Институт Философии
Российской Академии Наук




  Бурмистров Константин Юрьевич
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Сотрудники » Бурмистров Константин Юрьевич

Бурмистров Константин Юрьевич


ORCID0000-0003-0687-2531

ResearcherIDJ-2358-2018

Scopus Author ID: 56798248800

РИНЦ SPIN7474-7605AuthorID: 282606

 Google Scholar; Academia.edu

Образование

  • 1985-1992 – Геологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова 
  • 1997-2002 – историко-филологический факультет Еврейского университета в Москве 
  • 1997-2002 – факультет еврейской культуры и образования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова
  • 2002-2005 – аспирантура Института восточных культур и античности РГГУ

 

Ученая степень

  • Кандидат философских наук  



Сфера научных интересов

 

История еврейской религиозной и философской мысли; еврейский мистицизм; влияние каббалы на европейскую и русскую культуру, философию, художественную литературу

 

Профессиональная деятельность

Старший научный сотрудник ИФ РАН, в институте работает с 2007 г.

 

Преподавательская деятельность

В 2000-2008 гг. читал курсы по истории еврейской мистики и еврейской философии в Еврейском университете в Москве, Казанском гос. университете, РГГУ, на специальных школах для студентов и аспирантов, организованных Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» 
(Москва, С.-Петербург, Харьков)

 

2011, 2013 - курс лекций «Религии изучаемой страны» («Иудаизм») на отделении востоковедения философского акультета ГАУГН

 

   

 

Монографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научные публикации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • «Биологическая каббала» Оскара Гольдберга в контексте эпохи. М.: ИФ РАН, 2016. 135 с., ил.

 

 

 2019  2018  2017   2016   2015   2014    2013    2012    2011    2010    2009    2008    2007    2006    2005    2004    2003    2002    2001    2000    1999    1998    1997

 

 

2019 



2018 

  •  Учение о Бесконечном в еврейском мистицизме // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 3. C. 71-87.
  • Борис Столпнер: марксист, философ, каббалист // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 79-103.
  • Еврейский мессианизм в Османской империи XVII-XX вв. // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14. № 2. С. 127-146.

  • Russian Emigration of the 1920s-1930s in Yugoslavia and Esotericism // Esotericism, Literature and Culture in Central and Eastern Europe / Ed. by Nemanja Radulović. Belgrade: University of Belgrade, 2018. P. 143-152.
  • ‘Ancient Wisdom Under a Cloud of Suspicion’: Differing Conceptions of Kabbalah in Russian Thought in the Late-Nineteenth to Early-Twentieth Centuries // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. 2018. Vol. 40. P. 183-200.
  • Московский раввин Яков Мазе и его книжная коллекция. Каталог выставки книг из фондов Российской государственной библиотеки. Москва: РГБ, 2018. - 72 с., ил. 

 

2017 

  •  Kabbalah and Martinism: Gregory Moebes and the occult Renaissance in Russia of the early 20th century // Aliter. Научно-теоретический журнал. 2017. № 7. С. 3-19.
  • Духовный опыт и оккультный эксперимент в русском эзотеризме конца XIX – начала ХХ века // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Сб. материалов Восьмой международной научной конференции (24-26 марта 2016 г., Санкт-Петербург). СПб.: изд-во РХГА, 2017. С. 111-124.
  • Спиноза и каббала: конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Ин-т славяноведения РАН, Центр «Сэфер», 2017. С. 10-32.
  • Имяславие и каббала: О роли еврейской мистики в полемике о почитании божественных имен в России начала ХХ в. // Мировые религии в истории, культуре и политике / Ред.: Е.Б. Рашковский, А.Л. Рычков. СПб.: Алетейя, 2017. С. 455–506.
 

2016

 

  • Oskar Goldberg and his "biological Kabbalah"in a historical context // Gnostika. Zeitschrift fuer Symbolsysteme. 2016. Heft 59. S. 89-95.
  • Kabbalah in the Doctrine of the Order of the Asiatic Brethren // H.T. Hakl, ed. Octagon. The Quest for Wholeness. Esoteric and religious studies research by academic authors. Gaggenau: H. Frietsch Verlag, 2016. P. 153-175.

  • Книги караимов Крыма. Каталог выставки книг из фондов Российской Государственной Библиотеки. М.: РГБ, 2016. 80 с., ил. На рус. и англ. яз.
  •  Владимир Соловьев и европейский эзотеризм: проблема источников // Соловьевские исследования. Вып. 2(50). С. 47-65.

  •  Мистический анархизм Яакова Франка. Предисловие к кн.: Мачейко П. Разноплеменное множество. Яаков Франк и франкистское движение в 1755-1816 годах. Иерусалим, Москва: Гешарим, Мосты культуры, 2016. С. 5-20 (совместно с М. Эндель).

  •  Книги караимов Крыма в собрании Российской Государственной Библиотеки //Известия Духовного Управления караимов Республики Крым (Евпатория). № 19 (28). С. 10-12.

2015

  • Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия // Число счет нумерология в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Ин-т славяноведения РАН, Центр «Сэфер», 2015. С. 32-41.

  • Gregory Moebes and the occult renaissance in Russia of the early 20th century // Western Esotericism and the East. 5th ESSWE Conference. 16-18 April, 2015, University of Latvia. Program and Abstracts. Riga: University of Latvia Press, 2015. P. 29.

 

2014

  • Topography of Russian Esotericism: from Moscow to Harbin and Asunción // Jean-Pierre Brach, Aurélie Choné, Christine Maillard (eds.) Capitales de l'ésotérisme européen et dialogue des cultures / Capitals of European Esotericism and Transcultural Dialogue. Paris, Orizons, 2014. P. 71-84.
  • О божественных именах в еврейском мистицизме  // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие, философия. Вып. 6 (56). М.: изд-во ПСТГУ, 2014. С. 55-71 (в соавторстве с М.И. Эндель).

2013

  • Еврейское книгопечатание на территории Российской империи XVIII – начала ХХ в. Каталог выставки книг из фондов Российской государственной библиотеки. М.: РГБ, 2013. 48 с., ил.
  • Дело Бейлиса, каббала и русский оккультизм // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2013. № 9. С. 26-30.
  • [Рецензия на:] Aptekman, M. (2011) Jacob’s Ladder: Kabbalistic Allegory in Russian Literature. Boston, MA: Academic Studies Press // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАНХиГС, 2013. № 4(31). С. 317-326.

2012

  • Письмо прот. Сергия Булгакова иеромон. Афанасию (Петрову). Предисловие, публикация, комментарии // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 71–77.
  • «Я не знаю, что такое “русская каббала”». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 4. С. 53-57.
  • «Каббала как поэзия». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2012. № 9. С. 54-58.

2011

  • Современная еврейская философия, раздел статьи «Еврейская философия» для электронной версии Новой философской энциклопедии на сайте ИФ РАН. 2011.
  • The History of Esotericism in Soviet Russia in the 1920s–1930s // Birgit Menzel, Michael Hagemeister and Bernice Glatzer Rosenthal, eds. The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions. München–Berlin: Otto Sagner, 2011. P. 50-78.
  • Хасиды и их книги // Восточная коллекция. Вып. 1 (44). М., 2011. С. 38-49.
  • «Шабтай Цви: каббалист и лжемессия». Интервью // Лехаим: Ежемесячный литературно-публицистический журнал (Москва). 2011. № 12. С. 58-59.
  • Еврейский мистицизм. Каббала // Новая философская энциклопедия (электронная версия) ИФ РАН. 2011.

2010

  • Kabbalah and Secret Societies in Russia (Eighteenth to Twentieth centuries) // Boaz Huss, Marco Pasi & Kocku von Stuckrad, eds. Kabbalah and Modernity. Interpretations, Transformations, Adaptations. Leiden: Brill 2010. P. 79-106.
  • 230 лет хасидской книги /  230 Years of Hasidic Books. Каталог выставки книг из фондов Российской государственной библиотеки. М.: РГБ, 2010. 72 с. На рус. и англ. яз.
  • The Kabbalah as Primordial Tradition in Russian Secret Societies // Andreas B. Kilcher (ed.). Constructing Tradition. Means and Myths of Transmission in Western Esotericism. Leiden: Brill, 2010. P. 323-340.
  • Еврейская философия // Новая философская энциклопедия (электронная версия) ИФ РАН. 2010.

2009

2008

  • Каббала и русский символизм: к постановке проблемы // Спивак М.Л. (ред.). Андрей Белый в меняющемся мире. М.: Наука, 2008. С. 237-252.

2007

  • Christian Orthodoxy and Jewish Kabbalah: Russian mystics in the search for perennial wisdom // Von Stuckrad, K., & Hammer, O. (eds.). Polemical Encounters: Esoteric Discourse and Its Others. Leiden: Brill, 2007. P. 46-77.
  • Василий Розанов и Эдуард Беренс: штрихи к «интересному знакомству» // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2004/2005. / Под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова. М.: Модест Колеров, 2007. С. 368-456.
  • The interpretation of Kabbalah in early 20th-century Russian Philosophy: Soloviev, Bulgakov, Florenskii, Losev // East European Jewish Affairs 37:2 (2007), 157–187.
  • Еврейская мистика и хасидизм. Каталог выставки из книжного собрания Российской государственной библиотеки. М., 2007. 94 с.

2006

  • Pardes Rimmonim und die Kabbala Denudata: Zum Stellenwert von Cordoveros Kabbala in Knorrs Project // Morgen-Glantz. Bd. XVI. Bern: Peter Lang, 2006. S. 181-201.
  • Gershom Scholem und das Okkulte // Gnostika: Zietschrift für Wissenschaft & Esoterik. No. 33. Sinzheim: AAGW, 2006. S. 23-34.
  • Каббала и алхимия: к истории взаимоотношений двух эзотерических традиций // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 19-20 апреля 2004 г. М.: Рудомино, 2006.С. 66-87.
  • К истории русско-еврейских интеллектуальных контактов: Владимир Соловьев и р. Шмуэль Александров // Русско-еврейская культура / Под ред. О.В. Будницкого и др. М.: Росспэн, 2006. С. 302-314.
  • Андрей Белый и Каббала: о роли еврейского мистицизма в мировоззрении русских символистов // Jews and Slavs. Vol. 13. Jerusalem: The Hebrew University Press, 2006. С. 265-278.

2005

  • Христианская каббала и еврейский универсализм // Между мифом и реальностью. Сборник трудов по проблемам еврейской идентичности. Под ред. А.Ю. Милитарева и К.Ю. Бурмистрова. М.: Наталис, 2005. С. 52-78.
  • Басни Талмудовы, от самих жидов узнанные: к генеалогии юдофобских настроений в России конца XVIII – начала XIX вв. // Праздник – обряд – ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Сэфер, 2004. С. 362-372.
  • Гебраист Павел Флоренский // Солнечное сплетение. № 8 (27) (Иерусалим, 2004). С. 212-218.
  • Последний христианский каббалист: Франц Йозеф Молитор // Тирош. Труды по иудаике. Т. 7. М., 2005. С. 55-67.

2004

  • The Place of Kabbalah in the Doctrine of Russian Masons // Aries: Journal for the Study of Western Esotericism (Leiden: Brill) 4:1 (2004). P. 27-68 (в соавторстве с М.И. Эндель).
  • Каббала в космогонии русских масонов конца 18 в. // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 21-23 апреля 2003 г. 
    М.: Рудомино, 2004. С. 95-102.

2003

  • Каббалистическая экзегетика и христианская догматика // Россия и Гнозис. Материалы конф. М., ВГБИЛ, 22-23 апреля 2002 г. М.: Рудомино, 2003. С. 102-113.
  • Иоганн Петер Шпет (Moses Germanus): от христианского пиетизма к еврейской каббале // Judaica Rossica. Вып. 3. М.: РГГУ, 2003. С. 51-79.
  • Каббала в европейской культуре: антология “Kabbala Denudata” и ее читатели // Вестник Еврейского Университета (М.–Иерусалим) 8 (2003). С. 9-40.
  • Владимир Соловьев и русское масонство: каббалистические параллели // Тирош. Труды по иудаике. Т. 6. М., 2003. С. 33-50.
  • Кровавый навет в России: проблема источников // Ксенофобия: история, идеология, политика. М.: Доме еврейской книги, 2003. С. 16-37.

2002

  • Die hebräischen Quellen der Kabbala Denudata // Morgen-Glantz. Bern: Peter Lang, 2002. Bd. XII. S. 341-376.
  • «Сефер йецира» в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica. Вып. 2. М.: РГГУ, 2002. С. 49-80 (в соавторстве с М.И. Эндель).

2001

  • Имяславие и Каббала: Заметки об ономатологии о. Павла Флоренского и Гершома Шолема // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы 7-го Симпозиума историков русской философии, Москва, 14-17 ноября 2001 г. М., 2001. С. 34–37.
  • Каббала и алхимия: возможен ли синтез? // Тирош. Труды по иудаике. М., 2001. Т. 5. С. 25–36.
  • Каббалистическая экзегетика и христианская догматика: еврейские мистические концепции в учении русских масонов конца 18 в. // Солнечное сплетение. Иерусалим, 2001. № 18–19. С. 150–157.

2000

  • Христианская каббала: попытка типологического анализа // Библейские исследования. Еврейская мысль. Материалы VI ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. М., 2000. С. 180–196.
  • «Kabbala Denudata», открытая заново: христианская Каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники // Вестник Еврейского Университета. М.–Иерусалим, 2000. № 3. С. 25–75.
  • Каббала в русской философии: особенности восприятия и истолкования // Вестник Еврейского Университета. М.–Иерусалим, 2000. № 4. С. 37–70.
  • Особенности восприятия Каббалы в русской религиозной философии // Тирош. Труды по иудаике. М., 2000. Т. 4. С. 67–90.
  • Заметки о каббалистической алхимии // Солнечное сплетение. Иерусалим, 2000. № 12-13. С. 162–181.

1999

  • Каббала в учении Ордена Азиатских Братьев // Тирош. Труды Третьей молодежной конференции СНГ по иудаике. М., 1999. С. 42–52.
  • Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. Vol. 4. P. 9–59 (в соавторстве с М.И. Эндель).
  • Дж. Трахтенберг «Дьявол и евреи» (рец.) // Вестник Еврейского Университета. М.–Иерусалим, 1999. № 2. С. 356–362.
  • О знакомстве с еврейской мистикой в русской религиозной философии (кон. 19 – нач. 20 в.). // Образ мира: структура и целое. М., 1999. С. 184–192.

1998

  • Владимир Соловьев и Каббала: к постановке проблемы // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 г. М., 1998. С. 7–104.
  • Традиция каббалистической алхимии: опыт перевода и интерпретации трактата «Эш мецареф» (конец XVI – начало XVII вв.) // Еврейская цивилизация: проблемы и исследования. Материалы V международной ежегодной конференции по иудаике. М., 1998. С. 69–70.

1997

  • Христианская Каббала и проблема восприятия еврейской мистики (XV-XIX вв.) // Тирош. Труды Второй молодежной конференции СНГ по иудаике. М.,1997. С. 31–44.

 

 

Переводы с английского

 

  • Мачейко П. Разноплеменное множество. Яаков Франк и франкистское движение в 1755-1816 годах. Иерусалим, Москва: Гешарим, Мосты культуры, 2016. 512 с. (совм. с М. Гондельманом).
  • Идель М. Каббала: новые перспективы. М. – Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2010. [Введение, гл.1-5, 10].
  • Шолем Г. Яаков Франк и франкисты // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 10-11. М.: Дом еврейской книги, 2009. С. 295-322.
  • Шолем Г. Каббала (Главы из книги) // Солнечное сплетение. № 1-2 (20-21). Иерусалим, 2002. С. 144-155.
  • Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. [Гл. 6-7, с. 110-174].
  • Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2001. [С. 383-470].
  • Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М.: Изд-во ББИ, 2000. 460 с.
  • На пути к единству. Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. М.: Изд-во ББИ, 2000. 171 с.
  • Гундерсен П. Этот неисправимый индивидуалист. История жизни одного финна. М., ББИ, 2000. 218 с.
  • Христиане и мусульмане. Проблемы диалога. Хрестоматия / Сост. А. Журавского. М., 2000.  [С. 246-258,  303-373].
  • Тоффлер Э. Третья Волна. М.: АСТ, 1999. [Гл. 1-4, с. 31-116].
  • Тафт Р. Экуменическая наука и католическо-православный спор об эпиклесисе // Страницы. № 3:4 (1998). С. 565-583; № 4:1 (1999). С. 69-81.
  • Блаватская Е.П. Карма судьбы. М.: МЦФ, 1996. 496 с.
  • Шолем Г. Каббала (фрагменты) // Архетип. Философский психоаналитический журнал.  № 2 (1995). С. 125-130.
  • Блаватская Е.П. Скрижали кармы. М.: МЦФ, 1995. 510 с.
  • Блаватская Е.П. Новый Панарион. М.: МЦФ, 1994. 511 с.
  • Блаватская Е.П. Тайные знания. М.: МЦФ, 1994. 510 с.
  • Шолем Г. Каббала. (Неопубл.). 550 с.
  • Шайя Л. Универсальный смысл Каббалы. (Неопубл.). 170 с.

 

Научное редактирование

 

  • Мачейко П. Разноплеменное множество. Яаков Франк и франкистское движение в 1755-1816 годах. Иерусалим, Москва: Гешарим, Мосты культуры, 2016. - 512 с.
  • Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 13-14. М.: Дом еврейской книги, 2015. - 664 с.
  • Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 12. М.: Дом еврейской книги, 2012. - 472 с.
  • Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 10-11. М.: Дом еврейской книги, 2009. - 832 с.
  • Русско-еврейский историко-литературный альманах «Параллели». Вып. 8-9. М.: Дом еврейской книги, 2007. - 664 с.
  • Тирош. Труды по иудаике. Т. 8. М., 2007. (Раздел «Еврейская религиозная и философская мысль»).
  • Материалы XIII ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. М.: Центр «Сэфер», 2006. (Раздел «Философия»).
  • Тирош. Труды по иудаике. Т. 7. М., 2006. (Раздел «Еврейская религиозная и философская мысль»).
  • Лобовская М.А. История Московской хоральной синагоги. М.: Дом еврейской книги, 2006. – 216 с.
  • Между мифом и реальностью. Сборник трудов по проблемам еврейской идентичности / Под ред. К.Ю. Бурмистрова и А.Ю. Милитарева. М.: Наталис, 2005. – 341 с.
  • Русско-еврейский историко-литературный альманах «Параллели». № 6-7. М.: Дом еврейской книги, 2005. – 800 с.
  • Айзенштадт Ш. Пророки. Их эпоха и социальное учение. М.: Параллели, 2004. – 248 с.
  • История и культура российского и восточноевропейского еврейства: Новые источники, новые подходы.  М.: Дом еврейской книги, 2004 [некоторые разделы].
  • Русско-еврейский историко-литературный альманах «Параллели». Вып. 4-5. М.: Дом еврейской книги, 2004. – 824 с.
  • Ксенофобия: история, идеология, политика. М.: Дом еврейской книги, 2003. – 192 с.
  • Проблемы еврейского самосознания. М.: Дом еврейской книги, 2003. – 224 с.
  • Москва еврейская / Ред.-сост. К.Ю. Бурмистров. М.: Дом еврейской книги. 2003 г. - 504 с.
  • Материалы Десятой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. В 2-х тт. М.: Центр «Сэфер», 2003 [отдельные разделы].
  • Русско-еврейский историко-литературный альманах «Параллели». Вып. 2-3. М.: Дом еврейской книги, 2003. – 776 с.
  • Русско-еврейский историко-литературный альманах «Параллели». Вып. 1. М.: Дом еврейской книги, 2002. – 424 с.
  • Материалы Девятой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. В 2-х тт. М.: Центр «Сэфер», 2002 [отдельные разделы].
  • Материалы Восьмой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. В 2-х тт. М.: Центр «Сэфер», 2001 [отдельные разделы].
  • Зисельс И. Некоторые аспекты миграции евреев Украины. М: Центр «Сэфер», 2001. – 44 с.
  • Еврейское образование и благотворительность. М.: Центр «Сэфер», 2001. – 52 с.
  • Современный Израиль. М.: Центр «Сэфер», 2001. – 84 с.
  • Холокост. М.: Центр «Сэфер», 2001. – 80 с.
  • Язык иврит и его преподавание. М.: Центр «Сэфер», 2001. – 80 с.
  • Материалы Седьмой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. В 2-х тт. М.: Центр «Сэфер», 2000 [отдельные разделы].

 

Составление комментариев

  • Соловьев В.С. Сочинения. Т. 4 / Полн. собр. соч. в 20 т. М.: Наука, 2011. С. 751-753, 786-790.
  •  Каган М.И. Герман Коген: Религия разума из источников иудейства // Каган М.И. О ходе истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. с. 45-92, 670-682 (подготовка текста к публикации, комментарии).
  • Левинас Э. Избранное. Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004. С. 319-590 (комментарии).
  • Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 3. М.: Ладомир, 2003. с. 142-166 (комментарии).
  • Лосев А.Ф. Вещь и имя. IV. Из истории имени // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 306–376 (подготовка текста к публикации, комментарии).

 

 

 

Контакты:

kburmistrov@hotmail.com