Институт Философии
Российской Академии Наук




  Этическая мысль. 2013. Вып. 13.
Главная страница » » Сектор этики » Журнал «Этическая мысль» » Этическая мысль. 2013. Вып. 13.

Этическая мысль. 2013. Вып. 13.

Весь номер в формате PDF (2 MБ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

Максимов Л.В. Дилемма «естественности» и «неестественности» морального мотива

Необычность морального мотива, его явное отличие (по некоторым параметрам) от всех других мотивов человеческого поведения послужило источником ряда метафизических концепций, отвергающих возможность описания и объяснения морали в терминах естественной каузальности и прибегающих для решения этой задачи к построению особой картины мира, включающей идею трансцендентного, умопостигаемого измерения бытия. В статье анализируются и уточняются критерии, на основании которых специфические признаки морали явно или скрыто трактовались многими философами как «неестественные» и потому нуждались для их объяснения в соответствующих умозрительных построениях. Дается также критический анализ классических аргументов этического натурализма, в которых всецелая естественность морали отстаивается посредством неправомерной редукции моральных ценностей к внеморальным.

Ключевые слова: моральный мотив, естественное и не-естественное, натуралистическая этика, метафизическая этика, объяснение и обоснование, знание и ценности, когнитивизм

 

Соломон Д. Заполнение пустоты: академическая этика и секулярная медицина

В статье исследую нарратив, рассказывающий об отношении англоязычной академической этики, религиозных подходов в этике и секуляризма во второй половине XX в. Хотя конкретные события этой истории хорошо известны каждому, кто знаком с развитием академической этики последних десятилетий, предполагается, что предложенный в статье способ рассмотрения этих событий в их отношении друг к другу прольет свет на их более широкую культурную значимость.

Ключевые слова: академическая моральная философия, прикладная этика, биоэтика, метаэтика, религия, секуляризм

 

Шохин В.К. Четвертый путь? К этическому обоснованию агатологии

Преимущества этики добродетелей в сравнении с двумя другими основными программами метаэтики – утилитаризмом и деонтологизмом – не снимают вопроса о том, почему этот «третий путь» добился большего в критике оппонентов, чем в создании собственной когерентной теории. Основной из предлагаемых в статье ответов на этот вопрос состоит в том, что в реальные основания неоаристотелевского проекта Энском, Фут, Макинтайра и их последователей не было заложено то, что у самого Аристотеля фундирует учение о добродетелях – теория благ. Однако этот способ фундирования аретической этики выводит за ее границы и ведет к «четвертому пути» – к этике агатологической.

Ключевые слова: Аристотель, Кант, Энском, Макинтайр, этика добродетели, утилитаризм, деонтология, агатология, добродетели, блага

 

Олденквист Э. Моральные чудеса и противоречивость доктрины первородного греха

Противоречивость доктрины первородного греха вытекает из невозможности моральных чудес, таких как наделение человеческой природы греховностью без каких-либо других изменений в ней, из противоречивости наказания Богом человека путем превращения его в грешника и из зависимости нашего представления о морали Бога от человеческой морали. Природные чудеса могут не соответствовать действительности, но при этом быть непротиворечивыми, как в случае, когда Бог преодолевает законы природы и раздвигает воды Красного моря. Доктрина первородного греха стала стратегией обращения людей в христианскую веру, поскольку единственным способом спасения стали исповедь перед богом и превращение в христианина.

Ключевые слова: моральное чудо, природное чудо, первородный грех, Бог, мораль, ад, похоть, противоречивость, наказание, христианство

 

Гельфонд М.Л. К вопросу о соотношении морали и религии: истина или абсолют

Статья посвящена осмыслению фундаментальной проблемы соотношения морали и религии. Автор проводит классификацию и сравнительный анализ основных способов ее решения в истории европейской философии. В центре исследования находятся понятия «истинной религии» и абсолютной морали в интерпретации И.Канта и Л.Н.Толстого.

Ключевые слова: философия, этика, мораль, религия, разум, вера, Бог, моральный закон, нравственный идеал, смысл жизни

 

 

ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Зубец О.П. Нужен ли друг тому, кому мало что нужно

Статья посвящена вопросу совместимости самодостаточности и дружбы. Наиболее остро и явно эти понятия пересекаются в философии Аристотеля: они лежат в основе двух идеалов – Величавого как идеала добродетельного, поступающего человека, то есть человека в пространстве морали, и идеального полиса, основанного на дружбе. Философское понятие дружбы у Аристотеля опирается на три «преодоления» обычного представления о дружбе: исключение полезности означает, что дружба есть отношение (действие), содержащее свою цель (ценность) в себе; обоснование предпочтения активного дружения означает, что дружба есть действие, поступок, произведением которого является друг, а ядро понятия – идея о дружбе с собой, порождающей дружбу как полис. Аристотелевская дружба, основанная на добродетели, оказывается формой самодостаточности, а сам анализ – рассмотрением проблемы морального субъекта и мира, другого.

Ключевые слова: самодостаточный, друг, Аристотель, Величавый, поступок, субъект, дружба с собой, полис

 

Гаджикурбанов А.Г. Метафизические основания этики Спинозы

Статья посвящена проблеме соотношения метафизики и этики в трактате Спинозы «Этика». Автор доказывает, что моральная философия Спинозы опирается на метафизические приоритеты его доктрины. В основании морального бытия лежит первичное метафизическое стремление всякого сущего сохранять свое существование, то есть желание сохранить себя является первой и важнейшей основой моральной добродетели. В «Этике» Спинозы» метафизическое учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, об иерархическом порядке их построения выполняет моделирующие функции относительно этики.

Ключевые слова: метафизика, этика, взаимоотношение, приоритеты метафизической доктрины, стремление сохранить свое существование, желание сохранить себя, иерархический порядок, моделирующие функции

 

Апресян Р.Г. «Солилоквия» Шефтсбери: устроение морального субъекта

В «Солилоквии, или Совете автору» Шафтсбери показывает, что личность морально самоопределяется лишь благодаря развитому самосознанию, критическому самопониманию и изменению себя, что оказывается возможным при условии приобщения человека к культуре и усвоения опыта общения, в том числе наставительного общения с духовно одаренными натурами. Внутренний и внешний опыты личности соединены неразрывно.

Ключевые слова: Шафтсбери (Шефтсбери), солилоквия, «Познай самого себя», моральное чувство, «Алкивиад I», Дж. Бруно, героическое неистовство (энтузиазм), моральное самосознание

 

Прокофьев А.В. Справедливость и ресентимент (заметки на полях «К генеалогии морали» Ф.Ницше)

В статье проанализированы содержащиеся в полемическом сочинении Ф.Ницше «К генеалогии морали» подходы к вопросу о реактивных корнях и реактивных проявлениях чувства справедливости. В рамках первого подхода использование понятия «справедливость» выступает как способ прикрытия ненависти и стремления к мести с помощью апелляции к объективным ценностям и принципам. В рамках второго подхода справедливость рассматривается как противовес стремлению к неограниченной мести, как основание для приостановки и преодоления реактивных аффектов (ресентимента). Третий подход предполагает, что одна часть бытующих представлений о справедливости порождена и заражена ресентиментом, а другая свободна от влияния реактивных аффектов. Каждый из этих подходов оказался востребован в критикующих и реабилитирующих чувство справедливости этических теориях более позднего времени.

Ключевые слова: Ф.Ницше, «К генеалогии морали», чувство справедливости, ресентимент, негодование, ненависть, месть

 

 

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА

 

Матвеев П.Е. Поступок самопожертвования (опыт этического анализа)

В статье на основе феноменологического и аксиологического подходов анализируются два круга детерминации акта выбора самопожертвования. Исследуется, как человек определяется имманентной нравственной ноэсой и трансцендентной моральной ценностью чужой жизни. Показывается, что моральные ценности для человека выступают как предельные основания его морального выбора.

Ключевые слова: поступок, самопожертвование, феноменология, аксиология, ноэма, ноэса, моральная ценность, предельное основание, свобода, ответственность

 

Миллер К. Обладают ли люди добродетелями и пороками? (некоторые выводы из психологии)

В статье рассматривается только одна сфера нашей моральной жизни, а именно мотивация нечестного поведения и само нечестное поведение, а также исследуется эмпирическое доказательство существования добродетели честности или порока нечестности. В первом разделе проводится обзор некоторых ведущих исследований нечестного поведения, а во втором – мотивации нечестного поведения. В третьем разделе предлагаются формулировки условий честности и нечестности, а также объяснение того, почему в свете современных психологических данных эти условия не выполняются.

Ключевые слова: добродетель, порок, обман, честность, нечестность, мотивация нечестного поведения, кодекс чести, характер

 

Бакштановский В.И. На пути к инновационной парадигме: становление товарищества «Прикладная этика» В.И.Бакштановского и В.Ю.Согомонова

 

В статье аналитически представлена история одного из оригинальных направлений исследований в отечественной этике – определенным образом интерпретированной прикладной этики, концепцию которой автор статьи развивал на протяжении долгих лет со своим коллегой и товарищем, недавно ушедшем профессором Юрием Согомоновым. Подробным образом обосновывается особая интерпретация прикладной этики, рассматриваются истоки развития данного направления, его движущие силы, проблемы, перспективы.

Ключевые слова: прикладная этика, практическая философия, моральный выбор, фронестика, этический практикум, этическая экспертиза

 

Об авторах