Институт Философии
Российской Академии Наук




  Семинар «Социальная философия и развитие гражданского общества в России»
Главная страница » » Сектор социальной философии » Семинар «Социальная философия и развитие гражданского общества в России»

Семинар «Социальная философия и развитие гражданского общества в России»

Общеинститутский семинар "Социальная философия и развитие гражданского общества в России" был открыт сектором социальной философии в 2015 году
Задача семинара – рассмотреть потенциал общества в осуществлении демократического проекта и гражданского общества. При этом демократия понимается организаторами семинара не просто как власть большинства, но как механизм согласования интересов различных социальных групп. Поэтому задача поиска такого компромисса не является исключительно политическим предприятием, но требует усилий со стороны всего общества
Руководители семинара:
д.филос.н, профессор, руководитель научного направления Института, главный научный сотрудник сектора социальной философии ИФ РАН В.Г.Федотова и
д.филос.н, заведующий сектором социальной философии ИФ РАН В.А. Колпаков


  
 
Доклад «Современный российский капитализм как социальный феномен» - Г. Канарш 20 марта 2018 г. в Институте философии состоялось очередное заседание семинара «Социальная философия и развитие гражданского общества в России» (руководитель – д.ф.н., проф. В.Г. Федотова). С докладом «Современный российский капитализм как социальный феномен» выступил кандидат политических наук, с.н.с. сектора социальной философии Института философии РАН Г.Ю. Канарш. В докладе рассмотрен феномен современного российского капитализма. Показано, что он представляет собой клановую систему, корни которой в традиционной для России системе власти-собственности. С точки зрения докладчика, российская социально-экономическая система сегодня это не модерн и не постмодерн, а возрождение социальной архаики.  Проведено сравнение российского капитализма с капитализмом в Восточной Азии
 
7 апреля 2017 года в 15.00 в 416 ком. состоялось заседание семинара сектора социальной философии "Социальная философия и развитие гражданского общества в России". С докладом «Проблемы модернизации регионов»  выступил д.ф.н., главный научный сотрудник сектора социальной философии института философии РАН Алиев Муху Гимбатович. Содокладчиком выступил член-корр. РАН, советник РАН, руководитель Центра изучения социокультурных изменений ИФРАН Н.И. Лапин. В докладе на примере Республики Дагестан были освещены особенности модернизации депрессивных регионов, сложность и противоречивость модернизационных процессов, показаны их предпосылки и препятствия. Особое внимание уделяется закономерностям региональной модернизации, ее политической составляющей, реформированию государственного управления, изменению институциональной среды.

30 июня 2016 года в 14 часов в ауд. 416 рамках методологических семинаров Сектора социальной философии «Социальная философия и развитие гражданского общества в России» и Сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития  состоялось совместное заседание, посвященное обсуждению двух книг, опубликованных этими секторами:

  • Федотова В.Г. Соотношение академической и постакадемической науки как социальная проблема. М.: ИФРАН, 2015
  • Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под редакцией В.А. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. 

19 мая 2016 г. прошло обсуждение книги В.Г. Федотовой «Модернизация и культура».  В рамках методологических семинаров Сектора социальной философии и Сектора восточных философий: «Социальная философия и развитие гражданского общества в России» и «Востоковедение и сравнительная философия в 21 веке: вызовы и перспективы» состоялось совместное заседание на тему:  Модели модернизации в межкультурной перспективе - Обсуждение книги В.Г.Федотовой «Модернизация и культура». 

11 февраля 2016 г. в 15:00 в Зале семинаров (ауд. 416) состоялось четвертое заседание семинара «Социальная философия и развитие гражданского общества в России». Руководители семинара: д.филос.н, профессор, руководитель научного направления Института, главный научный сотрудник сектора социальной философии ИФ РАН В.Г.Федотова и д.филос.н, заведующий сектором социальной философии ИФ РАН В.А. Колпаков. С докладом "Гражданское общество: проблемы становления его в России" выступил д.филос.н., проф., главный научный сотрудник ИФ РАН, научный советник журнала "Полис: политические исследования" Игорь Константинович Пантин

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Когда и как появляется концепция гражданского общества.
  2. Определение гражданского общества. Гражданское и политическое.
  3. Гражданское общество как средство демократической легитимности.
  4. Проблема гражданского общества в России.
  5. Особенности российского государства и «государственническая» психология населения.
  6. Как можно вести диалог с российской бюрократией.
  7. Проблема центра и регионов в становлении гражданского общества в России.
 
 
24 ноября 2015 г. в 15.00 в Зале заседаний секторов (комн. 223) состоялось третье заседание общеинститутского семинара Института философии РАН «Социальная философия и развитие гражданского общества в России». Руководители семинара: д.филос.н, профессор, руководитель научного направления Института, главный научный сотрудник сектора социальной философии ИФ РАН В.Г.Федотова и д.филос.н, заведующий сектором социальной философии ИФ РАН В.А. Колпаков. С докладом "Гражданская идентичность как ресурс общественного развития" выступила д.полит.н., заведующая сектором ИМЭМО РАН Ирина Станиславовна Семененко

 

Проблемы, на которых сфокусирован доклад:

  1. Гражданская идентичность, гражданская культура, гражданское (само)сознание, гражданственность.Избыточность или недостаточность понятийного ряда?
  2. Как оценивать состояние гражданской идентичности: «уровень» vs «динамика». Инструменты оценки и возможности верификации.
  3. Политика идентичности: приоритеты, акторы и субъекты, механизмы и инструменты.
  4. Гражданская и этническая (этнокультурная) идентичности: проблемы совместимости и пути совмещения.
  5. «Инфомодернити» и сетевое общество, гражданская активность и Сеть.
  6. Какая идентичность формируется в России? О природе российской национальной / государственно-гражданской идентичности.
  7. Ресурсный потенциал гражданской идентичности. Свобода и справедливость vs эффективность и безопасность.

 

23 июня 2015, ауд. 524, 15:00 - В Институте философии состоится очередное заседание общеинститутского семинара сектора социальной философии «Социальная философия и развитие гражданского общества в России». Руководители семинара: д.филос.н, профессор, руководитель научного направления Института, главный научный сотрудник сектора социальной философии ИФ РАН В.Г.Федотова и д.филос.н, заведующий сектором социальной философии ИФ РАН В.А. Колпаков. С докладом «Идея гражданского общества в русской либеральной мысли XIX века» выступила д.филос. н., главный научный сотрудник Ирина Николаевна Сиземская

 
Тезисы доклада:
  1. Сегодняшний опыт человечества свидетельствует, что путь ускоренных модернизационных преобразований, как правило,  ведёт  к росту социальной напряжённости, актуализируя вопросы развития правового государства и гражданского общества. Об это говорят последние события на ближнем востоке, в Турции, в Украине. Между тем в общественном сознании и в правовой практике до сих пор не утвердилось однозначно принимаемых критериев, фиксирующих нормы гражданского поведения,  отсутствует чёткое определение   гражданского общества как пространства свободного  волеизъявления граждан. В рамках возникающих вопросов предлагаю обратиться к интерпретациям природы.   функций и целей гражданского общества отечественной либеральной мыслью конца XIX  века. Сегодня они не утратили актуальности  как адекватные  преобразованиям, осуществляемым в  единстве экономической, социально-культурной и политическойсоставляющих и в силу этого подготавливающим базу не только для экономического роста страны, но и для развития гражданского общества.
  2. Исторически идеи гражданского общества, как известно, утверждались через обоснование его жёсткой привязки к обществу, гарантирующему приватность интересов и дел, частную собственность, суверенитет работника-производителя, товарный обмен  и свободное движение капиталов. Отечественная либеральная мысль, восприняв это теоретическое кредо, внесла свои коррективы, отразившие специфику российской социально-политической ситуации и свойственные русской социальной философии национальные особенности.. Гражданское общество трактовалось не как простая «совокупность» добровольно возникающих  объединений и союзов, а как социокультурное пространство, позволяющее человеку  ощущать себя в качестве свободного гражданина, способного (и желающего) противостоять власти и поддерживать еёво имя общегопозитивного дела. Акцент в интерпретации функций  и задач гражданского общества смещался в сторону  соотнесённости гражданских свобод с возможностями духовного развития личности, а принципы правового государства как гаранта этих свобод соотносились с социокультурными моделями развития России.
  3. Первоначально эти идеи были представлены  классическим либерализмом (Б.Н.Чичерин), позже более развёрнуто - социальным либерализмом (П.В.Новгородцев), а затем правовым социализмом (Б.А.Кистяковский, С.И.Гессен). Они  определили содержание главной претензии со стороны общественных союзов к власти и соответственно вектор их противостояния последней. Суть противостояния была выражена в требовании обеспечить права каждому на достойное существование. Это требование, обоснованное социально-философскими построениями (Вл. Соловьёв),  основывалось на  новых интерпретациях природы, целей и функций гражданского общества, жизнь которого тесно увязывалась «со служением социальной справедливости», с движением к солидаризации всех  вокруг общечеловеческих нравственных ценностей, защищающих интересы Человека-Гражданина-Личности. Гарантом функционирования гражданского общества в этом гуманистическом модусе наряду с законом и правом рассматривались институты культуры (просвещения, образования), литература, искусство. Обращалось внимание и на тот факт, что именно в  культуре складываются «охранительные механизмы» защиты общественных движений от проявлений национализма, экстремизма, диктата дисциплинарных норм, возникающих внутри   самих гражданских объединений. Детальную разработку получила идея «права-притязания», выражающая дополняемость  обязательств государства и общественных объединений друг перед другом. По отношению к первому вменялось  обеспечение  прав на свободное в рамках существующих законов  волеизъявление  граждан, по отношению ко вторым – соблюдение «деятельной благожелательности». Это предполагало признание со стороны власти права человека нажизнь в публичном пространстве, т.е. на его субъектное включение в экономическую, политическую и культурную  жизнедеятельность общества.
  4. Сегодня, если говорить о нашей стране, названные идеи не находят должного выражения ни в государственной практике, ни в практике гражданских объединений и движений.  Как правило,  и в том, и в другом случае нередко превалирует аспект, задаваемый политологической и социологической  интерпретацией природы способов взаимодействия гражданского общества с государством. Недостаточным представляется внимание к проблеме со стороны философской мысли. Очевидно. что проблематику (как и само понятие) гражданского  общества следует более активно вводить в проблемное  поле социальной философии, восстановив прерванную временем отечественную интеллектуальную традицию.

 

23 апреля 2015 года, 15:00 - В Институте философии состоялось первое заседание общеинститутского семинара сектора социальной философии «Социальная философия и развитие гражданского общества в России». Руководители семинара: д.филос.н, профессор, руководитель научного направления Института, главный научный сотрудник сектора социальной философии ИФ РАН В.Г.Федотова и д.филос.н, заведующий сектором социальной философии ИФ РАН В.А. Колпаков. С докладом «Многоликая демократия» выступила д.филос. н., проф., руководитель семинара Валентина Гавриловна Федотова

 

В докладе рассмотрены:

  1. Эволюция концепций демократии как следствия политической модернизации.
  2. Три эпохи модерна и присущие им типы демократии.
  3. «Три волны» демократических преобразований.
  4. Распространение демократии в мире: от немногих демократических государств к расширению их количества и следствиям этого.
  5. Многоликая глобализация, многоликая модернизация, многоликая демократия.
  6. Значение культуры.
  7. Проблемы демократии в России.