Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Электронная библиотека

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  
Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  
Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
A–Z

Издания ИФ РАН

Русская философия


Главная страница » Книги » Электронная библиотека »

Электронная библиотека


– 134 –

 

М.А. Нистратова

Что такое просвещение?

 

На этот вопрос Кант отвечает: «Выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»[1].

Несовершеннолетие — «неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого»[2].

Причина его «в недостатке решимости и мужества», а не в недостатке рассудка.

Большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства, охотно остаются в этом состоянии.

Почему же люди так охотно отдаются чужому руководству?

Потому что, думая сам, — несешь ответственность. А она тяжелая. Громоздкая. И люди так и норовят поделиться ей с ближним своим.

Но «отдашь» ответственность — потеряешь и свободу пользоваться собственным рассудком.

А если не отдашь власть над рассудком — не возьмут и ответственность. Она одна почему-то никому не нравится.

Так что надо делать выбор.

Либо рассуждайте сами и со всей ответственностью, либо предоставьте все другим. Они с радостью согласятся.

А вот почему же непременно находятся опекуны? Готовые руководить.

Тут есть нюанс. Всегда ли они действительно берут эту самую ответственность? Она ведь двулика. Оборачивается то грузом, то сюрпризом. Приятным. А подарки и похвалы любят все.

 

 

– 135 –

 

Вот эта сторона и по душе берущимся ответствовать. Еще им по душе ощущение собственной силы и власти над вами. А это можно получить, только взяв чужой разум в свои руки.

Если же ответственность обернется грузом — ее можно подкинуть в воздух. Вот будет весело тому, на кого она неожиданно свалится! Но чтобы подкинуть, нужна сила.

Вот в этой-то собственной силе и сомневаются руководимые. Нет у них решимости для этого.

Но бывают и другие — те, кто не любят либо цирк с его подкидываниями в воздух, либо огорошивание случайных прохожих. Вот они-то и несут пассажирку-ответственность на своих плечах. Свою или чужую. А она, как ни странно, таких любит и часто одаряет их своей обаятельной улыбкой.

Жил ли Кант в просвещенный век?

Он считал, что живет в век просвещения, а не в просвещенный век. Тогда, когда препятствий для просвещения становится все меньше и меньше.

Когда государь считает своим долгом ничего не предписывать, а предоставлять полную свободу (в религиозных делах).

Можно даже свободно и публично высказывать свои взгляды, которые отклоняются от принятых. Если вы, конечно, не ограничены служебным долгом.

Как же достичь просвещенного века?

Если публике предоставить свободу — она сама себя просветит?

Да, но только постепенно.

С помощью революции можно: устранить личный деспотизм корыстолюбцев и властолюбцев.

Но нельзя: осуществить истинную реформу образа мыслей.

В этом случае поможет — свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.

Вы не согласны?

Зачем же нарушать законы?

Будьте не согласны, но выполняйте их.

Если вы продолжаете быть несогласными, то дорога ученого для вас. Именно ученый располагает истинной свободой. Именно он общается с настоящей публикой — с миром.

Быть ученым — значит иметь неограниченную свободу пользоваться своим разумом!

«Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь!»[3] — говорил современный Канту властитель.

 

 

– 136 –

 

Пишите книжки. В них высказывайте все.

Претворять это «все» совершенно не обязательно. Можно натолкнуться на море проблем.

Существует долг. Долг гражданина, священнослужителя, военного, и нарушение его влечет беспорядки. Офицеру на службе рассуждать не приходится. Не всем и не всегда дозволено рассуждать.

Но если вам что-либо в ваших обязанностях не по душе, дайте ей волю в публичном высказывании.

Без ущерба кому бы то ни было, это может делать ученый. Пассивно. В книжках.

Чем же хороша эта свобода?

Свобода мыслей скорее располагает к свободе действий, чем ее отсутствие.

Вопрос в том, возможен ли просвещенный век?

Можно быть уверенным, что в мыслях, а следовательно, и в книгах Канта он, безусловно, возможен.

Самостоятельно мыслящие люди могут мыслить очень по-разному. А став самостоятельно действующими, они и действовать будут так же.

Лебедь, рак и щука. М-м-м,... а они самостоятельно мыслили? Кажется, так!

А результаты нам всем известны.

Значит, должно быть что-то еще, кроме мужества быть свободными и силы за эту свободу отвечать.

Должна быть согласованность.

Кто ее осуществляет?

Это режиссер в театре, дирижер в оркестре, а в обществе его глава — будь то король, царь или президент.

Лидер, который берет ответственность на себя.

Но любая монархия предполагает беспрекословное подчинение.

Это и хотел бы преодолеть Кант.

Но отсутствие всякого подчинения или несогласованность тоже не эффективны.

Всюду, всюду нас окружают противоречия и прямого, заранее заданного пути быть не может.

Нужно искать. Изобретать. А для этого быть самостоятельными.

Программы пишут для компьютеров, но человек «есть нечто большее, чем машина»[4].

Он найдет.

 

Примечания

 



[1] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. 1966. С. 27.

[2] Там же.

[3] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. 1966. С. 34.

[4] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. 1966. С. 35. 136