Институт Философии
Российской Академии Наук




  2023 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Научные результаты » 2023 год

2023 год

1. ТЕМА НИР: «МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

 

Важнейшие результаты исследований:

1) Выявлены и продемонстрированы особенности понимания разума и рациональности в различных интеллектуальных и культурных традициях – китайской, индийской, арабской (Бугай Д.В., Рыков С.Ю., Степанянц М.Т., Трубникова Н.Н. Разум в истории философии: единство и множественность. Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 253–297).

 

2) Впервые влияние индийского теоретического знания – грамматики санскрита Панини (ок. IV в. до н.э.), а через нее и брахманистской ритуалистики, частью «программного обеспечения» которой она являлась, – на ряд важнейших направлений западной науки и философии (общую теорию языка, сравнительно-историческое языкознание, порождающую грамматику, структурализм и формализм) представлено как индийский вклад в западный рационализм, требующий для своего осмысления межкультурного подхода со стороны западных философов (Лысенко В.Г. Грамматика и ритуалистика в индийской теоретической культуре и западный идеал «чистой теории»: межкультурный подход // Вопросы философии. 2023. № 2. С. 15–26).

 

3) Осуществлены академические переводы ранее не переводившихся или переводившихся частично азиатских философских источников с проблематикой, актуальной для современного философского дискурса: «Мо-цзы. Отвержение нападений (гл. 17–19)» (V–III вв. до н.э.) – возможно, самого раннего касающегося этики войны и теории справедливой войны текста не только в китайской традиции, но в мировой философии вообще; а также «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (VIII в.), затрагивающего проблему понимания «субъекта» в индийской философской школе миманса (Рыков С.Ю. Моистское отношение к войне: предисловие к переводу (Приложение: Рыков С.Ю., пер. с вэньяня: «Мо-цзы». Отвержение нападений, верхняя часть (17). Отвержение нападений, средняя часть (18). Отвержение нападений, нижняя часть (19)) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023. № 4(66). С. 63–125; Титлин Л.И., «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 1-я). К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 198–223).

 

4) Сделан первый академический перевод с латинского на русский раздела «Искусство памяти», заключительной части трактата Джордано Бруно «О тенях идей» («De umbris idearum»), завершающий первый и единственный полный русский перевод всего трактата, проливающего свет на истинные причин казни Джордано Бруно и являющегося наглядной иллюстрацией глубины различий в рациональности современных интеллектуалов и интеллектуалов Средних веков и эпохи Возрождения (Титлин Л.И., пер. с лат.: Джордано Бруно. Искусство памяти (конец второй и третья часть: «О прилагаемых», «Об инструменте», «Третья часть») // Vox. Философский журнал. 2023. Вып. 43. С. 128–186).

 

5) Проработаны недостаточно изученные темы и проблемы китайской, индийской, японской философии: проблема выразимости опыта переживания высшей реальности, онтологический смысл ряда концептов, эпистемологические основания политической теории (Рыков С.Ю. Некоторые аспекты моистского понимания «Неба» // Вопросы философии. 2023. № 3. С. 160–175; Лысенко В.Г. Грамматика и ритуалистика в индийской теоретической культуре и западный идеал «чистой теории»: межкультурный подход // Вопросы философии. 2023. № 2. С. 15–26; Кочеров О.С. Вечное возрождение дракона: ловушка дискурсивной силы и деколониальная критика теории международных отношений // Мировая политика. 2023. № 4. С. 1–20; Карелова Л.Б. Концепция «места» Накамуры Юдзиро // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 169–180).

 

6) Намечены общие подходы к исследованию мусульманской социальной мысли (Stepanyants M.T. Contours and Strokes of Islamic Social Policy // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 2. С. 189–200).

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА О НИР

 

§1.1. Осуществлены академические переводы ранее не переводившихся или переводившихся частично азиатских философских источников с проблематикой, актуальной для современного философского дискурса: «Мо-цзы. Отвержение нападений (гл. 17–19)» (V–III вв. до н.э.) – возможно, самого раннего касающегося этики войны и теории справедливой войны текста не только в китайской традиции, но в мировой философии вообще; а также «Сопоставления простым образом» из раннебуддийского сборника «Катхаваттху» (с III в до н.э.) и «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (VIII в.) и  – затрагивающих проблему понимания «субъекта» в раннем буддизме и индийской философской школе миманса (Ложкина А.В., Рыков С.Ю., Титлин Л.И.)

Ложкина А.В. проанализировала часть большой дискуссии о статусе «субъекта/самости» в тексте «Сопоставления простым образом» из раннебуддийского сборника «Вопросы дискуссии» («Катхаваттху»). Обычно исследователи ограничиваются разбором начала собрания «Вопросы дискуссии» Восьмичастным опровержением из «Беседы о субъекте-пудгале» («Пуггала-катха»). Остальные части текста тем не менее также представляют интерес для историка индийской философии и логики. Одна из них – «Сопоставление простым образом». Сопоставление является особым методом, он в тексте трехчастный и включает в себя помимо «Сопоставления простым образом» «Сопоставление по аналогии» и «Четырехчастное сопоставление». В «Сопоставлении простым образом» исследуется соотношение квазисубъекта и составляющих систем  восприятия скандх (пали кхандха), аятан, дхату и индрий. Эти и другие категориальные списки (матики) являются базисом для философско-религиозного наследия третьей части палийского канона – абхидхаммы. Категориальные списки, использованные в «Сопоставлении простым образом» были рассмотрены подробно каждый. Развернуто был исследован сам термин «сопоставление простым образом», а позиция, что пудгала и рупа, а также остальные элементы классификаций, не отличны и не раздельны, была рассмотрена максимально полно. Значимость анализируемого отрывка помимо введения уникального полемического метода состоит в том, что в нем впервые в «Пудгала-катхе» используются слова Будды в качестве аргумента. Помимо этого, характерными для «Каттхаваттху» именно с этого места становятся повторы. Обсуждение двух уровней – неуловимого четко термина пудгала и строго определенных элементов матик, зачастую не совпадающих с общепринятыми в буддийской философии и не предполагающих фиксированного носителя, существуют гармонично и дополняют друг друга. Для достижения данного научного результата был осуществлен первый перевод с языка пали на русский язык «Сопоставления простым образом». Исследование было проведено при помощи стандартных методов историко-философского анализа (Ложкина А.В. Полемический метод сопоставления простым образом в «Беседе о субъекте-пудгале» («Катхаваттху I.1.17-I.1.129») (Приложение: Ложкина А.В., пер. с пали: Сопоставление простым образом) // Филос. журн. / Philosophy Journal (Результаты исследования готовятся к печати)).

 

Рыковым С.Ю. был сделан первый полный комментированный перевод на русский язык с вэньяня глав 17–19 из корпуса моистских текстов Мо-цзы 墨子 «[Трактатов] Учителя Мо». Впервые в российской синологии приводится критическая редакция текста оригинала, а также проводится анализ датировки, целей написания, текстологических характеристик, композиции и тематики данных глав. Тип перевода, который был использован, автор называет «упорядоченным переводом». По своему замыслу он представляет собой хорошо читаемый подстрочник с необходимой долей метатекстуальных комментариев и минимизацией переводческой вариативности. В переводе используется модифицированная версия словаря, который вырабатывался и уточнялся автором в работах и переводах 2017–2022 гг. Главы 17–19 Мо-цзы, возможно, являются самыми ранними философскими произведениями не только в китайской традиции, но в мировой философии вообще, касающимися этики войны и теории справедливой войны. Поэтому они имеют первостепенную значимость для изучения древнекитайской этико-политической мысли и этико-политической мысли вообще (Рыков С.Ю. Моистское отношение к войне: предисловие к переводу (Приложение: Рыков С.Ю., пер. с вэньяня: «Мо-цзы». Отвержение нападений, верхняя часть (17). Отвержение нападений, средняя часть (18). Отвержение нападений, нижняя часть (19)) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023. № 4(66). С. 63–125).

 

Титлиным Л.И. была продолжена авторская работа над наследием индийского-философа энциклопедиста Шантаракшиты (VIII в.) и его ученика Камалашилы (также VIII в.) (Титлин Л.И., пер. с санскрита: Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша») Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 1-я). // Историко-философский ежегодник 2023. 2023. Т. 38. С. 224–253). Автор продолжил введение в научный оборот важного санскритского источника не только по проблеме субъекта в индийской философии, но и по проблемам индийской философии в целом. В своей публикации автор предлагает читателю свой новый перевод «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты с комментарием Камалашилы (предыдущий перевод также выполнен автором). В обширном введении к переводу автор впервые затрагивает важный вопрос о понимании субъекта индийской философской школой миманса и приводит необходимый исследовательский материал для понимания переводимой главы текста (Титлин Л.И., «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 1-я). К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 198–223).

 

§1.2. Сделан первый академический перевод с латинского на русский раздела «Искусство памяти», заключительной части трактата Джордано Бруно «О тенях идей» («De umbris idearum»), завершающий первый и единственный полный русский перевод всего трактата, проливающего свет на истинные причин казни Джордано Бруно и являющегося наглядной иллюстрацией глубины различий в рациональности современных интеллектуалов и интеллектуалов Средних веков и эпохи Возрождения (Титлин Л.И.)

Титлиным Л.И. был выполнен первый перевод с латинского языка на русский заключительной части трактата Джордано Бруно «О тенях идей» («De umbris idearum»), а именно «Искусство памяти» (конец второй и третья часть: «О прилагаемых», «Об инструменте», «Третья часть»). Таким образом, перевод всего трактата «О тенях идей» завершен. Этот трактат принадлежит к большому пласту латинских сочинений Бруно, которые в России практически не исследовались (других переводов не существует), а за рубежом исследовалась ограниченно (существует перевод на итальянский язык и исследование нескольких сочинений; трактат о «О тенях идей» переводился также на английский, но не для академических целей). Трактат принадлежит к так называемым «мнемоническим» сочинениям Бруно, тесно связанным с герметической, оккультной и магико-мистической традицией. В них Бруно, ориентируясь на классическую традицию (Цицерон, Квинтилиан, «Риторика к Гереннию»), пытается создать новое «искусство памяти», которое, благодаря привлечению учения Раймонда Луллия, Гермеса Трисмегиста и оккультно-астральной философии могло бы помочь постичь сложное устройство вселенной и «пересоздать» универсум в соответствии с желанием мага. Изучение этих трактатов проливает свет на истинные причины казни Джордано Бруно. Трактат «О тенях идей» весьма сложен для понимания современного человека, что связано, во-первых, со сложностью самого содержания трактата, во-вторых, с трудностями понимания утраченной эзотерической традиции, к которой принадлежал Джордано Бруно, а в-третьих, с языковой сложностью текста. Автор попытался воссоздать подлинный смысл трактата, его замысел и назначение, опираясь на работы Френсис Йейтс (в частности, такие как «Искусство памяти», «Джордано Бруно и герметическая традиция»). Автор реконструировал то, что можно условно обозначить как «большой круг искусства памяти» Джордано Бруно, благодаря чему оказалось возможным достичь упорядочивания элементов текста, что в перспективе приближает нас к пониманию смысла всего трактата. Перевод сопровождается вступительной статьей (Титлин Л.И., пер. с лат.: Джордано Бруно. Искусство памяти (конец второй и третья часть: «О прилагаемых», «Об инструменте», «Третья часть») // Vox. Философский журнал. 2023. Вып. 43. С. 128–186).

 

§1.3 Выявлены и продемонстрированы особенности понимания разума и рациональности в различных интеллектуальных и культурных традициях – китайской, индийской, арабской (Рыков С.Ю., Степанянц М.Т.)

Данная работа была проведена в продолжение дискуссии, инициированной в рамках научного семинара «Разум и рациональность из перспективы истории философии» в Институте философии РАН.

 

Рыков С.Ю. впервые на русском языке приводит и анализирует подборку из эксплицитных определений «разума/знания/мудрости» (чжи 知/智) в китайских классических текстах. Анализ показывает, что можно выделить три возможных тренда в понимании чжи в древнекитайской литературе: 1) чжи – это что-то, что связано с осознанным различием между истинным и ложным; 2) чжи – это то, что сущностно соответствует и соединяется с той реалией, на которую оно направлено (похоже на корреспондентскую теорию истины) и то, что проявляется вовне как целесообразность (знание/мудрость позволяют достигать целей, и у знающего/мудрого всё получается; практики как критерий истины); 3) чжи обладает дополнительными свойствами: глубиной, красотой, продуманностью, мастерством, обобщенностью, связностью, непротиворечивостью, а также возможностью адекватной реакции на изменчивость и вариабельность. Автор приходит к заключению, что на уровне формулировок единое понимание разума между европейской и китайской традициями, может быть, и не прослеживается, но оно, вероятно, присутствует на более высоком уровне обобщения, поскольку китайские формулировки хотя и не повторяют европейские, в то же время и не выглядят для нас странными или неприемлемыми. Делается вывод, что актуальными и плодотворными могут быть дальнейшие попытки компаративного анализа. При получении результатов к дискуссии Рыков С.Ю. пользовался стандартными методами историко-философского анализа и контекстного анализа терминов.

 

Степанянц М.Т. отметила определенное сходство между западной философской традицией, восходящей к античной философии, и мусульманским перипатетизмом фальсафой в придании разуму метафизического статуса, а также наличие некоторых элементов метафизического подхода к разуму в религиозных мусульманских направлениях неортодоксального типа, таких как исмаилизм и суфизм. Также ею выделяется особенность рациональности индийской философии, где признается важность достоверного знания, достигаемого умозрением и умозаключением, но в то же время утверждается существование области знания, недоступной разуму, о которой нельзя сделать какие-то достоверные заключения. Она подчеркивает, что в индийской традиции знание о мире приобретается не для того, чтобы этим миром управлять, его устраивать, улучшать, а для того, чтобы достичь от него освобождения. Степанянц М.Т. обратила специальное внимание на развитость полемической традиции как в арабо-мусульманской, так и в индийской религиозно-философских традициях (Бугай Д.В., Рыков С.Ю., Степанянц М.Т., Трубникова Н.Н. Разум в истории философии: единство и множественность. Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 253–297).

 

§1.4. Впервые влияние индийского теоретического знания – грамматики санскрита Панини (ок. IV в. до н.э.), а через нее и брахманистской ритуалистики, частью «программного обеспечения» которой она являлась, – на ряд важнейших направлений западной науки и философии (общую теорию языка, сравнительно-историческое языкознание, порождающую грамматику, структурализм и формализм) представлено как индийский вклад в западный рационализм, требующий для своего осмысления межкультурного подхода со стороны западных философов (Лысенко В.Г.)

Систематически исследовано межкультурное значение влияния, которое оказала грамматика санскрита Панини (ок. IV в. до н.э.) на становление западной лингвистики – общей теории языка, сравнительно-исторического языкознания и других сравнительных дисциплин, а также порождающей грамматики, структурализма и формализма. В самой древней Индии генезис грамматического, лингвистического дискурса был тесно связан с брахманистской рефлексией ведийских жертвоприношений, носившей характер ритуалоцентризма (ритуал как модель деятельности и поведения в условиях неустойчивого противостояния сил хаоса и порядка) и звукоцентризма (приоритета звуковой трансмиссии знания). Впервые ритуало- и звукоцентрические теории связываются с концептуальным выражением динамического характера реальности, средствами санскрита. Отмечен тот факт, что в древней Индии грамматика Панини была частью «программного  обеспечения» ритуалистических дискурсивных практик, что вносит новые перспективы в исследования генезиса теоретического знания в Индии. В противоположность гипотезе о возникновении науки и философии в древней Греции под влиянием идеала «чистой теории», подчеркивается возможность изучать формирование теоретической культуры, в частности принципов научного знания, в рамках рефлексии религиозного праксиса (гипотеза Фрица Сталя). Это может актуализировать переосмысление «семейных отношений» западной цивилизации с индийской культурой и обогатить возможности их самопознания введением межкультурной перспективы (Лысенко В.Г. Грамматика и ритуалистика в индийской теоретической культуре и западный идеал «чистой теории»: межкультурный подход // Вопросы философии. 2023. № 2. С. 15–26).

 

§1.5. Обобщены и проанализированы достижения в области межкультурной философии российских, китайских и индийских ученых (Белимова В.С., Кочеров О.С., Рубец М.В., Степанянц М.Т.)

На примере творчества Дж. Моханти, современного феноменолога индийского происхождения, продемонстрирован межкультурный подход к философским традициям Индии и Запада. В частности, проанализирована проблема включения незападных философских систем в общемировой ландшафт мысли. Выполнен комментированный перевод с англ. языка работы Дж. Моханти «Теория и практика в индийской философии», являющей собой пример межкультурной философской рефлексии, в которой Моханти высказывает ряд важных замечаний о природе индийской мысли. В частности, он обращает внимание на особое соотношение теоретического и практического знания в индийских философских школах (даршанах): практика является неотъемлемой частью индийской рефлексии, теория – чистый философский гнозис – также ее значимая составляющая. Опираясь на классические философские тексты индийской традиции, Моханти показывает, что критикуемое западными исследователями практическое измерение индийской мысли не противостоит её теоретическому характеру и что индийские системы мышления вполне отвечают классическому европейскому пониманию философии (Белимова В.С. Индия и Европа: на путях к межкультурному диалогу в философии. Дж. Моханти о теории и практике в индийской философии (Приложение: Белимова В.С., пер. с англ.: Джитендра Натх Моханти. Теория и практика в индийской философии) // История философии. 2023. Т. 28. № 1. С. 116–135).

 

На примере диалогов между тибетским буддизмом и западной наукой продемонстрированы методологические перспективы подхода межкультурной философии, в частности, для осмысления природы сознания. История их взаимодействия включает конференции Института «Ум и жизнь», проект «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских учёных», изучение физиологических аспектов буддийских созерцательных практик. Важным стимулом для преодоления трудностей на пути к взаимопониманию (проблема перевода, интеллектуальный колониализм и т.п.) стала формулировка «трудной проблемы» сознания, а также разработка концепции «нейрофеноменологии» (Ф. Варела). На примере деятельности российских физиологов (С.В. Медведев, А.Я. Каплан, и др.), развернувшейся в тантрических монастырях Индии, проанализированы методологические разработки, сочетающие подход от первого и от третьего лица в изучении посмертной медитации «тукдам» и подводящих к ней созерцательных практик. На основании этого делается предположение, что ключом к решению «трудной проблемы» может стать подход межкультурной философии (Белимова В.С. Диалог между буддизмом и наукой: от трудных вопросов о сознании – к изучению феномена посмертной медитации «тукдам» // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 4. Ч. 2. С. 254–281).

 

Проанализированы методологические наработки современных китайских философов в области межкультурной философии. В поле зрения исследования включены не рассматривавшиеся ранее аспекты межкультурных теорий Бо Моу, Винсента Шэня и Ма Линь (Kocherov O. Approaches of Modern Chinese Philosophers to Intercultural Philosophy // Social Sciences. 2023. Vol. 54. No. 2. P. 80–96).

 

Сделан обзор межвузовского Круглого стола, посвященного презентации коллективной монографии «От сравнительной к межкультурной философии» (отв. ред. М.Т. Степанянц), вышедшей в академической серии «Сравнительная философия» в конце 2022 г. Обобщены мнения, которые были высказаны на Круглом столе относительно сильных и слабых сторон, монографии, ее актуальности, возможных направлений дальнейших исследований, а также перспектив  использования результатов этой работы в преподавании (Рубец М.В. Обзор круглого стола – презентации коллективной монографии «От сравнительной к межкультурной философии» // Проблемы цивилизационного развития 2023. Т. 5. № 1. С. 175–189).

 

Комплексный анализ вклада русских философов в межкультурную философию был проведен в ответ на запрос главного редактора издания «Dialogue and the New Cosmopolitanism» для ознакомления зарубежных читателей с отечественными исследованиями в данном направлении. Анализ не ограничивается рамками современности, а решает поставленную задачу в широком контексте истории духовной культуры России (Stepanyants M.T. Striving for Intercultural Philosophy: The Contribution of Russian Philosophers // Dialogue and the New Cosmopolitanism. Conversations with Edward Demenchonok. / Ed. by Fred Dallmayr. Lanham, Boulder, New York, London: Lexington Books, 2023. P. 69–94).

 

§1.6. Проведен анализ до сих пор малоизученных проблем китайской философии и политологии: проблемы эпистемологических оснований политической теории и внешнеполитической стратегии современного КНР, а также проблемы онтологического статуса «Неба» у моистов в древнекитайской философии (V—III вв. до н.э.) (Кочеров О.С., Рыков С.Ю.)

Особое внимание было уделено академическому измерению дискурсивной силы, проявляющемуся в формировании китайской теории международных отношений как способа конструирования современной китайской идентичности и инструмента критики западной концептуализации глобальных процессов и роли Китая в них. В качестве одного из важнейших проявлений дискурсивной и эпистемической силы рассмотрено конструирование китайской школы международных отношений, при помощи деколониальной оптики выявляются основные слабые стороны академического измерения китайской дискурсивной силы. Делается вывод о том, что из-за опоры Китая на западную эпистемическую культуру в дискурсивном противостоянии с Западом он может попасть в ловушку дискурсивной силы: пытаясь противостоять западной дискурсивной агрессии через накопление дискурсивной силы, Пекин начинает интернализировать присущие западной политической модели властные структуры и нарративы или романтизировать альтернативные им системы воспроизводства власти имперского Китая, чем подкрепляет существующие в отношении его опасения и в итоге занимает менее выгодную стратегическую позицию. Для выхода из этой ловушки предлагается ряд путей (развитие сотрудничества со странами глобального Юга, взаимодействие с их эпистемическими культурами, критическое переосмысление современных китайских концепций международных отношений) (Кочеров О.С. Вечное возрождение дракона: ловушка дискурсивной силы и деколониальная критика теории международных отношений // Мировая политика. 2023. № 4. С. 1–20).

 

Впервые в отечественной синологии подробно исследуется вопрос об онтологическом статусе «Неба» у моистов (V–III вв. до н.э.). Анализируются имеющиеся в современной философской синологии реконструкции понимания «Неба» у моистов («Небо» как личное божество, природная сила или сообщество духов), фундированные в первоисточнике, но логически плохо сочетающиеся между собой. На основе материала гл. 4, 26–28 и др. из книги Мо-цзы «[Трактатов] Учителя Мо» показываются и сильные, и спорные моменты данных интерпретаций (вопрос об антропоморфизме «Неба»: с историко-философской точки зрения или с точки зрения философских оппонентов (например, даосов) моисты бесспорно очеловечивают «Небо», но с их собственной точки зрения корректнее говорить об уподоблении человека «Небу»; вопрос о «кармичности» действий «Неба»: моисты часто описывают действия «Неба» как реактивные и закономерные, однако текстовый материал позволяет сделать вывод, что они скорее мыслят в рамках «законнического провиденциализма», когда воля божества – это закон, но не онтологический, а административный, реализующийся «аппаратом» «небесного» правительства духов; вопрос о степени тождественности «Неба» и других представителей духовного мира: конкретные представители духовного мира могут выступать от имени «Неба» у моистов, но в наибольшей степени имя «Небо» взаимозаменимо с именем «Верховный владыка»; вопрос о корректности понимания «Неба» как «Природы»: несмотря на классический взгляд, что «Небо» в древнекитайской философии – это синоним или персонификация «Природы», для моистов это не кажется таковым, поскольку они не включают «человека» в «небесную» область мира). Делается вывод, что эти реконструкции можно примирить и объяснить, если принять этико-политизированный характер моистской теологии и воспринимать «Небо» у моистов как зонтичный термин, возникший из синекдохического расширения значения с места (синего неба) на то, что его населяет или им (и из него) управляет (Рыков С.Ю. Некоторые аспекты моистского понимания «Неба» // Вопросы философии. 2023. № 3. С. 160–175).

 

§1.7. Проработаны недостаточно изученные темы и проблемы истории индийской философии: проблема выразимости опыта переживания высшей реальности и проблема становления школы ньяя (через перевод статьи выдающегося австрийского индолога Герхарда Оберхаммера «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”») (Лысенко В.Г., Титлин Л.И.)

Лысенко В.Г. выдвинуто и обосновано положение, согласно которому в традиционной индийской философии, которая стремится установить свою идентичность в опоре на рационально непознаваемый Абсолют (Атман, Брахман), вербальная выразимость последнего является одним из центральных вопросов. Проведено исследование тенденции, отдающей предпочтение апофатическому подходу к определению Брахмана на примере некоторых махавакья («великих изречений») из упанишад, а также был разъяснен феномен звукоцентризма, характерный для традиционной индийской культуры, на примере богини Вак (Речь) в ведийской литературе и в тантре. Отдельно были проанализированы концепции Бхартрихари (ок. V в. н. э.) о «лингвистическом монизме» (шабда-адвайта) и о трехуровневой речи и их кульминации в кашмирском шиваизме. В результате было выявлено, что у Бхартрихари и у кашмирцев способность выражать нечто, которой наделяется слово, не предполагает признания отдельной реальности объекта, на которую оно указывает (принцип соответствия), но варьирует в пределах самого слова (шабда), идентичного динамической природе Брахмана как сознания, равного реальности, конституируемой энергиями (шакти). Сделан вывод, что  в индийской традиции способом передачи опыта переживания высшей реальности стала демонстрация их радикальной инаковости по сравнению с повседневным речевым поведением (вьявахара) и дискурсивными способами сообщения о нем (Лысенко В.Г. Проблема выразимости невыразимого: слово-звук, сознание и реальность в индийской мысли // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 3. Ч. 1. С. 179–199).

 

Титлиным Л.И. было продолжено знакомство читателя с наследием выдающегося австрийского востоковеда-индолога Герхарда Оберхаммера (род. 1929). Ранее автор уже публиковал материалы об этом ученом и переводы его статей. На этот раз в поле зрения исследователя попала публикация Оберхаммера «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”». Философская школа ньяя недостаточно хорошо изучена в России, в особенности, мало знакомы ее идеи широкой публике. Поэтому публикация такого материала в авторстве знаменитого ученого, затрагивающего основы основ этой философской школы и анализирующего самый начальный этап ее становления весьма актуальна для российской науки. Публикация представляет собой комментированный перевод и исследование работы «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”» Оберхаммера. Автор рассматривает предпосылки исследования Оберхаммера, приводит краткую информацию о школе ньяи и сосредотачивается на том, каким образом Оберхаммер демонстрирует историю ньяи и ее самоосознание как философской системы на материале небольшого текста вступления Пакшиласвамина (Ватсьяяны) к его «Ньяя-бхашье». В своей статье Оберхаммер отвечает на вопрос, зачем такие разнородные части, как элементы теории аргументации, взятые из древней традиции вады (теории ученого диспута), логика и эпистемология, космология и учение о душе и ее освобождении от уз сансары (сотериология) были соединены в стройную философскую систему ньяи и каким образом это происходило в ходе развития этой школы благодаря ее самоосознанию как метода поиска истины (и что эта истина представляет собой с точки зрения ньяи), каким образом этому помогли творческие заимствования из другой философской школы – йоги. Публикации предпосылается краткая история венской востоковедческой и индологической школы, которой принадлежит Оберхаммер (Титлин Л.И. Самоосознание ньяи как философской системы в работе Г. Оберхаммера «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”» (Приложение: Титлин Л.И., пер. с англ.: Герхард Оберхаммер. Вступление Пакшиласвамина к его «Ньяя-бхашье») // История философии. 2023. № 28(2). С 117–139).

 

§1.8. Рассмотрена концепция «места» японского философа Накамуры Юдзиро в контексте проблем современной онтологии (Карелова Л.Б.)

Проанализирован опыт построения современной онтологии в работах японского философа Накамуры Юдзиро. Теория «места» Накамуры Юдзиро, представляется одной из попыток предложить более адекватный инструментарий осмысления мира как мира сложных систем, используя потенциал не только западной, но и азиатской философской традиции, имеющей в своем основании буддийские корни. Показано, что сама категория «место», введенная в оборот Нисидой Китаро, приобрела у Накамуры Юдзиро статус универсальной когнитивной (онтогносеологической) метафоры, широкого применяемой в самых разных контекстах. Накамура, как и многие другие современные японские философы, использовал понятие «место» как рамку, позволяющую рассматривать человеческое существование как динамическую сеть многоуровневых связей и взаимодействий, наглядно демонстрирует его несводимость к какому-то одному сущностному основанию, его сложность и изменчивость. Проведенное исследование демонстрирует ресурс азиатских философских традиций, который должен учитываться в решении проблем, стоящих перед современной философией (Карелова Л.Б. Концепция «места» Накамуры Юдзиро // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 169–180).

 

§1.9. Намечены общие подходы к исследованию мусульманской социальной мысли и уточнена роль отдельных персоналий и общественно-политических деятелей исламской философии Пакистана (Степанянц М.Т.)

Предложена общая постановка вопроса о проблеме исследования социальной политики ислама, которая очерчена в исторической ретроспективе с первых десятилетий становления уммы до современности (Stepanyants M.T. Contours and Strokes of Islamic Social Policy // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 2. С. 189–200).

 

Уточнен вклад в развитие философии пакистанских философов и деятелей науки. Особое место уделено поэту-философу Мухаммаду Икбалу, значимость проекта которого «Реконструкция религиозной мысли в исламе» позволяет относить его к самым просвещённым мусульманским мыслителям ХХ века. Рассмотрено влияние его идей в трансформирующемся мире в целом и мусульманском, в особенности. Среди деятелей науки и интеллектуалов Пакистана выделены две фигуры: основатель Пакистанского философского конгресса, создатель всемирно известной многотомной энциклопедии исламской философии – Мухаммад М. Шариф, и Джавед Икбал, сын Мухаммада Икбала, председатель Верховного суда Пакистана и член Сената (Верхней палаты парламента) Пакистана (Степанянц М.Т. Российско-пакистанские философские связи // Вестник Института востоковедения РАН. 2023. № 3(25). C. 263–270).

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного задания (для КПБР):

  • статьи в журналах:
  1. Белимова В.С. Индия и Европа: на путях к межкультурному диалогу в философии. Дж. Моханти о теории и практике в индийской философии (Приложение: Белимова В.С., пер. с англ.: Джитендра Натх Моханти. Теория и практика в индийской философии) // История философии. 2023. Т. 28. № 1. С. 116–135. DOI: https://dx.doi.org/10.21146/2074-5869-2023-28-1-116-135. ISSN 2074-5869. (ВАК, РИНЦ).
  2. Белимова В.C. Диалог между буддизмом и наукой: от трудных вопросов о сознании – к изучению феномена посмертной медитации «тукдам» // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 4. Ч. 2. С. 254–281. DOI: https://dx.doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-254-281. ISSN 2075-0862 (Print), ISSN 2658-350X (Online) (ВАК)
  3. Карелова Л.Б. Концепция «места» Накамуры Юдзиро // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 169–180. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-10-169-180, ISSN 0042-8744 (WoS, Scopus, RSCI, ВАК)
  4. Kocherov O. Approaches of Modern Chinese Philosophers to Intercultural Philosophy // Social Sciences. 2023. Vol. 54. No. 2. P. 80–96. DOI: https://dx.doi.org/10.21557/SSC.86435152. ISSN 2076-0760. (Scopus, ВАК)
  5. Кочеров О.С. Вечное возрождение дракона: ловушка дискурсивной силы и деколониальная критика теории международных отношений // Мировая политика. 2023. № 4. С. 1–20. DOI: https://dx.doi.org/10.25136/2409-8671.2023.4.69205. ISSN 2409-8671. (РИНЦ, ВАК)
  6. Лысенко В.Г. Грамматика и ритуалистика в индийской теоретической культуре и западный идеал «чистой теории»: межкультурный подход // Вопросы философии. 2023. № 2. С. 15–26. DOI: https://dx.doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-15-26. ISSN 0042-8744 (Print). (РИНЦ, Scopus, WoS)
  7. Лысенко В.Г. Проблема выразимости невыразимого: слово-звук, сознание и реальность в индийской мысли // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15. № 3. Ч. 1. С. 179–199. DOI: https://dx.doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.3.1-179-199. ISSN 2075-0862 (Print), ISSN 2658-350X (Online). (РИНЦ, ВАК)
  8. Stepanyants M.T. Contours and Strokes of Islamic Social Policy // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 2. (Мусульманская философия: вызовы времени). С. 189–200. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-2. ISSN: 2313-2302 (Print), ISSN: 2408-8900 (Online). (РИНЦ, ВАК, Scopus, WoS)
  9. Рыков С.Ю. Некоторые аспекты моистского понимания «Неба» // Вопросы философии. 2023. № 3. С. 160–175. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-160-175. ISSN 0042-8744 (Print). (РИНЦ, ВАК, Scopus, WoS)
  10. Рыков С.Ю. Моистское отношение к войне: предисловие к переводу (Приложение: Рыков С.Ю., пер. с вэньяня: «Мо-цзы». Отвержение нападений, верхняя часть (17). Отвержение нападений, средняя часть (18). Отвержение нападений, нижняя часть (19)) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2023. № 4(66). С. 63–125. DOI: https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-4/63-74. ISSN 1997-2857 (Print), ISSN 2076-8575 (Online). (РИНЦ, ВАК)

 

3. Перечень прочих опубликованных работ:

  • статьи в журналах:
  1. Бугай Д.В., Рыков С.Ю., Степанянц М.Т., Трубникова Н.Н. Разум в истории философии: единство и множественность. Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 253–297. DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2023-38-253-297. ISSN 0134-8655 (Print), ISSN 2782-6538 (Online) (РИНЦ)
  2. Карелова Л.Б. Рец. на кн.: Н.Н. Трубникова. Сборник наставлений в десяти разделах»: практическая философия в средневековой Японии // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С 425–429. DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2023-38-425-429. ISSN 0134-8655 (Print), 2782-6538 (Online). (РИНЦ).
  3. Степанянц М.Т. Российско-пакистанские философские связи // Вестник Института востоковедения РАН. 2023. № 3(25). C. 263–270. ISSN 2618-7302. DOI: https://doi.org/10.31696/2618-7302-2023-3-263-269. (РИНЦ)
  4. Рубец М.В. Обзор круглого стола – презентации коллективной монографии «От сравнительной к межкультурной философии» // Проблемы цивилизационного развития. 2023. Т. 5. № 1. С. 175–189. DOI https://dx.doi.org/10.21146/2713-1483-2023-5-1-175-189. ISSN 2713-1483 (Online). (РИНЦ)
  5. Титлин Л.И. «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты (часть 1-я). К русскому переводу «Исследования атмана, как он представляется мимансакам» из «Таттва-санграхи» Шантаракшиты // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 198–223. ISSN 0134-8655 (Print), ISSN 2782-6538 (Online). DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2023-38-198-223. (РИНЦ)
  6. Титлин Л.И., пер. с санскрита: Шантаракшита. «Таттва-санграха» с комментарием Камалашилы «Панджика». Глава «Исследование атмана» («Атма-парикша») Раздел «Исследование атмана, как он представляется мимансакам» («Мимансака-парикальпита-атма-парикша») (часть 1-я). // Историко-философский ежегодник. 2023. Т. 38. С. 224–253. ISSN 0134-8655 (Print), ISSN 2782-6538 (Online). DOI: https://doi.org/10.21146/0134-8655-2023-38-224-253. (РИНЦ)
  7. Титлин Л.И. Самоосознание ньяи как философской системы в работе Г. Оберхаммера «Вступление Пакшиласвамина к его “Ньяя-бхашье”» (Приложение: Титлин Л.И., пер. с англ.: Герхард Оберхаммер. Вступление Пакшиласвамина к его «Ньяя-бхашье») // История философии. 2023. № 28(2). С 117–139. DOI: https://doi.org/10.21146/10.21146/2074-5869-2023-28-2-117-139. ISSN 2074-5869 (Print); ISSN 2658-7289 (Online). (РИНЦ)
  8. Титлин Л.И., пер. с лат.: Джордано Бруно. Искусство памяти (конец второй и третья часть: «О прилагаемых», «Об инструменте», «Третья часть») // Vox. Философский журнал. 2023. Вып. 43. С. 128–186. DOI: https://doi.org/10.37769/2077-6608-2023-43-10. URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2043/Vox43_10_ %D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D 0%B0%D0%BD%D0%BE_%D0%91% D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BE.pdf. ISSN 2077-6608. (РИНЦ)
  • статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций:
  1. Лысенко В.Г. Введение // Атомизм и мировая культура / Сост. и отв. ред. В.Г. Лысенко. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, 2023. C. 5–21.
  2. Stepanyants M.T. Striving for Intercultural Philosophy: The Contribution of Russian Philosophers // Dialogue and the New Cosmopolitanism. Conversations with Edward Demenchonok. / Ed. by Fred Dallmayr. Lanham, Boulder, New York, London: Lexington Books, 2023. P. 69–94.

 

 

§2. ТЕМА НИР: «ПОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАУК И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА»


Лысенко В.Г. Познание сознания животных как способ самопознания человека // Вопросы философии. 2023. № 12. С. 137–154. DOI: https://dx.doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-125-136. ISSN 0042-8744 (Print). (РИНЦ, Scopus, WoS)

Впервые предпринимается попытка рассмотреть научные и философские подходы к изучению сознания животных в свете проблемы чужой одушевленности и принципа, согласно которому в модель чужого уже заложен наш «я-образ» как точка отсчета и мера сравнения (теория ксенологии В.Г. Лысенко). Если задаться целью поместить исследования сознания животных в категорию философских проблем, то проблема чужой одушевленности, проблема существования другого «я», другого сознания и в целом субъектности других представляется автору статьи наилучшим решением. Само существование этой проблемы в философии сигнализирует о признании субъективной реальности, о проблематизации переживания чувственного опыта от первого лица (каково это быть летучей мышью? – по названию знаменитой статьи Томаса Нагеля). В современной философии вопрос «каково это быть кем-то?», отсылает к проблеме квалиа (индивидуальной, качественной стороны опыта) или к понятию феноменального сознания, которое многими учеными и философами считается «трудной проблемой сознания» (Д. Чалмерс). История изучения сознания животных, тесно связанная с историей изучения человеческого сознания («я-образа»), прошла долгий путь от антропоцентризма и апологии нашего вида как по праву господствующего на земле до признания высшей ценности других живых существ и живой природы в целом (биоцентризм). Если рассматривать эту историю через призму отношения к чужому, это был путь от самоутверждения и самооправдания до самокритики и поиска способов самосовершенствования. В свете ксенологического подхода в статье анализируются материалы международной конференции «Сознание животных» (Дхарамсала, Индия, май 2023), организованной Институтом перспективных исследований мозга МГУ, Библиотекой Тибетских трудов и архивов (Дхарамсала, Индия) и Фондом «Сохраним Тибет» (Москва).

 

Лысенко В.Г. О переводе ключевых терминов. Замечания ответственного редактора // Варела Ф., Томпсон Э., Рош Э. Отелесненный ум. Когнитивная наука и человеческий опыт / Пер. с английского К. Тулуповой. Отв. ред. В.Г. Лысенко; предисловие к рус. изданию акад. В.А. Лекторского. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2023. С. 17–24.

В статье анализируются проблемы, связанные с некоторыми нестыковками между системами дискурса и терминологии в английской, русской и буддийской философской и научной литературе. Показано, как все три культурные составляющие теми или иными способами влияли на выбор терминов перевода для английских терминов ‘mind,’ ‘consciousness,’ ‘mental,’ ‘embodied,’ etc.

 

 

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1. Сведения о подготовке и участии в научных мероприятиях:

  • список мероприятий, организованных сектором:
  1. 21 марта 2023 г. – Межвузовский круглый стол в связи с выходом в свет коллективного труда «От сравнительной к межкультурной философии». В работе круглого стола приняли участие представители МГУ, СПбГУ, РУДН, РГГУ, ГАУГН, МГИМО, Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, университетов Дагестана, Казахстана, Таджикистана. Докладчики: А.А. Костикова, А.С. Колесников, Н.С. Кирабаев, С.Д. Серебряный, Н.И. Бирюков, С.Ю. Лепехов. Организатор и модератор – Степанянц М.Т. Институт философии РАН (https://youtu.be/7Q7vusX6EoY).
  2. 30 мая 2023 г. – Круглый стол «Индолог Наталья Васильевна Исаева (1954–2022)». Организация и вступительное слово – Лысенко В.Г. Институт философии РАН (https://iphras.ru/30_05_2023.htm).
  3. 23–25 октября 2023 г. – I-ая Ежегодная международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход». 49 выступающих из России, Индии, Японии, Шри-Ланки. Оргкомитет: Лысенко В.Г., д.ф.н. (председатель); Белимова В.С., к.ф.н. (ученый секретарь, межкультурная философия); Степанянц М.Т., д.ф.н., профессор (межкультурная философия); Титлин Л.И., к.ф.н. (индология и буддология), Рыков С.Ю., к.ф.н. (синология); Кочеров О.С., к.п.н. (синология); Карелова Л.Б., к.ф.н. (японистика). Институт философии РАН (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  4. 18 апреля 2023 г. – Методологический семинар сектора восточных философий «Азиатские традиции мысли в межкультурной перспективе». Обсуждение доклада н. с. сектора восточных философий, к. полит. н. Кочерова О.С. «Китайская философия международных отношений: концепция Тянься Чжао Тинъяна» (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2023/18_04_23_1.pdf).
  • сведения об участии сотрудников сектора в научных мероприятиях:
  1. Белимова В.С. Ассоциированный участник дискуссий «Конференции по сознанию животных», организованной Институтом перспективных исследований мозга МГУ, Библиотекой Тибетских трудов и архивов (Дхарамсала, Индия) и Фондом «Сохраним Тибет» (Москва), 1–5 мая 2023 г., Дхарамсала, Индия (https://drive.google.com/file/d/1ch6mfEEdfdLvgR0hVc6e-S-OP7cfWq7v/view).
  2. Белимова В.С. Доклад «Пространство “между” как локус для предельных вопросов о сознании: диалог между западной наукой и тибетским буддизмом». Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023, Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2023_10_23_25/rus/APH2023_abstracts_belimova_rus.pdf).
  3. Карелова Л.Б. Доклад «Концепция “места” в онтологии Накамуры Юдзиро». Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г., ИФ РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2023_10_23_25/rus/APH2023_abstracts_karelova_rus.pdf).
  4. Кочеров О.С. Доклад «Китайская философия международных отношений: концепция Тянься Чжао Тинъяна». Методологический семинар сектора восточных философий Института философии РАН «Азиатские традиции мысли в межкультурной перспективе», 18 апреля 2023 г., Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/root/news/archive_events/2023/18_04_23_1.pdf).
  5. Кочеров О.С. Участие в международном семинаре «Political Order and the Ethics of Peace», 15 августа 2022 г. – 20 мая 2023 г., дистанционно (https://www.crvp.org/newsletter/RVP-Activities-2023.pdf).
  6. Ложкина А.В. Доклад «Полемический метод сопоставления простым образом в “Беседе о субъекте-пудгале” (“Катхаваттху I.1.17-I.1.129”)». Третья индологическая конференция «Дубянские чтения» памяти А.М. Дубянского, 27–29 сентября 2023 г., Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Факультет гуманитарных наук, Институт классического Востока и Античности, Москва (https://iocs.hse.ru/mirror/pubs/share/861028424.pdf).
  7. Лысенко В.Г. Доклад «Трудности в изучении философского наследия Дигнаги: опыт переводчика и историка философии». XLIV Зографские чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», 23 — 26 мая 2023 г., Санкт-Петербург, (http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=view&id=14847&Itemid=48).
  8. Лысенко В.Г. Лекция «Буддийские теории сознания: межкультурный подход». 22 заседание Семинара «Лаборатория исследований сознания (ЛИС)», 21 апреля 2023 г., Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург (https://www.youtube.com/watch?v=3WCwsVpZGMo&ab_channel=%D0%9 B%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%8 0%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1 %80%D0%B8%D1%8F%D0% B8%D1%81%D1%81%D0%BB %D0%B5%D0%B4%D0%BE%D 0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B 9%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0% BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F).
  9. Лысенко В.Г. Видный ученый гость (Distinguished Scientific Guest), участник дискуссий Mеждународной конференции «Сознание животных», организованной Институтом перспективных исследований мозга МГУ, Библиотекой Тибетских трудов и архивов (Дхарамсала, Индия) и Фондом «Сохраним Тибет» (Москва), 1–5 мая 2023 г., Дхарамсала, Индия (https://drive.google.com/file/d/1ch6mfEEdfdLvgR0hVc6e-S-OP7cfWq7v/view).
  10. Лысенко В.Г. Выступление в рамках Презентации первого русского перевода книги «Отелесненный ум. Когнитивная наука и человеческий опыт» Ф. Варелы, Э. Томпсона, Э. Рош (М., 2023). Пленарное заседание Всероссийской конференции «Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий», 28–30 сентября 2023 г., Пятигорск (https://mbil-conf.ru/#ru).
  11. Рыков С.Ю. Доклад «А.И. Кобзев в символах и числах». II научная конференция «История, культура и язык Китая», 1 ноября 2023 г., Институт востоковедения РАН, Москва (https://www.ivran.ru/anonsy?artid=213409).
  12. Степанянц М.Т. Доклад «Philosophy Without Borders (Философия вне границ)». Круглый стол «Современные проблемы межкультурной философии», 20 декабря 2023 г., РУДН (https://pfur-my.sharepoint.com/:v:/g/personal/kiselev_va_pfur_ru/ESK0ili9OtNFieKUrptMfIQBA6iUio6RWK-SjENkXTR-fg?e=7o7OD7).
  13. Степанянц М.Т. Пленарный доклад «Пакистано-российские философские связи». Международная конференция «75-летие установления дипломатических отношений между СССР/Россией и Пакистаном», 22 мая 2023 г., Институт востоковедения РАН (https://www.ivran.ru/novosti-nauki?artid=212469).
  14. Степанянц М. Доклад «Philosophy Beyond Borders». Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 24 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/uplfile/orient/asian_philosophies_confs/2023_10_23_25/rus/APH2023_abstracts_stepaniants_rus.pdf).

 

2. Сведения о научно-вспомогательной работе:

  • подготовка и проведение научных мероприятий:
  1. Белимова В.С. Учёный секретарь, член оргкомитета. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  2. Карелова Л.Б. Член оргкомитета и модератор секции. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  3. Кочеров О.С. Член оргкомитета, электронное сопровождение. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  4. Ложкина А.В. Подготовка и проведение. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  5. Лысенко В.Г. Организация и вступительное слово. Круглый стол «Индолог Наталья Васильевна Исаева (1954–2022)», 30 мая 2023 г., Институт философии РАН. (https://iphras.ru/30_05_2023.htm).
  6. Лысенко В.Г. Идея, председатель, модератор секции. Международная научно-практическая конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  7. Рыков С.Ю. Член оргкомитета, модератор секции. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  8. Степанянц М.Т. Организатор и модератор. Межвузовский круглый стол в связи с выходом в свет коллективного труда «От сравнительной к межкультурной философии», 21 марта 2023 г., Институт философии РАН (https://youtu.be/7Q7vusX6EoY).
  9. Степанянц М.Т. Член оргкомитета. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 24 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  10. Титлин Л.И. Член оргкомитета. Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход», 23–25 октября 2023 г. Институт философии РАН, Москва (https://iphras.ru/2023_10_23_25_programm_rus.htm).
  • отв. редактор:
  1. Лысенко В.Г., отв. ред.: Природа сознания. Беседы Далай-ламы с российскими учеными. Материалы Первой международной конференции «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых». Август 2017 г. С предисловием академика К. В. Анохина / Сост. и отв. ред. В. Лысенко; ред. пер. Ю. Жиронкина. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2023. 400 с., илл. ISBN 978-5-905792-49-6.
  2. Лысенко В.Г., отв. ред.: Варела Ф., Томпсон Э., Рош Э. Отелесненный ум. Когнитивная наука и человеческий опыт / Пер. с англ. К. Тулуповой; отв. ред. В. Лысенко; предисловие к рус. изд. акад. В.А. Лекторского. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2023. 456 с. ISBN 978-5-905792-50-2.
  3. Лысенко В.Г., отв. ред.: Атомизм и мировая культура. Коллективная монография / Сост. и отв. ред. В.Г. Лысенко. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, 2023. 965 с. 300 экз. ISBN 978-5-9971-0788-8.
  4. Степанянц М.Т. Научный редактор выпуска: Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 2. (Мусульманская философия: вызовы времени).
  • научный секретарь:
  1. Рубец М.В. Научный секретарь коллективной монографии «Атомизм и мировая культура».
  • примечания, комментарии и т.п.:
  1. Ложкина А.В. Комментарий к книге С.В. Щербака (издательство Роузбад), в печати.
  2. Ложкина А.В. Комментарий к изданию сочинений Н. Казандзикаса (издательство Ладомир), в печати.
  3. Ложкина А.В. Комментарий к поэме «Свет Азии» Э. Арнольда (издательство Ладомир), в печати.
  • электронное сопровождение:
  1. Рыков С.Ю. Модерирование страницы сектора восточных философий на сайте ИФ РАН (http://iphras.ru/orient_phil.htm).

 

4. Информация о взаимодействии с образовательными учреждениями:

  • список преподающих сотрудников сектора:
  1. Карелова Л.Б, к.ф.н, с.н.с.
  2. Кочеров О.С., к.полит.н., н.с.
  3. Рубец М.В., к.ф.н., н.с.
  4. Рыков С.Ю., к.ф.н., с.н.с.
  5. Степанянц М.Т., д.ф.н., проф., г.н.с.
  6. Титлин Л.И., к.ф.н., с.н.с.
  • научное руководство курсовыми и дипломными работами:
  1. Карелова Л.Б., науч. руководство: Широкова К.А. Проблемы вестернизации и цивилизационной идентичности Японии в работах Фукудзавы Юкити (магистерская диссертация, философский факультет, ГАУГН).
  2. Карелова Л.Б., науч. руководство: Спиридонов С.П. Японское экономическое чудо: культурно-исторические и социально-политические предпосылки (курсовая работа, бакалавриат, 2 курс, философский факультет, ГАУГН).
  3. Карелова Л.Б., науч. руководство: Севастьянов В.А. «Концепция “места” Нисиды Китаро» (магистерская диссертация, факультет востоковедения, ГАУГН).
  4. Кочеров О.С., науч. руководство: Кравченко Т.А. Политический миф в классической китайской философии (курсовая работа, бакалавриат, 2 курс, факультет политологии, ГАУГН).
  5. Кочеров О.С., науч. руководство: Пронин И.С. Место и роль буддизма в истории и культуре Таиланда» (курсовая работа, бакалавриат, 2 курс, факультет политологии, ГАУГН).
  6. Кочеров О.С., науч. консультирование: Чалдаева А.А. Сравнительный анализ мифологических архетипов Древней Японии с древнекитайской и древнекорейской мифологиями (курсовая работа, бакалавриат, 3 курс, философский факультет, МГУ).
  7. Рубец М.В., науч. руководство: Гаерли Сами Нидал. Влияние интернет-технологий на модели политической активности в КНР (выпускная квалификационная работа, бакалавриат, 4 курс, ФВиСКН, РГГУ).
  8. Рыков С.Ю., науч. руководство: Теряева В.Д. Представление о добродетели (дэ 德) в трактате «Вэнь-цзы» (магистерская диссертация, магистратура, философский факультет, РГГУ).
  • курсы лекций (семинарских занятий), публикации совместно с преподавателями вузов:
  1. Кочеров О.С. Лекции и семинары по курсу «История политических учений (Восток)» (бакалавриат, очная форма обучения, 1 курс, факультет политологии, ГАУГН).
  2. Кочеров О.С. Лекции и семинары по курсу «Внешняя политика КНР в контексте глобальных вызовов» (магистратура, очная форма обучения, 1 курс, факультет политологии, ГАУГН).
  3. Кочеров О.С. Лекции и семинары по курсу «Азиатские региональные подсистемы международных отношений» (магистратура, очная форма обучения, 1 курс, факультет политологии, ГАУГН).
  4. Кочеров О.С. Курсы повышения квалификации «Конфуцианство: история и современность» (сотрудники кафедры философии, Тюменский индустриальный университет).
  5. Рубец М.В. Занятия по курсу «Китайский язык для специальных целей» (бакалавриат, очная форма обучения, 1-2-3 курс, магистратура 1 курс, Департамент иностранных языков, МФТИ)
  6. Рубец М.В. Занятия по курсу «Китайский язык (спецкурс)» (бакалавриат, очная форма обучения, 4 курс, ФВиСКН, РГГУ)
  7. Рубец М.В. Занятия по курсу «Китайский язык: теория и практика перевода» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, ФВиСКН, РГГУ)
  8. Рубец М.В. Занятия по курсу «Основной восточный язык (китайский)» (магистратура, очная форма обучения, 1 курс, Восточный факультет, ГАУГН)
  9. Рыков С.Ю. Лекции и семинары по курсу «Древнекитайская протологика и гносеология» (бакалавриат, очная форма обучения, 4 курс, философский факультет, китаисты, РГГУ);
  10. Рыков С.Ю. Лекции по курсу «Философия Древнего Китая» (бакалавриат, заочная форма обучения, 2 курс, философский факультет, общий профиль, РГГУ);
  11. Рыков С.Ю. Лекции и семинары по курсу «Философия Древнего Китая» (бакалавриат, очная форма обучения, 1 курс, философский факультет, общий профиль, РГГУ);
  12. Рыков С.Ю. Лекции и семинары по курсу «История китайской философии» (бакалавриат, очная форма обучения, 1–2 курсы, философский факультет, китаисты, РГГУ);
  13. Рыков С.Ю. Семинары по древнекитайской философии в рамках курса М.Т. Степанянц «Введение в историю восточных философий» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).
  14. Рыков С.Ю. Лекции по древнекитайской философии (аспиранты, 1 год, Институт философии РАН).
  15. Степанянц М.Т. Зав. Кафедры «История восточных философий» на философском факультете политологии» философского факультета ГАУГН.
  16. Степанянц М.Т. Курс лекций «Введение в историю восточных философий» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).
  17. Титлин Л.И. Авторский блок по индийской философии в рамках курса лекций М.Т. Степанянц «Введение в историю восточных философий» (бакалавриат, очная форма обучения, 3 курс, философский факультет, ГАУГН).

 

6. Информация о международном научном сотрудничестве:

  • монографии, главы в коллективных монографиях, подготовленные совместно с зарубежными учеными и (или) изданные зарубежными издательствами:
  1. Stepanyants M.T. Striving for Intercultural Philosophy: The Contribution of Russian Philosophers // Dialogue and the New Cosmopolitanism. Conversations with Edward Demenchonok. / Ed. by Fred Dallmayr. Lanham, Boulder, New York, London: Lexington Books, 2023. P. 69–94.
  • сотрудники сектора, командированные за рубеж:
  1. Белимова В.С. Командировка в Индию с 29 апреля по 7 мая 2023 г. для участия в конференции «Сознание животных».
  2. Карелова Л.Б. Командировка в Японию, университет Сока, г. Токио, с 27 ноября 2022 г. по 1 февраля 2023 г.
  3. Лысенко В.Г. Командировка в Индию с 29 апреля по 7 мая 2023 г. для участия в конференции «Сознание животных».
  • сотрудники сектора, работавшие не менее 2 месяцев по приглашению в зарубежных научных организациях:
  1. Карелова Л.Б. Работа в университете Сока, г. Токио в качестве приглашенного исследователя с 27 ноября 2022 г. по 1 февраля 2023 г.
  • сотрудники сектора, участвующие на постоянной основе в деятельности международных научно-технических организаций в качестве их руководителей или членов:
  1. Степанянц М.Т. Зав. Кафедры ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур», член международной сетевой системы кафедр UNITWIN.

 

8. Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовки:

  1. Рубец М.В. Языковая стажировка в Пекинском политехническом университете, 3–29 июля 2023.

 

9. Информация об экспертной деятельности:

  • список членов редколлегий российских журналов:
  1. Лысенко В.Г. Член редколлегий российских журналов «Ориенталистика», Института востоковедения РАН, «История философии», «Института философии РАН.
  • список экспертов РФФИ, РНФ, Минобрнауки и др.:
  1. Лысенко В.Г. Эксперт РНФ.
  2. Лысенко В.Г. Эксперт Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям https://buddhistfund.ru/.
  • список проведенных экспертиз с выдачей соответствующих экспертных (аналитических) заключений, в том числе в директивные и законодательные органы, министерства и ведомства:
  1. Лысенко В.Г. Экспертное заключение по отчетным материалам проекта мегагранта Минобрнауки «Разработка методологии и интеллектуальной базы нового поколения по изучению индийской философии в ее соотношении с другими ведущими философскими традициями Евразии» за 2022 год. Организация: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» Ведущий ученый: Пружинин Борис Исаевич.  Принято 10 апреля 2023 г.
  2. Лысенко В.Г. Экспертное заключение по итогам мониторингового визита 28.08.2023 г. лаборатории Центра исследования философии и культуры Индии «Пурушотамма» в рамках мегагранта Минобрнауки «Разработка методологии и интеллектуальной базы нового поколения по изучению индийской философии в ее соотношении с другими ведущими философскими традициями Евразии» 5 сентября 2023 г.
  • перечень рецензий и отзывов:
  1. Карелова Л.Б. Отзыв на реферат для поступления в аспирантуру: Володин В.О. Анализ современной политической культуры Японии.
  2. Карелова Л.Б. Рецензия на книгу: «Общественный идеал как проблема русской философской и политической мысли», представленную на конкурс «Лучшая книга ИФ РАН 2020–2022 гг.».
  3. Карелова Л.Б. Рецензия на книгу: «Касавина Н.А. Экзистенция и культура», представленную на конкурс «Лучшая книга ИФ РАН 2020–2022 гг.».
  4. Карелова Л.Б. Рецензия на статью: «Буддийская традиция и японская поэзия сквозь призму “песен радости” (на материале цикла “Сто строф о временах года” Дзиэна)» (Философский журнал).
  5. Карелова Л.Б. Рецензия на статью: «Проблема “пути покаяния” в книге “Философия как путь покаяния” Танабэ Хадзимэ» (Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).
  6. Кочеров О.С. Рецензия на статью: «Древнекитайская философия на службе внешней политики КНР: трактовки и директивы» (Полис).
  7. Кочеров О.С. Рецензия на статью: «“Альтернативная моральная политика”: система Тянься и ее внутренние конфликты» (Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).
  8. Кочеров О.С. Рецензия на статью: «Космологический архетип войны в трактате Сунь-цзы “Бин фа”» (Философский журнал).
  9. Лысенко В.Г. Рецензия на статью: «Бхавана (bhāvanā) как принцип толкования Вед в Мимансе» (Гуманитарные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке).
  10. Рубец М.В. Отзыв рецензента на выпускную квалификационную работу: Чернышова Е.Д. Политика КНР в сфере массовой культуры на примере музыкальной индустрии XXI века (выпускная квалификационная работа, бакалавриат, 4 курс, ФВиСКН, РГГУ).
  11. Рыков С.Ю. Рецензия на статью: «“Цзичжа знакомится с [Чжоуской] музыкой”: предисловие к переводу» (Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).
  12. Рыков С.Ю. Рецензия на статью: «К вопросу о понятии син 性 в трактате “Сюнь-цзы”. Терминологические уточнения» (Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке).
  13. Рыков С.Ю. Рецензия на статью: «Воплощение идеи «золотой середины» в эстетике Конфуция» (История философии).
  14. Степанянц М.Т. Рецензия на статью: Кирабаев Н.С. «“Знание” и “действие”: ал-Газали и арабо-мусульманская философская традиция в контексте взаимодействия с философской культурой Византии» (Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия).
  15. Степанянц М.Т. Рецензия на статью: Ибрагим Т. «Реформаторское возрождение фальсафской сотериологии» (Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия).
  16. Степанянц М.Т. Рецензия на статью: Рагозина С.А. «Энвайронментализм в современной исламской философии» (Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия).
  17. Степанянц М.Т. Рецензия на статью: Аль-Джанаби М.М., Аль-юсеф Ширин М., Почта Ю.М. «Нравственные устои власти и государства в учении Ибн ал-Азрака» (Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия).
  18. Степанянц М.Т. Рецензия на статью: Меликова Л.Ф. «Мāлик Бин Набӣ (1905–1973): цивилизационный подход к проблемам мусульманского мира в контексте нахды» (Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия).

 

10. Список выступлений сотрудников сектора в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение), иная популяризаторская деятельность:

  1. Ложкина А.В. Интервью «Призрачное “Я”. О буддийском понимании себя и мира». Журнал «Научная Россия», 8 апреля 2023 г. (https://scientificrussia.ru/articles/prizracnoe-a-o-licnosti-i-soznanii-v-buddizme-naucnyj-sotrudnik-instituta-filosofii-ran-av-lozkina).

 

11. Информация об аспирантах, диссертациях:

  • научное руководство работой аспирантов, соискателей, стажеров:
  1. Лысенко В.Г., науч. руководство: Васильев С.А. Эволюция и роль идеологии хиндутвы в политических процессах в Индии XX‑XXI вв. (аспирант 3-го года обучения, сектор истории политической философии, ИФ РАН).
  2. Лысенко В.Г., науч. руководство: Лобанов С.В. Две парадигмы монизма в индийской философии: адвайта Шанкары и пара-адвайта Абхинавагупты (на примере комментариев к “Бхагавадгите”) (соискатель, сектор восточных философий, ИФ РАН).
  • список защищенных сотрудниками сектора диссертациях:
  1. Белимова В.С. Межкультурная философия в контексте историко-философского исследования инокультурных традиций: современные дискуссии. Москва: Институт философии РАН, 2023 (диссертационная работа на соискание степени кандидата философских наук, специальность 5.7.2 – история философии, диссертационный совет 24.1.143.04, дата защиты: 31 января 2023 г.).
  • список подготовленных отзывов оппонента, ведущей организации, внешних отзывов на автореферат:
  1. Кочеров О.С. Отзыв оппонента на диссертационную работу: Мэн Юйфэн. Идеологические конструкты китайского социализма: опыт концептно-политического анализа. Ростов-на-Дону, 2023 (диссертационная работа на соискание учёной степени кандидата политических наук по специальности 5.5.1. – история и теория политики).