РАЗДЕЛЕНИЕ НАУК И ЛОГИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ Древние издатели объединили шесть логических трактатов Аристотеля в группу под названием «Органон» (греч. ὄργανον [organon], лат. instrumentum), в следующей последовательности:
Указанные названия соответствуют русским переводам, изданным в четырехтомном собрании сочинений Аристотеля (Т. 2. 1981). В тексте Аристотеля «Аналитики» упоминаются без подразделения на "первую" и "вторую", это сложившаяся издательская практика, то же относится и к «Топике» и «О софистических опровержениях»: у Аристотеля это одно сочинение – «Топика», софистике посвящена его заключительная глава, впоследствии ставшая отдельным сочинением. Все вместе эти сочинения получили наименование «Органон».
1.1. Понимание логики как «органона» (философского инструмента) Само название «Органон» отсылает к стандартному предмету обсуждения времен эллинистических школ: является ли логика частью философии (стоики) или философским инструментом (перипатетики). Андроник Родосский, первый издатель сочинений Аристотеля, который, вероятнее всего, и ввел в научный обиход этот термин, полностью был ориентирован на практику преподавания философии в эллинистических школах.
У Аристотеля термин "органон" в серии логических произведений не используется. Однако используется слово, и довольно часто, в иных контекстах. Например, топор и пила – это инструменты. В биологии все части тела животного – это его органы, внутренние органы. Как они действуют как органы как инструменты? В понимании Аристотеля инструментальное действие – это действие целесообразное, действие для достижения какой-то цели и задачи. Топор – чтобы рубить, пила – пилить. Лира – чтобы исполнять мелодию. Глаза – чтобы видеть. Легкие – чтобы дышать. Если говорить о всем теле животного как инструменте души, то тело – чтобы жить.
В трактате «О частях животных» Аристотель о целесообразности всякого инструмента пишет так:
I, 645b14-17: Так как всякий инструмент (τὸ ὄργανον) существует ради чего-то (ἕνεκά του), и каждая из частей тела – ради чего-то, а «то, ради чего» (τὸ οὗ ἕνεκα) – это некое действие (πρᾶξίς τις), – ясно, что и все тело в целом составлено из многих частей ради какого-то действия (πράξεώς τινος ἕνεκα).
I, 645b14-17: ᾿Επεὶ δὲ τὸ μὲν ὄργανον πᾶν ἕνεκά του, τῶν δὲ τοῦ σώματος μορίων ἕκαστον ἕνεκά του, τὸ δ' οὗ ἕνεκα πρᾶξίς τις, φανερὸν ὅτι καὶ τὸ σύνολον σῶμα συνέστηκε πράξεώς τινος ἕνεκα πολυμεροῦς.
Здесь мы видим различие «инструмента» и «действия». Об этом же говорится в «Метафизике», 1013b3 (одно отличается от другого как инструмент и действие, τὰ μὲν ὄργανα τὰ δ' ἔργα), только здесь действие не «праксис» (πρᾶξίς), а «эргон» (ἔργον). Дело, действие.
Аристотель подчеркивает: не действие существует ради инструмента, а инструмент – ради действия (ср.: «О частях животных», I, 645b17-18: «не пиление ради пилы, а пила – ради пиления, ибо пиление есть использование пилы»*).
* В переводе В.Карпова (С. 51) не вполне точно переведено как «полезное действие».
Если логика – это инструмент философии, то следует поставить вопрос: ради какого действия, для достижения каких целей и задач это средство?
Задача философии – познание; она есть наука (epistêmê), познающая причины. В первой книге «Метафизики» было сказано о главной науке, самом главном знании, которое ищет «первые начала и причины» "Метафизика", I, 2, 982b9.
Но Аристотель говорит в тех же первых главах альфа "Метафизики", что науки и искусства различаются по ценности, есть первые, главные, а есть второстепенные.
«теоретические [искусства] мудрее созидающих/производящих», I, 2, 982а1.
И на основании разных мест ряда сочинений Аристотеля, прежде всего "Метафизики", можно составить сводную таблицу, которая будет иллюстрировать тему "разделение наук у Аристотеля".
Цель теоретической философии – познание истины, практической – познание добра и зла. Там и там мы пользуемся языком, суждениями, утверждениями и отрицаниями. Везде нужна логика.
Литература |
|||||
|