Институт Философии
Российской Академии Наук




  Этическая мысль. 2014. Вып. 14.
Главная страница » » Сектор этики » Журнал «Этическая мысль» » Этическая мысль. 2014. Вып. 14.

Этическая мысль. 2014. Вып. 14.

 

Весь номер в формате PDF (2 MБ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


Максимов Л.В. Мораль в единственном числе

В статье отстаивается идея морального монизма, т. е. фактической единственности, безальтернативности кодекса норм и правил, содержание и функции которых обладают сущностными признаками морали. Показано, что концепция морального плюрализма, противостоящая монизму, зиждется главным образом на неоправданно расширительном понимании самого феномена морали, т. е. на произвольном включении в эту область множества иных, внеморальных ценностных принципов и регуляторов поведения.

Ключевые слова: мораль, этос, этика, единственность и множественность, монизм и плюрализм, абсолютизм и релятивизм, объективность и общезначимость


Гельфонд М.Л. К вопросу о соотношении морали и цивилизации

Статья посвящена осмыслению фундаментальной проблемы соотношения морали и цивилизации. Автор проводит классификацию и сравнительный анализ основных способов ее решения в истории европейской философии. Предметом исследования являются также современное состояние и перспективы развития человеческой цивилизации и нравственной культуры.

Ключевые слова: культура, цивилизация, философия, этика, мораль, моральный закон, нравственный идеал, наука, религия, идеология, общество, рациональность


Сыродеева А.А. Малое и большое: открывая другую сторону

Провоцируя вопрошание относительно большого и однозначного, неизменного и универсального, принцип малого время от времени упирается в собственные границы применимости и нуждается в поддержке со стороны большого, ибо сам зависим от случаев и контекстов, от исторического фона, на котором разворачивается. Как увидеть в малом большое, а в большом малое, как научиться жить с разным, тем самым расширяя поле возможного? Книга Натальи Автономовой «Философский язык Жака Деррида» помогает в поиске ответов на эти вопросы, обращая внимание на значимость апорийного напряжения и индивидуального жизненного опыта.

Ключевые слова: малое, конкретное, универсальное, всеобщее, разное, Другой, деконструкция, космополитизм, философия, права человека


Прокофьев А.В. Моральный абсолютизм и доктрина двойного эффекта в контексте споров о допустимости применения силы

В статье реконструирована история становления и подвергнута анализу нормативная релевантность доктрины двойного эффекта. В качестве основы анализа выступают этические споры о допустимости применения силы. Автор рассматривает доктрину двойного эффекта как одно из возможных оснований абсолютистской (деонтологической) этики силы. Последняя, с его точки зрения, представляет собой результат осмысления теоретиками-абсолютистами противоречий между общераспространенным нравственным опытом (моральным чувством) и ригористичной этикой ненасилия. Разграничение между намеренными и ненамеренными, хотя и предвиденными, дурными следствиями тех поступков, которые ведут к достижению блага, позволяет абсолютистам сузить сферу действия запрета на применения силы, то есть утверждать допустимость одних случаев причинения смерти, увечий и страданий, сохраняя за другими случаями статус абсолютно запрещенных. Однако, так как данное разграничение не является строгим и качественным, абсолютистская (деонтологическая) этика силы, опирающаяся на доктрину двойного эффекта, оказывается внутренне противоречивой.

Ключевые слова: мораль, этика, моральный абсолютизм, доктрина двойного эффекта, запрет на применение силы



ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ


Апресян Р.Г. Проблема Другого в философии Аристотеля

Хотя Аристотель указывает на самодостаточность как существенный признак счастья-эвдемонии, Другой лице добродетельного друга признается им в качестве необходимого условия счастья.

Ключевые слова: Аристотель, Другой, philia, дружба, добродетель, счастье, самодостаточность


Зубец О.П. Об одном месте из «Никомаховой этики»

Статья посвящена отрывку из «Никомаховой этики» Аристотеля, вызывающему много споров: «…люди величавые помнят, кому они оказали благодеяние, а кто их облагодетельствовал – нет (облагодетельствованный-то ниже благодетеля, а они жаждут превосходства), притом величавые с удовольствием слушают о благодеяниях, которые они оказали, и недовольно – об оказанных им». В центре рассмотрения аристотелевское понятие поступка, основанное на идее полагания себя началом и своего поступка, и поступка друга.

Ключевые слова: Аристотель, поступок, благодеяние, Величавый, самодостаточность, дружба, полис


Гечмен Д. Концепция беспристрастного наблюдателя и проблема души–тела в философии Адама Смита

В статье анализируется рассмотрение Адамом Смитом проблемы души–тела в качестве социальной проблемы в то время, как традиционно ее исследуют в эпистемологическом контексте. В статье же показано, что в ходе исследования данной проблемы Смит, не игнорируя теоретического аспекта, использует также социальные и этические понятия. Объяснение Смитом интеллектуальных и телесных способностей в статье соотнесено с некоторыми философскими концепциями XX в. Показано использование Смитом концепции «беспристрастного наблюдателя», или совести как способности понимания и суждения, выступающей в качестве опосредующего звена между душой и телом. Однако для того, чтобы совесть могла выполнять данную роль, она должна быть свободной. В «коммерческом обществе», с точки зрения Смита, к этому существуют препятствия. В связи с этим в статье высказано предположение, идущее вразрез с доминирующей в философии интерпретацией творчества Смита, о том, что его мысль предполагает социально-утопическую перспективу, выходящую за рамки «коммерческого общества», в которой и люди и их совесть свободны. Такое общество (Смит отчетливо представлял его себе) описано как «открытое общество» «свободной коммуникации» и взаимного «доверия».

Ключевые слова: Смит, беспристрастный наблюдатель, душа, тело, совесть, «коммерческое общество», «открытое общество», социальная утопия


Аванесов С.С. Автономия воли: Кант и Шопенгауэр о бесцельности нравственного действия

В статье исследованы моральные учения Канта и Шопенгауэра о бесцельности нравственного действия как два «проекта» имперсональной этики, общей сутью которых является фундаментальная идея экзистенциальной автономии воли. Эта идея искажает суть нравственности и ставит под сомнение реальность субъекта нравственного действия. Это особенно очевидно, когда идея автономии индивида (у Канта) разворачивается в концепцию автономности мировой основы (у Шопенгауэра). Отрицая подлинность аксиологической мотивации человеческого поступка, данные «проекты» с необходимостью оказываются в оппозиции ко всем вариантам персоналистической этики.

Ключевые слова: этика, моральный субъект, автономия нравственной воли, мировая воля, Кант, Шопенгауэр


Сочилин А.А. Этический смысл различения Гегелем «моральности» и «нравственности»

В статье производится попытка прояснить этико-теоретические основания разделения Гегелем «морали» и «нравственности». Поскольку это разделение было произведено в рамках более общего проекта «абсолютной нравственности», формирование и детализация концепции «морали» и «нравственности» реконструируются в контексте идейных инвариантов этических взглядов Гегеля.

Ключевые слова: этика, этическая теория, понятие морали, нравственность, должное и сущее, философия Гегеля, немецкий идеализм, провиденциализм, религиозная этика


Белов В.Н. Этика в системе философского критицизма Германа Когена

Статья посвящена этическим построениям основоположника марбургской школы неокантианства Германа Когена. Опираясь на этические взгляды Канта, марбургский философ пытается преодолеть недостатки его этики: отсутствие морального закона и непроясненность характера связи логики и этики, теоретического и практического разума. Интерпретацией вещи самой по себе как идеи и добавлением к трансцендентальному методу метода чистоты Коген стремится установить более тесную связь логики и этики в своей философской системе, а также найти практическое априори и вывести основные этические понятия.

Ключевые слова: этика, Кант, Коген, система философии, трансцендентальный метод, практическое априори, моральный закон


Троицкий К.Е. Макс Вебер как Анти-Толстой

Работа ставит цель показать тесную связь формирования этической мысли Макса Вебера с его осмыслением жизни и работ Льва Толстого. Автор при этом ни в коем случае не утверждает доминирующее влияние Льва Толстого в формировании тех или иных этических идей Вебера. Автор делает утверждение относительно наличия связи между идеями Вебера и творческим наследием Толстого. Он дает также возможную идейную, биографическую и историческую перспективу, которая может быть более или менее полезной. Надо отметить, что Вебер полемизировал с тем Толстым, который был для него во многих отношениях идеальным типом или примером идеального типа. Это выражается в тех упрощениях и искажениях, которые допускает немецкий мыслитель по отношению к идеям Толстого. Отчасти это был спор Вебера с самим собой.

Ключевые слова: Макс Вебер, Лев Толстой, этика, ценности, этика ответственности, этика убеждения, акосмическая любовь, война, пацифизм, смысл жизни


Кашуба М.В. Этика в философских курсах профессоров Киево-Могилянской академии

В статье рассматриваются разделы этики философских курсов профессоров Киево-Могилянской академии первой половины XVIII ст. – Ф.Прокоповича, С.Калиновского, С.Кулябки, М.Козачинского и Г.Конисского. Выделены основные элементы этических разделов, проанализировано определение этики. В статье показано, что профессора Академии в своих курсах отталкивались от этического учения Аристотеля, что расценивается как проявление академического профессионализма.

Ключевые слова: этика, Киево-Могилянская академия, курсы философии, Аристотель, Прокопович, Калиновский, Кулябка, Козачинский, Конисский, профессионализм


Плотников Н.С. Очерк о феноменологической этике Д.И.Чижевского

В статье предпринята реконструкция основных аргументов, которые формулирует Д.И.Чижевский в своей незавершенной работе о критике формализма в этике. В центре внимания этической концепции Чижевского находится проблема онтологии индивидуального морального субъекта, которую он разбирает, опираясь на феноменологию Гуссерля. Этический формализм, т. е. обоснование этики на идее всеобщего закона, Чижевский подвергает критике с онтологической и логической точек зрения как учение, игнорирующее конкретное бытие личности в ситуации морального решения.

Ключевые слова: Зиммель, Гуссерль, Кант, Аристотель, этика, индивидуализм, личность, история понятия, персоналистическая онтология, формализм в этике, моральное сознание, всеобщий закон, индивидуальный поступок, принцип субсумации, габитус


Демидова Е.В. Отсутствие Другого в философии поступка М.М.Бахтина

 

Статья посвящена исследованию проблемы Другого в ранней додиалогической работе «К философии поступка» М.М.Бахтина. Раскрываются некоторые созвучия бахтинских прояснений человека мировым тенденциям в философии (не столько антропологии, но эпистемологии). Диалог невозможен в условиях сконцентрированности Бахтина на монологичности и эгоцентризме поступающего. Невыявленность и необособленность Другого из окружающего предметного мира не-Я позволяет говорить об отсутствии Другого в данной работе Бахтина.

Ключевые слова: М.М.Бахтин, поступок, Другой, монологичность, диалог, мораль, долженствование, единственный, Г.Коген

 

Об авторах