В.В.Старовойтов
Рецензия на книгу К.Ясперса «Общая психопатология»*
Работа К.Ясперса (1883–1969), будущего знаменитого философа, ведущего представителя экзистенциализма, «Общая психопатология», является защищенной им в 1913 г. докторской диссертацией, которая в том же году вышла в свет в виде отдельной книги. Дело в том, что К.Ясперс специализировался по психологии в Гейдельберге, и долгое время не хотел делать философию своей профессией, потому что считал ее не наукой, а непосредственным жизненным духовным действованием. С тех пор эта книга неоднократно перерабатывалась и переиздавалась. Перевод сделан по последнему прижизненному изданию 1959 г. Данный труд Ясперса посвящен проблемам психопатологии как науки, в отличие от психиатрии как клинической практики. Наука, по мнению Ясперса, предполагает систематическое, концептуальное мышление, которое может быть сообщено другим. Поэтому психопатология является наукой в той мере, в какой она отвечает этому требованию. Исходя из такого определения научности, Ясперс ограничивается в настоящей книге только тем, что может быть сообщено и воспринято в рамках сугубо научной терминологии. В то же время, по мнению Ясперса, собственный научный вклад психопатологии должен состоять не в том, чтобы, имитируя неврологию, построить систему с постоянными «перекрестными ссылками» на головной мозг (это всегда кажется не соответствующим действительности и
* Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
поверхностным), а в том, чтобы выработать устойчивую позицию, которая позволила бы исследовать разнообразные проблемы, понятия и взаимосвязи в рамках самих психопатологических явлений. При составлении общего плана данной работы в полном блеске проявился могучий интеллект Ясперса как методолога и систематизатора. Книга состоит из шести частей: Тема первой части – эмпирические явления психической жизни. Вторая и третья части посвящены взаимосвязям в сфере психической жизни, и предназначены для развития исследовательских способностей психопатолога. В четвертой части предлагается попытка синтеза, которая заключается в поиске путей к пониманию психической жизни личности как целого. Это – всесторонний подход клинициста, воспринимающего своего больного как целостную личность и мыслящего свой диагноз в терминах истории данной личности. Пятая часть рассматривает аномальную психическую жизнь в аспекте социологии и истории, в то время как шестая, и заключительная, часть посвящена рассмотрению человеческой жизни в единстве всех ее проявлений. Такой всесторонний подход К.Ясперса к исследованию психопатологии человека является одной из самых сильных его сторон, и связан с тем, что, по мнению Ясперса, человеческая душа является порождением не только природы, но и культуры. Это тем более важно, так как, например, чрезмерный акцент Фрейда на биологических факторах в ущерб культурным: «анатомия – это судьба», привел его к некоторым ошибочным выводам, за которые он был подвергнут справедливой критике классиком неофрейдизма К.Хорни (см. 2 главу книги К.Хорни «Новые пути в психоанализе», 1939). В то же время надо отметить, что с позиции нынешних знаний не все положения данной работы Ясперса выдержали испытание временем. Так, например, ошибочным представляется его мнение о том, что у человека есть собственная судьба, осуществление которой всецело зависит от него самого, ибо Ясперс упускает здесь из виду расщепленность личности невротика, который не творит свою судьбу, а пытается, двигаясь по порочному кругу (вынужденный повтор), разрешить свои внутренние конфликты. Также несколько устаревшими кажутся нам представления Ясперса о том, что в противоположность животным человек не наделен врожденной, совершенной способностью к адаптации. Ибо, признавая крайнюю недостаточность «инстинктивной оснастки» младенца, современные исследователи отмечают также, что некоторая отсрочка в развитии самостоятельности наглядно видна у высших животных,
а у обезьян имеются некоторые указания на латентный период, хотя широкий диапазон аллопластических адаптаций доступен лишь человеку. Однако в целом данный труд К.Ясперса настолько богат всевозможными идеями и представлениями и настолько блестяще выполнен в методологическом плане, позволяя ему восходить от феноменологии отдельных психических болезней к широким философским обобщениям, касающимся человека в целом в его экзистенциальной связи с другими людьми, что вполне может служить настольной книгой для тех, кто интересуется психологией, культурой и психиатрией.
В.В.Старовойтов |
|||||
|