Институт Философии
Российской Академии Наук




  2012
Главная страница » » Сектор философии религии » Научные результаты » 2012

2012

Осуществлена целостная реконструкция религиозно-философского миросозерцания И.В.Киреевского вне традиционной привязки к идеологии т. н. «славянофильства», в единстве антропологической (философия верующего разума) и социально-философской (православная общественность) составляющих. Впервые в отечественной литературе дан обстоятельный анализ взглядов И.В.Киреевского на церковно-государственные отношения, на историю Византии и русский «византизм» (Судаков А.К. Философия цельной жизни. Миросозерцание И.В.Киреевского. М., 2012).

Классифицированы и систематизированы основные современные направления в изучении тринитарной доктрины Аврелия Августина, оказавшей определяющее влияние на развитие христианского тринитаризма на Западе не только в эпоху патристики, но и в Средние века и Новое время. Выявлены в качестве таковых направление историко-философское (Ш.Буйе, М.Шмаус, А.Шиндлер, О. Дю Руа и др.), историко-теологическое (Т. Де Реньон, А.Пессак, А.Малэ, Б. Де Маржери, Дж. О’Доннелл и др.), историко-догматическое (Дж. Салливэн, Л.Айрес, М.Барнес, И.Арнольд и др.), философское (М.Мюррей, М.Рей, Р.Кросс, С.Дэвис и др.). Установлены слабые и сильные стороны каждого из этих направлений и определен перспективный вектор дальнейшего изучения тринитарного аспекта наследия великого христианского мыслителя (Фокин А.Р. Тринитарное богословие блаженного Августина: обзор современных исследований и концепций (http://www.bogoslov.ru/text/2591456.html)).

Проанализировано учение Л. де Молины (1535–1600) о предвидении и предопределении. Проведено сравнение его учения о среднем знании с другой, более экономной теорией – учением о предвидении, провидении и свободе воли Северина Боэция (Карпов К.В. «Среднее знание» и проблемы предвидения // Философия и культура. 2012. № 7. C. 108–116).

На основании предпринятой в индологии дифференциации «брахманской» и «светской» классификаций наук (видьи) в индийской классической культуре (П.Хакер, К.Прейзенданц) была установлена точка их «несимметричного синтеза» – в «Кавьямимансе» Раджашекхары (Х в.), в котором «секулярное» включается в качестве специального сегмента в «религиозное». Первый перевод на русский язык с санскрита науковедческих глав «Кавьямимансы» (классификации дисциплин знания) позволил идентифицировать предлагаемое в нем определение философии (анвикшики) – по хронологии третье (и последнее среди наиболее репрезентативных – после «Артхашастры» и «Ньяябхашьи» Ватсьяяны) в индийской культуре – как диалогический дискурс, соответствующий по своей структуре формату аналитической философии как интеркультурной реальности (контрпозиция пропонента и оппонента, пользующихся разнообразными средствами контровертивной диалектики) и одновременно работающий в религиозном контексте противостояния брахманистов-астиков и антибрахманистов-настиков – буддисты, джайны, атеисты (Шохин В.К. Раджашекхара и его синтез двух форматов традиционного индийского науковедения;Раджашекхара. Исследование поэзии (Кавьямиманса) / Пер. с санскрита и примеч. В.К.Шохина // Вопр. философии, 2012. № 5. C. 143–156).

 

I. Опубликованные книги

1. Монографии и коллективные труды

Карпов К.В. Учение Григория из Римини о предопределении и свободе воли. М.: ИФ РАН, 2012. 128 с. (6,86 а.л.).

Судаков А.К. Философия цельной жизни. Миросозерцание И.В.Киреевского. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 464 с. (29,8 а.л.).


2. Классические тексты и переводы

Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и Западе. Метафизика и разделение христианского мира / Отв. ред.А.Р.Фокин; Пер. с нем. А.И.КырлежеваА.Р.Фокина. М.: Яз. славян. культур, 2012. 383 с. (24 а.л.).

Ясперс К. Философия / Пер. с нем. А.К.Судакова. Кн. 1: Философское ориентирование в мире; Кн. 2: Просветление экзистенции; Кн. 3: Метафизика. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 383 с. (24,3 а.л.); 448 с. (28 а.л.); 296 с. (17,6 а.л.).


II. Статьи, разделы в книгах и другие публикации

1. Научные статьи

Карпов К.В. «Среднее знание» и проблемы предвидения // Философия и культура. 2012. № 7. C. 108–116. (1 а.л.).

Карпов К.В. Учение Петра Ауреоли о предопределении // Вестн. ПСТГУ. Сер. Богословие. Философия. 2012. № 5(43). С. 7–22. (1 а.л.).

Фокин А.Р. Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского // Св. Амвросий Медиоланский. Собр. творений. М., 2012. Т. 1. С. 18–25 (0.5 а.л.).

Фокин А.Р. Предисловие к русскому изданию // Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и Западе: Метафизика и раделение христианского мира. М., 2012. С. 15–16.

Фокин А.Р. Тринитарное богословие блаженного Августина: обзор современных исследований и концепций // Интернет-портал «Богослов.Ру» (http://www.bogoslov.ru/text/2591456.html) (2 а.л.).

Фокин А.Р. Элементы учения об обожении в латинской патристике // Вестн. Православн. Свято-Тихонов. Гуманитарн. Ун-та. Сер. I: Богословие. Философия. № 44. М., 2012. С. 7–20 (1 а.л.).

Шохин В.К. «Абхидхармакоша», Абхидхармы тексты (разд. 1), Адхарма (адхамма), Акушала (акусала) (разд. 2), Алая-виджняна, Андхака, Антарабхава, Архат (разд. 1), Ахимса, Ашвагхоша, Бахушрутия, Бодхисаттва (разд. 1), Буддагхоса, Васубандху, Васумитра, Ватсипутрия, Вирья, Витанда, Дана, Две истины (разд. 1), Дхарма (дхамма), Дхармагуптака, Кальпа, Каруна, Катьяянипутра, Кашьяпия, Клеша, Кушала, Локоттаравада, Майтри, Махасангхика, Махишасака, Парамиты, Праджняпарамиты сутры, Пунья (разд. 1), Самматия, Сарвастивада, Типитака (Трипитака), Трикая (разд. 1), Трисвабхава, Тхеравада (стхавиравада), Чайтика, Шила // Философия буддизма. Энцикл. / Отв. ред. М.Т.Степанянц. М., 2011. С. 66–69, 69–75, 84–85, 86–87, 90–92, 103–104, 106–107, 117–118, 139–140, 140–142, 152–154, 162–165, 176–178, 203–207, 207–208, 208–209, 226–227, 227, 259–260, 267–271, 308–309, 309–311, 350–352, 370–372, 372–374, 375–376, 379-380, 386-387, 427-428, 448-452, 457-459, 528-529, 536-540, 567, 594–596, 612–617, 680–686, 690–692, 698–701, 704–709, 770–771, 807–809 (11, 8 а.л.) (не вошло в отчет 2011 г.).

Шохин В.К. Англо-американская философская теология в российском пространстве // Брэдшоу Д.Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. С. 11–14 (0,2 а.л.).

Шохин В.К. Раджашекхара и его синтез двух форматов традиционного индийского науковедения;Раджашекхара. Исследование поэзии (Кавьямиманса) / Пер. с санскрита и примеч. В.К.Шохина // Вопр. философии. 2012. № 5. С. 143–156 (1,2 а.л.).

 

6. Рецензии, обзоры

Фокин АРец. на кн.: Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010 // Вестн. Православн. Свято-Тихонов. Гуманитарн. Ун-та. Сер. I: Богословие. Философия. № 41. М., 2012. С. 143–146 (0.25 а.л.).