки (С. Тулмин, К. Поппер).
  37. Методология научных исследовательских программ И. Лакатоса.
  38. Объективность и социокультурная обусловленность научного знания.
  39. Проблема соизмеримости научных теорий и выбора между ними.
  40. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда.
  41. Научные революции как смена парадигм.
  42. Концепция «личного знания» М. Поляни.
  43. Основные характеристики научного знания.
  44. Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки.
  45. Концепция научных революций Т. Куна.
  46. Технический оптимизм (философия техники П.К. Энгельмейера) и технический пессимизм как культуркритика техники (Н. Бердяев и С. Булгаков, О. Шпенглер и К. Ясперс).
  47. Концепция науки В.И. Вернадского как планетарной силы и «ноосферы».
  48. Формы профессиональной этики в науке: этика ученого, инженера и менеджера.
  49. Очевидность как критерий научности знания и ее изменения в истории науки.
  50. Эвристическая роль математики в естественных науках.
  51. Проблема ответственности ученого и проектировщика. Этика науки и техники. Проблемы экологической этики.
  52. Верифицируемость как критерии научности знания. Границы применимости принципа верифицируемости.
  53. Метод математической гипотезы и проблема их содержательной интерпретации.
  54. Естественные и технические науки. Технические науки и проектирование. Особенности современных научно-технических дисциплин.
  55. Проблемы биомедицинской этики.
  56. Уровни научного исследования: эмпирический и теоретический.
  57. Экзистенциалистский анализ техники (М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет).
  58. Теория технического творчества (П.К. Энгельмейера и Ф. Дессауэр).
  59. Теоретический уровень научного исследования, его особенности и функции.
  60. Мысленный эксперимент и его возможности.
  61. Исследование социальных функций и влияний техники: теория технократии и техногенной цивилизации (Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, франкфуртская школа и др.).
  62. Взаимоотношения между теориями и научные исследовательские программы. Роль истории науки в оценке методологических программ и стратегий.
  63. Роль теоретического знания в подготовке, проведении и интерпретации результатов научного эксперимента.
  64. Социальная оценка техники и ее направления.
  65. Картина мира и стиль мышления.
  66. Эксперимент как метод научного исследования. Структура научного эксперимента.
  67. «Искусственный интеллект» и проблемы моделирования мышления.
  68. Научная проблема как исходная форма систематизации научного знания. Типология научных проблем.
  69. Антропологический подход в философии техники (Э. Капп, П.А. Флоренский. А. Гелен).
  70. Субстанциальная и реляционная концепции времени в физическом познании.
  71. Квантовая механика и объективность научного знания.
  72. Реализм как философско-методологическая стратегия исследования познания.
  73. Проблема реальности в математике.

 

 

IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене

 

Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:

 

Оценка

Критерии оценивания
Отлично

Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение

Хорошо

В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено

Удовлетворительно

В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют

Неудовлетворительно

Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют

 

V. Перечень основной и дополнительной литературы


Основная литература

  1. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента: От Античности до XVII в. М.: Директ-Медиа, 2014. 293 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228428
  2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании: Новое издание, дополненное материалами: Синергетика третьей волны. Цифровой жизненный техноуклад. Образование эпохи большого антропологического перехода. Изд. 4-е, доп. М.: URSS, 2017. 272 с.
  3. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки: учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 427 с.
  4. Никифоров А.Л. Философия и история науки: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 176 с.
  5. Степин В.С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Изд. 4-е. М.: Академический проект, 2017. 424 с.


Дополнительная литература

  1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр, 2009. 96 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56546
  2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1999. 206 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62873
  3. Борн М. Размышления и воспоминания физика: сборник статей. М.: Наука, 1977. 280 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482309
  4. Бэкон Ф. Новый Органон: вторая часть сочинения, называемая Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы. М.: Директ-Медиа, 2014. 281 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6986
  5. В поисках теории развития науки. (Очерки западноевропейских и американских концепций XX века). М.: Наука, 1982. 296 с.
  6. Вебер М. Наука как призвание и профессия. М.: Директ-Медиа, 2010. 58 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=47256
  7. Витгенштейн Л. Избранные работы: Логико-философский трактат. Коричневая книга. Голубая книга. М.: Территория будущего, 2005. 440 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=85021
  8. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2012. 319 с.
  9. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2012. 455 с.
  10. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
  11. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия. М.: Логос, 2009. 375 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84928
  12. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория. История науки с философской точки зрения. М.: Логос, 2012. 512 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233719
  13. Горохов В.Г. Эволюция инженерии: от простоты к сложности. М.: ИФ РАН, 2015. 201 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444372
  14. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 842 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276615
  15. Декарт Р. Рассуждение о методе. М.: Директ-Медиа, 2002. 96 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7000
  16. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика: статьи, выступления. М.: Наука, 1977. 353 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482328
  17. Карнап Р. Значение и необходимость: исследование по семантике и модальной логике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 381 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256402
  18. Карнап Р. Философские основания физики: введение в философию науки. М.: Прогресс, 1971. 391 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482336
  19. Лакатос И. Доказательства и опровержения: как доказываются теоремы. М.: Наука, 1967. 152 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458249
  20. Методология науки и дискурс-анализ / Отв. ред. А.П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 2014. 285 с.; То же. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2014/Metodologiya_nauki_2014.pdf
  21. Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты / Ред. И.П. Меркулов. М.: ИФ РАН, 1993. 457 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39917
  22. Печенкин А.А. Леонид Исаакович Мандельштам: исследование, преподавание и остальная жизнь. М.: Логос, 2011. 336 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84991
  23. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
  24. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983. 605 с.
  25. Постнеклассические практики: опыт концептуализации / Под ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. СПб.: Мiръ, 2012. 506 с.
  26. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: к решению парадокса времени. М.: Прогресс, 1994. 266 с.
  27. Проблемы методологии постнеклассической науки / Отв. ред. Е.А. Мамчур. М.: ИФ РАН, 1992. 199 с.
  28. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990. 736 с.
  29. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. М.: Иностр. лит-ра, 1957. 554 с.
  30. Рожанский И.Д. Античная наука. М.: Наука, 1980. 199 с.
  31. Розин В.М. Понятие и современные концепции техники. М.: ИФ РАН, 2006. 255 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44947
  32. Розин В.М. Психология в фокусе методологии и философии науки. М.: Ленанд, 2018. 425 с.
  33. Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. М.: Наука, 1981. 487 с.
  34. Синергетическая парадигма: Синергетика инновационной сложности / Отв. ред. В.И. Аршинов. М: Прогресс-Традиция, 2011. 496 с.
  35. Современная философия науки: хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Наука, 1994. 254 с.
  36. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 743 с.
  37. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М.: ИФ РАН, 2001. 178 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=64104
  38. Тулмин С. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. 327 с.
  39. У истоков классической науки: сб. ст. / Сост. У.И. Франкфурт. М.: Наука, 1968. 351 с.
  40. Холтон Д. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981. 383 с.
  41. Швырев B.C. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки, М.: Наука, 1966. 215 с.
  42. Этика науки / Отв. ред. В.Н. Игнатьев. М.: ИФ РАН, 2007. 143 с.