Цель доклада — во-первых, с опорой на подробный анализ текстов классических арабских грамматиков строго доказать тезис о том, что предикация в арабском языке исключает использование связки «есть». Глагол кана, который обычно выдвигают на роль эквивалента связки «есть», ни при каких условиях не может быть понят как связка субъекта и предиката. Будет показано, как именно авторы работ в западном и отечественном исламоведении, защищающие тезис «кана играет роль связки “есть”», искажают учения классических арабских грамматиков и факты арабского языка. Общий вывод: предикационная формула «S есть P», претендующая на универсальность отражения мысли, не может быть в принципе приложена к арабскому языку, а потому не может и выполнять роль базовой, «ядерной» формулы, отражающей устройство предикации для мышления, естественно использующего арабский язык как средство выражения.
Вторая цель доклада — выдвинуть и обосновать гипотезу о том, что предикация, отраженная в строении арабской фразы, опирается на иную, процессуальную логику мышления. Данная гипотеза позволяет системно проинтерпретировать учения классической арабской грамматики о «фразе» (джумла) и предикации (иснад), непротиворечиво связав представления о поверхностных языковых структурах с глубинной логикой мышления. |
|||||
|