Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2009 год

2009 год

Важнейшие результаты

Энциклопедическое издание по индийской философии «Индийская философия. Энциклопедия». Главный редактор М.Т.Степанянц. Гриф ИФ РАН (Энциклопедия опубликована двумя издательствами:  а) Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2009. Объем уч.- изд. л. – 90,0  950 стр. Формат 70х100 1/16 Тираж – 1200 экз.; б) Москва: «Академический проект», 2009. Объем уч.- изд. л. – 90,0 950 стр. Формат 70х100 1/16 Тираж – 3000 экз.), представляющее собой серьезный прорыв российского философского востоковедения в деле освобождения от предвзятости господствующих по сей день западно-центристских стереотиповбыло признано десятым национальным конкурсом «Книга года», ежегодно проводимым Федеральным агентством по печати и коммуникациям, «Книгой Года» - 2009. 

Основные параметры Энциклопедии:

1. Максимально полная и адекватная экспозиция классической индийской философии во всем ее разнообразии. Вместе с тем, проявлено внимание к философии Нового времени, а также современному состоянию индийской философской мысли (представлены основные тенденции, виднейшие персоналии).

2. В Энциклопедию включено практически все, что необходимо для понимания философии в контексте породивших ее культуры и цивилизации. Представлены материалы по автохтонным религиозно-философским течениям, включая брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, их понятиям, категориям, направлениям, школам, реалиям и персоналиям.

3. Предпринята попытка ввести индийскую мысль в рамки западного философского, религиоведческого и культурологического дискурса. Для этой цели предлагается ряд тематических статей, в которых индийский материал рассматривается в свете таких универсальных понятий как Абсолют, Время, Пространство, Душа, Бессмертие и др.

Подобного издания нет не только в России, но и в мире.


Впервые в отечественной литературе рассмотрены культурные основания «восточных» проектов глобального мира, предлагаемые наиболее влиятельными государствами азиатского мира (Китай, Индия, Япония) в  противовес прозападному (более всего, проамериканскому) гегемонистскому глобализму. До недавнего времени преобладала (по крайней мере, на Западе) убежденность в том, что глобализация приведет к повсеместному торжеству либерально-демократических ценностей и институтов. Это давало возможность утверждать, что: «мы находимся в конце истории, поскольку существует лишь одна система, которой предстоит продолжать доминировать в мировой политике, а именно, - либерально-демократический Запад» (Ф. Фукуяма). Однако по мере развертывания глобализации становится все более очевидной чрезмерная самоуверенность столь категоричных суждений: «глобализация не представляет собой ни единственного обещания, ни единственной великой угрозы». Очертания, даже самые общие, будущего глобального мироустройства пока неясны. Возможны разные сценарии хода событий. В серии статей, опубликованных в едином блоке журналом «Вопросы философии» (№ 7, 2009), показано, что даже в случае «победоносного шествия» глобализации нет уверенности в том, каким станет в итоге мир. Формирование  будущей цивилизации будет в немалой степени определяться «азиатскими» ценностями (Степанянц М.Т. Восточные сценарии глобального мира // Вопросы философии. № 7. 2009. С. 35- 43.; Карелова Л.Б., Чугров С.В.  Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов // Вопросы философии». 2009.; Железнова Н.А. Глобализация: индийский ответ на мировой вызов // Вопросы философии. № 7. 2009. С.54-67.). Результаты исследования имеют не только научный интерес, но и практическую значимость для подготовки политических прогнозов.

 

Предпринята попытка представить исламский мистицизм максимально объемно. Сложное явление мусульманской культуры - суфизм, подано через разноплановые тексты. Так, мистическое мировосприятие воспроизводится на основе обращения к классическим религиозно-философским трактатам и к богатейшему поэтическому наследию. Рубрицированная подборка из произведений Джалал ад-Дина Руми (1207-1273) дает возможность великому персидскому поэту-суфию «самому изложить свои взгляды» и тем самым познакомить читателя с метафоричностью языка суфиев. Отношение мусульманских реформаторов к мистическому опыту иллюстрируется текстом из Мухаммад Икбала (1873-1938) – поэта-философа «завтрашнего дня» (Степанянц М.Т. Исламский мистицизм. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2009. 272 с. (Усл.- изд. п.л. - 17). Формат 60х901/16. Тираж  5000 экз.).

 

В научный оборот введены переводы санскритских текстов виднейших теоретиков индийской эпистемологии и логики: «Ньяя-бинду» Дхармакирти с комментарием Дхармоттары «Тика». Глава 1. Восприятие. Вступительная статья, перевод с санскрита и примечания В.Г.Лысенко // История философии. № 14.  М.: ИФ РАН, 2009. С. 170-206.; впервые в отечественной индологии: Винайа Виджайа Махараджа. Найа-карника / Перевод с санскр.,  вступ. статья и коммент. Н.А. Канаевой // История философии. № 14. М.: ИФ РАН,  2009. С. 240-261.