Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012 год
Главная страница » » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2012 год

2012 год

Важнейшие результаты

В рамках секторской плановой темы «Социально-культурные основания и ценностные ориентиры азиатских моделей модернизации» предпринят анализ инновационной и мобилизационной составляющих модернизации Японии и Индии с точки зрения роли традиции как ресурса модернизации. На основании подхода к осмыслению проблем модернизации через призму межкультурного взаимодействия исследованы культурно-адаптационные механизмы национальных духовных традиций, благодаря которым воспроизведение отдельных сегментов западной модели модернизации, в частности внедрение научно-технических инноваций, происходило без разрушения собственной формы рациональности, ценностей и институтов. В этом же ключе  рассмотрены проблемы модернизации в России. (См. (См.:Карелова Л.Б. Проблемы модернизации Японии и межкультурное взаимодействие // "Вестник МГИМО-Университета" № 5 (25), 2012; Карелова Л.Б. Принципы долга и социальной ответственности в истории формирования японской трудовой и корпоративной этики// Философия и культура, № 11(59), 2012. С.136-146Карелова Л.Б. Доклад на УШ Конвенте РАМИ 28-29 сентября 1912 г. и доклад на Международной конференции «Философия и наука в культурах Запада и Востока», 20-25 мая 2012 г.; Степанянц М.Т. Социально-культурные основания модернизации Индии // «Полис», № 1, 2012. С. 26-42; Степанянц М.Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии, № 1, 2012. С.3-13;

 

Впервые в российской индологии подробно исследовано философское наследие четырех учителей джайнизма: Умасвати (III-IV вв.), Кундакунды (III-IV вв.), Амритачандры Сури (IX-X вв.) и Немичандры Сиддханты Чакравартина (X-XI вв.). Каждому из них посвящен один из разделов книги. Каждый раздел содержит  перевод сочинений данного учителя. Отдельно помещен также перевод небольшого, по философски черезвычайно важного трактата Акаланки Бхатты, сыгравшего огромную роль в становлении джайнской логики. (См.: Железнова Н.А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры : историко-философские очерки / Н.А. Железнова ; Ин-т востоковедения РАН — М. : Вост. лит., 2012. — 431 с. — (История восточной философии; осн. в 1993 г.). — ISBN 978-5-02-036516-2).

 

Скептицизм в отношении возможности использовать современные западные термины для анализа инокультурных традиций, основанный на том, что эти термины не только анахронистичны, но и внеконтекстуальны, препятствует интеграции востоковедных исследований в современный научный и философский дискурс. Позиция, высказанная в работах В.Г. Лысенко, состоит в том, что дело не должно сводиться к поискам в иной традиции аналогичных или близких терминов.  Главное -  обнаружить сходные проблематизации и тематизации. В своих работах В.Г.Лысенко показывает, что ряд современных понятий, таких как «эмерджентность», «квалия», «отелесненный ум» могут быть на законных основаниях применены к ряду буддийских учений - буддийской теории атомов (праманавада), буддийскому учению о сознании и ментальных явлениях (читта и чайтта), буддийской теории причинности (пратиться самутпада).  (См.: Лысенко В.Г. Восприятие и телесность в буддизме и в современных когнитивных теориях «отелесненного ума» (embodied mind) // Буддизм Ваджраяны в России. От контактов к взаимодействию. – М. Алмазный путь. 2012; Лысенко В.Г. Буддийский атомизм в свете современных понятий «эмерджентные свойства» и «квалия». -  Наука и буддизмМатериалы научной конференции (Улан-Удэ – Байкал: 6-8 июля 2012 г.), «Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии» РАН –Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2012, с. 47-59).