Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2011 год

2011 год

Важнейшие результаты

Осуществлена систематизация философии буддизма. Выпущена «Философия буддизма: энциклопедия» (отв. Ред. М.Т. Степанянц), посвященная истории буддийской философии. Главный замысел энциклопедии — представить в компактной форме буддистскую философию во всем многообразии ее культурного-исторического бытования в границах буддистской цивилизации и познакомить с последними достижениями отечественной и зарубежной буддологии.

Энциклопедия «Философия буддизма» — первое специализированное издание подобной тематики. Уже в одном этом его уникальность, как для отечественной, так и мировой научной литературы. Во всех ранее выходивших за рубежом энциклопедических изданиях речь шла о буддизме в целом, данная работа впервые посвящена его философскому учению.

В сравнении с лучшими зарубежными изданиями выделяется всесторонний характер представления материала в энциклопедии «Буддийская философия»: его статьи посвящены как отдельным персоналиям, так и наиболее значительным произведениям, понятиям и философским школам буддизма. Основное внимание в этом издании уделяется анализу ключевых идей и понятий индийского буддизма, а также трансформации буддийского категориального аппарата в контексте дальневосточной культуры: конфуцианства, даосизма, синтоизма и др. Специальный раздел энциклопедии посвящен истории распространения и адаптации буддизма в странах Центральной Азии, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и России. Энциклопедия снабжена указателями. В работе над энциклопедией приняли участие как отечественные исследователи из ведущих научных центров России (Института философии РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, РГГУ, СПбГУ, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-удэ), так и ученые из японского Института восточной философии. (Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М., Вост. лит., 2011).

 

Впервые в отечественной литературе исследованы индийские теории восприятия в двух аспектах: в терминах автохтонной индийской эпистемологии, а также в терминах  современного западного философского дискурса. Идеал наглядности и непосредственности связан со значительным влиянием на индийскую мысль идеала интуитивного вневербального постижения, достигаемого в медитации, как дающего прямой доступ к реальности. В книге разносторонне представлена полемика между буддистами и брахманистскими мыслителями школ ньяя, вайшешика и миманса. Труд содержит антологию, позволяющую познакомиться с культурой мышления по текстам, посвященным восприятию, крупнейших буддийских и брахманистских философов Дигнаги, Дхармакирти, Дхармоттары, Прашастапады, Шридхары и Вачаспати Мишры. Большинство из текстов переведено на русский язык впервые (Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами (опыт медленного чтения текстов). М.: Институт философии РАН, 2011).

 

Выпущено новое издание учебника-антологии по основным направлениям восточных философских традиций, который знакомит с многообразием подходов китайской, индийской и мусульманской традиций к ключевым мировоззренческим проблемам: происхождению мироздания и его устроению, природе человека и его нравственным идеалам, путям постижения истины. Настоящее издание является не просто расширенным и исправленным вариантом ранее опубликованных редакций. (Два издания на русском языке (1997, 2001), а также адаптированные для зарубежного читателя издания той же работы на английском (2002) и вьетнамском языках (2003). Не желая более приспосабливаться к стереотипному «Восточная философия», автор счел необходимым изменить само название книги, вынеся в заглавие множественное «восточные философии». Заново написано введение, радикально расширена и изменена первая глава, внесены существенные дополнения и правка в три последующие главы, написана новая шестая глава. За счет новейших переводов практически наполовину изменен состав текстов, включенных в антологию, и соответственно вводные статьи к ним. Вводный курс выполнен в жанре сравнительной философии. Для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов (Степанянц М.Т. Восточные философии. Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2011, 549 с.)