Проект Института философии РАН и библиотеки им. Ф.М. Достоевского «Анатомия философии: как работает текст»
Цикл философских бесед:
А.Г. Гаджикурбанов и П.А. ГаджикурбановаЭтический натурализм в концепциях стоиков и Спинозы25 мая 2017 года
Стоики, унаследовавшие из кинической моральной философии принцип следования природе («жизни, согласной с природой»), полагали идею природы не только в основание своей физики, но видели в ней своего рода высшую цель стремлений нравственного субъекта. В метафизике и в моральном учении Спинозы, который в значительной мере являлся наследником и продолжателем стоической традиции, природа рассматривается как метафизическая основа всего бытия и одновременно как модель нравственного совершенства человека. Общий принцип, объединяющий упомянутые этические доктрины, можно определить как этический натурализм.
Характерно, что натурализм в этике особым образом реализует фундаментальную оппозицию двух важнейших компонентов морального сознания – должного и сущего. Концепт должного, которому в своих моральных решениях следует сущий в этом мире нравственный субъект, представлен здесь в образе природы во всем многообразии смыслов, заключенных в этом понятии (у Спинозы он дополняется еще и метафизической идеей субстанции с ее атрибутами и модусами). Можно с определенностью утверждать, что именно физика стоиков, как и метафизика Спинозы, выстраивает первичную аксиоматику бытия, конструирует ценностную иерархию универсума, а также создает нормативную и моделирующую компоненту всякой этической теории и моральной практики – образ Высшего блага. Вместе с тем, семантическая неопределенность, присущая универсальному понятию природы, порождает в них множество своеобразных парадоксов, представляющих особый интерес для этической теории (например, идея «надлежащего по обстоятельствам» в стоицизме или представление об адиафории телесного действия у Спинозы). Кроме того, свойственная этим концепциям натурализация морального абсолюта и придание морального смысла «естественным» качествам человеческого субъекта заключают в себе опасность деструкции самого морального пространства.
Видеозапись
|
|||||
|